Эколого-технологические основы формирования визуальной среды города (на примере многофункционального здания г. Томска)

Арляпова, Полина Андреевна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Процессы урбанизации, которые особо ускорились в ХХ веке, вызывают большой интерес
у представителей различных наук и у самих горожан, поскольку бурный рост городского населения превращается в глобальную проблему и сильно меняет городскую среду. В ходе роста и развития городов концептуально иной становится окружающая человека среда с новым пониманием ценностей жизни, красоты и гармонии.
Как показывает действительность и многочисленные исследования – естественная связь человека с природой значительно ослабевает именно в городах. Это в значительной мере оказывает влияние на психоэмоциональное и физическое состояние горожан. Изучая визуальную среду современного города, мы можем существенным образом обогатить эстетическую составляющую и несколько смягчить негативные последствия урбанизации.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………11
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА…………………………………………..16
1.1. Визуальная среда города: подходы, сущность, основные понятия…16
1.2. Эколого-технологические основы формирования визуальной
городской среды ……………………………………………………….21
1.3. Принципы нейтрализации деструктивного влияния современной
застройки на комфорт восприятия визуальной среды города………30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВИЗУАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ
СРЕДЫ…………………………………………………………………………..39
2.1. Методы проведения исследований и оценки визуальной городской
среды……………………………………………………………………39
2.2. Оценка визуального восприятия городской среды Томска………….44
2.3. Исследование субъективных оценок состояния видимой
среды кофеен г. Томска (на примере многофункциональных
и отдельно стоящих зданий)…………………………………………..53
3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА
ТОМСКА НА ПРИМЕРЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ЗДАНИЯ…………………………………………………………………….…62
3.1. Визуальная оценка здания детского технопарка «Кванториума»
г. Томска ……………………………………………………………….62
3.2. Разработка дизайн-проекта кофейни “Milk” на основе
эколого-технологических принципов…………………………………73
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………………………………….85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….95
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СТУДЕНТА……………………………………. …..97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке……..106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета по оценке восприятия визуальной
среды г. Томска………………………………………………………………. …..119
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Дизайн контейнера для сбора опасных
бытовых отходов………………………………………………………………….126
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Дизайн многоразового стакана для кофе…………………..127
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ,
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из
множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов.
Визуальная городская среда– видимая совокупность архитектурного
пространства, созданного человеком в границах населенного пункта.
Видеоэкология (от латин. video — видеть, греч. οικος и λόγος —
экология) – область знания о взаимодействии человека с окружающей
видимой средой. Термин предложил в 1989 г. русский физиолог Филин В.А.
Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных
элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.
Городская среда — это совокупность конкретных основополагающих
условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта,
которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека.
Дизайн-проект — это комплект документов и материалов
определенного свойства, а именно, характеризующих все отделочные решения
по дизайну офиса, дома, квартиры или отдельной комнаты.
Комфортность городской среды – это субъективное ощущение и
объективное состояние полного здоровья при данных условиях окружающей
человека городской среды, включая ее природные и социально-экономические
показатели.
Метод go-along – метод, при котором интервьюер передвигается по
городу с респондентом, задавая при этом уточняющие вопросы относительно
того, куда они передвигаются, на что смотрят, каков их опыт передвижения по
этим маршрутам и т.д.
Метод автоэтнографии – исследователь фиксирует опыт своего
собственного передвижения по городу и восприятия окружающей среды, а затем
анализирует его.
Реставрация – сохранение и/или восстановление здания, группы
сооружений, района, которые представляют большую культурную и
архитектурную ценность в первоначальном виде.
Регенерация – когда дальнейшее использование сооружения по
назначению невозможно в силу физического или морального износа, здание
приспосабливают к новому использованию.
Реабилитация – организация комплекса мер архитектурных, санитарных
или правовых, которые направленны на восстановление (или компенсацию)
нарушенных процессов или функций здания.
Ревалоризация – реставрационная перестройка района или исторического
квартала города, привнесение обновления в их архитектурные, композиционные
и эксплуатационные особенности.
Фотометрический метод – сканирование визуального пространства с
помощью фотоприемных камер.
CorelDRAW – это программа для создания и работы с графическими
документами, выполненными в формате векторной графики
SolidWorks – это система автоматизированного проектирования,
инженерного анализа и подготовки производства изделий любого назначения.
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

«Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город
должен создаваться для человека. О самой раковине заботятся больше, чем о
живущем в нем организме. И кончится все это тем, что раковина задушит
моллюска»

