Инновационные методы управления сущностной конкурентоспособностью университета

Селевич, Татьяна Семеновна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Идентифицированы инновационные методы управления сущностной конкурентоспособностью университета. Разработаны элементы методологии управления сущностной конкурентоспособностью. Проведен анализ системы обеспечения конкурентоспособности ТПУ.
Сформулированы рекомендации по повышению сущностной конкурентоспособности ТПУ, представлена авторская модель организационного механизма управления конкурентоспособностью вуза

Введение……………………………………………………………………… 8
1 Методологические основы анализа конкурентоспособности
университетов…………………………………………………………………
1.1. Актуализация проблемы оценки конкурентоспособности
российских университетов………………………………………………
1.2. Методы оценки конкурентоспособности университетов
рейтинговыми агентствами……………………………………………….
1.3. Анализ результатов оценки конкурентоспособности
российских университетов в мировых рейтингах………………………
2. Сущностная конкурентоспособность современных российских
университетов………………………………………………………………….
2.1 Исследование и развитие сущности современного
университета……………………………………………………………..
2.2 Миссии университетов как проявление его сущности………. 45
2.3 Устранение функциональных противоречий, сдерживающих
повышение конкурентоспособности университета……………………
3. Оценка системы развития конкурентоспособности ТПУ………………… 67
3.1 Оценка состояния системы обеспечения
конкурентоспособности Томского политехнического университета…
3.2 Оценка роли и состояния преподавательского состава ТПУ… 75
3.3 Идентификация методов управления сущностной
конкурентоспособностью ТПУ………………………………………….
4 Социальная ответственность ТПУ……………………………………….. 98
4.1 Факторы внутренней социальной ответственности ТПУ………… 100
4.2 Факторы внешней социальной ответственности ТПУ…………… 104
4.3 Определение стейкхолдеров ТПУ…………………………………… 107
4.4 Оценка текущих программ КСО ТПУ……………………………… 109
Заключение…………………………………………………………………… 114
Список публикаций магистранта 119
Список источников…………………………………………………………. 120
Приложение А (обязательное) Research And Development Of Modern
Universities’ Essence………………………………………………………….
Приложение Б (справочное) Сравнение наиболее востребованных в
России рейтингов……………………………………………………………
Приложение В (справочное) Функции университета по уровням
организации систем и их продукты…………………………………………

В современных социально-экономических отношениях актуализируется
важность системы образования как способа повышения качества человеческих
ресурсов, выступающих сегодня важнейшим конкурентным преимуществом
страны на этапе развития мировой экономики. Реформирование образования в
Российской Федерации, модернизация систем образования на всех уровнях
должна привести к повышению конкурентоспособности отечественной системы
высшего образования в мировом образовательном пространстве, что, в свою
очередь, позволит повысить индекс конкурентоспособности страны.
Вопросы управления образовательным учреждением затрагивались в
трудах ученых Загвязинского В.И. [1], Новикова И.К., Победоносцева К.П.,
Сиземского И.Н., Тоурса С., Фишмана Л.К., Ушакова К.М., Бансловой В.Б. [2],
Баталовой О.С. [3], Липкиной Е.Д. [4] и некоторых других. Однако данная
область не изучена до конца, а в трудах отечественных и зарубежных авторов
отсутствует стратегическое видение способов радикального повышения
конкурентоспособности университетов. Это обуславливает актуальность
изучения различных аспектов управления конкурентоспособностью
образовательных учреждений.
Система оценки конкурентоспособности университетов существенно
различается на национальном и мировом уровне. Так, в рамках отечественного
рынка наиболее распространенными факторами конкурентоспособности
являются: уровень инфраструктуры, информационно-методическое
обеспечение образовательного процесса, структура и качественный состав
профессорско-преподавательского состава, эффективность трудоустройства,
научная деятельность студентов, внеучебная работа вуза со студентами,
международная деятельность, возможность получения образования лицам с
ограниченными возможностями (инклюзивное образование) и ряд других
составляющих. Все эти критерии оценки конкурентоспособности вуза
содержат, в свою очередь, десятки подкритериев, позволяющих провести более
разносторонний и глубокий анализ образовательной деятельности вуза.
На мировом же рынке все большую популярность набирает оценка
конкурентоспособности вузов через рейтинги, представленные рейтинговыми
агентствами. Как правило, ранжирование вузов в рейтингах ведется по таким
критериям, как уровень преподавания, степень международной интеграции,
ресурсное обеспечение (в том числе инновационная инфраструктура),
популярность вуза среди абитуриентов, уровень востребованности
выпускников вуза работодателями, уровень развития системы сотрудничества
вуза и представителей бизнеса, связь с промышленным сектором, научно-
исследовательская деятельность.
