Исследование социальной идентичности студентов (на примере ТГУ)

Васильев, Алексей Владимирович Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Реалии российских социальных преобразований таковы, что общественные кризисы влекут за собой кризисы личности. Перед исследователями идентичности возникает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы личности в эпоху, когда единственной константой становятся стремительные перемены. Это обуславливает актуализации интереса к тематике социальной идентичности, ранее находившейся на окраине научного внимания.
Цели сосредоточение усилий университетских специалистов в сфере образовательной и воспитательной, молодежной и социальной политики на проблеме социальной идентичности студенчества, её актуальности в современных условиях и служит данная работа.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 10
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей. Идентичность
современного студента. …………………………………………………………………………….. 13
1.1 Идентичность – обоснование нормы и патологии ……………………………….. 13
1.2 Проявления неопределенности идентичности. …………………………………….. 14
1.3 Основные подходы к интерпретации идентичности …………………………….. 16
2 Обобщение исследовательских материалов. Пересмотр проблематики
идентичности ……………………………………………………………………………………………. 20
2.1 Обобщение результатов социологических исследований …………………….. 23
2.2 Содержательные и структурные характеристики социальной активности 34
3 Обоснование и дизайн исследования идентичности студентов ТГУ …………… 52
4 Корпоративная социальная ответственность (КСО). …………………………………. 64
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 69
Приложение 1 …………………………………………………………………………………………… 70
Chapter 3. Validation and design of TSU students’ identity research. ………………… 70
Список литературы ……………………………………………………………………………… 79

