Развитие партнерской системы взаимовыгодных отношений между университетом и сообществом его выпускников
Цель работы – формирование комплекса мероприятий, направленных на развитие взаимовыгодных отношений между вузом и выпускниками.
В процессе исследования проводился анализ российского и мирового практикума выстраивания взаимодействия вузов и выпускников, а также анализ системы работы с выпускниками в ТПУ. В результате исследования был разработан комплекс мероприятий по развитию партнерских отношений между университетом и сообществом его выпускников.
Область применения исследования: образовательные учреждения.
Значимость исследования: разработка рекомендаций, а также описание методик, которые могут быть в дальнейшем применены как в ТПУ, так и в других вузах для развития системы взаимодействия с сообществом выпускников.
ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: КЛЮЧЕВЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ 16
1.1 Университеты и выпускники: российский и мировой опыт 17
1.2 Эффективные практики выстраивания отношений с
выпускниками 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТОМСКИМ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ И СООБЩЕСТВОМ ЕГО
ВЫПУСКНИКОВ 40
2.1 Ассоциация выпускников ТПУ 40
2.2 Отдел практик и трудоустройства 43
2.3 Отдел стратегического партнерства 46
2.4 Фонд целевого капитала ТПУ 47
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫСТРАИВАНИЮ СИСТЕМЫ
ВЗАИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТПУ И
СООБЩЕСТВОМ ЕГО ВЫПУСКНИКОВ 52
3.1 Анализ лояльности выпускников и студентов старших курсов к вузу 52
3.2 Комплекс мероприятий, рекомендуемых для развития партнерской
системы взаимовыгодных отношений между университетом и
сообществом его выпускников 64
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Recommendations for building a system of mutually
beneficial relations between TPU and the community of its graduates 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опрос выпускников Томского политехнического
университета 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Опрос студентов Томского политехнического
университета 111
Осуществление активного взаимодействия с выпускниками, организация
ассоциаций и фондов поддержки вузов являются обычной практикой во
многих университетах за рубежом. Их опыт демонстрирует то, что имидж
учебного заведения во многом зависит от отзывов выпускников, а это, в свою
очередь, является и важным инструментом для привлечения материальных
ресурсов, в том числе и от самих выпускников, личные пожертвования
которых составляют 50% – 60% от годовых сборов в эндаументы
университетов, придерживающихся англосаксонской модели фандрайзинга.
Но тут мы имеем дело с вековыми традициями, где исторически отсутствует
поддержка образования со стороны государства и поощряется частная
благотворительность [3].
В советский период российской истории привлечение дополнительных
финансовых средств в учебные заведения, также как и благотворительные
пожертвования от физических лиц, были невозможны. И только начиная с
1990-х годов, в связи с государственным недофинансированием, российские
вузы столкнулись с необходимостью выстраивания фандрайзинговой
деятельности [4].
В системе доходов университета фандрайзинг, прежде всего,
понимается, как доходы от пожертвований выпускников. Соответственно,
вузы, осуществляющие фандрайзинговую деятельность, всячески развивают
направления по взаимодействию и развитию отношений со своими
выпускниками.
Анализируя опыт работы с выпускниками зарубежных и российских
вузов, нельзя не отметить, что развитие взаимодействия вуз – выпускник
полезно в обоих направлениях.
В последние пару десятилетий российские вузы столкнулись перед
необходимостью глобальных преобразований. Причина тому – изменение
среды, в которой функционировала российская система высшего
образования. Недофинансирование университетов актуализировало
необходимость существовать не только на средства, которые поступают в
бюджет вузов от государства, но и искать иные источники обеспечения
своего функционирования. И если зарубежные вузы, уже хорошо знакомы с
теорией и практикой фандрайзинга, успешно создают и развивают
эндаумент-фонды для обеспечения стабильности и конкурентоспособности,
то для многих отечественных вузов такие формы привлечения и
аккумулирования ресурсов до сих пор остаются малоизученными. А это
значит, что у российских вузов отсутствует важный источник
финансирования, который способен придать их деятельности необходимую
финансовую устойчивость.
