Оценка качества профессиональной подготовки бакалавров по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (ООП «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»)

Максимова, Юлия Анатольевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В результате исследования представлена комплексная система оценки качества образования, методика экспертных семинаров по проблемам качества инженерного образования в Томском политехническом университете в процессе подготовки бакалавров специализации “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений”. Для повышения качества проводимого исследования предложен переход на площадки взаимодействия с представителями реального сектора экономики, (экспертным сообществом), а также внутри университетского сообщества с целью оптимизации процесса подготовки специалистов. Рассмотрена перспективность применения комплексной системы оценки качества образования и методики экспертного семинара в образовательном процессе специалистов для нефтегазовой отрасли. Возможно применение представленного алг

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….. 9

1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ………………………………………………………………………… 12
1.1. Понятие «качество образования» в педагогике ………………………………. 12
1.2. Современные подходы оценки качества образования …………………….. 17
1.2.1 Мотивация студентов …………………………………………………………………………. 22

1.2.2 Вовлечённость студентов в учебный процесс ……………………………………… 25

1.2.3 Отношение студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе 28

1.2.4 Оценка использования практико-ориентированного подхода к обучению в
ВУЗе ……………………………………………………………………………………………………………. 30

2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И
ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» (ООП «РАЗРАБОТКА И
ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ») .. 36
2.1. Разработка (инвариантных) компетенции по отношению к
направлению, профилю, деятельности …………………………………………………. 36
2.2. Разработка унифицированной анкеты для опроса бакалавров ……… 40
2.3. Применение экспертного семинара, как эффективный метод
разработки критериев оценки качества профессиональной подготовки 44
2.4. Разработка тестовых заданий для оценки качества по
профессиональной подготовке бакалавров ………………………………………….. 49

3. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ООП «РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ» (ВЫВОДЫ И
РЕКОМЕНДАЦИИ) ……………………………………………………………………………………. 54

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ …………………………………………………… 60
4.1. Корпоративная социальная ответственность ВУЗа ………………………… 60
4.2. Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность
ВУЗа ………………………………………………………………………………………………………… 62
4.3. Внутренние и внешние стейкхолдеры корпоративной социальной
ответственности университета ………………………………………………………………. 63
4.4. Влияние диссертационного исследования на стейкхолдеров …………. 67
4.5 Нормативные документы регулирования корпоративной социальной
ответственности ТПУ …………………………………………………………………………….. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………… 70

Приложение А (справочное) PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY
OF EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY ………………………………….. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….. 85

На сегодняшний день основное внимание во многих вузах уделяется
только передаче знаний студентам, обычно узкоспециализированной
направленности. Зачастую такая передача знаний не доходит до адресата, до
студента. Преподаватель вычитывает материал, не задумываясь об усвоении его
студентами, при этом в большинстве случаев результат зависит от формы
преподавания. В высших учебных заведениях все меньше и меньше
предусматривает воспитание студентов в ходе учебного и внеучебного
процесса, что сказывается на студентах в целом и в итоге на усвоении
материала. Проблема трудоустройства студентов по специальности с каждым
годом становится все актуальней, особенно технических специальностей вузов.
По статистике небольшой процент студентов старших курсов однозначно
отвечают, что будут работать по специальности. Эти цифры заставляют
задуматься о причинах такого выбора, получение высшего инженерно-
технического образования становится массовым, вложенные усилия вузов в
студентов не оправдываются. В итоге студенты не заинтересованы в обучении
по специальности и тем более не заинтересованы в работе по специальности,
все это может идти, в том числе, и от форм преподавания. Современная
молодежь не может долго слушать лектора без какого-либо действия, то есть
она является «визуалами», а не «аудиалами», как ранее. Обществом
формулируются новые критерии образованности о качестве образования:
выпуск компетентностно-ориентированного специалиста нового
социокультурного типа, обладающего профессиональными, цифровыми и
общекультурными компетенциями. Решением проблемы является
выстраивание новой образовательной траектории в высших учебных
заведениях на высоком уровне в тесном взаимодействии с профессорско-
преподавательским составом (ППС). Необходимо четко определить содержание
деятельности ППС, функции их, качество и профессиональные компетенции, а
также определить критерии оценки труда ППС, которые помогут установить
пределы качества преподавания фундаментальных и технических дисциплин.
Целесообразно прикрепление некоторых специализаций к конкретным
производственным предприятиям и учреждениям, которые курируют и
принимают непосредственное участие в обучении студентов. Качественное
прохождение практики студентов технических специальностей является
неотъемлемой частью закрепления полученного материала. Очевидно, что
организация контроля качества обучения – одно из обязательных условий
эффективного формирования компетенций студентов в системе высшего
образования. Оценка уровня компетентности студентов при этом должна
объективно показывать степень их знаний, умений и навыков в решении задач
из областей будущей профессиональной деятельности. Компетентностно-
ориентированный подход вносит свои коррективы в систему оценки качества
знаний. При этом происходит смещение акцентов с контроля усвоения
отдельных учебных дисциплин на контроль степени сформированности
требуемых для профессии компетенций.
В связи с этим, целью магистерской работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию оценки уровня качества образования при
реализации программы подготовки специалистов в области нефтегазового дела.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ существующей понятийной и нормативно-правовой базы,
определяющей и регламентирующей требования к компетенциям бакалавров,
процессам их формирования и оценивания;
2. Провести анализ соответствия компетенций по направлению 21.03.01
«Нефтегазовое дело» требованиям профессионально-общественной
аккредитации;
3. Разработать профессиональные компетенции в проектной
деятельности, организации производства и контрольно-измерительные
материалы к ним, для направления инженерной подготовки «Разработка и
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»;
4. Разработать рекомендации совершенствования системы
взаимодействия ТПУ с реальным сектором экономики (экспертный семинар);
5. Провести опрос «Оценка качества инженерного образования
(студенты)»
бакалавров специализации «Разработка и эксплуатация нефтяных и
газовых месторождений»;
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование
оценки уровня качества образования бакалавров по специализации «Разработка
и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

1. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы
высшего профессионального образования // Высшее образование в
России, № 9. — 2004. — С. 14–18.
2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки
специалиста. // Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28
3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе / И.
В. Иванченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016.
—№5.1(109.1).—С.18-21.—URL:
https://moluch.ru/archive/109/26315/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года Ст. 2. П. 29
5. Сергеева, С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества
образования/С.Ю.Сергеева,Е.Д.Обревко.—Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С.
162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62424
6. Бубновская О.В. Развитие научно-исследовательской деятельности в
вузе в контексте реализации ФГОС // Территория новых возможностей.
Вестник Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 12-19.
7. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1042
8. Кузьмичева, С. Ю. Корпоративная социальная ответственность:
основные принципы и формы / С. Ю. Кузьмичева. — Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С.
118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57057/
9. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном
развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия //
Вестник международных организаций: образование, наука, новая
экономика. 2010 № 4 C. 60–86.
10.Слободенюк Д. П. Применение тестовых заданий для контроля знаний
обучающихся в системе профессионального образования / Д. П.
Слободенюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020.
— № 1 (291). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65914/

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)