Трансформация образовательной среды, как форма повышения качества образования

Пушкарева, Ольга Сергеевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель исследования: Разработка мер и рекомендаций по трансформации образовательной среды с целью повышения качества образования.
Объектом исследования является удовлетворенность участников образовательного процесса образовательными пространствами в ведущих университетах города Томска.
Предметом исследования является уровень комфортности образовательного пространства для применения активных и интерактивных методов обучения.

Введение ……………………………………………………………………….. 10
Глава 1. Современное состояние проблемы трансформации образовательной
среды, как формы повышения качества образования …………………….. 17
1.1. Характеристика инновационных методов обучения и передовых
образовательных технологий ……………………………………………….. 17
1.2. Особенности и опыт внедрения активных и интерактивных методов
обучения и образовательных технологий и их соподчиненность с
образовательными стандартами (ФГОС) высшего образования ………….27
1.2.1. Российский опыт трансформации образовательного пространства в
контексте внедрения активных и интерактивных методов образования… 38
1.2.2. Зарубежный опыт трансформации образовательного пространства в
рамках внедрения активных и интерактивных образовательных методов
Сравнительный анализ……………………………………………………… 43
1.3. Стандарт CDIO, как философия трансформации образовательной среды
………………………………………………………………………………… 47
Глава 2. Методы и инструментарий определения удовлетворенности
образовательным пространством для применения активных и интерактивных
форм обучения ……………………………………………………………… 52
2.1. Определение стейкхолдеров. Характеристика и выбор методов
исследования ………………………………………………………………… 53
2.1.1. Анкетирование стейкхолдеров и его инструменты ………………… 55
2.1.2. Интервьюирование в целевой аудитории ……………………………58
Глава 3. Определение уровня удовлетворенности образовательным
пространством для применения активных и интерактивных форм обучения
(социологическое исследование) …………………………………………… 64
3.1. Результаты социологического исследования и их анализ ……………64
3.1.1. Анализ результатов интервьюирования …………………………… 64
3.1.2. Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов
Томских вузов …………………………………………………………………81
3.2. Выводы и рекомендации по повышению уровня комфортности
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
форм образования …………………………………………………………… 96
Раздел – Корпоративная социальная ответственность (КСО) Томского
политехнического университета …………………………………………… 102
Заключение ……………………………………………………………………111
Список использованных источников……………………………………… 114
Приложение А. Раздел ВКР, выполненный на английском языке ……………
Приложение Б. Анкета ………………………………………………………….
Приложение В. Стандартизированное интервью для преподавателей и
студентов ………………………………………………………………………….

