Развитие системы мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в условиях гибридного обучения (на примере ФГБОУ ТГАСУ)
Необходимо переработать и усвоить лучший опыт, наработанный при дистанционном обучении во время пандемии. Существует потребность в расширении охвата обучающихся при всё более широком использовании дистанционных и смешанных методов обучения в вузе в контексте глобализации образования. Поэтому необходимо донести до студентов теоретические знания по физической культуре в большем объеме и способствовать развитию массовой физкультуры и любительского спорта в условиях ускоряющихся социальных процессов и тотального дефицита времени.
РЕФЕРАТ ………………………………………………………………………………………………….. 7
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 10
1 МОТИВАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………… 14
1.1 Мотивация как условие успешного образовательного процесса ………… 14
1.2 Мотивация и гибридная форма обучения: проблемы и вызовы …………. 26
2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ ……………………………………………………………………………………………. 34
2.1 Общая характеристика ТГАСУ ………………………………………………………… 34
2.2 Обучение в ТГАСУ в период пандемии: проблемы и вызовы ……………. 37
2.3 Обучение в других вузах Томска в период пандемии………………………… 41
3 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ …………………………. 47
3.1 Анализ результатов опроса студентов ………………………………………………. 47
3.2 Комплекс упражнений для лиц с ограниченными возможностями
здоровья………………………………………………………………………………………………… 64
3.3 Пример комплекса упражнений для общей группы …………………………… 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 69
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ……………………………………………………. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….. 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Часть, выполняемая на английском языке ……………….. 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
СТУДЕНТОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………. 79
Пример плана урока № 1 …………………………………………………………………….. 95
Пример плана урока № 2 …………………………………………………………………….. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Темы рефератов ………………………………………………………. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анкета …………………………………………………………………… 100
За последнее десятилетие наблюдается постепенный рост важности
дистанционного образования. Если раньше оно было прикладной формой
образования, то сейчас всё больше и больше элементов дистанционного
образования используется в обучении очных студентов. Дистанционное
обучение имеет как ряд преимуществ: доступность, низкая стоимость,
гибкость в использовании времени, так и ряд недостатков, самым
значительным из которых является снижение мотивации студентов.
Необходимо заметить, что многие недостатки дистанционной формы
обучения обусловлены некорректным внедрением.
Указанный процесс был значительно ускорен начавшейся в 2020 году
пандемией COVID-19, вынудившей всех, кто не сделал этого ранее, осваивать
методы и инструменты дистанционного обучения. Наилучших результатов
добились те, кто уже имел опыт работы с дистанционными формами,
смешанным обучением и другими новыми формами обучения. Больше всего
такого опыта накоплено в обучении иностранным языкам. При этом,
преподаватели некоторых предметов, которые ранее в нашей стране считалось
просто невозможным перевести на дистанционную форму, оказались в крайне
сложной ситуации. Они не обладали личным опытом работы с
дистанционными образовательными платформами и не могли опереться на
методологические рекомендации и научные исследования по специфики
интеграции дистанционного инструментария в образовательный процесс. В
число таких предметов входит и физическая культура, являющаяся
обязательным предметом на младших курсах вузов.
Преподаватели физкультуры были поставлены в ситуацию, когда
многие педагогические приёмы не работают, а контроль выполнения
упражнений затруднен просто по техническим причинам. Но особенно остро
встала проблема мотивации студентов к занятиям. «Физкультура по Zoom’у»
стала объектом шуток, а у многих возникли сомнения в самой возможности
результативных дистанционных занятий по физкультуре. Новые условия
поставили новые задачи, решать которые большинство преподавателей
физкультуры оказались не готовы. Они не смогли перейти от отработанных
методик, основанных на точечном взаимодействии «вопрос-ответ», «увидел-
поправил», к другим методикам, ориентированным на дистанционное
взаимодействие и основанным на том, что преподаватель должен не только
своим примером показать, как правильно, но и заранее предусмотреть и
предупредить неправильные варианты. Дистанционные методики также
основываются на других приёмах создания и поддержания мотивации, нежели
методики очных занятий, и незнание этих приёмов отрицательно сказалось на
мотивации студентов к занятиям.
Сейчас пандемия подходит к концу, однако методы и технологии
дистанционного обучения останутся с нами. Это вызвано тем, что при
правильной реализации технологии дистанционного образования способны
давать хороший результат при меньших финансовых затратах, обеспечивая
при этом более широкий охват обучающихся. Скорее всего, в ближайшем
будущем мы увидим переход к гибридной, смешанной форме для всех
преподаваемых предметов, когда часть курса осваивается онлайн, а часть –
очно. Не избежит этого и физическая культура.
