Встраиваемый чат-бот в готовые корпоративные системы
Работа посвящена разработке чат-бота для больших корпоративных систем, основной задачей которого является автоматизация рутинных задач, таких как поиск и заполнение документов, поиск информации, отправка почты и пр. Основной задачей было создать кроссплатформенный инструмент. В ходе работы был получен и протестирован прототип бота.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 13
1 Обзор литературы ……………………………………………………………………………….. 15
2 Чат-бот как средство автоматизации работы сотрудников ……………………… 17
2.1 Понятие чат-бота. Этапы развития ………………………………………………….. 17
2.2 Классификация чат-ботов……………………………………………………………….. 18
2.3 Применение чат-ботов в корпоративных системах. ………………………….. 19
2.4 Корпоративный сайт или чат-бот…………………………………………………….. 22
3 Проектирование архитектуры системы …………………………………………………. 24
3.1 Обработка естественного языка ………………………………………………………. 24
3.2 Компьютерная лингвистика. Анализ текста ……………………………………… 25
3.3 Этапы обработки естественного языка …………………………………………….. 27
3.3.1 Алгоритмы нечеткого поиска ……………………………………………………. 29
3.4 Разработка чат-бота ……………………………………………………………………….. 32
3.4.1 Архитектура …………………………………………………………………………….. 32
3.4.2 Интерфейс взаимодействия ……………………………………………………….. 33
3.4.3 Сервер ……………………………………………………………………………………… 34
4 Разработка и тестирование чат-бота ……………………………………………………… 36
5 Социальная ответственность ………………………………………………………………… 40
5.1 Правовые и организационные работы обеспечения безопасности ……… 41
5.1.1 Эргономические требования к рабочему месту …………………………… 41
5.1.2 Особенности законодательного регулирования проектных решений
5.2 Производственная безопасность ……………………………………………………… 42
5.2.1 Отклонение показателей микроклимата в помещении …………………. 43
5.2.2 Недостаток естественного освещения ………………………………………… 45
5.2.3 Повышенная напряженность электромагнитного поля ………………… 46
5.2.4 Недостаточная освещенность рабочей зоны ……………………………….. 47
5.2.5 Повышенный уровень электромагнитных излучений ………………….. 49
5.3 Экологическая безопасность …………………………………………………………… 51
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………. 52
5.5 Выводы по разделу «Социальная ответственность»………………………….. 53
6. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 55
6.1 Предпроектный анализ …………………………………………………………………… 55
6.1.1 Потенциальные потребители результатов исследований ……………… 55
6.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсэффективности и ресурсосбережения ………………………………………….. 56
6.1.3 SWOT-анализ …………………………………………………………………………… 57
6.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации ……………………….. 59
6.1.5 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ………………………………………………………………………………………. 62
6.2 Инициализация проекта………………………………………………………………….. 63
6.2.1 Цели и результат проекта ………………………………………………………….. 63
6.2.2 Организационная структура проекта ………………………………………….. 64
6.3 Планирование управления научно-техническим проектом………………… 65
6.3.1 План проекта ……………………………………………………………………………. 65
6.3.2 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) …………………….. 68
6.4 Реестр рисков проекта ……………………………………………………………………. 72
6.5 Оценка сравнительной эффективности исследования ……………………….. 74
Выводы по разделу «Финансовый менеджмент» ………………………………………. 75
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 76
Список публикаций …………………………………………………………………………………… 77
Список использованных источников ………………………………………………………….. 78
Приложение А ………………………………………………………………………………………….. 82
Приложение Б…………………………………………………………………………………………… 93
Большинство сотрудников крупных компаний при использовании
корпоративного сайта, портала сталкиваются с рядом проблем, в частности
большая нагрузка на сайт,
трата времени на выполнение рутинных задач,
необходимость обучения по использованию корпоративного сайта.
Если для компании ее сайт является не просто визитной карточкой, а
средством распространения информации для сотрудников, и включает в себя
личные кабинеты, персональные страницы, хранение документов и прочее, то
избежать создания сложнейших сайтов просто невозможно. Это приводит к
проблемам пользования этими сайтами. Например, портал Томского
политехнического университета является достаточно сложным в плане поиска
информации. Зачастую проще и быстрее искать информацию на этом сайте с
помощью сторонних поисковых сервисов (google, yandex).
Помимо этого, сотрудникам часто приходится тратить время на
рутинные задачи, такие как поиск документов, информации о сотрудниках,
заполнение документов. В совокупности с загруженностью сайта это лишняя
трата рабочего времени. К тому же сотрудников и пользователей необходимо
научить пользоваться корпоративными сайтами, а это также дополнительная
трата времени. Например, в ТПУ выделяют четыре пары на каждую группу, для
того чтобы научить пользоваться сайтом НТБ и искать необходимую
литературу. Это без учета того времени, сколько тратит студент на первом
курсе чтобы познакомиться с личным кабинетом и информационной
составляющей сайта.
Поэтому необходим новый инструмент, который позволит быстрее и
проще решать повседневные задачи.
Целью данной работы является разработка прототипа чат-бота для
интеграции в информационную систему предприятия.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
провести анализ существующих технологий и составить алгоритм
работы чат-бота;
составить алгоритм обработки естественного языка;
разработать библиотеку для обработки опечаток текста;
разработать консольный прототип чат-бота;
провести тестирование компонент чат-бота.
Объектом исследования в данной работе является чат-бот, при этом
предмет исследования – Natural language processing (NLP, обработка
естественного языка).
1. Проведен анализ существующих технологий и решений.
2. Составлен алгоритм обработки естественного языка.
3. Разработан прототип чат-бота, способный принимать запросы на
естественном языке. Добавлена поддержка необходимого функционала для
автоматизации офисных задач. На данный момент, первостепенной проблемой
является долгая обработка запросов с опечатками. Поиск вариантов замены
требует порядка 3 секунд. Возможные решения: уменьшение словаря,
нормализация слов перед проверкой на существование, использование более
низкоуровневых языков для работы с файлами, смена персонального
компьютера на более мощный.
4. Добавлена функция корректировки опечаток, вследствие которых
бот выводит данные после исправления ошибок.
5. Проведено тестирование отдельных компонент. Для тестирования
использовался мессенджер Telegram, так как не требует глубоких настроек и
установки серверов. Выявлено корректное поведение программы на разных
типах запросов.
Список публикаций
1. Чурсин Г.С., Исмоилов Н.И., Доржиев А.В. Встраиваемый чат-бот в
готовые корпоративные системы // Перспективы развития
фундаментальных наук: сборник трудов XVI Международной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2019.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!