Формирование системы мотивации к научно-исследовательской работе у студентов современного университета

Емельяненко, Екатерина Евгеньевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В российской системе высшего образования научно-исследовательская деятельность в значительной степени оторвана от образовательной, что является неэффективным для развития среды вуза, а также сдерживающим фактором для формирования профессиональной траектории саморазвития личности студента. Цель исследования – разработка системы организации научно-исследовательской среды вуза, определяющей результативность системы высшего образования как средства обеспечения мотивации студентов к научно-исследовательской работе. Объект исследования – система высшего профессионального образования. Предложенная концепция по созданию научно-исследовательской среды вуза может быть использована в системе высшего профессионального образования.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 9
1 Теоретические и методологические основы научно-исследовательской
работы студентов в образовательном процессе вуза ………………………………….. 14
1.1 Основные подходы отечественных и зарубежных исследований к
характеристике научно-исследовательской работе студентов…………………. 14
1.2 Операционная и мотивационная сфера научно-исследовательской
работы студентов в системе высшего образования …………………………………. 23
1.3 Закономерности образовательного процесса в вузе и эффективная
научно-исследовательская работа студентов ………………………………………….. 35
2 Динамика уровня глобальной конкурентоспособности и ее корреляция с
системой современного высшего образования ………………………………………….. 44
2.1 Факторы глобальной конкурентоспособности и их взаимосвязи ……….. 44
2.2 Научно-исследовательская среда системы высшего профессионального
образования…………………………………………………………………………………………… 51
2.3 Особенности социальной среды зарубежных вузов, влияющей на
формирование личностного потенциала студентов ………………………………… 61
3 Оценка состояния научно-исследовательской среды ТПУ ……………………… 69
3.1 Корреляция признаков эффективности научно-исследовательской среды
зарубежных вузов и научно-исследовательской среды ТПУ …………………… 69
3.2 Практическое исследование уровня мотивации к научно-
исследовательской деятельности студентов …………………………………………… 77
3.3 Социологическое исследование состояния научно-исследовательской
среды ТПУ ……………………………………………………………………………………………. 83
3.4 Разработка системы мотивации для вовлечения студентов в научно-
исследовательскую среду университета …………………………………………………. 92
Социальная ответственность…………………………………………………………………… 104
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 111
Список использованных источников ………………………………………………………. 113
Приложение А Introduction, Basic approaches of domestic and foreign studies to
the characterization of scientific and research work of students………………….121
Приложение Б Сравнительный анализ характерных особенностей научно-
исследовательской работы с точки зрения отечественных и зарубежных
авторов …………………………………………………………………………………………………… 136
Приложение В Внешние и внутренние мотивы ……………………………………….. 137
Приложение Г Система образования в Швейцарии …………………………………. 138
Приложение Д Российские вузы в мировом рейтинге QS, динамика движения
2006-2017 гг. ………………………………………………………………………………………….. 139
Приложение Е Показатели результативности Плана мероприятий по
реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной
карты») федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Томский политехнический университет» на 2013–2020 годы (3-й этап – 2017
год) ………………………………………………………………………………………………………… 140
Приложение Ж Показатели результативности Плана мероприятий по
реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной
карты») федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Томский политехнический университет» на 2013–2020 годы (3-й этап – 2017
год) ………………………………………………………………………………………………………… 141
Приложение И Анкета «Оценка удовлетворенности студентов качеством
среды Томского политехнического университета» ………………………………….. 142
Приложение К Результаты анкетирования (февраль-март 2018 г., ТПУ, в
процентах от числа опрошенных) …………………………………………………………… 144
Приложение Л Система организации среды вуза, способствующая
эффективной научно-исследовательской работе студентов……………………… 150
Реферат

Выпускная квалификационная работа 150 страниц, 11 рисунков, 11
таблиц, 62 источника, 10 приложений.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов,
мотивация студентов, система высшего профессионального образования,
среда университета, инновационность.
Объектом исследования является – система высшего
профессионального образования.
