Разработка бизнес-модели стартапа системы совместного использования велосипедов
В работе приведены теоретические основы построения бизнес-моделей и оценки их эффективности. Исследована сфера систем совместного использования велосипедов, выявлены проблемы и перспективы. На основе проведенной работы была проведена разработка и тестирование бизнес-модели стартап-проекта системы совместного использования велосипедов. В результате была описана концепция данного проекта, практическая значимость которой заключается в запуске проекта системы совместного использования велосипедов в формате стартапа. Методы исследования включают в себя: конкурентный анализ, анализ научной и бизнес литературы, изучение актуальной практики, сравнение, а также customer development, инвестиционный анализ.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 11
1 Теоретические основы бизнес-модели: возникновение, методы и влияние на
стартапы ………………………………………………………………………………………………….. 14
1.1 Особенности современных бизнес-моделей для стартапов…………………… 14
1.2 Методы построения бизнес-модели для стартапов ………………………………. 19
1.3 Роль бизнес-модели для оценки эффективности стартапов ………………….. 25
2 Анализ состояния транспортных систем совместного использования
велосипедов в России и в мире …………………………………………………………………. 32
2.1 Анализ и особенности рынка ………………………………………………………………. 32
2.2 Особенности развития систем совместного использования велосипедов 34
2.3 Сравнение транспортных систем совместного использования велосипедов
………………………………………………………………………………………………………………… 36
3 Разработка, тестирование и оценка эффективности бизнес-модели стартап-
проекта системы совместного использования велосипедов ……………………….. 44
3.1 Описание проекта системы совместного использования велосипедов ….. 44
3.2 Разработка и тестирование бизнес-модели проекта системы совместного
использования велосипедов ……………………………………………………………………… 56
3.3 Оценка эффективности бизнес-модели проекта системы совместного
использования велосипедов ……………………………………………………………………… 59
4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 66
4.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……… 67
4.2 Производственная безопасность………………………………………………………….. 71
4.3 Анализ выявленных вредных и опасных факторов ………………………………. 72
4.3.1 Отклонение показателей микроклимата ……………………………………………. 72
4.3.2 Превышение уровня шума ……………………………………………………………….. 73
4.3.3 Недостаточная освещенность рабочей зоны ……………………………………… 74
4.3.4 Влияние электромагнитных полей (ЭМП) ………………………………………… 75
4.4 Экологическая безопасность ……………………………………………………………….. 76
4.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………….. 77
Выводы по разделу…………………………………………………………………………………… 79
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 80
Список использованных источников ………………………………………………………… 82
Приложение А …………………………………………………………………………………………. 88
Приложение Б ………………………………………………………………………………………….. 99
Настоящее время характеризуется масштабными изменениями и
неопределённостью. Непрерывно происходят изменения в экономике,
сопровождающиеся применением современных технологий, в том числе
информационных. Наиболее сильное развитие получает и сфера услуг.
Данный факт потребовал создание гибкого и универсального
инструмента для управления и разработкой продуктов. Данный инструмент
характеризуется тем, что позволяет быстро реагировать на внешние
изменения, оставаться производимому продукту конкурентоспособным и
предоставлять тот продукт, который действительно необходим целевой
аудитории. Указанным выше характеристикам соответствует инструмент
«бизнес-модель».
Бизнес-модель является одним из ключевых факторов успеха продукта
и компании в целом. Конкуренция отходит от сравнений характеристик
продукта к более совершенной бизнес-модели. Суть процесса – замена
устаревших моделей на современные. Появление новых бизнес-моделей на
рынке делают прежние подходы неконкурентоспособными. Быстрый темп
изменений вызывает необходимость постоянного мониторинга и
актуализации бизнес-модели. Кроме самой бизнес-модели очень важным
является представление бизнес-модели в графическом виде, так как в этом
случае она становится важным когнитивным инструментов для
управленческих решений.
В России остается множество рынков, которые в течение долгого
времени не испытывают радикальных преобразований. Использование
текущих транспортных систем вызывает множество вопросов, поэтому
жизненно необходимо обратить внимание на создание и развитие
инновационных транспортных систем, а именно, совместного использования
велосипедов.
Эксперты выделяют в качестве преимуществ этих систем следующие
особенности:
более высокая мобильность жителей города;
увеличение физической активности и пользы для здоровья;
улучшение транспортной ситуации на дорогах;
улучшение экологической обстановки;
появление более широкого выбора общественного транспорта;
снижение затрат на внедрение и эксплуатацию традиционных
видов транспорта.
Именно эти особенности обуславливают распространение систем
совместного использования велосипедов по всему миру. Также применение
IT-технологий делают возможной интеграцию систем «байкшеринга»
(совместного использования велосипедов) в городскую транспортную
систему, что обуславливает рассмотрение данного вида транспорта с
использованием IT в качестве составляющей инновационной транспортной
системы. Особую роль в создании инноваций выполняет такой неотъемлемый
элемент городской инфраструктуры как транспортная система – развитая
транспортная система с необходимым оборудованием, доступная любому
жителю города, включая незащищенное население (детей, инвалидов, жителей
пенсионного возраста) вносит лепту в развитие и привлекательность города и
региона в целом.
Для того, чтобы бизнес-модель была реально действующей и
масштабируемой, необходимо оценить на начальном этапе. Это необходимо
сделать до этапа, когда будут совершены значительные инвестиционные
вложения в проект. Именно здесь понадобятся современные методики, а
именно, customer development для верификации бизнес-модели и расчет
экономической эффективности проекта.
Объектом исследования является стартап-проект системы совместного
использования велосипедов.
Предметом исследования является бизнес-модель системы
совместного использования велосипедов.
Цель работы – разработка и тестирование бизнес-модели проекта
стартапа системы совместного использования велосипедов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
1. выявить основы построения бизнес-моделей, провести анализ
инструментов разработки, тестирования и оценки бизнес-модели;
2. проанализировать текущее состояние транспортных систем
совместного использования велосипедов в России и в мире, а также проблем и
перспектив этой отрасли;
3. разработать и протестировать бизнес-модель стартапа системы
совместного использования велосипедов;
4. провести оценку бизнес-модели стартапа системы совместного
использования велосипедов.
В качестве инструментов разработки бизнес-модели были
использованы концепции Александра Остервальдера, а также Н. Ферра и Дж.
Даера. Изучение рынка и потребителей было проведено с помощью
методологии Customer development. Для оценки эффективности бизнес-
модели использовались методы инвестиционного анализа. Также, методы
исследования включают в себя конкурентный анализ, анализ научной и бизнес
литературы, изучение актуальной практики, сравнение.
Научная новизна заключается в исследовании рынка байкшеринга, его
проблем и перспектив развития, в результате чего была выявлена
необходимость создания системы совместного использования велосипедов.
Практическая значимость результатов данного исследования
выражается в запуске проекта системы совместного использования
велосипедов в формате стартапа.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!