Продвижение образовательных услуг вуза с помощью интернет-технологий
Объектом исследования является система интернет-продвижения образовательных услуг ТПУ.
Цель работы – разработка рекомендаций по использованию интернет-технологий для совершенствования системы продвижения образовательных услуг ТПУ.
В результате исследования были разработаны рекомендации по использованию интернет-технологий для совершенствования системы продвижения образовательных услуг ТПУ.
Область применения: образовательные учреждения.
Значимость работы состоит в следующем:
– адаптированный алгоритм построения интернет-маркетинговой стратегии может быть использован для любого вуза;
– разработанные рекомендации могут быть в дальнейшем применены в ТПУ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 9
ГЛАВА 1 МАРКЕТИНГ В 21 ВЕКЕ …………………………………………………………….. 9
1.1 Маркетинг – как фундамент успешной рыночной деятельности вуза. 13
1.2 Глобальные тренды в экономике и изменения в маркетинг-
менеджменте …………………………………………………………………………………………… 17
1.3 Предпосылки для возникновения необходимости ведения
маркетинговой деятельности в Интернете для вуза ………………………………….. 20
1.4 Отличительные черты вуза будущего (третьего) поколения …………….. 21
1.5 Цели, задачи и современные направления развития интернет-
маркетинга ……………………………………………………………………………………………… 27
1.6 Место и роль интернет-маркетинга в продвижении образовательных
услуг36
1.7 Способы и формы осуществления маркетинговой деятельности в
Интернете ……………………………………………………………………………………………….. 48
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ТПУ (В Т.Ч. УНЦ ОТВПО)
………………………………………………………………………………………………………………….. 53
2.1 Формализация алгоритма построения стратегии интернет-маркетинга
для вуза …………………………………………………………………………………………………… 53
2.2 Интернет-маркетинг как часть системы электронного маркетинга вуза
2.3 Построение стратегии интернет-маркетинга на примере УНЦ ОТВПО
ТПУ 70
2.3.1 Изучение спроса на образовательные услуги УНЦ в Интернете……….. 70
2.3.2 Социологический опрос ………………………………………………………………….. 73
2.3.3 Аналитика рекламы в интернете ……………………………………………………… 78
2.3.4 Экспертный семинар «Эффективность интернет-маркетинга в
системе продвижения образовательных услуг ТПУ» ……………………………….. 81
2.3.5 Рекомендации по использованию интернет-технологий для
совершенствования системы продвижения образовательных услуг ТПУ (в
т.ч. УНЦ ОТВПО) …………………………………………………………………………………… 90
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ……………………………………………………… 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………. 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………. 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ……………………………………………………………………………………. 117
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………. 120
В последние десятилетия университеты стали уделять более
пристальное внимание проблемам управления репутацией, формирования
бренда образовательного учреждения. вузы более интенсивно задействуют как
традиционные (реклама, PR), так и новые инструменты продвижения в
конкурентной среде. Становление глобального рынка образовательных услуг
выводит конкуренцию между университетами на новый – глобальный –
уровень [2].
В настоящее время на рынке образовательных услуг наблюдаются
тенденции усиления механизмов рыночной экономики. Сегодня вуз уже не
рассчитывает на стопроцентное спонсирование государством своей
деятельности. По данным Росстата только 50% бюджета вуза от общего
объема финансируется за счет государственного бюджета. Это значит, что
количество бюджетных мест сокращается. Остальные 50% мест по основным
образовательным программам реализуются на договорной основе. Сегодня
государственная политика в отношении высшего профессионального
образования заключается в усилении финансирования науки и инноваций. Но
результаты интеллектуальной деятельности вуза и их коммерциализация
также остаются в ведении вуза.
С другой стороны, необходимость участия в различных рейтингах и
получение топовых позиций является амбициозной задачей для вуза, ведь
если вуз с ней не справится, то и финансирование по программам рейтингов
также сократится.
На сегодняшний день таковы условия деятельности университетов –
умиляющаяся конкуренция и необходимость отвечать вызовам рынка
образовательных услуг.
Сегодняшнее общество становится весьма информатизированным.
Людям проще и удобнее найти нужную информацию с помощью Интернета,
даже просто используя планшет или мобильный телефон, если под рукой нет
компьютеры. Для университета это означает, что необходимо адаптировать
свои каналы коммуникации под потребности целевой аудитории и искать
точки контакта с ней там, где она присутствует. Результаты исследования
показали, что большинство опрошенных используют веб-сайт или социальные
сети для поиска информации об обучении. Следовательно, Интернет является
мощным каналом взаимодействия университета с потенциальными
потребителями образовательных услуг.
Инструментом взаимодействия университета с целевой аудиторией в сети
Интернет является интернет-маркетинг. В рыночных условиях существования
университетов необходимость маркетинга неоспорима.
Основной проблемой в процессе исследования оказалось то, что в ТПУ
отсутствует разработанная маркетинговая стратегия. И так как стратегия
интернет-маркетинга базируется на общей стратегии маркетинга, то нет
возможности адекватно и в соответствии с потребностями вуза разработать
интернет-маркетинговую стратегию, подобрать инструменты продвижения в
интернете и области их использования.
В результате работы были предложены рекомендации, основные из
которых включают в себя:
– создание отдела маркетинга в структуре ТПУ;
– проработка общей маркетинговой стратегии ТПУ и интернет-
маркетинговой стратегии в частности;
– наладить бизнес-процессы взаимодействия отдела маркетинга с другим
структурными единицами;
– привлечение компетентных специалистов в сфере интернет-маркетинга.
В заключении следует добавить, на начальном этапе процесс внедрения
интернет-маркетинга будет нести затраты. Предлагаемые изменения разумно
проводить постепенно, чтобы избежать противостояния в коллективе. Также
приоритет следует отдать тем мероприятиям, которые дадут эффект в
краткосрочной перспективе, но с прицелом на цели в долгосрочном периоде.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!