Цель исследования – разработка системы организации научно-
исследовательской среды вуза, определяющей результативность системы
высшего образования как средства обеспечения мотивации студентов к
научно-исследовательской работе.
В процессе исследования проводились: анализ отечественной и
зарубежной литературы по выбранной тематике, практическое исследование
посредством экспертного семинара; сбор первичной социологической
информации, основанный на устном обращении к исследуемой совокупности
людей; метод анкетирования для письменного опроса, который служит
получению информации о типичности явлений.
Область применения: Научно-исследовательская среда университета.
Значимость работы состоит в следующем: предложено авторское
определение понятий «научно-исследовательская работа студентов»,
«мотивация»; выявлены отличительные признаки декомпозиции
эффективной научно-исследовательской среды вуза на основе зарубежного
анализа; разработана система мотивации для вовлечения студентов в научно-
исследовательскую среду Томского политехнического университета.

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из важных
составляющих в организации процесса подготовки профессионалов в высшей
школе является включенность их в научно-исследовательскую деятельность.
Просветительская модель знания, наделявшая интеллектуала ролью
законодателя, в условиях, когда когнитивные системы конструируют
социальную реальность, заменяется ролью интерпретатора, что требует
иного подхода к обучению, сдвигая задачу в подготовке специалистов с
потребления знаний на их производство. Фундаментальность высшего
образования в становящемся информационном обществе с возрастающим
спросом на специалистов, способных эффективно действовать в
нестандартных ситуациях, использовать творческий и интеллектуальный
потенциал в инновационных процессах, связывается с научно-
исследовательской деятельностью. В современном обществе наука, став
частью производственной деятельности человека, расширяет границы своего
применения в подготовке специалистов, дополняя и обогащая
профессиональную модель компетенций научно-исследовательской
компонентой.
В последние десятилетия предметом научного рассмотрения является
готовность студентов к выполнению научно-исследовательской работы.
Участие в научной работе развивает творческие способности в различных
формах профессиональной деятельности, побуждает стремление к
углублению знаний, формирует аналитические, прогностические,
коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества.
Поэтому основная концепция исследования основывается на том, что
осуществление научно-исследовательской работы представляется как
сложная динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных
компонентов.
В связи с этим назрела необходимость разработки новой системы
мотивации к научно-исследовательской работе в подготовке будущих
специалистов в вузе. Повышение научной активности студентов зависит от
условий, а также среды созданных в высшей школе для исследовательской и
научной деятельности. Одним из важнейших факторов, влияющих на
создание таких условий, является научно-исследовательская среда высшего
учебного заведения в целом и ее составляющая социокультурная компонента
как пространство личностного становления студентов. Получение научного
знания, а именно развитие научного потенциала студентов, позволяет
странам выйти на новые инновационные технологические рубежи. В
настоящее время в России накоплен значительно низкий инновационный
потенциал в оценке от 1 до 7 The Global Competitiveness Report1, в 2016-2017
гг. его уровень составлял 3,4. Однако в зарубежных странах уровень
инновационного потенциала достаточно высокий Швейцария – 5,8; Сингапур
– 5,3; США – 5,6. По данным доклада о науке ЮНЕСКО «На пути к 2030
году» вклад России в мировую науку в настоящее время составляет всего
1,7 %, более чем в 15 раз отличается от американского (28,1%)2.
Проблема исследования заключается в том, что в российской системе
высшего образования научно-исследовательская деятельность в
значительной степени оторвана от образовательной, что является
неэффективным для развития среды вуза, а также сдерживающим фактором
для формирования профессиональной траектории саморазвития личности
студента. Тем самым проблемное противоречие выступает с одной стороны
между низким уровнем участия студентов в научно-исследовательской
работе, с другой – обостряет необходимость анализа средовых мотиваторов к
The Global Competitiveness Report. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности
2016-2017 гг.
2
Доклад ЮНЕСКО о науке: на пути к 2030 году
такого рода работе с последующим поиском эффективных форм организации
научно-исследовательской работы студентов в вузе.