Актуальность
В современных научных концепциях многие проблемы восходят к
идентичности. Мотивация, инициативность, лояльность, самоорганизация,
ответственность и многие другие важные аспекты жизнедеятельности человека
опираются на процесс отождествленности человека с миром и социальной
группой. При этом, идентичность и идентификация сегодня представляются
проблематичными в силу неопределенности, характерной для нашего времени.
Различные проблемные идентичности выглядят не достаточно определенными,
диффузными, деформированными, фиктивными, особенно у людей молодых.
Уточнение и проверка на подлинность (аутентификация) идентичности
молодежи сегодня является актуальной задачей для самых разных решений: от
образовательных, до политических.
Именно в молодости происходят наиболее активные процессы,
закрепляющие мировоззренческие установки. Верстается картина мира – цели и
ценности. Формируется жизненный путь, возникает личная траектория.
Складывается отношение к себе и миру. Но границы «молодых лет» сегодня не
имеют той универсальной определенности, которая была характерна для
прошлых эпох.
Сегодня говорят о появлении новых поколений людей и новых
социально-экономических классов. Например, о появлении нового
«цифрового» поколения молодых людей, которое благодаря свободному
владению компьютером и иностранными языками, становится органичной
частью вновь складывающегося мирового сообщества себе подобных. Это
поколение, дистанцируется от своих предков, их устоявшегося образа жизни
как деятельно, так и ценностно, ментально.
Все чаще приходиться слышать об активности этого нового класса
«продвинутых». Они живут в глобальном информационно-технологическом
пространстве. Эти люди, с высокой степенью вероятности, способны потеснить
существующие элиты с их претензиями и амбициями из вчерашнего дня.
Аналогичным образом вытесняется материальное неравенство. Ему на
смену приходит более значимое неравенство информационного свойства, оно
теперь первично. «Новые молодые» не стремятся обременять себя крупной
частной собственностью. Их конек в том, чтобы распоряжаться чужой
собственностью, причем по инициативе самих же, не обретших себя в реалиях
очередной технологической революции, собственников. Меняются
идентификаторы современности. Эпоха уходящая, описывалась социологами
как общество риска. Эпоха текущая идентифицируется как общество мечты.
Значительно сокращая обобщение современных и недавних концепций,
отметим тенденцию: будущее творится сегодня, но как это делать становится
все непонятнее. Все больше факторов необходимо учитывать, все больше
рисков обнаруживается при попытках прямого воздействия. Кто готов и
способен определить стратегию, написать концепцию? Все большую роль
сегодня играют персоны – конкретные люди, в инициативы которых
инвестируются средства, сравнимые с бюджетами государств. Но, при этом
самоопределение становится одной из самых острых проблем.
Свойства и установки современных молодых людей вызывают тревогу, в
частности их установками на адаптивность, что в будущем может привести к
кризису управления.
В противоположность эпохам технического развития, когда решением
была стандартизация, сегодня важное значение принимает уникальность.
Уникальность сегодня – это не фактор, осложняющий рациональное мышление,
как это было в предыдущую эпоху, а решающее преимущество в борьбе за
технологическое лидерство. Ведь технологии сегодня создаются по образу и
подобию жизни их потребителя (жизнеподобные технологии).
Решение новых задач «упирается» в проблему непонимания
собственной уникальности, то есть в неаутентичность подходов,
ориентированных на позитивные характеристики.
Цель:
Обосновать социально-психологическое исследование студенческой
идентичности, акцентированное на экспликации аспектов уникальности.
Задачи:
1. Обосновать актуальность исследования идентичности студенчества Томского
государственного университета.
2. Обобщить данные последних эмпирических исследований студенчества ТГУ.
3. Сформировать структуру вопросов исследовательского интервью для сбора
данных, позволяющих эксплицировать уникальность идентичности студентов
ТГУ.
Гипотеза:
Уникальность идентичности студентов ТГУ – это поток
самоопределения, направляемый базовыми установками по отношению к тому,
что для них воплощает университет.
Методы:
Идеографический анализ материалов, отражающих ситуацию
самоидентификации студентов ТГУ.
Ожидаемые результаты:
Представленное исследование является частью комплексного изучения
фундаментальной проблемы экспликации критических параметров
самоопределения и мобилизации человеческого капитала. В этой связи
проектируется социально-психологическое исследование установок и
стереотипов идентификации студентов ТГУ. Непосредственным результатом
данной работы является формулирование структуры вопросов для
исследовательского интервью и обоснование подходов для интерпретации
полученных данных.
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей.
Идентичность современного студента.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. М., 1990. – 53 с.
2. Акулова Е. Методика социологических исследований // Елена Акулова. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 256 c.
3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб.
пособие для вузов // Г.С. Батыгин. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 278 с.
4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. – М.: Никколо-
Медиа, 2001. – 320 с.
5. Белановский С.А. Метод фокус-групп // С. Белановский. М.: Магистр, 1996.
– 139 с.
6. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Идентичность как объект исследования
социальныхнаук//КиберЛенинка[электронныйресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-kak-obekt-issledovaniya-sotsialnyh-
nauk
7. Готлиб А. Качественное социологическое исследование // Готлиб Анна. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 312 c.
8. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и
способы организации. СПб.: Наука, 1994. – 86 с.
9. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование
// Ж.М. Гюйо. – М.: ЛКИ, 2013. – 224 c.
10. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учеб. пособие // З.В.
Диянова, Т.М. Щеголева. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. – 54 с.
11. Добреньков В.И. Методы социологических исследований: учебник // В.И.
Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА–М, 2004. – 768 с.
12. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Язык как фактор этнической идентичности.//
Вопросы психологии, №.4, 1997, с.75-86.
13. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые
итоги исследования. // Психологический журнал, № 4, 1993, с. 4-15.
14. ИвановаН.Л.,МортонТ.Проблемасоциальнойидентичностив
исследованииорганизаций:основныеподходы.//КиберЛенинка
[электронныйресурс]:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-
identichnosti-v-issledovanii-organizatsiy-osnovnye-podhody
15. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения.//
Руководствопооценкеуровняразвитиясоциальногоповедения
старшеклассника. М., 1993. – 34с.
16. Келли Д. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб: «Речь»,
2000. – 28 с.
17. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования
/. – М.: Наука, 1999. – 240 c.
18. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях
жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М.,
1993, с.107-124.
19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и
патологии. – Новосибирск, 2000. – 256 с.
20. Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности.//
Ценностиисимволынациональногосамосознаниявусловиях
изменяющегося общества. М., ИЭА РАН, 1994.
21. Кучеренко В.В. Техника экспликации неосознаваемых субъектом знаний и
критерии измененных состояний сознания. // Индивидуальность как субъект
и объект современной жизни. Смоленск, 1996. с. 214-221
22. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной
идентичности. // Психологический журнал, № 4, 1996. с.45-61.
23. Меренков А.В. Методика социологического исследования. Выборочный
метод. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: моногр. /
Анатолий Васильевич Меренков. – М.: Юрайт, 2016. – 242 c.
24. Назарова М.А. Факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях
высшего образования // Профессиональное образование в современном
мире, № 3(14), 2014.– с. 109-117
25. Познавательные психические процессы: Хрестоматия / сост. А. Маклаков. –
СПб.: Питер, 2002. – 54 с.
26. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондентов / Н.А. Романович //
СОЦИС. № 2 1999. с.45-61.
27. Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.//
Психологический журнал, № 1, 1994, с. 158-168.
28. Тарасов В.К. Русские уроки японских коанов. Издательство «Добрая книга»,
2008. – 307 с.
29. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и
конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, с. 15-44.
30. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды:
учеб.-метод. пособие / Л.Н. Федотова. М.: Изд-во МГУ, 1988.
31. ШалакВ.И.Современныйконтент-анализ: Приложениявобласти:
политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы.
// В. И. Шалак; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : Омега-Л, 2004. – 270
с.
32. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как
медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. № 1, 1993.
с. 74-84.
33. TRIZ-RIGROUP[электронныйресурс]:https://www.triz-
ri.ru/market/?id=6993&name=kak_provodit_oprosy_neochevidnoe

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)