Каждый рейтинг имеет свою методологию с определенным набором
оценочных критериев. Самыми влиятельными мировыми рейтингами в оценке
образовательных услуг являются рейтинги: THE Times, QS World University
Rankings и ARWU.
С 2003 года Россия участвует в Болонском процессе, то есть российские
вузы вышли на мировой рынок образовательных услуг, в связи с этим началась
серьезная борьба за абитуриентов со всего мира. Очевидно, что для достижения
высокого уровня конкурентоспособности высших учебных заведений России в
мировом образовательном пространстве необходима масштабная мобилизация
всех заинтересованных в реформировании системы высшего
профессионального образования участников (руководителей вузов,
работодателей, представителей правительства и пр.), разработка действенных
мероприятий по улучшению имиджа российских вузов в мире и повышению
качества образовательных услуг, активное развитие тех критериев, по которым
проходит оценка вузов при составлении рейтингов.
Среди мероприятий по повышению конкурентоспособности российских
вузов можно выделить и проект поддержки российских вузов «5-100»,
реализуемый правительством РФ в области образования уже несколько лет. К
участию в проекте был допущен 21 отечественный вуз.
Необходимо отметить, что расходы, выделяемые государством на
образование, не всегда могут повысить уровень конкурентоспособности вузов в
мировом образовательном пространстве. Так, например, за последние 10 лет
уровень расходов на образование в Российской Федерации не уменьшается, а
продолжает планомерный рост [5]. В рамках государственной программы на
2013-2020 гг., проводимой правительством РФ, в 2016 году на образование
выделяется 446 млрд руб., а в 2017 – 472 млрд руб. [6]. По сравнению с 2006
годом (211,9 млрд руб. [7]) расходы на образование в РФ выросли более чем в
два раза. Однако проблемы отставания российских вузов от передовых
международных образовательных учреждений все еще очевидны.
В этой связи представляется необходимым поиск нестандартных
способов и методов повышения конкурентоспособности, которые бы смогли
обеспечить не сиюминутное повышение позиций благодаря тактическим
действиям конъюнктурного характера, а фундаментальную трансформацию на
сущностном уровне деятельности таким образом, чтобы изменения смогли, во-
первых, кратно повысить динамику прироста российских университетов в
международных рейтингах, а во-вторых, чтобы эти изменения носили
долгосрочный устойчивый характер.
Объектом исследования данной работы является Национальный
исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). Предметом –
способы повышения его сущностной конкурентоспособности.
Цель работы – идентифицировать инновационные методы управления
сущностной конкурентоспособностью ТПУ.
В процессе исследовательской работы необходимо:
1. Изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности;
2. Провести сравнительный анализ методологий Международных
рейтинговых агентств по оценке уровня конкурентоспособности
университетов;
3. Разработать элементы методологии управления сущностной
конкурентоспособностью;
4. Провести анализ системы обеспечения конкурентоспособности ТПУ;
5. Сформулировать рекомендательные мероприятия по повышению
сущностной конкурентоспособности ТПУ.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется
актуальностью и степенью решения поставленных задач, аналитическим
обобщением отечественного и зарубежного опыта разработки и нивелирования
проблем конкурентоспособности образовательной системы. Она состоит в
систематизации, углублении и возможности использования в теории и практике
управления высшими учебными заведениями предложенных в работе
методических разработок, концептуальных подходов и положений.
Подтвержденная апробацией практическая значимость результатов
исследования заключается в возможности использования образовательными
учреждениями механизма конкурент-менеджмента на рынке образовательных
услуг.
Конкретные выводы, положения и рекомендации могут быть применены
федеральными и региональными органами управления образованием для
определения направлений формирования политики совершенствования
системы высшего профессионального образования на основе рыночных
принципов ее функционирования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
промежуточные результаты исследования представлялись и обсуждались на
международных, российских и региональных конференциях, таких как:
 XIV Международная научно-практическая конференция студентов и
молодых ученых «Энергия молодых – экономике России» (Томск, 9-11 апреля
2013 г.),
 II Международная конференция школьников, студентов, аспирантов,
молодых ученых «Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле:
взгляд в будущее» (Томск, 08-12 октября 2013 г.),
 XI Международная научно-практическая конференция «Экономические
науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации
экономики России» (г. Томск, 18-22 ноября 2014 г.),
 International Conference on New Horizons in Education, INTE (Paris, France,
25-27 June 2014),
 27th International Business Information Management Association Conference
IBIMA (Milan, Italy, May 4-5, 2016), где получили положительную оценку.
