Воздействие произраильского лобби на формирование американского ближневосточного курса, на примере администрации Д.Трампа
Работа посвящена анализу воздействия произраильского лобби на формирование американского ближневосточного курса, а в частности процессу принятия внешнеполитических решений администрацией Дональда Трампа на Ближнем Востоке. Ключевыми выводами можно назвать следующие положения: влияние произраильских лоббистских структур в администрации Дональда Трампа возросло до такой степени, что, за редким исключением, практически каждый сотрудник администрации лоялен по отношению к Израилю; AIPAC лоббировал выход США из «ядерной сделки» с Ираном, что серьезнейшим образом отражается на всей американской ближневосточной политике; план Трампа по урегулированию арабо-израильского конфликта несет идею «передела палестинской земли» в пользу Израиля; под влиянием произраильского лобби политика США на Ближнем Востоке, при администрации Дональда Трампа приобрела новый, явно произральский, вектор движения.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 История формирования и структура произраильского лобби США ………………… 11
1.1.Краткая история формирования произраислького лобби США. …………………………….. 11
1.2. Современная структура произраильского лобби США ………………………………………….. 18
Глава 2. Политика администрации Дональда Трампа на Ближнем и Среднем Востоке .. 38
2.1. Экономическое сотрудничество США и Израиля ………………………………………………….. 38
2.2. Военно-техническое сотрудничество США и Израиля, «стратегия достаточного
присутствия» Д.Трампа на Ближнем Востоке ……………………………………………………………… 52
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………… 62
Список использованных источников и литературы: …………………………………………………….. 64
Внешняя политика США формирует события во всех уголках земного шара.
Ближний Восток, регион периодической нестабильности и огромного стратегического
значения – не является исключением. К примеру, попытка администрации Дж. Буша-
младшего превратить регион в «сообщество демократий» спровоцировало возникновение
ИГИЛ в Ираке и его распространение на Сирию, резкий рост мировых цен на нефть и
террористические взрывы в Мадриде, Лондоне и Аммане. Поскольку на карту поставлено
так много, всем странам необходимо понять те силы, которые определяют
ближневосточную политику США1.
Казалось бы, национальные интересы США должны быть главным предметом
заботы американской внешней политики. На Ближнем Востоке они, прежде всего, связаны
с обеспечением доступа к источникам углеводородного сырья, которые, в основном,
находятся в арабских странах и Иране. В свою очередь, это предполагает налаживание
хороших отношений с нефте- и газодобывающими странами. Однако в течение последних
нескольких десятилетий, и особенно после Шестидневной войны 1967 года, центральным
элементом политики США на Ближнем Востоке были ее отношения с Израилем. Можно
предположить, что связь между двумя странами основана на общих стратегических
интересах или непреодолимых моральных императивах. Однако, как мы покажем ниже,
ни одно из этих объяснений не может объяснить невероятный уровень материальной и
дипломатической поддержки, которую Соединенные Штаты оказывают Израилю.
Вместо этого, общая направленность политики США в регионе почти полностью
связана с внутренней политикой США, особенно с деятельностью «произраильского
лобби». Другим группам «специальных интересов» удалось повлиять на внешнюю
политику США в тех направлениях, которые они предпочитали, но ни одному лобби не
удалось заставить США действовать вопреки национальным интересам страны.
Произральское же лобби сумело убедить большинство американцев в том, что интересы
США и Израиля по сути совпадают.
Джон Миршаймер и его коллега Стивен Уолт2, в своей работе «Израильское лобби
и внешняя политика США», отмечают, что произраильское лобби также имеет
Мовсесян. В.А Ближневосточная политика США // Регион и мир. Общественный институт политических и
социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. 2017, №4, с. 15-21. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28358286_88926827.pdf (дата обращения : 10.03.2020)
значительные рычаги влияния на исполнительную власть. Эта власть частично
обусловлена влиянием еврейских избирателей на президентские выборы. Несмотря на
небольшую численность населения (менее 3 процентов), они делают большие
пожертвования в рамках кампании кандидатам от обеих партий. Газета «Вашингтон пост»
однажды подсчитала, что кандидаты в президенты от демократов «полагаются на то, что
сторонники евреев поставляют до 60 процентов денежных средств» 3. Кроме того,
избиратели-евреи сосредоточены в таких ключевых штатах, как Калифорния, Флорида,
Иллинойс, Нью-Йорк и Пенсильвания, «поставляющих» наибольшее количество
выборщиков президента. Ключевые организации лобби также напрямую нацелены на
контроль за органами власти. Например, произраильские силы следят за тем, чтобы
критики еврейского государства не получали важных внешнеполитических назначений.
