Адаптация опыта использования компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения

Плуталова, Анна Вячеславовна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В рамках магистерской диссертации проведено исследование возможности адаптации компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения посредством изучения существующего международного и отечественного опыта использования программ-симуляторов в образовательной сфере, анализа нормативно-правовой базы, интервьюирования экспертов и проведения экспертного семинара.

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 8

Глава 1 Литературный обзор методологических подходов к оценке компетенций
студентов в процессе обучения ……………………………………………………………………. 11

1.1 Понятия «компетенция» и «компетентность» ……………………………………… 11

1.2 Реализация компетентностного подхода в системе высшего
образования ………………………………………………………………………………………………. 19
1.3 Анализ проблем существующей системы оценки студентов в вузах ……. 27

1.4 Практика вузовской оценки в России и за рубежом …………………………….. 29

1.5 Система оценки компетенций студентов вузов ……………………………………. 33

1.6 Изучение опыта использования компьютерных программ-симуляторов в
образовательной деятельности ………………………………………………………………….. 43
Глава 2 Методы исследования ……………………………………………………………………… 46

2.1 Экспертный семинар…………………………………………………………………………… 46

2.1.1 Описание методологии проведения экспертного семинара ……………… 46

2.1.2 Результаты проведения экспертного семинара по проблеме качества
текущих способов оценки компетенций студентов и возможности
использования компьютерных программ-симуляторов для оценки
компетенций студентов в процессе образовательной деятельности …………. 48

2.2 Метод интервью и результаты интервьюирования эксперта ………………… 55

Глава 3 Рекомендации по внедрению и адаптации метода оценки компетенций в
процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием компьютерных
программ-симуляторов ………………………………………………………………………………… 59

Глава 4 Социальная ответственность ……………………………………………………………. 76

Заключение …………………………………………………………………………………………………. 87

Список используемых источников ……………………………………………………………….. 89

Приложение А …………………………………………………………………………………………….. 94

C переходом системы высшего профессионального образования (ВПО) на
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО
третьего поколения на основе компетентностного подхода перед вузами были
поставлены задачи – формирование и оценка компетенций студентов,
посредством создания фондов оценочных средств, позволяющих проводить
объективную и комплексную оценку сформированных компетенций студентов.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов является
новой задачей для российской вузовской системы, которую не представляется
возможным решить, используя только традиционные методы контроля и оценки.
Кроме того, общепринятых методических установок по формированию и
применению фондов оценочных средств для оценки компетенций на данный
момент не сформировано. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.
Проблемная ситуация представляет собой ряд ключевых
несоответствий между требованием ФГОС ВПО и организацией процесса
оценки компетенций. В вузах создаются отделы контроля качества образования,
однако инструменты для эффективной оценки процесса формирования
компетенций недостаточно разработаны. В связи с этим наблюдается
неудовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников вузов.
В текущих условиях подготовки специалистов в вузах нет единого ответа на
вопросы о методах оценки компетенций студентов, нет единых выработанных
критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций студентов.
Актуальность исследовательской работы обусловлена необходимостью
внедрения в систему образования новых методов, позволяющих оценивать
компетенции студентов, а не их знания, а также выработка критериев,
предъявляемых к этим методам оценки.
Цель исследования: исследовать возможность адаптации метода оценки
компетенций студентов посредством компьютерной симуляции в процессе
обучения в Школе инженерного предпринимательства ТПУ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «компетенция» и «компетентность», сформулировать
определения этих понятий, которые станут допущением исследования.
2. Провести обзор педагогической и научно-методической литературы,
посвященной методологическим подходам к оценке компетенций
студентов.
3. Провести анализ существующей системы оценки студентов в вузах.
4. Проанализировать опыт использования компьютерных программ-
симуляторов в образовательной деятельности.
5. Организовать экспертный семинар по проблеме качества текущих
способов оценки компетенций студентов и возможности использования
компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций
студентов в процессе образовательной деятельности.
6. Проанализировать методику оценки компетенций студентов с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
7. Разработать перечень рекомендаций для Школы инженерного
предпринимательства ТПУ, направленных на внедрение методики оценки
компетенций студентов с использование компьютерных программ-
симуляторов и её адаптации в процесс обучения с учетом результатов
исследования.
Объект исследования: компетентностно-ориентированный подход.
Предмет исследования: методы оценки компетенций студентов.
Гипотеза исследования: оценить компетенции студентов, максимально
приблизившись к реальной деятельности, можно за счёт моделирования этой
деятельности, используя компьютерную программу, то есть программу-
симулятор.
Методы исследования: анализ, экспертный семинар, метод опроса в
формате интервью.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в
исследовании уровня качества текущих способов оценки компетенций
студентов, в разработке критериев, предъявляемых к методам оценки
компетенций студентов, а также в исследовании возможности использования
компьютерных программ симуляторов для оценки компетенций студентов и в
разработке рекомендаций по внедрению и адаптации метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием
компьютерных программ-симуляторов. Предложенные рекомендации
направлены на устранение проблемной ситуации, а именно, на внедрение в
процесс обучения методов, способных оценить компетенции студентов.
Рекомендации имеют практическую направленность и могут быть внедрены в
ШИП ТПУ. В использовании полученных данных могут быть заинтересованы
ученые, работодатели, преподаватели, и сами студенты.
Новизна исследования обусловлена разработкой:
1. Критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций.
2. Механизма адаптации и рекомендации по внедрению метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
При исследовании проблемы использовалась первичная и вторичная
информация. Источниками первичной информации являлись ФГОС ВПО,
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации, образовательные
стандарты ТПУ, учебно-методические материалы ШИП ТПУ. Вторичная
информация была почерпнута из научной литературы, периодических изданий,
специализированных журналов, справочных данные сети Интернет.
Использовались публикации таких исследователей, как Д. Макклелланд,
Р.Бояцис, Дж. Равен, И.А.Зимняя, О.Е. Лебедев, Н.С. Сахарова, А.Г. Бермус, Г.К.
Селевко, В.Н.Введенский, А.В.Хуторской, О.В. Чуракова, Н.В. Кузьмина, А.Г.
Каспржак, и других.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)