По материалам и результатам исследования автором опубликовано за
последние 5 лет 7 печатных работ общим объемом 3 п.л., в том числе 2 научных
статьи объемом 1,5 п.л. – в журналах, рекомендованных ВАК, 3 публикации в
международных журналах, индексируемых WoS/Scopus.

В современных социально-экономических условиях актуализируется роль
системы образования как метода повышения качества человеческих ресурсов,
выступающих сегодня важнейшим конкурентным преимуществом страны на
этапе развития мировой экономики. Реформирование российского образования,
модернизация систем ВПО на всех уровнях должна привести к повышению
конкурентоспособности отечественных университетов в мировом
образовательном пространстве, что, в свою очередь, позволит повысить индекс
конкурентоспособности страны.
Вопросы управления образовательным учреждением затрагивались в
трудах многих ученых, однако данная область не изучена до конца, а в трудах
отечественных и зарубежных авторов отсутствует стратегическое видение
способов радикального повышения конкурентоспособности университетов. Это
обуславливает актуальность изучения различных аспектов управления
конкурентоспособностью образовательных учреждений.
Система оценки конкурентоспособности университетов существенно
различается на национальном и мировом уровне. На мировом рынке все
большую распространенность получает оценка конкурентоспособности вузов
через рейтинги, представленные рейтинговыми агентствами. Каждый рейтинг
имеет свою методологию с определенным набором оценочных критериев.
Самыми влиятельными мировыми рейтингами в оценке образовательных услуг
являются рейтинги: THE Times, QS World University Rankings и ARWU.
Для достижения высокого уровня конкурентоспособности высших
учебных заведений России в мировом образовательном пространстве
необходима масштабная мобилизация всех заинтересованных в
реформировании системы ВПО участников, разработка действенных
мероприятий по улучшению имиджа российских вузов в мире и повышению
качества образовательных услуг, активное развитие тех критериев, по которым
проходит оценка вузов при составлении рейтингов.
Среди мероприятий по повышению конкурентоспособности российских
вузов важную роль играет проект поддержки российских вузов «5-100»,
реализуемый правительством РФ в области образования уже несколько лет. К
участию в проекте был допущен 21 отечественный вуз.
Проблематикой данной работы является тот факт, что очевидные меры по
повышению конкурентоспособности отечественных вузов (рост расходов
государства, принятые программы повышения конкурентоспособности) не
всегда могут обеспечить устойчивый и прогнозируемый рост уровня
конкурентоспособности вузов в мировом образовательном пространстве.
Проблемы отставания российских вузов от передовых международных
образовательных учреждений все еще очевидны и рассмотрены в данной
работе.
Представляется необходимым поиск нестандартных способов и методов
повышения конкурентоспособности, которые бы смогли обеспечить не
сиюминутное повышение позиций благодаря тактическим действиям
конъюнктурного характера, а фундаментальную трансформацию на
сущностном уровне деятельности таким образом, чтобы изменения смогли, во-
первых, кратно повысить динамику прироста российских университетов в
международных рейтингах, а во-вторых, чтобы эти изменения носили
долгосрочный устойчивый характер.
Объектом исследования данной работы являлся Национальный
исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). Предметом –
способы повышения его сущностной конкурентоспособности.
Была достигнута цель работы – идентифицированы инновационные
методы управления сущностной конкурентоспособностью ТПУ.
В процессе исследовательской работы было выполнено:
1. Проведен сравнительный анализ методологий международных
рейтинговых агентств по оценке уровня конкурентоспособности
университетов;
2. Разработаны элементы методологии управления сущностной
конкурентоспособностью;
3. Проведен анализ системы обеспечения конкурентоспособности ТПУ;
4. Сформулированы рекомендательные мероприятия по повышению
сущностной конкурентоспособности ТПУ, представлена авторская модель
организационного механизма управления конкурентоспособностью ТПУ.
Исследование сущности университета и ее проявлений позволило
выявить основу низкой конкурентоспособности нынешних российских
университетов. Установлено, что структуру сущности университета формирует
совокупность духа, интеллекта и энергии персонала, которые у российских
университетов существенно отличаются от наличествующих в университетах-
лидерах мирового рынка образования. С сущностной точки зрения университет
является пространством высокой концентрации насыщенного духом познания и
энергией постижения интеллекта, устремленного к новым представлениям и
претворению их в эффекты общества.
