Транспортная доступность объектов социокультурной сферы как фактор устойчивого развития городской среды (на примере Музея науки и техники г. Томска)

Бахтина, Алевтина Сергеевна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

“Транспортная доступность” рассмотрена как система и включает следующие части: визуальность, экология, территориальная идентичность, социальная значимость; разработаны критерии оценки транспортной доступности; оценена транспортная доступность территории будущего Музея науки и техники; сформулированы рекомендации по улучшению транспортной доступности территории будущего Музея науки и техники в г. Томске.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 9
Глава 1. Роль градостроительных объектов социокультурной сферы в
устойчивом развитии города …………………………………………………………………….. 13
1.1. Классификация общественных зданий при оценке их транспортной
доступности ………………………………………………………………………………………….. 13
1.2. Транспортный каркас территории объектов социокультурной сферы
как компонент устойчивого развития городской среды ………………………….. 27
1.3. Критерии планирования транспортной доступности объектов
социокультурной сферы для устойчивого развития городской среды …….. 32
Глава 2. Оценка транспортной доступности будущего Музея науки и техники
города Томска ………………………………………………………………………………………….. 52
2.1 Мировой опыт в организации транспортной доступности музеев науки и
техники как комплексного критерия………………………………………………………. 52
2.2. Концепция Музея науки и техники в г. Томске ………………………………… 62
2.3. Сравнительная оценка вариантов транспортной доступности
территорий возможного размещения Музея науки и техники …………………. 66
2.4. Рекомендации по улучшению транспортной доступности Музея науки
и техники как объекта социокультурной сферы для устойчивого развития
города. ………………………………………………………………………………………………….. 79
3. Социальная ответственность ………………………………………………………………… 85
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 89
Список публикаций студента ……………………………………………………………………. 93
Список использованных источников ………………………………………………………… 94
Приложения …………………………………………………………………………………………… 104

Современный музей сегодня – это серьезная градообразующая
социальная среда. Он является не только зданием, экспозицией, но еще и
мощным ресурсом для развития городского пространства. Потребности
общества весьма изменчивы. Сегодня большинство людей идет в музеи по
трем причинам: отдых, просвещение и особенный опыт взаимодействия с
сюжетом или легендой, который не получить в интернете или книгах.
В современном музее не только хранится история, но и генерируются
новые смыслы. В качестве элемента городской центробежной силы, музей
может менять не только культурный, но и физический ландшафт вокруг. В
этой связи, музей должен быть полностью интегрирован в пространство
города.
Крупные интерактивные музеи науки и техники имеют большую
популярность среди людей. Важно заметить, что причина тому не только
уникальная экспозиция, но и грамотно выбранная и благоустроенная
территория.
Успешность подобных проектов зависит от многих факторов. Так,
urbanplanning, — это сочетание того, как устроено в городе
землепользование: застройка, транспортная система. И в хорошем
урбанистическом проекте учтены оба эти аспекта.
Для Томска данная проблема является весьма актуальной, поскольку в
период с 2017 по 2022 гг. планируется строительство интерактивного Музея
науки и техники. На сегодняшний день разработана концепция здания,
проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу.
Строение будет располагаться в историческом районе города «Татарская
слобода». Здание будет помещено в сложившуюся городскую застройку. В
этой связи одним из важных моментов является создание качественной
транспортной доступности, поскольку она влияет не только на количество
посещений, мы говорим о значении данного объекта для развития города.
Исследователи В.В. Гребенников, Д.А. Мунин, А.Г. Левашева,
А.Ю. Михайлов рассматривают определения транспортной доступности,
которые использует как отечественная градостроительная практика, так и
зарубежная, кроме того, в работе рассматривается определение с
экономической точки зрения и описываются критерии, по которым
проводится оценка транспортной доступности [1]. Ученый П.Н. Якунин в
своем труде описывает проблемы оценки территорий для туристского
использования. Автором работы разработаны формулы для экономической
оценки транспортной доступности территории [2]. Исследователи Т.В.
Букина и Е.К. Букин определяют комфортность старопромышленного города
такими факторами как: транспортная доступность, доступность необходимых
сервисов и услуг, наличие достаточного количества общественных
пространств. Авторы работы полагают, что время – ключевая ценность для
жителя современного города, а от уровня развития транспортной
инфраструктуры и системы зависит конкурентоспособность городов, по этой
причине авторы изучают транспортную доступность [3]. Исследователи
М.И. Шаров, Н.И. Карелин, Д.Г. Бурков в своем труде описали стадии
транспортного планирования, затрагивающие расчеты, которые связаны с
работой пассажирского транспорта, также приведены результаты оценки
транспортной доступности в г. Иркутске при передвижении по культурно-
бытовым целям [4].