Цель исследования – разработка системы организации научно-
исследовательской среды вуза, определяющей результативность системы
высшего образования как средства обеспечения мотивации студентов к
научно-исследовательской работе.
Объект – система высшего профессионального образования.
Предмет – научно-исследовательская деятельность студентов в
Томском политехническом университете.
Реализация цели данного исследования потребовала решения
следующих задач:
 Сформулировать характеристики научно-исследовательской
работы студентов на основании анализа отечественных и зарубежных
исследований;
 Рассмотреть динамику уровня глобальной
конкурентоспособности и ее корреляцию с системой современного высшего
образования;
 Выявить отличительные признаки эффективной научно-
исследовательской среды вуза на основе зарубежного анализа;
 Оценить состояние научно-исследовательской среды в ТПУ
посредством практического и социологического исследования;
 Разработать систему мотивации для вовлечения студентов в
научно-исследовательскую среду университета.
Степень научной разработанности проблемы. Основными
предпосылками исследования являются теоретические и практические труды
российских и зарубежных авторов. В значительной мере позволили
вплотную подойти к раскрытию специфики научно-исследовательской
работы студентов следующие отечественные исследователи: Корчагина М.В.,
Макарчук Я.В., Назмутдинова Е.С., Терехина Д.С., Данильченко С.Л.,
Иванова Ж.Б., Маликова К.Н., Сосина Л.В., Бодряков В.Ю., Быков А.А.,
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А., Биштова Э.А. Среди зарубежных
исследователей можно выделить научные труды таких авторов как: Ган-цен
Н.Ф., Хмара Г.И., Бергц Л.Д., Труувяли Ю.В., Хансоона Т.Э., Манфреда Г.,
Клауса Н., Каенбаха Я.Р., Смит К., Кейрси Д.У., Кова У.Д.
Традиционно в отечественной науке развитие профессиональной
мотивации исследовалось среди таких авторов: Ярошевский М.Г., Галкина
Т.В., Хуснутдинова Л.Г. и Андреева В.И. В рамках этого направления
обсуждается вопрос готовности студентов к НИР (Дьюи Д., Буземана А.,
Флейвелла Дж., Халперна Д., Ярошевского М.Г., Годфруа Ж., Мадсен К.).
Функционирование научно-исследовательской работы студентов как
системы в общей структуре образовательного процесса в вузе рассматривали:
Калинина Н.М., Матерова А.В., Шаршов И.А., Кузнецова И.Е., Фролова Н.В.
Особого внимания заслуживают исследования современных авторов,
таких как Похолков Ю.П., Власов В.А., Зольникова Л.М., Мойзес Б.Б.,
Степанов А.А., Вадутова Ф.А., Шевелев Г.Е., Берестнева О.Г., Космынина
Н.М. в их работах представлены результаты состояния инженерного
образования и уровня подготовки инженеров в России, а также раскрывается
сущность, функции, принципы и признаки организации научно-
исследовательской деятельности студентов в вузе.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе
накоплен значительный материал по организации научно-исследовательской
среды вуза, состоящей из элементов, способствующих обеспечению
мотивации студентов к научно-исследовательской работе. Однако не
существует целостного подхода, требующего глубокого и детального анализа
зарубежного опыта в области организации научно-исследовательской среды
вуза применительно к отечественной системе высшего образования.
Научная новизна:
 Предложено авторское определение понятия «научно-
исследовательская работа студентов», понимаемого нами как поисковая
деятельность научного характера, направленная на объяснение процессов,
явлений, установление их связей и отношений посредством теоретического и
экспериментального выявления закономерностей, обоснования фактов с
целью развития самовоспитания, а также творческой самореализации
исследовательских способностей и умений, в результате которых,
субъективный характер «открытий» приобретает определенную объективную
значимость и новизну. Определено понятие «мотивация» как совокупность
детерминирующих факторов, объясняющих поведение человека, его
направленность и активность по достижению определенных целей и
рождающихся в определенных условиях.