Возвращаясь к определению «фанрайзинга», которое изначально
понимается как доходы от пожертвований выпускников (alumnigiving), мы
приходим к заключению, что необходимо воспитать новое социально-
ориентированное, лояльное к вузу поколение, которое будет готово
вкладывать средства не только в качества образования, но и в развитие науки
и техники в будущем. Если в вузах начнет складываться преемственность
поколений, а выпускники не будут терять связей с Alma Mater, более
вероятно и развитие взаимовыгодного сотрудничества с сообществом
выпускников, а значит и больше возможностей для привлечения средств на
развитие этих вузов.
Однако, воспитание поколения, лояльного к вузу – сложный и
многоступенчатый процесс, требующий немалых временных и финансовых
затрат, а также индивидуального подхода как к студенту, только
переступившему порог университета, так и к выпускнику.
В ходе данного исследования был произведен мониторинг лучших
практик по выстраиванию отношений «вуз-выпускник-студент» как в
зарубежных, так и в российских вузах. Это позволило произвести
сравнительный анализ с системой работы с выпускниками в ТПУ и выделить
ряд проблем.
В ТПУ, в настоящий момент, не налажена взаимосвязь между агентами,
осуществляющими взаимодействие с выпускниками на разных уровнях.
Отсутствует единый сайт, отражающий работу с выпускниками, который
содержал бы информацию о всех отделах, осуществляющих работу в данном
направлении. Не налажена система обратной связи с выпускниками. Не
достаточно точно прописаны функциональные обязанности агентов. Это
значительно затрудняет как процесс поиска информации для самих
выпускников, так и затрудняет работу по выстраиванию взаимодействия
между университетом и сообществом его выпускников.
Опрос выпускников и студентов старших курсов ТПУ показал
отсутствие желания принимать участие в жизни университета у большинства
респондентов. Однако при этом некоторые из них заинтересованы в
осуществлении совместных научных и творческих проектов, а также других
видах деятельности, подразумевающей взаимодействие студентов и
выпускников.
В результате проведенного исследования были выявлены актуальные
инструменты по формированию партнерской системы взаимовыгодных
отношений между университетом и сообществом его выпускников, а также
сформирован комплекс мероприятий, направленный на развитие отношений
«вуз-выпускник-студент»:
Осуществление мониторинга потребностей и интересов выпускников;
Организация постоянного взаимодействия студентов и выпускников вуза;
Создание и развитие программы лояльности для выпускников вуза;
Проведение экспертного семинара «Оценка состояния системы
взаимодействия вуза с сообществом его выпускников».
Данные рекомендации, в том числе, послужили основой для разработки
мероприятий проекта «Организация взаимодействия студентов и
выпускников» в рамках концепции целевой программы ТПУ «Студенты»,
защита которой состоялась 20.08.2020.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные перед
исследованием задачи были выполнены, цель, в ходе изучения
теоретической базы и практической работы, достигнута.
Развитие системы взаимодействия с выпускниками – процесс
поэтапный, требующий немалых временных затрат. На начальном этапе
стоит сфокусировать внимание на самих выпускниках (что предполагает
определенные финансовые затраты). Необходимо заинтересовать их в
поддержании связей с Alma Mater. Предполагаемые изменения
целесообразно вносить постепенно, исходя из возможной функциональной
нагрузки сотрудников, чтобы избежать противостояний в коллективе. Кроме
того, первостепенное внимание следует уделять тем мероприятиям, которые
могут дать эффект в краткосрочной перспективе, но с прицелом на цели в
долгосрочном периоде.
Соблюдение предложенных рекомендаций будет способствовать
повышению лояльности выпускников к вузу, укреплению взаимосвязи между
различными поколениями студентов и выпускников, что позволит в
дальнейшем совершенствовать систему партнерских взаимоотношений
между вузом и сообществом его выпускников, а также повышать имидж
Томского политехнического университета на отечественном и мировом
рынках образовательных услуг.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!