Существует немалое количество работ, где сделан акцент на ее
важности для городов, приведены формулы расчета транспортной
доступности, критерии оценки. Но, заметим, что понятие транспортная
доступность понимается в работах в одностороннем порядке (время
передвижения из точки А в точку Б), тогда как, по-нашему мнению, данное
понятие требует комплексного подхода.
Цель: Разработать рекомендации по улучшению транспортной
доступности Музея науки и техники как объекта социокультурной сферы для
устойчивого развития города Томска.
Поставленная цель предполагает решение следующих
исследовательских задач:
1. Рассмотреть классификацию общественных зданий и раскрыть ее
значение при планировании транспортной доступности;
2. Дать определение понятию «транспортный каркас» территории и
раскрыть его роль как ключевого компонента устойчивого развития
городской среды;
3. Определить критерии планирования транспортной доступности для
объектов социокультурной сферы;
4. Проанализировать мировой опыт в размещении музеев науки и
техники как объектов социокультурной сферы с целью выявления
лучших практик организации их транспортной доступности;
5. Провести сравнительную оценку вариантов транспортной
доступности территорий возможного размещения Музея науки и
техники в г. Томске;
6. Разработать рекомендации по улучшению транспортной доступности
Музея науки и техники как объекта социокультурной сферы для
устойчивого развития;
Объект исследования – транспортная доступность в устойчивом
развитии городской среды.
Предмет исследования – транспортная доступность объектов
социокультурный сферы в системе городского планирования.
В работе использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ для описания ключевых понятий транспортной
доступности, присутствующих в научной литературе, метод синтеза
использовался для описания критериев планирования транспортной
доступности, сравнительный метод был необходим для проведения анализа
мирового опыта по организации транспортной доступности, анкетный метод
применялся для исследования вопроса актуальности строительства музея в г.
Томске.
Научная новизна данной работы заключается в том, что проведена
систематизация градостроительных решений по организации транспортной
доступности объектов социокультурной сферы, а более конкретно для музеев
науки и техники.
Практическая значимость работы заключается в разработке
рекомендаций по улучшению транспортной и пешеходной доступности
территории определенной под строительство Музея науки и техники г.
Томска. Область применения: территории социокультурных объектов.
Реализация и апробация работы. Апробация работы прошла в рамках
III международной научной конференции студентов и молодых ученых
«Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы». Статья
«Социальные аспекты размещения музея науки и техники в контексте
сложившейся городской застройки» находится в печати редакции журнала
«Вестник науки Сибири».

Сегодня транспортная доступность способствует формированию
устойчивой городской среды. Именно она является показателем качества и
комфорта городской территории. Также, она имеет прямую связь с
социальными и экономическими процессами на территории.
Чтобы создать качественную транспортную доступность до какого-
либо объекта, необходимо понимать его место в городской застройке,
социальную роль, из чего формируется внешний облик, как объект будет
влиять на близлежащие территории. Для этого была рассмотрена
градостроительная классификация зданий. В соответствии с данной
классификацией музей относится к гражданским, общественным, культурно-
просветительским зрелищным учреждениям, эпизодического пользования,
здание которого относится к многофункциональным блокированным
объектам авторского проектирования.
Даны определения понятиям транспортный каркас территории,
городская инфраструктура, транспортная доступность.
Транспортный каркас территории – территориальный комплекс УДС
поселений, автомобильных дрог на межселенных территориях, сетей водных,
воздушных, железнодорожных путей сообщения, сетей внеуличного
городского транспорта, узловых и терминальных объектов (порты, причалы,
вокзалы, пассажирские и грузовые станции, аэропорты, аэродромы)
независимо от статуса принадлежности.
Городская инфраструктура – система транспортно-пешеходных
коммуникаций (от железнодорожных путей до лифтов в жилых домах),
которая связывает территорию в единое целое.
Транспортная доступность – характеристика определенного пункта или
территории, показывающая степень возможности преодоления выбранными
способами (автомобиль, автобус и т.д.) пространства, отделяющего ее от
других рассматриваемых пунктов или территорий. На основе компонентов
устойчивого развития городской среды, выделены критерии оценки
транспортной доступности объекта: транспортная и пешеходная
инфраструктура, социальная значимость, экология, визуальное восприятие,
территориальная идентичность.
Музей, как социокультурный объект, собирает вокруг себя большое
количество людей, создает «пространство» или «территорию» транспортной
доступности.
Музею отведена весомая роль в формировании устойчивого развития.
Сегодня музей не только место хранения памяти, но и место, где
взаимодействуют архитектура, человек, природа, произведения искусства.