 Выявлены отличительные признаки декомпозиции эффективной
научно-исследовательской среды вуза на основе зарубежного анализа:
академическая связь школа-вуз; спектр предоставляемых программ и
грантов; общая цитируемость научных публикаций; объем финансирования
затрат исследовательской деятельности и НИОКР; уровневое образование с
возможностью выбора траектории обучения (моделирование учебного
процесса); междисциплинарный подход в системе обучения; академическая
связь НИР-производство-вуз;
 Разработана система мотивации для вовлечения студентов в
научно-исследовательскую среду Томского политехнического университета,
основанная на взаимосвязанных подсистемах: довузовская подсистема
«школа-вуз»; социокультурная подсистема; научно-образовательная
подсистема; проектно-инновационная подсистема.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования: практическое исследование посредством экспертного
семинара; сбор первичной социологической информации, основанный на
устном обращении к исследуемой совокупности людей; метод анкетирования
для письменного опроса, который служит получению информации о
типичности явлений.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения,
трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

На основании отечественной и зарубежной литературы предложено
авторское определение понятиям «научно-исследовательская работа
студентов» и «мотивация». Научно-исследовательская работа студентов – это
поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение
процессов, явлений, установление их связей и отношений посредством
теоретического и экспериментального выявления закономерностей,
обоснования фактов с целью развития самовоспитания, а также творческой
самореализации исследовательских способностей и умений, в результате
которых, субъективный характер «открытий» приобретает определенную
объективную значимость и новизну. Мотивация – совокупность
детерминирующих факторов, объясняющих поведение человека, его
направленность и активность по достижению определенных целей и
рождающихся в определенных условиях.
Специфика мотивации студентов к научно-исследовательской
деятельности напрямую связана с эффективностью учебного процесса в вузе.
Научно-исследовательская деятельность рассматривается как
многофункциональная и многоцелевая система, основанная на объединении
трех подсистем, каждая из которых направлена на организацию научной
деятельности в вузе: научно-производственная, учебно-педагогическая,
социально-личностная.
На основании анализа динамики ведущих зарубежных систем
высшего профессионального образования было выявлено, что эффективная
научно-исследовательская среда вуза имеет ряд отличительных признаков:
академическая связь школа-вуз; спектр предоставляемых программ и
грантов; общая цитируемость научных публикаций; объем финансирования
затрат исследовательской деятельности и НИОКР; уровневое образование с
возможностью выбора траектории обучения (моделирование учебного
процесса); междисциплинарный подход в системе обучения; академическая
связь НИР-производство-вуз. Признаки среды являются условием мотивации
студентов к выполнению научно-исследовательской деятельности.
С помощью экспертного семинара и социологического опроса
произведена оценка удовлетворенности студентов качеством среды Томского
политехнического университета. Были выявлены следующие проблемы: у
студентов понимание научно-исследовательской деятельности отсутствует;
происходит детрансформация смысла научно-исследовательской
компоненты в профессиональной деятельности; НИР со стороны студентов
выполняется формально, что ведет к дисфункции системы высшего
образования. В соответствии с этим уровень мотивации к НИР студентов
представляется низким.
В рамках данной работы предложены рекомендации, нацеленные на
мотивационно-стимулирующую стратегию к научно-исследовательской
деятельности студентов в ТПУ. Подход формирования научно-
исследовательской среды выделен на основании инвариантных подсистем:
довузовская подсистема «школа-вуз»; социокультурная подсистема; научно-
образовательная подсистема; проектно-инновационная подсистема.
Новая современная научно-исследовательская концепция
предусматривает создание среды вуза как регулятора НИРС, которая
позволит качественно улучшить процесс обучения студентов в целевом и
содержательном плане; обеспечить внедрение научно-технических
результатов в производство, усовершенствовать модель воспроизводства
знаний, а также инновационную инфраструктуру университета.
Создание такой среды обеспечит конкурентоспособность вуза в
стратегическом видении, позволит конструировать инновационный образ
будущего, а также гарантирует вхождение в научно-исследовательское
пространство не только на региональном уровне, но и в мировом масштабе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)