Контрактная система закупок: особенности учета в государственных (муниципальных) учреждениях, региональные аспекты
В данной работе рассмотрены законодательные основы осуществления закупок и организация закупок в бюджетных учреждениях. Проанализирован механизм организации и учета государственных закупок в учреждениях здравоохранения, план Финансово-хозяйственной деятельности и его роль в организации закупок, так как с 2017 года одним из ключевых изменений является, то, что бюджетные учреждения функционирует на основании двух основных документов: План финансово-хозяйственной деятельности и федеральный закон 44-ФЗ. Произведен анализ результатов закупок в учреждениях здравоохранения республики Бурятии.
В результате исследования, была предложена новая система управления государственными закупками в учреждении, благодаря которой, возможно снижение времени анализа, сбора данных.
Введение ………………………………………………………………………………………………. 11
1 Контрактная система закупок в государственных (муниципальных)
учреждениях
1.1 Законодательные основы закупок в государственных
(муниципальных) учреждениях ………………………………………………………………. 15
1.2 Организация закупок в государственных (муниципальных)
учреждениях ………………………………………………………………………………………… 29
2 Механизм осуществления и учета государственных закупок в
учреждениях здравоохранения
2.1 Особенности организации государственных закупок в
учреждениях здравоохранения ……………………………………………………………….. 45
2.2 Бухгалтерский учет закупок в бюджетных учреждениях
здравоохранения на примере ГБУЗ «Окинская ЦРБ» ………………………………. 60
2.2.1Бухгалтерский учет закупок материальных запасов……………..65
2.2.2 Бухгалтерский учет закупок услуг……………………………….71
2.3 План финансово-хозяйственной деятельности и закупочная
деятельность учреждения… ………………………………..73
3 Организация закупочной деятельности и ее результативность в
учреждениях здравоохранения Республики Бурятия
3.1 Анализ результатов закупок в учреждениях здравоохранения
республики Бурятия ……………………………………………………………………………… 80
3.2 Совершенствование закупочной деятельности в медицинских
учреждениях на примере ГБУЗ «Окинская ЦРБ» …………………………………….. 87
4 Социальная ответственность ………………………………………………………………. 95
Заключение …………………………………………………………………………………………. 103
Список публикаций студента ……………………………………………………………….. 106
Список используемых источников ……………………………………………………….. 107
Приложение А …………………………………………………………………………………….. 115
Приложение Б ……………………………………………………………………………………… 116
Приложение В ……………………………………………………………………………………. 117
Приложение Г …………………………………………………………………………………….. 119
Приложение Д ……………………………………………………………………………………. 121
Приложение Е …………………………………………………………………………………….. 124
Приложение Ж……………………………………………………………….…128
Приложение И…………………………………………………………………..130
Приложение К…………………………………………………………………..132
Приложение Л…………………………………………………………………..133
Приложение М………………………………………………………………….135
Приложение Н…………………………………………………………………..136
Приложение П…………………………………………………………………..145
Приложение Р…………………………………………………………………..148
Приложение С…………………………………………………………………..149
Приложение Т…………………………………………………………………..150
Приложение У…………………………………………………………………..151
Приложение Ф Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке ………….. 152
Государственные (муниципальные) учреждения в Российской
Федерации выполняют важные функции. Выполняя государственные
(муниципальные) задания, они играют ведущую роль в образовании,
управлении, здравоохранении, военной сфере, спорте и пр. Подавляющая
часть консолидированного бюджета РФ расходуется на финансирование
данных учреждений. После принятия Федерального Закона от 08.05.2010
№83-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений» развернулись изменения
законодательных основ деятельности учреждений, финансируемых из
бюджетов разных уровней. Произошло разделение данных учреждений на
казенные, бюджетные и автономные.
Следом за изменением правового статуса реформированию
подверглась система бухгалтерского учета. Этапом реформирования
бюджетной сферы следует назвать принятие Федерального Закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это
продолжение реализации идеи о повышении эффективности применения
бюджетных средств исполнителями работ и услуг.
Названные реформы проводились в силу того, что роль
государственных (муниципальных) учреждений достаточно высока.
Значительную долю среди данных учреждений занимают учреждения
здравоохранения. На их содержание расходуются значительные ресурсы:
материальные, финансовые, трудовые и т.п.
Оказание медицинских услуг и поддержание здорового населения
выступает одной из приоритетных задач страны. На данный момент одним из
основных показателей, позволяющий эффективно воплощать медицинскую
деятельность, использовать современное оборудование, транспорт,
содержать хозяйственные объекты учреждения в исправном состоянии,
является деятельность по размещению государственных и муниципальных
заказов. Процесс размещения государственного заказа является очень
трудоемким, ответственным и требующим внушительного внимания со
стороны специалистов бюджетного учреждения здравоохранения. Не
приобретенные и неоплаченные в указанный срок лекарственные средства,
расходные медицинские материалы, медицинское оборудование, ГСМ,
услуги связи, коммунальные услуги и т.д., могут отрицательно сказаться на
исполнении учреждением своих основных функций, что в свой черед
недопустимо.