Музейные учреждения становятся доминантами в формировании
устойчивости территории. Музей может влиять на территорию посредствам
необычного архитектурного облика, знаковости здания, через размещение
экспозиций в исторически значимых зданиях или неиспользуемых
индустриальных комплексах, изменяя главную функцию.
Музей как объект социокультурной сферы, развитая транспортная
инфраструктура, современное городское благоустройство, объекты деловой,
ресторанной и других сфер, стимулируют экономику, привлекают
инвестиции, таким образом становясь одним из факторов экономического,
урбанистического и социального развития.
В г. Томске запланировано строительство интерактивного Музея науки
и техники. Сегодня подобные музеи приобрели большую популярность.
В ходе исследовательской работы проведен анализ мирового опыта
планирования транспортной доступности музеев науки и техники,
разработана система оценок и соответствующая им характеристика
выделенных критериев. Для анализа были выбраны 4 музея науки и техники:
1. Corpus, Нидерланды
2. Музей науки, Лондон
3. Музей науки и техники, Шанхай
4. Музей завтрашнего дня, Рио-де-Жанейро
Выбор именно этих музеев обусловлен наличием у каждого из них как
минимум одного ярко выраженного критерия, по-нашему мнению,
сыгравшего роль в успешности и востребованности проекта.
Для сравнительной оценки вариантов транспортной доступности
территорий возможного размещения Музея науки и техники в г. Томске,
дополнительно было выбрано 3 территории:
1. Территория № 1 находится на левом берегу Томи, рядом с Тояновым
озером;
2. Территория № 2 располагается на пути следования в аэропорт напротив
Сирень-1, СТ Связист-1 и магазина Абрикос;
3. Территория № 3 находится в Лесопарке Солнечном, расположенным в
конце Иркутского тракта.
И территория № 4, выделенная администрацией для строительства
Музея науки и техники, находится в районе Заисточья (Татарская
слобода), на берегу Томи, рядом с Мавлюкеевским озером, студенческим
общежитием и химическим корпусом ТГУ.
В ходе исследовательской работы был проведен анализ всех четырех
территорий по выделенным критериям. По результатам которого,
территория № 4, выделенная администрацией г. Томска, набрала
наибольшее количество баллов по следующим причинам:
1. концепция здания была разработана с учетом городской
территориальной идентичности;
2. разработчики проекта учли природные особенности места, деревянную
архитектуру района для положительного визуального восприятия
здания;
3. предусмотрены различные меры для сохранения экологии поймы реки.
На основе проведенного анализа был сделан вывод, что данная
территория нуждается в улучшении транспортной доступности. В этой
связи разработаны рекомендации по ее улучшению:
1. Для улучшения пешеходной доступности, необходимо увеличить
ширину всех тротуаров, ведущих к Музею науки и техники до
комфортных 2,5 метров. А, именно: тротуары на участках от
перекрестка ул. Аркадия Иваново и ул. Московский тракт в сторону
Мавлюкеевского озера, тротуары по обе стороны ул. Московский
тракт.
2. Для улучшения транспортной доступности, следует произвести
регулировку светофора на перекрестке ул. Аркадия Иванова – ул.
Московский тракт с учетом будущей нагрузки. Имеется достаточно
большая вероятность, что нагрузка на данный дорожный узел
увеличиться, поскольку Музей науки и техники станет точкой
притяжения большого количества людей. При действующей системе
работы светофора возможно появление заторов.
3. Необходимо произвести расширение улиц Аркадия Иваново и
Московский тракт и проездов близлежащих территорий, по причине
увеличения транспортных поток на данной территории.
4. Необходимо пересмотреть систему движения общественного
транспорта на данной территории, потому что, вероятнее всего, при
условии увеличения человеческих потоков, количества маршрутных
автобусов, работающих сегодня на данном направлении, будет
недостаточно.
5. Облагораживание прилегающего пространства: создание
прогулочных зон, единой визуальной среды, гармоничного
ландшафтного пространства.
6. Мероприятия по улучшению образа всего района «Татарская
слобода». Район с высоким социокультурным и эстетическим и
историко-культурным потенциалом.
Список публикаций студента
1. Бахтина А.С. Музей науки и техники Томска как перспективный бренд в
Позиционировании города // III Международная научная конференция
«Молодѐжь, наука, технологии: новые идеи и перспективы» – 2016 г.
[Электронный ресурс]. URL:
http://portal.tsuab.ru/ScienceWork/2016/Konf_III_MNK_MNT-
2016_версия%202.pdf
2. Бахтина А.С. Литвинова О.Г. Социальные аспекты размещения музея
науки и техники в контексте сложившейся городской застройки // Вестник
науки Сибири – 2018г. (в печати).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)