Модель образовательной среды для формирования предпринимательских компетенций обучающихся

Соколова, Виктория Валерьевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе приводятся результаты исследования образовательной среды технических вузов.
Предмет исследования: формирование предпринимательских компетенций у студентов технических университетов.
Цель исследования: разработка модели образовательной среды для формирования предпринимательских компетенций обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в анализе текущего опыта и состояния системы формирования предпринимательских компетенций студентов в Томском политехническом университете и представлении модели образовательной среды для формирования предпринимательских компетенций обучающихся с учетом рекомендаций основных стейкхолдеров.
По результатам исследования составлены рекомендации к созданию среды, направленной сформировать предпринимательские компетенции обучающихся.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 10
Глава 1. Образовательная среда формирования предпринимательских
компетенций у студентов …………………………………………………………………………. 14
1.1 Образовательная среда …………………………………………………………………….. 14
1.1.1 Понятие образовательной среды …………………………………………………. 14
1.1.2 Условия для формирования образовательной среды ……………………. 15
1.1.3 Мероприятия в образовательной среде ……………………………………….. 17
1.2 Практики формирования компетенций …………………………………………….. 19
1.2.1 Мировые практики……………………………………………………………………… 19
1.2.2 Российские практики ………………………………………………………………….. 30
1.3 Выводы по 1 главе …………………………………………………………………………… 49
Глава 2. Инновационно-экспериментальная часть …………………………………….. 50
2.1 Анкетирование ………………………………………………………………………………. 50
2.2 Экспертный семинар………………………………………………………………………… 75
2.2.1 Структура семинара ……………………………………………………………………. 76
2.2.2 Цель семинара ……………………………………………………………………………. 77
2.2.3 Вопросы для аудитории экспертов и оценка результатов ответов … 77
2.2.4 Командная работа ………………………………………………………………………. 80
2.2.5 Мозговой штурм, дискуссия. ………………………………………………………. 81
2.2.6 Разработка рекомендаций. ………………………………………………………….. 83
2.3 Модель образовательной среды для формирования
предпринимательских компетенций обучающихся ………………………………… 84
2.3.1 Условия ……………………………………………………………………………………… 84
2.3.2 Мероприятия ……………………………………………………………………………… 86
2.3.3 Модель образовательной среды ………………………………………………….. 87
2.4 Выводы по 2 главе …………………………………………………………………………… 88
3 Корпоративная социальная ответственность ………………………………………….. 90
3.1 Корпоративная социальная ответственность в ТПУ ………………………….. 92
3.1.1 Определение стейкхолдеров ……………………………………………………….. 92
3.1.2 Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций …….. 94
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 95
Список используемых источников ……………………………………………………………. 98
Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 102
Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 106
Приложение В………………………………………………………………………………………… 110
1.2 Practice of formation of competencies ……………………………………………….. 110
1.2.1 World practices ………………………………………………………………………….. 110

Актуальность.
Современный этап развития общества характеризуется стремительным
развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к
высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится
государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения
труда.
Главная задача, стоящая перед высшей школой – способствовать
развитию потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой
деятельности. В качестве глобальной цели реформирования
профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста
самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром
профессионального труда. Для реализации познавательной и творческой
активности студента в учебном процессе используются современные
образовательные технологии, дающие возможность повышать качество
образования, более эффективно использовать учебное время.
В данной работе приводятся результаты исследования образовательной
среды технических вузов. Это понятие означает психолого-педагогическую
реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно
созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на
формирование и развитие личности обучающегося.
Общество ставит высокую задачу перед образовательными
организациями – осуществить подготовку молодых людей к самостоятельной
жизни и профессиональной деятельности. Обществу необходимы зрелые
личности, способные грамотно решать любые ситуации и представлять
результаты своей деятельности.
В этой связи представляется необходимым разработать модель
образовательной среды, удовлетворяющую актуальным внутренним и
внешним вызовам.
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности
сегодня необходимы следующие качества:
– способность мыслить новым образом, генерировать
инновационные бизнес-идеи, превращая их в новые технологии с целью
получения дохода;
– умение осуществлять поиск новых рыночных возможностей для
бизнеса;
– способность работать быстрее, больше за пределами
предписанных требований и в условиях неопределенности;
– способность оперативно оценивать перспективность новых
рыночных возможностей для бизнеса, экономические и социальные условия
осуществления предпринимательской деятельности;
– способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития
новых организаций, направлений деятельности, продуктов;
– способность к принятию решений, готовность принять на себя
ответственность за последствия решений;
– способность формулировать цель, переключаться на
альтернативную стратегию достижения цели;
– понимание сути проблемы и умение находить новаторское
решение проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях;
– способность налаживать связи, договариваться, осуществлять
коммуникации с разными партнерами, заключать эффективные сделки;
– умение контролировать использование ресурсов, обеспечивать
оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами [1].