В настоящий момент государственные (муниципальные) закупки
обеспечивают удовлетворение потребностей государства и его субъектов, а
также выступают одним из основных рычагом регулирования экономики и
социальной сферы. Для того чтобы добиться приемлемого
функционирования экономики и разрешения первостепенных задач стоящих
перед государством, необходимо осуществлять рациональное и эффективное
расходование бюджетных средств. Контрактная система направлена на
реализацию поставленной цели. Необходимо отметить, что задается высокий
приоритет исполнения и совершенствование поставленной цели, и возможно
отнести к классу задач повышенной важности.
В существующих условиях совершенствование системы
государственного заказа и оценка ее деятельности приобретает все больший
интерес.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации
определяется тем, что напряженное состояние бюджетной системы
способствуют применению новых вариантов расходования бюджетов на
разных уровнях. Контрактную систему, возможно, рассматривать как
экономию бюджетных средств, обеспечение заказчиков высоким качеством
закупаемых товаров, работ и услуг.
Объектом исследования является система государственных закупок в
государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.
Предмет исследования – процессы организации учета
государственных товаров и (работ, услуг) в бюджетных учреждениях в сфере
здравоохранения.
Цель магистерской диссертации – проанализировать механизм
организации закупок товаров, работ и услуг в бюджетных учреждениях
здравоохранения, показать особенности бухгалтерского учета исполнения
бюджетной субсидии и степень эффективности применяемой системы
закупок.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие
задачи:
1) Исследовать теоретические основы закупочной деятельности
применительно к бюджетным учреждениям здравоохранения;
2) Изучить законодательные основы осуществления государственных
(муниципальных) закупок;
3) Ознакомиться с организацией закупок в учреждения
здравоохранения на примере ГБУЗ «Окинская ЦРБ»;
4) Рассмотреть порядок учета операций по закупочной деятельности;
5) Проанализировать результаты государственных закупок в
учреждениях здравоохранения республики Бурятия;
6) Выявить основные направления совершенствования механизма
государственных закупок на примере Государственного бюджетного
учреждения здравоохранения «Окинская ЦРБ».
В магистерской диссертации используются такие методы
исследования, как метод структурного анализа, метод синтеза, метод
сравнения, а также метод обобщения.
Учетная политика в государственных (муниципальных) учреждениях
имеет определенную специфику нашедшую отражение в научной среде.
Деятельность этих учреждений была рассмотрена в учебном пособии,
изданном в Томском политехническом университете в 2013 году (Воробьева
И. П., Спесивцева А. Л., Барышева Г.А. Бухгалтерский учет в бюджетных
учреждениях). В этой работе показаны объекты и правила учета, основные
хозяйственные операции и документация по бюджетной и внебюджетной
деятельности. Проанализировано влияние разных видов деятельности на
финансовые результаты, баланс и отчетность. Новые правила
государственных закупок, которые начали действовать с 2014 года, отражены
в монографии Воробьевой И.П. по учетной политике (2017 год). Над
проблемами бухгалтерского учета в государственных (муниципальных)
учреждениях работают также Жуклинец И.И., Мизиковский Е.А, Маслова
Т.С. и многие другие.
Научная и практическая новизна магистерской диссертации состоит в
том, что анализ организации закупок товаров, работ и услуг в бюджетных
учреждениях здравоохранения проведен на основе работы реального
учреждения – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения
«Окинская ЦРБ». Это позволило выявить насущные проблемы, сложности и
нюансы, связанные с организацией закупок и их учета.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что
ее результаты и выводы можно использовать при совершенствовании
учетной политики в ГБУЗ «Окинская ЦРБ». Данные рекомендации
позволяют вести более упорядоченный и эффективный учет бюджетных
средств.
Апробация работы осуществлялась на базе ГБУЗ «Окинская ЦРБ».
Имеются следующие публикации автора по теме магистерской
диссертации:
1) Контрактная система закупок: региональные аспекты, особенности
учета в государственных (муниципальных) учреждениях;
2) Планирование и финансирование в Бюджетном учреждении
здравоохранения (Республика Бурятия ГБУЗ Окинская ЦРБ»).
Государственные закупки являются главным элементом и основой для
приобретения товаров, работ и услуг в бюджетных учреждениях. Все
процедуры обладают своей ролью и значением в общей системе, которая
законодательно управляет финансовой деятельностью организации. В
ситуациях отсутствия системы закупок в государственных (муниципальных)
учреждениях имеет место быть нецелевые растраты, отсутствие планов
закупок, следовательно, учреждения могут лишиться необходимых товаров,
оборудования, материальных запасов, услуг и т.д.