Этот факт, заставляет любого начинающего политика становиться явным
сторонником Израиля, поэтому публичная критика Израиля практически отсутствует в
учреждениях внешней политики США. Эти ограничения все еще действуют сегодня.
Действующий президент США Дональд Трамп, имел огромную поддержку от
республиканской еврейской коалиции, и, несмотря на то, что традиционно большинство
евреев голосуют за демократов, еврейскому сообществу удалось оказать Трампу
колоссальную поддержку, при участии Шелдона Адельсона. Еще в ходе предвыборной
компании, Трамп пообещал перенести посольство США в Иерусалим, что должно было
стать символом, подтверждающим крепкую дружбу Израиля и США. Большие надежды
появились и у премьер-министра Израиля, поскольку личные его отношения с
президентом Б. Обамой не заладились4.
По мнению Стивена Уолта5, цели лобби выполняются, когда произраильские люди
занимают важные должности в исполнительной власти. Например, во времена
Mearsheimer JohnJ, Walt StephenM ,The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy, URL:
https://www.academia.edu/9031239/The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy John Mearsheimer Stephen Walt
(дата обращения: 10.07.2019)
3
The dark roots of AIPAC, ‘America’s Pro-Israel Lobby’ 06.03.2018 // Washington Post URL:
https://www.washingtonpost.com/news/made-by-history/wp/2018/03/06/the-dark-roots-of-aipac-americas-pro-
israel-lobby/ (дата обращения: 16.04.2020)
4
President Trump’s options for Israeli-Palestinian dealmaking. URL:
https://www.brookings.edu/research/president-trumps-options-for-israeli-palestinian-dealmaking/ (дата
обращения: 15.04.2020)
5
Mearsheimer JohnJ, Walt StephenM. Is It Love or The Lobby? Explaining America’s Special Relationship with
Israel. // Security Studies. Jan-Mar2009, Vol. 18 Issue 1, p58-78. 21p. URL:
http://content.ebscohost.com/ContentServer.asp?T=P&P=AN&K=36460164&S=R&D=asn&EbscoContent=dGJyM
NXb4kSeqLU4y9f3OLCmsEiep65Ss664SraWxWXS&ContentCustomer=dGJyMPGssVGuq7VIuePfgeyx44Dt6fIA
(дата обращения: 10.04.2020)
администрации У. Клинтона политика на Ближнем Востоке в значительной степени
определялась официальными лицами, имеющими тесные связи с Израилем или
известными произраильскими организациями, включая Мартина Индика, бывшего
заместителя директора по исследованиям AIPAC6 (American Israel Public Affairs
Committee) и соучредителя произраильского Вашингтонского института ближневосточной
политики (WINEP), Денниса Росса, который присоединился к WINEP после ухода из
правительства в 2001 году, и Аарона Миллера, который жил в Израиле и часто посещал
его. Эти люди были одними из ближайших советников президента Клинтона на саммите в
Кэмп-Дэвиде в июле 2000 года. Хотя все трое поддержали мирный процесс в Осло и
выступили за создание палестинского государства, они делали это только в рамках того,
что было бы приемлемо для Израиля.7 В частности, американская делегация обратилась к
премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, заранее согласовала переговорные позиции и
не предложила собственных независимых предложений по урегулированию конфликта.
Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня вокруг воздействия произраильского
лобби на внешнюю политику администрации Дональда Трампа, скорее закономерность,
чем исключение. Новая республиканская администрация опирается на наиболее
консервативную часть еврейской диаспоры в США. Однако, в отличии от предыдущего
президента Барака Обамы, совершенно очевидно, что Дональд Трамп – произраильский
президент8.