Актуальность данного исследования связана с изменением уровня
мотивации у студентов вуза к занятиям физической культурой в рамках
образовательного процесса в условиях гибридного и дистанционного
обучения.
Косвенными факторами, указывающими на уровень актуальности
выбранной темы, являются также необходимость анализа лучших практик
дистанционного обучении во время пандемии и увеличение количества
обучающихся посредством дистанционных и смешанных методов обучения в
вузе.
Цель исследования – разработка рекомендаций по организации
занятий физкультурой и спортом в условиях гибридного обучения в ТГАСУ,
повышающих уровень мотивации студентов к данному виду занятий.
Объектом исследования выступает система организации
образовательного процесса в условиях гибридного обучения в ВУЗах.
Предмет исследования – развитие мотивации к занятиям
физкультурой в условиях гибридного и дистанционного обучения в ТГАСУ.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать особенности формирования мотивации в
образовательном процессе;
• проанализировать мотивацию студентов к занятиям физкультурой
и спортом в условиях гибридного обучения;
• проанализировать организацию занятий физкультурой в ТГАСУ в
условиях гибридного обучения и ее влияние на развитие мотивации студентов;
• разработать практические рекомендации для ТГАСУ в целях более
успешной организации занятий физкультурой в условиях гибридного
обучения за счет увеличения мотивации студентов.
Практическая значимость работы: адаптированный алгоритм
построения системы мотивации может быть использован для любого вуза и
любого предмета, а разработанные рекомендации могут быть в дальнейшем
применены в ТГАСУ или ином вузе.
В процессе подготовки исследования автором были проанализированы
теория мотивации Маклеланда [1]; федеральные образовательные стандарты
Российской федерации; исследования мотивации к занятиям физкультурой
Е.А. Биличенко [2], А.О. Новиковой [3] [4] [5], А.Н.Осипова [6], Л.В.
Пантюхиной [7],[8], Б.К.Сангинова [9], С.А. Фирсина [10] [11] и др.; наработки
в области смешанного образования для других предметов, изложенные в
работах Н.Алмагамбетовой [12], И.Арефьевой и Т. Лазарева [13], Т.С. и О.Б.
Бобковых [14], А.В. Гвоздевой [15], А.С.Кизиловой [16], С.А. Молодякова
[17], С.Д. Степиной [18] и др.
Методологическая база исследования включает в себя:
– социологический опрос;
– неформализованный анализ документов;
– анализ статистических данных;
– сравнительный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями
и задачами, описанными выше, и представлена введением, тремя главами,
приложениями и списком использованных источников и литературы.
1 МОТИВАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Развитие мотивации к занятиям физической культурой и любительским
спортом – сложный, требующий внимания со стороны преподавателя процесс.
Важно правильное построение учебного процесса с опорой на интерактивные
методы обучения и инновационные образовательные технологии, с
применением различных способов поощрения. Итогом правильной
организации процесса обучения физкультуре в вузе в смешанной форме будет
формирование личностной мотивации, способствующей успешному освоению
нужных компетенций и долгосрочному вовлечению в физкультурную и
спортивную деятельность.
Сравнение опыта работы различных вузов в период самоизоляции
показывает, большинство из них в той или иной мере использовали
видеоконференции, а где-то, эта форма даже доминировала. Необходимо
учесть этот опыт и принять меры к ликвидации отставания ТГАСУ в этом
аспекте отстает от других вузов Томска. Инструментами этого может служить
формирование материальных стимулов для преподавателей, побуждающих их
разрабатывать современные электронные курсы.
В результате исследования, был получен следующий порядок
компонентов мотивации, от более важного к менее важному:
1. Зарядиться энергией и бодростью
2. Улучшить настроение
3. Восполнить недостаток двигательной активности
4. Улучшить состояние здоровья
Его следует учитывать при составлении методических рекомендаций,
ориентированных на повышение мотивации студентов к занятиям
физкультурой
На основе полученных результатов, наиболее мотивирующим к
занятиям будет комплекс динамичных аэробных упражнений, выполняемых
под бодрую музыку, без пауз, в которые возможно общение. Дистанционный
характер планируемых занятий накладывает определенные ограничения,
поскольку подавляющее большинство студентов будут выполнять
упражнения дома или в общежитии, в условиях ограниченного пространства.
По тем же причинам, при выборе упражнений следует также отбросить
упражнения, требующие специального инвентаря.
