Взаимосвязь интерпретации невербального поведения с профессиональным самоопределением у старшеклассников

📑 93 стр.
📅 2018 год
👀 91 просмотр
7 500 ₽
Стоила эта работа
Софья Юрьевна С. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 2002, Филологии и журналистики, выпускник
7 500 ₽
Стоила эта работа

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема профессионального самоопределения в психологии
1.1. Самоопределение и его виды (проблема самоопределения и его
типология)…………………………………………………………………7
1.2. Формирование профессионального самоопределения (профконсультирование и т.д.)…………………………………………..15
1.3. Возрастные особенности профессионального
самоопределения…………………………………………………………23

Глава 2. Проблема невербального поведения в психологии
2.1. Невербальное поведение и экспрессия…………………………….31
2.2. Социально-перцептивные способности и их развитие…………..40
2.3. Возрастные аспекты развития социально-перцептивных способностей……………………………………………………………..48

Глава 3. Исследование особенностей интерпретации невербального поведения и профессионального самоопределения старшеклассников
3.1. Методы и процедура исследования……………………………….57
3.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………..65

Заключение………………………………………………………………………84

Список литературы…………………………………………………………….88

Приложения…………………………………………………………………..…94

Актуальность. Характерная особенность современного этапа общественного развития в нашей стране состоит в приоритете социальной профессиональной сфер, переориентации социально-экономических, политических задач на человека, на его личностное развитие. Это придает особую актуальность исследованиям представлений о поведении, общении, профессиональной деятельности, важным элементом которых является невербальное поведение. Развитие межнациональных и международных профессиональных отношений, принимающее зачастую противоречивые и острые формы, также обусловливает необходимость исследования невербального поведения, так как в нем находят выражение глубинная социальная и национальная культура, обычаи и традиции народа, без учета которых невозможно решить возникающие проблемы. Бурное развитие средств аудио-визуальной коммуникации, резкое возрастание их роли в социально-политической существовании общества в еще большей мере актуализируют исследования такого рода.
Невербальное поведение, являясь важным компонентом социального поведения личности, ее общения и деятельности, участвует в формировании психологического образа человека, в установлении и регулировании контактных процессов, в организации обратной связи во всех видах и формах взаимодействия. Благодаря своим общественным функциям невербальное поведение притягивало и притягивает внимание не только психологов, этнографов, лингвистов, социологов, философов, но и также искусствоведов, представителей профессии «человек-человек» и «человек-художественный образ». Трудно найти такую область жизнедеятельности личности, для которой невербальное поведение человека не имело бы значения.
В последнее время в связи с развитием практики профессионального ориентирования, социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам профессиональной деятельности число вопросов, связанных с исследованием интерпретации невербального поведения, значительно возросло. Это объясняется в первую очередь, тем, что психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой профессионального выбора и самоопределения: недооценкой невербального поведения как в контексте выбора профессии, интеракции, так и в плане создания образа себя и других людей. Коррекция этих ошибок фактически невозможна, если психолог, профориентатор, ведущий тренинговых групп не имеет достаточных знаний о функциональных возможностях интерпретации невербального поведения, о ее индикативной ценности, о том, каково содержание интерпретации невербального поведения, как оно зависит от тех или иных личностных факторов. Удовлетворить потребности практической психологии в подобного рода знаниях достаточно сложно, поскольку отсутствуют комплексные, разноплановые исследования невербального поведения личности в зависимости от тех или иных ее характеристик.
В связи с вышесказанным чрезвычайно актуальной представляется тема данной магистерской диссертации, посвященная вопросам взаимосвязи интерпретации невербального поведения с уровнем профессионального самоопределения у старшеклассников.
Степень разработанности. Проблема самоопределения довольно глубоко рассмотрена в отечественной психологии (М.Р. Гинзбург, 1988, 1994; Л.И. Божович,1986; Е.М. Борисова ,1995; Е.А. Климов, 1993, 1996; Н.С. Пряжников, 1995, 1996; И.Ю. Кузнецов, 2000, 2003; Е.Ю. Литвинова, 1992 и др.). В этих трудах отмечается многоплановость, сложность и значимость процесса самоопределения.
Теория и методика рофконсультирования как основного способа формирования профессионального самоопределения разрабатывалась такими авторами, как А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, Е.Е. Сапогова, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, О.В. Хухлаева, Ф.С. Исмагилова и др.
Вопросы невербального поведения, возрастные особенности такого поведения, а также развития социально-перцептивных способностей как основного его компонента получили достаточно широкую разработку в исследованиях В.А. Лабунской, Е.А. Петровой, С.Ф. Мехтиевой, Г.В. Серикова, А.А. Бодалева, Е.И. Фейгенберг, В.И. Екинцева, Л.А. Анцыферовой, И.А. Ильина, Г.Е. Крейдлина, В.Г. Крысько, И.Ию Рыдановой, Г.М. Андреевой и др.
Объект исследования – способности к интерпретации невербального поведения и характеристики профессионального самоопределения учащихся старших классов МБОУ Ажиновская СОШ.
Предмет исследования – взаимосвязь способности к интерпретации невербального поведения и уровня профессионального самоопределения учащихся старших классов МБОУ Ажиновская СОШ.
Цель работы – исследование степени выраженности и характера взаимосвязи способностей к интерпретации невербального поведения и уровня профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования – старшеклассники с различным уровнем профессионального самоопределения обладают различным уровнем способности к адекватной интерпретации невербального поведения; чем выше уровень адекватного ПНП, тем выше степень профессиональной готовности.
Задачи:
– изучение проблема профессионального самоопределения в психологии;
– анализ проблемы невербального поведения в психологии;
– эмпирическое исследование особенностей интерпретации невербального поведения и профессионального самоопределения старшеклассников.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ Ажиновская СОШ. В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 72 старшеклассника, из них 38 человек учатся в 9-10 классах, 34 человека – учатся в 11 классах.
Методы и методики исследования: теоретический анализ и обобщение публикаций по проблемам невербального поведения и профессионального самоопределения. Для решения эмпирических задач использовались специальные методики:
1) методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения (Лабунской В.А.);
2) анкета «Оценка профессиональной направленности личности Дж. Голланда (или анкета интересов);
3) Опросник профессиональной готовности А. П. Чернявской;
4) анкета «Ориентация» И. Л. Соломина.
Научная новизна исследования состоит в попытке теоретического обоснования и экспериментальной диагностики способностей к адекватной интерпретации невербального поведения в сравнительном аспекте с уровнем профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования. Знания о функциях и индикативных возможностях адекватной способности к интерпретации невербального поведения важны для представителей профессий «человек-человек» и «человек-художественный образ». Особую роль играют подобного рода знания в организации обратных связей и коммуникации в профессиональной деятельности, в создании образа о других людях. Адаптация знаний о невербальном поведении и его взаимосвязях с профессиональной направленностью личности является залогом повышения психологической культуры профессиональной деятельности. Основные результаты исследования могут быть использованы в создании научно обоснованных программ выбора профессии, развитию социально-психологической компетентности, снятию барьеров, возникающих в профессиональной деятельности на основе сложившихся интерпретационных стереотипов невербального поведения.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2014.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. М., 2014.
4. Анцыферова Л.А. Проблема психотонической активности и научное наследие Анри Валона // Психологический журнал. 1981, №1
5. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012.
6. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия эмоций//Психологический журнал, 1981, № 2.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
9. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., 2009.
10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
12. Бородкин В.И. Динамика потребностио-мотивационной сферы в процессе формирования личности молодого специалиста // Вопросы психологии. № 7, 1996.
13. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2.
14. Бюлер Ш. периодизация личностног развития. М., 2008.
15. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология. М. 1989
16. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
17. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
18. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. Киев, 2013.
19. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний. М., 2014.
20. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.В. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2015
21. Екинцев В.И. Психология понимания человека человеком: взаимодействие и организация знаний / В.И. Екинцев, М.А.Соболева. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.
22. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирования: Метод. пособие. М., 2014.
23. Ильин И.А. О связанности людей в добре и зле // Психологический журнал. № 2, 1993.
24. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. М., 2012.
25. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование: Учеб. пособие. М., 2015.
26. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
27. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения М., 1980.
28. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу // Вопросы психологии. № 1., 1971.
29. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014.
30. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1998.
31. Коццолини М. «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак», Харьков, Гуманитарный центр, 2013.
32. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
33. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2011.
34. Кузнецов И.Ю., Профессиональное самоопределение на жизненном пути: монография. Магадан, 2013.
35. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 2007.
36. Лабунская В.А. Методические указания к спецкурсу «Экспрессия человека» (часть 1). Ростов-на-Дону, 2006.
37. Лабунская В. А. Невербальное поведение.- Ростов-на-Дону – 1986.
38. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1999.
39. Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивной способности личности// Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 1983.
40. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
41. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
42. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
43. Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
44. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков / В.Л. Малыгин. М., 2010.
45. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
46. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001.
47. Мехтиева С.Ф. Язык «невербалики» // NovaInfo.ru: Психологические науки. № 44, 2016.
48. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2011.
49. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
50. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. СПб., 2015.

51. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2014.
52. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2010
53. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М., 1997.
54. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании и самопомощи: Пер. с нем. М., 2014.
55. Петрова Е. А. Знаки общения. – М., 2011.
56. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 2012.
57. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2012.
58. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж. 2012.
59. Рубинштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения. М., 2009.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
61. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
62. Рудницкий А.А. Выявление трудностей невербального поведения // Перспективы науки и образования. №.1, 2014.
63. Рыданова И.И. Социально-психологические механизмы функцио-нирования коллектива. Киев, 1980.
64. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: Учеб. пособие. М., 2008.
65. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65-73.
66. Свеницкий А.А. Краткий психологический словарь. М., 2016.
67. Сериков Г.В. Интерпретация невербального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками личности: Дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 : Ростов н/Д, 2001.
68. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства. М., 2015.
69. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.

70. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1954. Ч. 1.
71. Фейгенберг Е.И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Е.И. Фейгенберг, А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1994. – №6.
72. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 2010.
73. Хансен Дж. Невербальная коммуникация в консультировании / Дж. Хансен, Р. Стевик, Р. Уорнер // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, № 2
74. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров М., 2013.
75. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2013.
76. Чистякова С.Н. профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. № 3, 2014.
77. Экман П. Психология лжи. – СПб., 2013.
78. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1999.
79. Эриксон Э. Возрастная периодизация развития личности. М., 2010.
80. Ягнюк К.В. Присутствие и невербальная коммуникация // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, №1.
81. Brunner R. Lehrertreining-Grundlagen, VerFahren, Ergebnisse. Munchen. E. Reinhardt Verlag, 1976.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Электронные деньги
    📑 60 стр.
    📅 2019 год
    👀 52 просмотра
    🤓 2 загрузки