Актуальность исследования определяется тем, что в данной работе мы стремимся
рассмотреть конкретные инструменты воздействия произраильского лобби на
администрацию Дональда Трампа при формировании американского ближневосточного
курса, и дать оценку эффективности и важности таких средств и методов воздействия.
Объектом исследования является феномен произраильского лобби, его значение
для политической архитектуры США, содержание и уникальные особенности.
ROSENBERG M.J. It’s Time For AIPAC to Register As a Foreign Agent. // Washington Report on Middle East
Affairs. May2018, Vol. 37 Issue 3, pOV-13-OV-14. 2p. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2125/ehost/detail/detail?vid=27&sid=d15e4fc8-db07-4815-82ad-e757d01efbbc%40pdc-
v-sessmgr04&bdata=JkF1dGhUeXBlPWlwJmxhbmc9cnU%3d#AN=128893060&db=asn (дата обращения:
20.04.2020)
7
Middle East Notes and Comment: Far from Doha. URL: https://www.csis.org/analysis/middle-east-notes-and-
comment-far-doha-0 (дата обращения: 10.04.2020)
8
President Trump’s options for Israeli-Palestinian dealmaking. URL:
https://www.brookings.edu/research/president-trumps-options-for-israeli-palestinian-dealmaking/ (дата обращения:
26.04.2020)
Предметом данной выпускной работы является воздействие произраильского
лобби на формирование американского ближневосточного курса.
Хронологические рамки исследования для рассмотрения воздействия
произрараильского лоббии на формирование американского ближневосточного курса
определены временем работы администрации Дональда Трампа. Выбор данного периода
обусловлен тем, что при Д. Трампе в ближневосточной политике США произошли
значительные изменения по сравнению с курсом Б. Обамы, суть которых требует
осмысления.
Цель исследования состоит в изучении путей и способов воздействия
произраильского лобби на администрацию Д.Трампа в вопросах формирования
американского ближневосточного курса.
Для достижения цели исследования был определен следующий круг задач:
– рассмотреть степень изученности темы исследования на основе анализа научной
литературы по данной проблематике;
– изучить инструменты воздействия произральского лобби на администрацию
Д.Трампа, а также то, как это воздействие преобразовывалось во внешнеполитические
решения на практике;
– рассмотреть случаи конкретного практического применения описанных
инструментов в период работы администрации Д.Трампа и дать оценку их
эффективности;
Среди источников особую важность составили нормативно-правовые акты
Конгресса США, для точечного определения маркеров воздействия финансирования, и
прочей поддержки. Для определения специфики воздействия произраильского лобби
были использованы отдельные положения и акты. Например, «Закон об укреплении
американо-израильского сотрудничества и региональной безопасности»9, согласно
которому утверждается программа грантов, которые направлены на поддержку
исследований и разработок в области кибербезопасности, а также демонстрации и
коммерциализации технологий кибербезопасности10. Или же «Десятилетний меморандум
H.R.1837 – United States-Israel Cooperation Enhancement and Regional Security Act. URL:
https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-
bill/1837/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22israel%22%5D%7D&r=6&s=3 (дата обращения: 16.04.2020)
10
H.R.5063 – U.S.-Israel Anti-Killer Drone Act URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-
bill/5063/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22israel%22%5D%7D&r=23&s=4 (дата обращения: 15.03.2020)
о взаимопонимании между США и Израилем»11, в рамках которого Соединенные Штаты
выделяют Израилю 3,3 млрд. долл. в области иностранного военного финансирования и
500 млн. долл. на совместные программы по противоракетной обороне в течение каждого
из десяти лет, что значительно увеличит возможности Израиля приобретать
дополнительные передовые технологии. Кроме того, закон H.R 1820. 116-6 «О
консолидированных ассигнованиях 2019 года»12; закон P.L. 115-245 «Об ассигнованиях
Министерства обороны и труда, здравоохранения и социального обеспечения и
образования от 2019 года13» и закон «О постоянных ассигнованиях 2018 года14» также
дают представление о программах американской помощи Израилю.
Для изучения политической повестки произраильского лобби в США,
использовался сайт крупнейшей еврейской организации AIPAC. Чтобы определить
официальную позицию правительства Израиля по различным вопросам ближневосточной
политики, использовались сайты министерства иностранных дел Израиля и Армии
обороны Израиля.
Более того, чтобы разобраться детально в ключевых направлениях деятельности
произраильского лобби в США использовались сайты мозговых центров Rand
Corporation15 и Brookings Institute16. В данной работе также широко использовались
средства массовой информации. Среди главных источников можно выделить: «BBC
news17», «Haaretz»18, «The Jerusalem Post»19, «The New York Times»20, «The Wall Street
Journal»21, и др.
MEMORANDUM OF UNDERSTANDING FOR GLOBAL DEVELOPMENT COOPERATION BETWEEN
THE UNITED STATES AGENCY FOR INTERNATIONAL DEVELOPMENT AND MASHAV – THE AGENCY
FOR INTERNATIONAL DEVELOPMENT COOPERATION OF THE STATE OF ISRAEL URL:
https://www.usaid.gov/reports-and-data/mou/aug-2019-mashav (дата обращения: 26.04.2020)
12
H.R.1820 – United States-Israel International Development Cooperation Act of 2019.
URL:https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-
bill/1820?q=%7B%22search%22%3A%5B%22israel%22%5D%7D&s=6&r=4 (дата обращения: 25.04.2020)
13
S.1102 – Eastern Mediterranean Security and Energy Partnership Act of 2019. URL:
https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-
bill/1102?q=%7B%22search%22%3A%5B%22israel%22%5D%7D&s=10&r=26 (дата обращения: 17.04.2020)
14
H.R.1625 – Consolidated Appropriations Act, 2018. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-
bill/1625?q=%7B%22search%22%3A%5B%22israel+lobby%22%5D%7D&s=3&r=19 (дата обращения:
20.03.2020)
15
https://www.rand.org/about/history.html (дата обращения: 10.04.2020)
16
https://www.brookings.edu/about-us/ (дата обращения: 12.04.2020)
17
https://www.bbc.com/ (дата обращения: 15.04.2020)
18
https://www.haaretz.com/ (дата обращения: 15.04.2020)
19
https://www.jpost.com/ (дата обращения: 16.04.2020)
20
https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 10.04.2020)
21
https://www.wsj.com/ (дата обращения: 13.04.2020)
Степень научной разработанности проблемы. Над вопросом воздействия
произраильского лобби на формирование внешнеполитического курса США работали
многие ученые.
Среди работ отечественных авторов, посвященных истории функционирования
произраильского лобби, следует отметить труды: Колобова О.А. и Сергунина А.А.,22
Охрименко Я.С23., Графова Д.Б24, Хлебникова Л.Р25, Кравченко И.Ю26, Хаужева Л.М,
Суркова Н.Ю, Кузнецова Д.В, Дегтерева Д.А27. и пр.
Что касается зарубежной историографии, то для анализа воздействия
произраильского лобби были использованы такие работы как «Израильское лобби и
внешняя политика США» – Джона Миршаймера и Стивена Уолта28. Такие авторы как
Адриан Натан29, Уолтер Хиксон30, Пол Финдли31, Джанет Мак-Магон32, Мартин
Колобов О.А., Сергунин А.А. Суперлобби. Невыдуманная история Американо-израильского комитета по
общественным отношениям. Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета,
1993.
23
Охрименко Я.С. Израильское лобби как фактор ближневосточной политики США // Институт
международных отношений, ПГЛУ, 2015, №7, с.110-118 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izrailskoe-lobbi-
kak-faktor-blizhnevostochnoy-politiki-ssha/viewer (дата обращения: 10.02.2020)
24
Графов Д.Б. Работа произраильского лобби в США ХХI века// Историческая психология и социология
истории 2013, №2 с.107-127. Издательство «Учитель». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-
proizrailskogo-lobbi-v-ssha-xxi-veka/viewer (дата обращения : 12.02.2020)
25
Хлебникова Л.Р. Противостояние произраильских лоббистских структур AIPAC и J STREET во время
первой администрации Д.Трампа. // Труды института востоковедения РАН. 2018, №2 с.205-217. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36931581_15572488.pdf (дата обращения: 10.02.2020)
26
Кравченко И.Ю. Новый курс Барака Обамы в палестино-израильском конфликте // Америка и мир. 2016,
№4, с.45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-kurs-b-obamy-v-palestino-izrailskom-konflikte-1/viewer
(дата обращения: 8.04.2020)
27
Дегтерев Д.А. Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика // Вестник МГИМО, 2017.