Другими словами, на сегодняшний момент требуется развивать
предпринимательские компетенции.
Ориентация Федеральных государственных образовательных
стандартов на результат обучения, сформулированный на языке компетенций,
представляет собой личностно ориентированный подход. Он в большей мере
соответствует общей цели образования — подготовке творческой личности,
способной к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному
выбору, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей
жизни.
Одним из главнейших факторов, обеспечивающих развитие
предпринимательской компетентности, является широкое применение
современных образовательных технологий и инновационная деятельность
образовательного учреждения в целом, включающая в себя социальное
партнерство, использование инновационных технологий обучения в
образовательном процессе, включение студентов в проектную, научную,
исследовательскую деятельность и т. д. Ключевыми различиями современных
образовательных технологий являются изменение характера деятельности и
взаимодействия субъектов учебного процесса, изменение приоритетов – от
трансляции знаний к осуществлению условий для более полной реализации
личностного потенциала и проявления других профессиональных качеств.
Тема формирования предпринимательских компетенций поднимается
достаточно часто и является предметом обсуждения в научно-
образовательном и предпринимательском сообществе.
Работы на эту тематику можно встретить у следующих отечественных
исследователей: С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова, Г.А. Резник,
А.Е. Черницов, А.Андреев, А.А.Булатов, А.Б. Ванькаев, Т.Г. Деликов,
Б.Злобин, В.Д.Камаев, А.Каминки, В.М. Козырев, А. Крутик, М. Лапусты, В.
Медынского, П. Половинкин, А. Попов, Б.А. Райзберг, В.Е. Савченко, А.В.
Сидорович, А. Шулус, В. Яковлев, Ю. Яковец и многие другие.
Также эти темы поднимаются и в зарубежной экономической
литературе. Там интерес к исследованию проблем предпринимательства
стабилен, к данной теме обращаются многие авторы, например: Г.М. Вебер, П.
Друкер, В. Зомбарт, Р. Катильон, И. Кирцнер, Дж.Б. Кларк, Мангольдт, А.
Маршалл, Л. фон Мизес, Б. Палевский и другие.
Изучив имеющиеся исследования, можно сделать вывод о том, что
подходы к формированию предпринимательских компетенций у будущих
инженеров чаще всего не носят системный характер, сводятся к введению
нескольких дисциплин в учебный план и созданию, например, студенческого
бизнес-инкубатора. А для системной работы необходимо создать
образовательную среду, которая была бы нацелена и способствовала
формированию предпринимательских компетенций. Особенно актуально
создание такой образовательной среды для университетов, осуществляющих
подготовку специалистов в области техники и технологий, так как именно
такие специалисты, имеющие не только запас технических фундаментальных
знаний, но и обладающих набором основных предпринимательских
компетенций, способны обеспечить технологический прорыв и опережающее
экономическое развитие страны. На сегодняшний момент отмечается нехватка
таких специалистов при нарастающей потребности рынка в них.
Объект исследования: образовательная среда технического
университета.
Предмет исследования: формирование предпринимательских
компетенций у студентов технических университетов.
Цель исследования: разработка модели образовательной среды для
формирования предпринимательских компетенций обучающихся.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
1. Обзор действующих практик по формированию
предпринимательских компетенций в России и зарубежных странах.
2. Оценка актуального состояния системы формирования
предпринимательских компетенций у студентов технических специальностей,
используя метод экспертного семинара и анкетирования студентов,
преподавателей и предпринимателей с последующим анализом полученных
данных.
4. Определение условий и мероприятий, необходимых для
формирования предпринимательской образовательной среды
5. Выявление препятствий для развития предпринимательских
компетенций в вузе среди обучающихся
6. Разработка модели образовательной среды для формирования
предпринимательских компетенций обучающихся с учетом рекомендаций
основных стейкхолдеров.
Научная новизна исследования заключается в анализе текущего
опыта и состояния системы формирования предпринимательских
компетенций студентов в Томском политехническом университете и
представлении модели образовательной среды для формирования
предпринимательских компетенций обучающихся с учетом рекомендаций
основных стейкхолдеров.

Как говорилось в работе ранее, общество ставит высокую задачу перед
образовательными организациями – осуществить подготовку молодых людей
к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Обществу
необходимы зрелые личности, способные грамотно решать любые ситуации и
представлять результаты своей деятельности.
В данной работе приводятся результаты исследования образовательной
среды технических вузов, а также была разработана модель образовательной
среды, удовлетворяющая актуальным внутренним и внешним вызовам.
