«Взвихренная Русь» А.М. Ремизова: феноменология образа
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию специфики представленности визуального опыта во “временнике” А. М. Ремизова “Взвихренная Русь”. Инструментом анализа данного материала является феноменологические искания Э. Гуссерля в области образа и мировосприятия.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Феноменология образа: обоснование проблемы…………… 6
Выводы к главе………………………………………………………….. 18
Глава 2. Сочинения А. М. Ремизова как предмет визуальных
исследований……………………………………………………………… 20
2.1 А. М. Ремизов и изобразительное искусство……………………… 20
2.2 «Временник» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь» как материал
для визуальных исследований…………………………………………. 26
2.3 Творческий метод А. М. Ремизова…………………………………. 32
Выводы к главе…………………………………………………………. 35
Глава 3. «Взвихренная Русь»: феноменология образа………………. 37
3.1 «Естественная» установка в феноменологическом восприятии…. 37
3.2 «Взвихренная Русь» сквозь призму феноменологии образа……… 40
3.2.1 Восприятие картины………………………………………….. 41
3.2.2 Фотография и фотографирование……………………………. 42
3.2.3 Изображенное на иконе………………………………………. 44
3.2.4 Плакат как прием визуализации……………………………… 46
3.2.5 Проблема взгляда и зрения…………………………………… 50
3.2.6 Корреляция изображенного и видимого…………………….. 52
3.2.7 Рисование как акт……………………………………………… 54
3.2.8 «Вихрь» как нормальное восприятие вещей………………… 57
Выводы к главе………………………………………………………… 62
Заключение…………………………………………………………………. 64
Список использованной литературы……………………………………… 66
Приложение 1………………………………………………………………. 73
Приложение 2………………………………………………………………. 75
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме
феноменологии образа во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь»
и имеет междисциплинарный характер.
Целью нашей работы является выявление специфики представленности
визуального опыта во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь».
Объектом исследования служит визуальный опыт, выраженный
вербально, предметом — литературный образ, отсылающий к визуальному
объекту или объекту, связанному с визуальностью. Инструментом для анализа
данного материала выступает феноменологические искания Эдмунда
Гуссерля в области образа и мировосприятия.
Феноменология образа является одной из возможных линий развития
гуссерлевской феноменологии, что связано как с содержательной, так и
методологической стороной концепции. Этот подход позволяет рассматривать
литературу с точки зрения выраженности в ней осмысленного опыта
восприятия.
Гуссерлевская феноменология предлагает оригинальный взгляд на
восприятие мира в «естественной» установке. Применяя феноменологическую
операцию «эпохэ», философ демонстрирует «обыденное» сосуществование с
миром как поток восприятий, связанных с актуальными и неактуальными
предметами мысли, реализующихся на разных слоях ноэма-ноэтической
сферы.
Творческую манеру А. М. Ремизова можно охарактеризовать как
стремление «к вещам», к нерасчлененности Я и другого через
конституирование, полагание Я самого себя и мира, что связывает его метод с
гуссерлевским понятием интерсубъективности.
Ремизовское творчество не ограничивается лишь литературными
произведениями, но и связано с изобразительным искусством его эпохи.
«Временник» «Взвихренная Русь» двунаправлен: с одной стороны, он
является смешением «документального» и «художественного», а с другой –
«литературного» и «изобразительно-визуального». Оба «сюжета» объединены
фигурой рассказчика, который одновременно является и «подлинным»
действующим лицом, и, что важно, конструктором реальности воспоминания.
В структуре «временника» можно найти рефлексию о визуальном
опыте. Вербальный образ, данный в модусе воспоминания, отсылает к
изображениям (картинам, иконам, фотографиям, плакатам), конструирует
процесс наблюдения и изображения.
Ни зрительно воспринимаемые вещи, ни сам наблюдатель не являются
всегда тождественными самим себе — в стремлении их постичь («схватить»,
точно «назвать») они видоизменяются, предстают в каждый новый момент
другим. Причем это верно для воспоминания как «реальной реальности», так
и «реальности» сна. В тексте создается парадоксальное пространство
амбивалентного восприятия, но при этом восприятия «острого», стремящегося
к предметам. Эта установка принимается рассказчиком не просто сознательно,
но и является экзистенциальной «максимой», заключающейся в том, что мир
— и все в мире, в том числе и Я — «взвихренный», живой, изменчивый.
Объектами дальнейших исследований могут стать такие
автобиографические произведения А. М. Ремизова, как «Подстриженными
глазами», «Иверень», «Учитель музыки», «В розовом блеске». Это позволит
не только «проверить» результаты анализа «Взвихренной Руси», но и в
дальнейшем выстроить систему феноменологии образа в творчестве писателя.
Будущие исследования могут расширить представление о возможностях
применения феноменологического анализа вербального образа,
направленного на визуальный опыт. Рассмотрение литературных
произведений с точки зрения рефлексии над опытом визуального восприятия
может, например, послужить режиссуре интересных интеграций
художественных произведений в тексты визуального порядка — видео, VR и
проч.
Список источников материала исследования
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!