По степени отдаления от сущности университеты пребывают на уровнях
проявлений: сущий, подобный, отдаленный и видимый. Уровень проявления
университета является интегральным выражением явлений сущности всех его
системных элементов по иерархическим уровням. Разработанные
формулировки сущностей системных элементов российского университета
начала 21 века позволяют понять высокую степень отдаленности их нынешних
проявлений. Эти диалектические противоречия противоположностей
«сущность-явление» обусловливают дефективность функций университета с
позиций достижения им высокого уровня конкурентоспособности.
По своей целевой функции университет-сущность выступает механизмом
организованного проницания в неизвестное, масштабирования постигнутого и
превращения его в порядковые эффекты общества. Для этого университет
охватывает четыре рубежа познания: пионерное, коллективное, широкое и
массовое. Им соответствуют системы: познания, образования, обучения и
инноваций. Разработанные целевые функции систем позволили провести их
функциональную диагностику по уровням: управление, организация,
регулирование и операция. Сравнение имеющихся функций с необходимыми
обеспечивает выявление, а разработанный алгоритм – последовательное
устранение дефектов для приближения университета-явления к его сущности.
Разработанный метод сущностно-функционального совершенствования
позволяет разработать программу действенного повышения качества
университета и его конкурентоспособности.
Теоретическая и практическая значимость исследования определялись
актуальностью и степенью решения поставленных задач, аналитическим
обобщением отечественного и зарубежного опыта разработки и нивелирования
проблем конкурентоспособности образовательной системы. Она состояла в
систематизации, углублении и возможности использования в теории и практике
управления высшими учебными заведениями предложенных в работе
методических разработок, концептуальных подходов и положений.
Подтвержденная апробацией практическая значимость результатов
исследования заключается в возможности использования образовательными
учреждениями механизма конкурент-менеджмента на рынке образовательных
услуг.
Конкретные выводы, положения и рекомендации могут быть применены
федеральными и региональными органами управления образованием для
определения направлений формирования политики совершенствования
системы высшего профессионального образования на основе рыночных
принципов ее функционирования.
Основные положения и промежуточные результаты исследования
представлялись и обсуждались на международных, российских и региональных
конференциях, также опубликовано за последние 5 лет 7 печатных работ
общим объемом 3 п.л., в том числе 2 научных статьи объемом 1,5 п.л. – в
журналах, рекомендованных ВАК, 3 публикации в международных журналах,
индексируемых WoS/Scopus.
Список публикаций магистранта

1. Prokopenko S.A., Selevich T.S. Research and development of modern
universities’ essence // SHS Web of Conferences. – Les Ulis: EDP Sciences, 2016. –
Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). –
[01084, 5 p.] (WoS)
2. Selevich T.S., Fam Tkhi To Uien, Babaeva F.G. Foreign students’ competence
development in the field of marketing research // Turkish Online Journal of
Educational Technology. – Volume 2015, 2015, Pages 290-295 (SCOPUS)
3. Прокопенко С.А., Селевич Т.С. Исследование и развитие представления о
сущности университета // Философия образования. – 2015 – №. 6. – C. 5-22
(журнал, рекомендованный ВАК, impact 0,259)
4. Selevich T.S., Selevich O.S., Golubeva V.V. The Problems of Assessing the
Competitiveness of Russian Graduates // Procedia – Social and Behavioral Sciences.
– 2015. – Vol. 174 : International Conference on New Horizons in Education, INTE
2014, 25-27 June 2014, Paris, France. – P. 3611-3618. (WoS)
5. Теслюк А.Н., Селевич Т.С. Маркетинг впечатления в образовательной
сфере // Наука, образование и производство – ведущие факторы стратегии
«Казахстан 2050». – Караганда: КарГТУ. – 2014. – с. 186-188.
6. Селевич Т.С. Информационное обеспечение стратегического
конкурентного анализа // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 12 (127). – С. 103-110
(журнал, рекомендованный ВАК)
7. Селевич Т.С. Результаты маркетинговых исследований для нужд
стратегического конкурентного анализа // Энергия молодых – экономике
России: сборник научных трудов XIV Международной научно-практической
конференции студентов и молодых ученых, г. Томск, 9-11 апреля 2013 г. в 2 ч. /
Томский политехнический университет (ТПУ). – 2013. – Ч. 1 . – С. 396-399.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)