с.83-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-pomosch-izrailyu-istoki-struktura-dinamika/viewer
(дата обращения: 7.02.2020)
28
Mearsheimer John J, Walt, Stephen M. The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy, URL:
https://www.academia.edu/9031239/The_Israel_Lobby_and_U.S._Foreign_Policy_-
_John_Mearsheimer_Stephen_Walt (дата обращения: 10.07.2019)
29
Aridan Natan. Israel Lobby. // Israel Studies. Summer2019, Vol. 24 Issue 2, p128-143. 16p.
URL:http://content.ebscohost.com/ContentServer.asp?T=P&P=AN&K=135186217&S=R&D=asn&EbscoContent=
dGJyMNXb4kSeqLU4y9f3OLCmsEiep65Ssa%2B4SreWxWXS&ContentCustomer=dGJyMPGssVGuq7VIuePfgey
x44Dt6fIA (дата обращения : 20.04.2020)
30
Hixson Walter. Israel’s Armor: The Israel Lobby and the First Generation of the Palestine Conflict. // Washington
Report on Middle East Affairs. May2019, Vol. 38 Issue 3, p9-16. 8p. 5 Color URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2125/ehost/detail/detail?vid=10&sid=d15e4fc8-db07-4815-82ad-e757d01efbbc%40pdc-
v-sessmgr04&bdata=JkF1dGhUeXBlPWlwJmxhbmc9cnU%3d#AN=136227516&db=asn (дата обращения:
16.04.2020)
31
Findley Paul, McMahon Janet. How to Tame Lobbies Like AIPAC // Washington Report on Middle East Affairs.
Aug2015 Supplement National Press Club Conference Proceedings, p64-66. 3p. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2125/ehost/detail/detail?vid=26&sid=d15e4fc8-db07-4815-82ad-e757d01efbbc%40pdc-
Розенберг33, затрагивают вопросы системного функционирования израильского лобби в
Конгрессе США. Особое значение имеет работа Дж. Миршаймера «Это любовь или все-
таки лобби? Объясняя особые отношения Америки с Израилем»34, поскольку отталкиваясь
от данной работы можно совершенно ясно описать архитектуру израильского лобби и
опираясь на уже исторический аспект сформулировать основные положения
монументальности и силы влияния еврейского сообщества на принятие политического
решения в Конгрессе США.
Для того, чтобы определить источники воздействия израильского лобби на
администрацию Дональда Трампа использовались труды таких авторов, как Шира
Эфрон35, Говард Дж. Шатц36, Артур Чан37, Эмили Хаскел38, Лайл Дж. Моррис39, Эндрю
Скобелл40, являющихся сотрудниками RAND корпорейшен41, в которых описывается
специфика работы произраильского лобби в США.
Новизна данного исследования заключается в том, что в настоящей работе
впервые в отечественной политической науке осуществлен комплексный анализ
воздействия произраильского лобби на формирование внешнеполитического курса
администрации Д. Трампа. В работе впервые введены в научный оборот новейшие
источники, исследования и сообщения СМИ, позволяющие выстроить наиболее полную
картину о современной структуре воздействия с учетом выстраивания новой политики
президента Трампа.
По результатам изучения роли произраильского лобби в формировании
американского внешнеполитического курса администрации Дональда Трампа
представляется возможным сделать ряд выводов и обобщений.
В нашем исследовании были изучены исторические условия формирования
произраильского лобби и каналов его влияния на американский внешнеполитический курс
на Ближнем Востоке. Политика интеграции еврейских иммигрантов в американское
общество, проникновение представителей еврейской общины в исполнительную и
законодательную власти США, многолетнее построение уникальных двусторонних связей
США с Израилем – всё это обусловило значительную роль, которую произраильское
лобби играет в определении как общего внешнеполитического курса данной страны, так и
особенно её политики на Ближнем Востоке.