На данный момент система государственных закупок для бюджетных
учреждений остается непонятной и достаточно сложной. Однако
контрактная система предназначена не усложнять экономическую
деятельность, а напротив скоординировать, призвать к общей цели ,
обобщить правила и нормы.
Соответственно, работа в сфере государственных закупок становится
одной из важнейших задач в государственных (муниципальных)
учреждениях, которая включает в себя разработку стандартов, планов
закупок и графиков, положения о приемке товаров, видов и гарантий оплаты
перед поставщиками.
В данной работе рассмотрен процесс организации закупочной
деятельности и учет закупок материальных запасов и услуг в
Государственном бюджетном учреждение здравоохранения «Окинская
центральная районная больница» на основе деятельности контрактного
управляющего и бухгалтерии учреждения.
На основании полученных сведений можно сделать вывод, что ГБУЗ
«Окинская ЦРБ» выполняет свои задачи в полном объеме. Закупочная
деятельность учреждения проходит по всем правилам 44-ФЗ. Ведутся и
заполняются все соответствующие документы.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что государственные
закупки в бюджетном учреждении здравоохранения занимают приоритетное
направление. Около 70% закупок совершаются из фонда обязательного
медицинского страхования, оставшиеся 30% за счет целевых субсидий и за
счет внебюджетных фондов – в больнице это предпринимательская
деятельность.
После проведенной работы были сделаны следующие выводы: растет
доля закупок, осуществляемых конкурентными способами. Всё более
приоритетным становился такой способ осуществления закупок, как
электронный аукцион. В ГБУЗ «Окинская ЦРБ» 60 % всех закупок.
Конкурсы и аукционы действительно дают положительный экономический
эффект, так общая экономия по проведенным аукционам и торгам за 1
полугодие 2017 года составила- 593 634,23 рублей. Однако все же следует
отметить недостатки и проблемы закупочной деятельности в Окинской
Центральной районной больнице.
1. Основными недостатками нового порядка организации торгов
является длительность и большой объем документов.
2. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их
соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Качественная и объективная экспертиза становится проблемой, так как в
учреждении отсутствуют специалисты высокой квалификации.
3. Кадровая подготовка. Сложность и многоплановость организации и
планирования закупок требуют знаний, как в технических, так и
юридических и экономических областях. Как уже было сказано, в ГБУЗ
«Окинская ЦРБ» закупками занимается должностное лицо, не имеющее
профильного образования. Но, необходимо подчеркнуть, что руководство
больницы всячески стремится решить возникавшую проблему. Так все
работники, занимающиеся закупочной деятельностью, проходят обучающие
семинары. В Республике Бурятия Агентство по государственным закупкам
ежеквартально проводит семинары по государственным и муниципальным
закупкам для субъектов малого предпринимательства и других учреждений.
4. Риски, связанные с ошибками при подготовке документации о
закупке.
5. Проблема учета закупок. В бухгалтерском учете предусмотрен не
только учет операций по исполнению контрактов. Необходим учет
поступлений от участников торгов в обеспечение заявки на участие в
конкурсах и аукционах до определения победителей. За участие в конкурсах
претендент обязан внести определенную сумму либо представить
банковскую гарантию.
6. Решение разных задач: соблюдение антимонопольных и
антикоррупционных норм, с одной стороны, а с другой – обеспечение ле-
карственными средствами, медицинскими изделиями и оборудованием
высокого качества. Результатом этого противоречия являются
некачественные закупки, снижающие эффективность и оперативность
лечения, что в конечном итоге негативно влияет на всю систему
здравоохранения страны.
Контрактная система РФ не стоит на месте. Практически каждый
квартал происходят изменения в Законодательстве. Следовательно, должны
изменяться и модели, принятые в учреждении. Новая предлагаемая модель
предназначена улучшить и упростить закупочную деятельность, сократить
количество ошибок, ускорить обработку данных перед размещением на
торговых площадках.
Список публикаций студента
1. Воробьева И.П., Бахтина И.В. Контрактная система закупок:
региональные аспекты, особенности учета в государственных
(муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] // Вестник науки
Сибири. 2017. №1(24). URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1520/1017
(вход свободный).
2. Бахтина И.В., Шорноева Ц.Д. Планирование и финансирование в
бюджетном учреждении здравоохранения (Республика Бурятия ГБУЗ
«Окинская ЦРБ») [Электронный ресурс] // Alley-scince.ru. 2018. URL:
http://alleyscience.ru/domains_data/files/february2018/planirovanie%20i%20finan
siro-
vanie%20v%20byudzhetnom%20uchrezhdenii%20zdravoohraneniya%20(respubli
ka%20buryatiya%20gbuz%20_okinskaya%20crb_).pdf (вход свободный).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!