Ориентация Федеральных государственных образовательных
стандартов на результат обучения, сформулированный на языке компетенций,
представляет собой личностно ориентированный подход. Он в большей мере
соответствует общей цели образования — подготовке творческой личности,
способной к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному
выбору, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей
жизни.
Одним из главнейших факторов, обеспечивающих развитие
предпринимательской компетентности, является широкое применение
современных образовательных технологий и инновационная деятельность
образовательного учреждения в целом, включающая в себя социальное
партнерство, использование инновационных технологий обучения в
образовательном процессе, включение студентов в проектную, научную,
исследовательскую деятельность и т. д.
Особенно актуально создание такой образовательной среды для
университетов, осуществляющих подготовку специалистов в области техники
и технологий, так как именно такие специалисты, имеющие не только запас
технических фундаментальных знаний, но и обладающих набором основных
предпринимательских компетенций, способны обеспечить технологический
прорыв и опережающее экономическое развитие страны.
В результате поставленной цели исследования была осуществлена
разработка модели образовательной среды для формирования
предпринимательских компетенций обучающихся.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие
задачи:
1. Осуществлен обзор действующих практик по формированию
предпринимательских компетенций в России и зарубежных странах.
2. Проведена оценка актуального состояния системы формирования
предпринимательских компетенций у студентов технических специальностей,
используя метод экспертного семинара и анкетирования студентов,
преподавателей и предпринимателей с последующим анализом полученных
данных.
4. Определены условия и мероприятия, необходимые для
формирования предпринимательской образовательной среды
5. Выявлены препятствия для развития предпринимательских
компетенций в вузе среди обучающихся
6. Разработана модели образовательной среды для формирования
предпринимательских компетенций обучающихся с учетом рекомендаций
основных стейкхолдеров.
Осуществлен анализ текущего опыта и состояния системы
формирования предпринимательских компетенций студентов в Томском
политехническом университете и представлена модель образовательной среды
для формирования предпринимательских компетенций обучающихся с учетом
рекомендаций основных стейкхолдеров.
По результатам исследования составлены рекомендации к созданию
среды, направленной сформировать предпринимательские компетенции
обучающихся.
В рамках практической части проведены опросы, анкетирования и
интервью, получена обратная связь от студентов, предпринимателей и
преподавателей существующей на сегодняшний день системе формирования
предпринимательских компетенций. Выявлены практики, а также
препятствия, ограничивающие развитие и проявление предпринимательских
компетенций у студентов.
Определены условия для создания образовательной среды:
 особенные преподаватели (имеющие реальный практический
опыт работы с бизнесом или разбирающие кейсы для предприятий);
 особое окружение, которое сможет повлиять на развитие
компетенций, проектов, погружения студентов в среду;
 практический опыт обучающихся через внедрение бизнес
симуляторов, учебных производств в качестве образовательных технологий
для инженерных образовательных программ;
 предоставление возможности совмещения учебы с ведением
бизнеса или увеличение часов практики;
 оказание поддержки в составлении бизнес-плана, оформлении
необходимых документов и т.п.;
 преподавание элективных курсов, посвященных практическим
вопросам открытия собственного бизнеса;
 включенность в предпринимательскую деятельность, построение
собственного бизнеса, и умение проводить изменения в своей деятельности в
достижении цели;
 развитие обучающегося, обеспечивая обучающемуся
возможности как овладения предметностью профессиональной деятельности,
так и овладения самим собой как деятелем в профессии, которой он обучается;
 личностное развитие обучающегося;
 обеспечение процесса, способного обеспечить взаимодействие
всех участников процесса и образовательной среды.
Определены мероприятия:
 формирование кадровой политики вузов / совершенствование
системы смены руководства вуза (кадровой политики) / изменение
мировоззрения руководства в вузах;
 внесение в эффективный контракт руководителей (институтов)
показателя, связанного с ВКР в формате стартап (подготовка и руководство);
 внедрение бизнес симуляторов, учебных производств в качестве
образовательных технологий для инженерных образовательных программ;
 введение в учебный план дисциплин, посвященных основам
предпринимательства с экспертами, имеющими опыт в предпринимательской
деятельности;
 преподавание элективных курсов, посвященных практическим
вопросам открытия собственного бизнеса;
 приглашение к преподаванию учебных дисциплин реальных
предпринимателей;
 предоставление возможности совмещения учебы с ведением
бизнеса или увеличение часов практики;
 оказание поддержки в составлении бизнес-плана, оформлении
необходимых документов и т.п.
Ценность работы заключается в возможности использования анализа
исследования для лучшего понимания путей и условий создания
образовательной среды, способной сформировать предпринимательские
компетенции прежде всего в рамках ТПУ, а также возможность использовать
этот опыт в совершенствовании образовательной среды в других вузах города
и страны.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)