На наш взгляд, влияние произраильских лоббистских структур в администрации
Дональда Трампа возросло до такой степени, что, за редким исключением, практически
каждый сотрудник администрации лоялен по отношению к Израилю. Об этом
свидетельствует ряд политических и экономических маркеров – таких, как увеличение
программных ассигнований, появление новых грантовых программ в области вооружения,
кибернетики, безопасности, микробиологии, строительства и медицины. Утверждение
многолетней программы – Меморандума о взаимопонимании – и ряда других законов и
проектов, сигнализируют об укреплении двусторонних связей США и Израиля. Между
президентом Д. Трампом и премьер-министром Израиля Биньямину Нетаньяху сложились
личные симпатии, о чем говорят некоторые формальные и неформальные действия
президента США на Ближнем Востоке. Таким примером, на наш взгляд, может послужить
перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, что фактически является его
признанием со стороны США столицей Израиля (вопреки нормам международного
права). Одной из причин такого решения было стремление Д. Трампа поддержать Б.
Нетаньяху во время серии недавних выборов в Израиле. Очевидно также, что Д. Трамп
рассчитывает на поддержку еврейской общины США с тем, чтобы переизбраться на
второй президентский срок.
Подобные действия США привели к полному прекращению их двусторонних
связей с Палестиной. В то же время перенос американского посольства в Иерусалим имел
большое символическое значение для поддержки Израиля и укрепления двусторонних
связей.
Об этом же, на наш взгляд, говорит и так называемый «план Трампа» по
урегулированию арабо-израильского конфликта. Он опирается на лоббируемую Израилем
идею «передела» палестинской земли. В соответствии с данным планом, должно быть
образовано два отдельных государства для израильтян и палестинцев, а столицей Израиля
должен быть признан Западный Иерусалим. Он также предусматривает признание
суверенитета Израиля над крупными поселениями на оккупированных территориях в
секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Наконец, план включает положение о
признании Вашингтоном Израиля в его новых границах. Таким образом, «сделка века»,
явившаяся плодом многолетнего труда AIPAC и и других произраильских лоббистов,
стала краеугольным камнем политики США на Ближнем Востоке.
Кроме того, по нашему мнению, именно AIPAC лоббировал выход США из
«ядерной сделки» с Ираном, что серьезнейшим образом отражается на всей американской
ближневосточной политике. По мнению произраильского лобби, любое сотрудничество и
усиление Ирана идет во вред политике безопасности Израиля. Возобновление
американских санкций в результате данного события, вероятно, закроет западные
нефтегазовые рынки для Ирана, что в результате может спровоцировать дальнейшую
дестабилизацию положения на Ближнем Востоке.
Более того, в результате проведенного исследования, нам удалось установить, что,
формируя «ореол» поддержки вокруг Израиля, заключая «точечные» или более широкие
по масштабу соглашения с этим государством в вопросах экономического, финансового,
энергетического сотрудничества, предоставляя ему гранты и поддержку, администрация
Д. Трампа продемонстрировала, что сохранение безопасности, целостности и устойчивого
развития ключевого партнера-союзника в регионе является для неё важнейшим
приоритетом. Складывается впечатление, что интересы Израиля на Ближнем Востоке, в
некоторой степени стали национальными интересами США. И это при том, что
объективно США заинтересованы в поддержании хороших отношений с арабскими
странами и Ираном, являющимися важнейшими источниками углеводородного сырья для
всего мира, включая сами США.
Под влиянием произраильского лобби политика США на Ближнем Востоке, при
администрации Дональда Трампа приобрела новый, явно произральский, вектор
движения. Признание Иерусалима столицей Израиля, новых еврейских поселений на
оккупированных арабских территориях, новые выгодные для Израиля соглашения,
расторжение иранской ядерной сделки – всё это смещает региональный баланс сил в
пользу Израиля, дестабилизируют ситуацию на всём Ближнем Востоке и провоцирует там
гонку вооружений.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!