Адаптация опыта использования компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения

Плуталова, Анна Вячеславовна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В рамках магистерской диссертации проведено исследование возможности адаптации компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения посредством изучения существующего международного и отечественного опыта использования программ-симуляторов в образовательной сфере, анализа нормативно-правовой базы, интервьюирования экспертов и проведения экспертного семинара.

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 8

Глава 1 Литературный обзор методологических подходов к оценке компетенций
студентов в процессе обучения ……………………………………………………………………. 11

1.1 Понятия «компетенция» и «компетентность» ……………………………………… 11

1.2 Реализация компетентностного подхода в системе высшего
образования ………………………………………………………………………………………………. 19
1.3 Анализ проблем существующей системы оценки студентов в вузах ……. 27

1.4 Практика вузовской оценки в России и за рубежом …………………………….. 29

1.5 Система оценки компетенций студентов вузов ……………………………………. 33

1.6 Изучение опыта использования компьютерных программ-симуляторов в
образовательной деятельности ………………………………………………………………….. 43
Глава 2 Методы исследования ……………………………………………………………………… 46

2.1 Экспертный семинар…………………………………………………………………………… 46

2.1.1 Описание методологии проведения экспертного семинара ……………… 46

2.1.2 Результаты проведения экспертного семинара по проблеме качества
текущих способов оценки компетенций студентов и возможности
использования компьютерных программ-симуляторов для оценки
компетенций студентов в процессе образовательной деятельности …………. 48

2.2 Метод интервью и результаты интервьюирования эксперта ………………… 55

Глава 3 Рекомендации по внедрению и адаптации метода оценки компетенций в
процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием компьютерных
программ-симуляторов ………………………………………………………………………………… 59

Глава 4 Социальная ответственность ……………………………………………………………. 76

Заключение …………………………………………………………………………………………………. 87

Список используемых источников ……………………………………………………………….. 89

Приложение А …………………………………………………………………………………………….. 94

C переходом системы высшего профессионального образования (ВПО) на
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО
третьего поколения на основе компетентностного подхода перед вузами были
поставлены задачи – формирование и оценка компетенций студентов,
посредством создания фондов оценочных средств, позволяющих проводить
объективную и комплексную оценку сформированных компетенций студентов.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов является
новой задачей для российской вузовской системы, которую не представляется
возможным решить, используя только традиционные методы контроля и оценки.
Кроме того, общепринятых методических установок по формированию и
применению фондов оценочных средств для оценки компетенций на данный
момент не сформировано. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.
Проблемная ситуация представляет собой ряд ключевых
несоответствий между требованием ФГОС ВПО и организацией процесса
оценки компетенций. В вузах создаются отделы контроля качества образования,
однако инструменты для эффективной оценки процесса формирования
компетенций недостаточно разработаны. В связи с этим наблюдается
неудовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников вузов.
В текущих условиях подготовки специалистов в вузах нет единого ответа на
вопросы о методах оценки компетенций студентов, нет единых выработанных
критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций студентов.
Актуальность исследовательской работы обусловлена необходимостью
внедрения в систему образования новых методов, позволяющих оценивать
компетенции студентов, а не их знания, а также выработка критериев,
предъявляемых к этим методам оценки.
Цель исследования: исследовать возможность адаптации метода оценки
компетенций студентов посредством компьютерной симуляции в процессе
обучения в Школе инженерного предпринимательства ТПУ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «компетенция» и «компетентность», сформулировать
определения этих понятий, которые станут допущением исследования.
2. Провести обзор педагогической и научно-методической литературы,
посвященной методологическим подходам к оценке компетенций
студентов.
3. Провести анализ существующей системы оценки студентов в вузах.
4. Проанализировать опыт использования компьютерных программ-
симуляторов в образовательной деятельности.
5. Организовать экспертный семинар по проблеме качества текущих
способов оценки компетенций студентов и возможности использования
компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций
студентов в процессе образовательной деятельности.
6. Проанализировать методику оценки компетенций студентов с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
7. Разработать перечень рекомендаций для Школы инженерного
предпринимательства ТПУ, направленных на внедрение методики оценки
компетенций студентов с использование компьютерных программ-
симуляторов и её адаптации в процесс обучения с учетом результатов
исследования.
Объект исследования: компетентностно-ориентированный подход.
Предмет исследования: методы оценки компетенций студентов.
Гипотеза исследования: оценить компетенции студентов, максимально
приблизившись к реальной деятельности, можно за счёт моделирования этой
деятельности, используя компьютерную программу, то есть программу-
симулятор.
Методы исследования: анализ, экспертный семинар, метод опроса в
формате интервью.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в
исследовании уровня качества текущих способов оценки компетенций
студентов, в разработке критериев, предъявляемых к методам оценки
компетенций студентов, а также в исследовании возможности использования
компьютерных программ симуляторов для оценки компетенций студентов и в
разработке рекомендаций по внедрению и адаптации метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием
компьютерных программ-симуляторов. Предложенные рекомендации
направлены на устранение проблемной ситуации, а именно, на внедрение в
процесс обучения методов, способных оценить компетенции студентов.
Рекомендации имеют практическую направленность и могут быть внедрены в
ШИП ТПУ. В использовании полученных данных могут быть заинтересованы
ученые, работодатели, преподаватели, и сами студенты.
Новизна исследования обусловлена разработкой:
1. Критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций.
2. Механизма адаптации и рекомендации по внедрению метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
При исследовании проблемы использовалась первичная и вторичная
информация. Источниками первичной информации являлись ФГОС ВПО,
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации, образовательные
стандарты ТПУ, учебно-методические материалы ШИП ТПУ. Вторичная
информация была почерпнута из научной литературы, периодических изданий,
специализированных журналов, справочных данные сети Интернет.
Использовались публикации таких исследователей, как Д. Макклелланд,
Р.Бояцис, Дж. Равен, И.А.Зимняя, О.Е. Лебедев, Н.С. Сахарова, А.Г. Бермус, Г.К.
Селевко, В.Н.Введенский, А.В.Хуторской, О.В. Чуракова, Н.В. Кузьмина, А.Г.
Каспржак, и других.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)