Существует несколько причин, почему современные исследователи
образования уделяют большое внимание технологиям и технологическому
укладу при обсуждении будущего образования. Во-первых, технологии и
социальные практики неразрывно связаны. Своевременно созданные и
успешно освоенные технологии оказывают радикальное воздействие на
общественный уклад и приоритеты общества, а также на его
конкурентоспособность. Во-вторых, по своей природе технологии
индифферентны по отношению к социально-экономическим и культурным
различиям. Единственное, что разделяет пользователей технологий – это
стоимость доступа к этим технологиям. Если технология оказывается очень
дешевой, то она становится по-настоящему объединяющей,
демократизирующей, трансграничной и транскультурной. Современные
информационные и телекоммуникационные технологии, в частности, можно
смело относить к технологиям такого рода – их стоимость для отдельного
пользователя невысока, что обеспечивает их высокое проникновение. В-
третьих, массовой системе образования нужны массовые решения, которые
позволят обучать большие группы пользователей новым навыкам и
компетенциям без потери в качестве образования. Помочь решить эту задачу
могут дешевые технологии, позволяющие «оторвать» содержание
образования от его носителей, способные быстро и эффективно проникать в
образовательный процесс и, благодаря этому, становиться массовыми. На
текущий момент важно понять, какие технологии будут оказывать влияние
на базовые процессы в образовательной системе: передачу и усвоение знаний
и навыков, фиксирование достижений, оценку качества обучения,
формирование мотивации. В существующей системе образования назрело
понимание необходимости ее трансформации ради повышения качества
образования и соответствия требованиям не только сегодняшнего дня, но и
будущего.
Вот только незначительный перечень вызовов образовательной среде,
определяющий необходимость поиска новых и совершенствования
существующих активных и интерактивных образовательных технологий.
 Развитие цифровых технологий меняет способы, которыми фиксируется,
передается и создается знание, а также формируются навыки. Они меняют
процесс оценки и фиксации достижений, процесс управления собственной
образовательной траекторией, процессы в управлении учебными
учреждениями, позволяют индивидуализировать образование без
увеличения уровня издержек на него.
 Значительная часть новых решений для образования реализуется в виде
технологических стартапов, которые высоко оцениваются инвесторами. В
сфере образования стремительно возникают новые игроки, которые
активно перетягивают на себя процессы подготовки более быстро и гибко
реагируют на потребности пользователей и при этом не так зависимы от
образовательных стандартов и требований, предъявляемых в
университетам.
 С одной стороны, растет спрос на работников, обладающих максимальной
гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному
действию и командной работе, способных работать в разных культурах и с
разными технологическими средами – то есть, меняются требования к
базовому образованию. С другой стороны, существует спрос на
высокоскоростное образование, которое готовит работников под узкий
круг задач для данного рабочего места. С третьей стороны, все выше
потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни
(life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное развитие
персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.
 Изменение ценностей в обществе, предъявляет образовательной системе
новый тип «человеческого капитала». С одной стороны – увеличивается
доля учащихся, которые не имеют особого интереса к содержанию
образовательного процесса. Главный вызов для образовательной системы
– мотивировать таких людей учиться. Образованию приходится
конкурировать с медиа за внимание студентов, что вынуждает делать
образовательные программы более интерактивными, отсюда, например,
тренд на геймификацию образования. С другой стороны – увеличивается
доля сознательных студентов, которые ищут «свой путь», понимают
смысл саморазвития, готовы ставить собственные цели в этом процессе и
не готовы брать «пакетные решения», предлагаемые университетами.
Именно эти люди становятся главными потребителями индивидуальных
образовательных траекторий, связывающих вместе области учебы, работы
и личного развития.
Таким образом, традиционным образовательным организациям
приходится конкурировать не только с другими учебными учреждениями в
глобальном масштабе, но и с «внесистемными» игроками, такими как
образовательные стартапы и неформальное образование. Вузам необходимо
оперативно меняться, включать новые формы и инструменты
образования в собственную практику, чтобы сохранить конкурентное
преимущество.
Вопрос о применении инновационных (в том числе дистанционных)
образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения
стоит сегодня на повестке дня практически для каждого вузовского
преподавателя. Задача их использования в учебном процессе прямо
сформулирована в федеральных государственных образовательных
стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Отношение к названным
методам и технологиям в учебных заведениях – неоднозначное,
осведомленность о них и готовность преподавателей к их применению,
реальное использование в образовательной практике – весьма разнородны.
Вместе с тем, сама необходимость обновления технологий и методов
обучения в соответствие с изменяющимися подходами и требованиями к
современному высшему образованию, насущное требование формирования и
оценки компетенций выпускника вуза уже, как нам кажется, осознаны
преподавателями – и востребованы студентами.
В настоящее время полным ходом идет процесс разработки и
внедрения новых методов и методик, их апробация и совершенствование,
освоение лучших образцов, растет стремление наиболее активной части
профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов повышать свою
квалификацию в данном направлении.
Группой экспертов компании «АНРО – Технолоджи» на московском
международном салоне образования (ММСО-2017) была представлена
концепция совершенствования образовательного процесса с использованием
возможностей трансформации образовательного пространства на
перспективу 20-25 лет. Основной лейтмотив – образовательный процесс с
использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
позволяет вывести обучение на совершенно новый, качественно высокий
уровень. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что
внедрение интерактивного оборудования невозможно без новой организации
учебного пространства. Требованием времени является превращение
российских учебных заведений в ближайшие 10-15 лет в интерактивную
среду, которая в значительной мере преобразит традиционные формы
обучения и изменит подход к передаче информации.
Образовательное пространство – профиль образовательной философии
университета (университетов). Дореволюционная и советская кабинетно –
коридорная система организации образовательного пространства прочно
ассоциируется с философией репродуктивного образования. Востребованное
сегодня и перспективно, образовательное пространство – часть
философского контента творческого, партнерского и интегрального
образования. Образовательное пространство не только будущего, но и
сегодняшнего дня должно обеспечивать возможность применения в рамках
будущих и сложившихся архитектурно-объемных возможностей, различных
технологий, методов, форм и стилей обучения.
Основным элементом архитектурно-конструктивных возможностей
учебно-материальной базы университета, является учебная комната (класс,
аудитория, кабинет). На сегодняшний день учебная комната является одним
из основных материальных компонентов образовательных услуг, которые
университет предоставляет студентам, и рабочей среды, сформированной для
его преподавателей. Студенты и преподаватели – основные пользователи,
большую часть учебного или рабочего времени проводят в учебных
аудиториях. Это те, для кого состояние и возможности образовательного
пространства имеют особое значение. В связи с этим в рамках данного
исследования вполне обоснованным является поиск ответов на следующие
вопросы:
– возможно ли улучшение существующего, традиционно сложившегося (в
университете) образовательного пространства (образовательных
пространств)?
– каковы возможности повышения качества и эффективности
образовательного процесса, связанные с организацией современного
образовательного пространства?
– каковы перспективы применения и эскалации активных и интерактивных
методов обучения во вновь формируемых образовательных пространствах?
Постепенно участники образовательного процесса приходят к
пониманию образовательного пространства, как автономной,
самодостаточной и универсальной сферы, полностью обеспечивающей
образовательные потребности и возможности преподавателей и
обучающихся в условиях безопасности и комфорта.
Таким образом, актуальность темы выпускной
квалификационной работы определяется существующей проблемой
необходимости трансформации образовательной среды в целях повышения
качества образовательного процесса, и отсутствием системных исследований
и практического опыта такой трансформации.
Цель исследования: Разработка мер и рекомендаций по
трансформации образовательной среды с целью повышения качества
образования.
Объектом исследования является удовлетворенность участников
образовательного процесса образовательными пространствами в ведущих
университетах города Томска.
Предметом исследования является уровень комфортности
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
методов обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт организации
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
методов обучения.
2. Дать определение комфортного образовательного пространства для
применения активных и интерактивных методов обучения.
3. Выбрать методы исследования и оценки уровня комфортности
образовательного пространства.
4. Оценить текущее состояние комфортности образовательного пространства
в ведущих университетах города Томска.
5. Определить индикаторы оценки уровня комфортности образовательного
пространства для применения активных и интерактивных методов обучения.
6. Выявить препятствия на пути повышения уровня комфортности
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
методов обучения.
7. Разработать рекомендации для повышения уровня комфортности
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
методов обучения.
Научная новизна
– впервые исследовано мнение стейкхолдеров и проанализированы данные,
позволяющие оценить уровень комфортности образовательного пространства
в университетах Томска;
– полученные результаты могут быть использованы, как теоретический базис
последующих исследований динамики процессов трансформации
образовательного пространства.
Практическая значимость работы:
Разработанная для социологического исследования анкета может быть
использована как типовая при исследовании уровня комфортности
образовательного пространства для применения активных и интерактивных
методов обучения в университетах Томска и других городах России.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)