«Взвихренная Русь» А.М. Ремизова: феноменология образа

Покидышева Валерия Артуровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию специфики представленности визуального опыта во “временнике” А. М. Ремизова “Взвихренная Русь”. Инструментом анализа данного материала является феноменологические искания Э. Гуссерля в области образа и мировосприятия.

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Феноменология образа: обоснование проблемы…………… 6
Выводы к главе………………………………………………………….. 18
Глава 2. Сочинения А. М. Ремизова как предмет визуальных
исследований……………………………………………………………… 20
2.1 А. М. Ремизов и изобразительное искусство……………………… 20
2.2 «Временник» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь» как материал
для визуальных исследований…………………………………………. 26
2.3 Творческий метод А. М. Ремизова…………………………………. 32
Выводы к главе…………………………………………………………. 35
Глава 3. «Взвихренная Русь»: феноменология образа………………. 37
3.1 «Естественная» установка в феноменологическом восприятии…. 37
3.2 «Взвихренная Русь» сквозь призму феноменологии образа……… 40
3.2.1 Восприятие картины………………………………………….. 41
3.2.2 Фотография и фотографирование……………………………. 42
3.2.3 Изображенное на иконе………………………………………. 44
3.2.4 Плакат как прием визуализации……………………………… 46
3.2.5 Проблема взгляда и зрения…………………………………… 50
3.2.6 Корреляция изображенного и видимого…………………….. 52
3.2.7 Рисование как акт……………………………………………… 54
3.2.8 «Вихрь» как нормальное восприятие вещей………………… 57
Выводы к главе………………………………………………………… 62
Заключение…………………………………………………………………. 64
Список использованной литературы……………………………………… 66
Приложение 1………………………………………………………………. 73
Приложение 2………………………………………………………………. 75

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме
феноменологии образа во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь»
и имеет междисциплинарный характер.

Целью нашей работы является выявление специфики представленности
визуального опыта во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь».

Объектом исследования служит визуальный опыт, выраженный
вербально, предметом — литературный образ, отсылающий к визуальному
объекту или объекту, связанному с визуальностью. Инструментом для анализа
данного материала выступает феноменологические искания Эдмунда
Гуссерля в области образа и мировосприятия.

Феноменология образа является одной из возможных линий развития
гуссерлевской феноменологии, что связано как с содержательной, так и
методологической стороной концепции. Этот подход позволяет рассматривать
литературу с точки зрения выраженности в ней осмысленного опыта
восприятия.

Гуссерлевская феноменология предлагает оригинальный взгляд на
восприятие мира в «естественной» установке. Применяя феноменологическую
операцию «эпохэ», философ демонстрирует «обыденное» сосуществование с
миром как поток восприятий, связанных с актуальными и неактуальными
предметами мысли, реализующихся на разных слоях ноэма-ноэтической
сферы.

Творческую манеру А. М. Ремизова можно охарактеризовать как
стремление «к вещам», к нерасчлененности Я и другого через
конституирование, полагание Я самого себя и мира, что связывает его метод с
гуссерлевским понятием интерсубъективности.

Ремизовское творчество не ограничивается лишь литературными
произведениями, но и связано с изобразительным искусством его эпохи.
«Временник» «Взвихренная Русь» двунаправлен: с одной стороны, он
является смешением «документального» и «художественного», а с другой –
«литературного» и «изобразительно-визуального». Оба «сюжета» объединены
фигурой рассказчика, который одновременно является и «подлинным»
действующим лицом, и, что важно, конструктором реальности воспоминания.

В структуре «временника» можно найти рефлексию о визуальном
опыте. Вербальный образ, данный в модусе воспоминания, отсылает к
изображениям (картинам, иконам, фотографиям, плакатам), конструирует
процесс наблюдения и изображения.
Ни зрительно воспринимаемые вещи, ни сам наблюдатель не являются
всегда тождественными самим себе — в стремлении их постичь («схватить»,
точно «назвать») они видоизменяются, предстают в каждый новый момент
другим. Причем это верно для воспоминания как «реальной реальности», так
и «реальности» сна. В тексте создается парадоксальное пространство
амбивалентного восприятия, но при этом восприятия «острого», стремящегося
к предметам. Эта установка принимается рассказчиком не просто сознательно,
но и является экзистенциальной «максимой», заключающейся в том, что мир
— и все в мире, в том числе и Я — «взвихренный», живой, изменчивый.

Объектами дальнейших исследований могут стать такие
автобиографические произведения А. М. Ремизова, как «Подстриженными
глазами», «Иверень», «Учитель музыки», «В розовом блеске». Это позволит
не только «проверить» результаты анализа «Взвихренной Руси», но и в
дальнейшем выстроить систему феноменологии образа в творчестве писателя.

Будущие исследования могут расширить представление о возможностях
применения феноменологического анализа вербального образа,
направленного на визуальный опыт. Рассмотрение литературных
произведений с точки зрения рефлексии над опытом визуального восприятия
может, например, послужить режиссуре интересных интеграций
художественных произведений в тексты визуального порядка — видео, VR и
проч.

Список источников материала исследования

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет