Взаимосвязь аксиосферы и профессионально-важных качеств студентов-психологов в системе уровневого образования
1.1 Проблема профессионально-важных качеств психолога в
отечественной и зарубежной литературе
В многочисленных исследованиях убедительно доказана зависимость профессионализации от наличия специальных способностей к профессиональной деятельности и уровня развития индивидуально-личностных качеств, соответствующих требованиям выполняемой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.).
Термин «профессионально важные качества» (ПВК), которым обозначаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на успешность освоения деятельности и эффективность ее выполнения, впервые появился в рамках психологии труда в связи с необходимостью профессионального отбора и профессиографического анализа. А.А. Деркач подчеркивает, что «специфические для профессии психолога качества проявляются в сформированности всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность» [12].
Как отмечает B.B. Рубцов, «психологическая наука становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить себе какую-либо область деятельности, которая не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога» [39].
По мнению Г.С. Абрамовой, А.Ф. Бондаренко, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой и др., профессия психолога является в обществе одной из наиболее сложных, так как его «…деятельность многогранна по своему содержанию, профессиональные функции поливариантны и зависят от разнообразия задач, стоящих перед службами психологической помощи» [49].
В следствие возрастания интереса общества к психологии сфера влияния и функции психолога были экстраполированы и уточнены. Если раньше (в начале 20 века) основной задачей психологии было увеличение производительности труда и успехи в учёбе через как можно более полное задействование человеческих личных ресурсов, то современный мир призывает психологию помочь раскрыть потенциальные возможности человека и в повседневной жизни.
Современными исследованиями доказана огромная роль не только профессиональных качеств психолога, но и его личные особенности. Ведь собственная личность для психолога это важный инструмент и для практической и для исследовательской деятельности. Особая роль при этом отводится эмоциональной и мотивационной сфере личности.
В настоящее время доказано, что максимально эффективная деятельность практического психолога достигается через личностно-ориентированный под-ход, основанный на высших общечеловеческих и морально-нравственных устоях (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская, Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.)
Обращение к аксиологической сфере личности студентов-психологов в системе уровневого образования, обусловлено необходимостью определения направлений поиска личностных резервов для более успешного становления в профессии.
Данная работа, используя аксиологический подход (Д. А. Леонтьев, С.Ф. Анисимов, Ю.С. Бореев, Г.П.Выжлецов, В.И. Додонов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Р. Инглехард, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Л.Н. Столович, Н.З. Чавчавадзе, Ш. Шварц, В.А. Ядов), определила систему ценностных ориентаций личности студентов, получающих высшее образование по специальности «психология».
В.Н. Сагатовский одним из первых предложил понимание «аксиосферы» субъекта как совокупности ценностей, являющихся обобщенными устойчивы-ми представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их по-лучения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на ос-нове которых принимаются решения о его дальнейшем поведении. Структура аксиосферы определяется деятельностью, ориентированной на ценности, и может быть экстрагенной (если ценности диктуются внешней необходимостью) и интрагенной (если ценности определяются внутренней потребностью субъекта).
На данный момент происходят колоссальные преобразования в ценностях и потребностях людей, их жизненных интенций, начиная с юного подросткового возраста и заканчивая достаточно зрелым периодом.
Современный мир взывает личность к осознанной активной жизненной позиции, самоидентификации, творческой самоорганизации. Назрела необходимость в введении системы подготовки творчески развитой личности, способной быть активным инноватором в своей профессиональной деятельности в контексте современного научно-культурного континуума.
Основным обуславливающим фактором профессионального самоопреде-ления является отношение студента к своей будущей профессии. Позитивное отношение способствует качественному усвоению знаний и принятию выбран-ной специальности. Негативное напротив – затрудняет принятие данной про-фессии, замедляя эволюцию себя в ней, а также, в следствии снижения адапта-ции, отмечается значительное торможение в решении своих возрастных задач как во время обучения, так и в процессе реализации себя в профессии. Поэтому проблема места получаемой профессии в системе жизненных ценностей студентов особенно актуальна в последнее время, которое характеризуется ценностным кризисом в профессиональном сообществе и обществе в целом. Хотя в большинстве своем вышесказанное больше относится к лицам только что получившим среднее или средне-специальное образование и в силу возраста и других случайных обстоятельств их решение при выборе своей будущей профессии не является осознанным и позитивным.
1. Аминов, Н.А., Молоканов, M.В. О компонентах специальных способно-стей будущих школьных психологов // Психол. журнал, 1992. – Т. 13. – № 5. – С. 104-109;
2. Богачева, И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личночти / И. Г. Богачева. – Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – М., 2009. – № 98. – С. 247-252;
3. Бодалев, А.А., Вайзер Г.А., Карпова Н.А, Чудновкий В.Э. Материалы VIII – X симпозиумов. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска / под ред. А. А. Бодалева – Часть 1. – Психологический институт РАО. – М., 2004. – 328 с.;
4. Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального станов-ления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Се-рия 14 «Психология». – 2005. – № 2. – С. 7-17;
5. Белокрылова, Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07: – М.,1997;
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Питер. – Спб., 2008. – С. 148;
7. Вачков, И. В., Гриншпун, И. Б., Пряжников, Н. С. Введение в про-фессию «психолог» // Российская академия образования московский психолого-социальный институт. – Москва-Воронеж, 2004;
8. Валицкая, А.П. Аксиосфера: содержание понятия и его инструмен-тальный статус // Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик Коллективная монография. – СПб.: Астерион, 2013. – С.5-14;
9. Горьковая, И. А., Баканова, А. А. «Роль мотивационно-смыслового компонента получения образования в формировании компетентности магистров-психологов» // Психологическая наука и образование. – М., 2015. – Т. 20. – № 1. – C. 5–14;
10. Герасименко, Н. А. Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности пси-хологов образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2010. – № 1. С. 1-12.
11. Дементий, Л. И. «Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере полу-чения второго высшего психологического образования» // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 48-53;
12. Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 250 с.
13. Деркач, А. А. Акмеология. Учебник // Российская академия госу-дарственной службы при Президенте Российской Федерации. Международный акмеологический институт. – М., 2004.- С. 130;
14. Дементий, Л. И. «Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере полу-чения второго высшего психологического образования» // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 48-53;
15. Ермолаева, Е.П. «Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность» // Психологический журнал. – М., 2001. – Т. 22. – №4;
16. Ермолаева, М. В., Лубовский, Д. В. Особенности внутренней пози-ции студентов-психологов // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С.58-65;
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!