Во время внедрения предлагаемых методических рекомендаций
потребуются дополнительные исследования для учёта особенностей
представления материала в электронной форме.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Развитие государства базируется на развитии его граждан, которое, в
свою очередь в значительной мере зависит от уровня образования. В этой
связи, не удивительно, что большое значение уделяется культурному
развитию и системе высшего образования.
Высшее образование РФ образует своеобразную корпорацию, со
своими особенностями и интересами. Как и у каждой компании, у нее есть
своя корпоративная культура, неразрывно связанная с эффективностью
деятельности. Эта корпоративная культура основывается на понимании роли
человека в социальном разделении труда и на новом понимании социальной
ответственности.
Частью обширной корпоративной культуры вузов Российской
Федерации является и физическая культура. В этой роли, физическая культура
оказывает влияние на формирование мировоззрения студентов, будущих
профессионалов. Поэтому основные элементы здорового образа жизни,
формы социализации и досуга, связанные с ними, формируются во время
учебы в университете. Основанием университетской корпоративной культуры
является принцип воспитания всесторонне развитой гармоничной личности,
которая способна порождать и воплощать инновации, передавать знания,
развивать технологии – и всё это в интересах общества.
Анализ эффективности программ КСО учебного процесса в
ТГАСУ.
1) Определение стейкхолдеров физического
воспитания в ТГАСУ.
Таблица 4.1 – Стейкхолдеры системы физического воспитания
ТГАСУ
Прямые стейкхолдеры Косвенные стейкхолдеры
Государство Министерства образования,
здравоохранения и спорта РФ
Работники Семьи обучающихся и работников
Студенты Всё население страны
Будущие работодатели сегодняшних Будущие поколения страны
студентов
Основной акцент в практической части анализа работы, делается на
студентов как основного стейкхолдера. Изменения, предлагаемые к внесению
в учебный процесс проводятся с целью повышения эффективности
воздействия физической культуры в интересах этого основного стейкхолдера
студентоцентричного образования. Так, исходя из функций вуза и
определения стейкхолдеров, ТГАСУ необходимо решать следующие задачи
развития региона:
– развитие человеческого капитала;
– развитие системы физического воспитания;
– развитие научно-исследовательской деятельности в области спорта;
– решение задач формирования здоровой и активной личности;
– участие в формировании региональной политики, и в социальной
сфере по физической культуре и спорту;
– участие в реализации программ развития массового и
профессионального спорта региона;
– повышение уровня физической культуры и качества спортивных
услуг в регионе посредством социальных, волонтерских проектов,
просветительской деятельности.
Вызовы в связи с решением этих задач, а также интересы других
стейкхолдеров заставляют ТГАСУ брать на себя несколько ролей. Вуз
выступает в качестве центра подготовки кадров для технической и научно-
исследовательской деятельности в контексте инновационного развития.
ТГАСУ становится центром создания новых знаний и образовательных
инноваций в области физической культуры.
Также сформулируем механизмы взаимодействия университета со
стейкхолдерами:
– совместная разработка программ и мероприятий по физической
культуре, прежде всего программ практического развития;
– развитие массового физкультурного движения в сотрудничестве с
другими вузами города;
– развитие физического воспитания в бакалавриате и магистратуре;
– организация стажировок тренеров, с целью получения практического
опыта как в России и за рубежом, чтобы развить в стенах ТГАСУ новые
компетенции развития физической культуры и спорта.
2) Определение структуры программ КСО
Материально техническое обеспечение учебного процесса по
физической культуре, в соответствии с ФГОС в ТГАСУ обеспечивающее
проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
практической и теоретической работы обучающихся, предусмотренных
программой и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам. Сформулированы профессиональные
и универсальные компетенции по физической культуре, которые выпускники
должны получить ко времени выпуска из университета. Эти компетенции
формируют результаты обучения.
Подготовленные в ТГАСУ специалисты будут иметь сформированные
компетенции в области физической культуры и спорта, способствующие
устойчивому развитию России. Наряду с формированием социальной
ответственности и инженерной этики, выпускники университета развиваются
физически и поддерживают своё здоровье на уровне, конкурентоспособном в
международном контексте.
В результате исследования необходимо определить пути будущего
развития системы физического воспитания в вузе. Данные результаты
составят важную часть в концепции физической культуры и здорового образа
жизни в университете. Реализация этой концепции окажет несомненный
положительное воздействие на качестве образования в целом, благодаря роли
физического развития в формировании общего благополучия.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!