К. Доксиадис, греч. Архитектор

Человек сам формирует совокупность архитектурного пространства в
рамках населенного пункта. Как показывает практика, урбанизация внесла
существенные изменения в визуальную среду города, главным образом, снизив
её качество. Такие факторы как: повышение высотного уровня застройки,
нарушение масштабности зданий и окружающей среды привели к гомогенности
и агрессивности визуального пространства города. Многие исследования
подтверждают, что это сказывается на физическом и
эмоциональнопсихологическом состоянии горожан. В свою очередь,
детерминантами эколого-технологических оснований формирования визуальной
среды будет выступать гармония архитектурных форм и ландшафта, а также
цветофактурное равновесие застроек. Помимо этого, в ходе проделанной работы,
были выявлены и принципы нейтрализации деструктивного влияния
современной застройки на целостность восприятия визуальной городской среды.
Все это доказывает немаловажную роль данного аспекта в формировании
видимого городского пространства.
Наше исследование на примере города Томска также подтвердило, что
горожане знают и ощущают влияние визуальной среды на своем физическом и
эмоционально-психологическом состоянии. Нам удалось выявить, что горожане
благоприятно воспринимаются заведения эстетично оформленные и гармонично
вписывающиеся в окружающую среду. А больше всего при визуальном
восприятии горожан раздражает «засорение фасадов зданий вывесками и
рекламой», «смешение разных фактур, стилей и цветов в оформлении
многофункциональных зданий», «отсутствие гармонии между объектом и
окружением вокруг».
Все это позволило нам разработать рекомендации по формированию
благоприятной визуальной среды как на стадии разработки проектов для
строящихся зданий, так и применимые для эковстаривания в уже существующую
застройку. Данные рекомендации мы апробировали при разработке и реализации
дизайн-проекта кофейни в многофункциональном здании «Кванториума» города
Томска.
Таким образом, задачи магистерской диссертации решены, цель
достигнута, реализация проекта продемонстрирована фотографиями.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СТУДЕНТА

1. Китч в графическом дизайне. Арляпова П.А. //Тезисы в сборнике трудов II
Международной научной конференции студентов и молодых ученых
«Молодежь, наука, технологии: идеи и перспективы». Томск, ТГАСУ,
ноябрь 2015 г.
2. Джентрификация и трансформация современного городского пространства
(на примере российских городов)”. Арляпова П.А., Родионова Е.В.//III
международная научная конференция студентов и молодых ученых
«Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы». Томск, 22-25
ноября 2016 г.
3. Education and business requirements for the competencies and qualifications of
modern tourism personnel. Rodionova E.V.; Zavyalova, Z. S.; Rodolfo, Baggio;
Arlyapova P.A. International Conference on Research Paradigms
Transformation in Social Sciences (RPTSS)Местоположение: Tomsk
Polytechn Unive, Tomsk, RUSSIA публ.: DEC 15-17, 2015. Серия книг: SHS
Web of Conferences Том: 28 Номер статьи: UNSP 01112.
4. Techniques for upgrading educational standards in tourism: how to integrate
business circles into university research? Agranovich, V. B.; Kiryanova, L. G.;
Zavyalova, M. P.; Melnikova, V. G.; Arlyapova P.A. International Conference
on Research Paradigms Transformation in Social Sciences
(RPTSS)Местоположение: Tomsk Polytechn Unive, Tomsk,
RUSSIA публ.: DEC 15-17, 2015. Серия книг: SHS Web of Conferences
Том: 28 Номер статьи: UNSP 01111.
5. SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS OF MODERN URBAN SPACE
GENTRIFICATION. Elena Rodionova, Tatiana Konyukhova, Polina
Arlyapova, Elena Popko, Rodolfo // International Conference «Responsible
Research and Innovation (RRI2016)» 2016 07-10 November, 2016
http://rri.tpu.ru Свободный доступ из сети Интернет. Режим доступа:
http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.07.02.59 http://earchive.tpu.ru/handle/1
1683/46278.
6. Экологическое сознание населения: рециклинг стеклобоя в городском
пространстве (на примере города Томска) / Е. В. Родионова [и др.] //
Вестник науки Сибири. — 2017. — № 3 (26). — [С. 108-117]. Заглавие с
титульного листа. — Свободный доступ из сети Интернет.. — ISSN
22260064. Режим доступа: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/44046

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)