Оценка уровня мотивации студентов к получению высшего образования в Томском политехническом университете.
В рамках магистерской диссертации проведено исследование уровня мотивации студентов к получению высшего профессионального образования в ТПУ посредством изучения существующего
опыта, социологического исследования и проведения экспертных семинаров.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………. 7
Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта исследования мотивации
студентов к получению высшего профессионального образования ……………………. 10
1.1. Анализ многоуровневой идеи мотивации Валлеранда ………………………………… 10
Глава 2. Методология исследования …………………………………………………………………. 13
2.1. Выбор методов исследования ………………………………………………………………….. 13
2.2. Экспертный семинар ……………………………………………………………………………….. 18
2.2. Онлайн анкетирование …………………………………………………………………………….. 25
Глава 3. Исследование уровня мотивации студентов к получению высшего
образования в ТПУ …………………………………………………………………………………………… 29
3.1. Экспертное исследование уровня мотивации студентов к получению высшего
образования в ТПУ: фокусная группа-преподаватели ТПУ. ………………………………. 29
3.2. Экспертное исследование уровня мотивации студентов к получению высшего
образования в ТПУ: фокусная группа-студенты ТПУ. ………………………………………. 38
3.3. Сравнительный анализ результатов оценки уровня мотивации студентов к
получению высшего образования в ТПУ: преподаватели, студенты ………………….. 47
3.4. Социологический опрос по определению уровня мотивации студентов к
получению высшего профессионального образования в ТПУ. …………………………… 51
3.5. Анкета по определению уровня мотивации к получению высшего образования
в ТПУ ………………………………………………………………………………………………………………. 52
Социальная ответственность…………………………………………………………………………….. 66
Заключение ……………………………………………………………………………………………………… 77
Список использованных источников ………………………………………………………………… 79
Приложение А …………………………………………………………………………………………………. 85
На сегодняшний день образование и наука по праву считаются важнейшими показателями национальной стратегии развития. Уровень образования граждан является наглядным примером развитости страны, а также вектором ее развития и процветания. Сегодня все больше граждан стремятся стать студентами и получить высшее профессиональное образование. Одним из наиболее важных факторов, влияющим на участие человека в образовательном процессе и на его поведение, является мотивация. Эта мотивация играет немаловажную роль в жизнедеятельности современного студента, влияя на ее продуктивность, результативность, а также качественность.
Как известно, стандартами высшего профессионального образования на самостоятельное обучение полагается до 80 процентов времени студента. В настоящее время уровень доступности информации увеличивается. С помощью Интернета можно в любом доступном месте и в любое время найти нужную информацию. Однако, чтобы делать это, необходимо желание активно заниматься поиском и оценкой информации по изучаемому предмету у обучающихся, а также сравнивать собранные данные из различных источников. Важными остаются вопросы о методах и подходах, которые могли бы мотивировать студентов к самообразованию.
Существует гипотеза, что измерять мотивацию студентов к освоению того или иного предмета необходимо, основываясь не на их субъективной оценке, а по уровню изменения мотивации в конце предмета относительно начала. Разработанные инструменты позволят измерять мотивацию студентов до прочтения курса преподавателем и по его окончанию. Конечно, изменение мотивации зависит не от одного, отдельно взятого преподавателя, а от всех, преподающих пары в измеряемом семестре преподавателей. Увеличение или снижение уровня мотивации зависит от всей группы преподающих. Отдельным
7
важным моментом исследования, является поиск инструментов определения уровня мотивации по одной конкретной дисциплине. Это позволит оценивать компетентность преподавателей в ВУЗах. Актуальность выбранной темы налицо.
Цель работы: разработать инструментарий для определения уровня мотивации студентов к получению высшего образования в Томском Политехническом Университете.
Объектом исследования является высшее профессиональное образование в ТПУ.
Предметом исследования является метод оценки мотивации студентов к получению высшего профессионального образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать определение-допущение понятия «мотивация» и обосновать выбор.
2. Анализ определения-допущения с целью выбора метода, позволяющего оценить уровень мотивации.
3. Оценить текущий уровень мотивации студентов.
4. Определить признаки, ориентируясь на которые можно оценить
уровень мотивации студентов.
5. Выявить препятствия на пути повышения уровня мотивации студентов к получению образования в Томском Политехническом Университете.
6. Разработать рекомендации для повышения уровня мотивации студентов к получению высшего профессионального образования.
корпорация» (ГК «Росатом») на разработку технологии переработки
золошлаковых материалов и создание опытно-промышленной установки по
извлечению компонентов из золошлаковых материалов северской ТЭЦ.
ТПУ в России
Томский политехнический университет является не только кузницей
кадров для отечественных предприятий, но и уникальным партнером, чьи
научные разработки вносят весомый вклад в развитие российской
промышленности. Наиболее успешными примерами трансфера технологий
ТПУ являются разработки, выполняемые в рамках Постановления
Правительства Российской Федерации № 218 совместно с ведущими
промышленными предприятиями.
В 2015 году успешно завершилась реализация совместного проекта с
ПАО «РКК “Энергия” С.П. Королева» и Институтом физики прочности и
материаловедения СО РАН. Изготовлен головной образец комплекса,
который контролирует на разных уровнях качество сварных швов,
полученных методом сварки трением с перемешиванием. Комплекс
осуществляет тепловизионный, радиационный, ультразвуковой и другие
виды контроля. Помимо авиакосмической отрасли, его можно применять в
автомобиле-, судостроении и даже пищевой промышленности.
Завершен совместный с Институтом угля СО РАН и ОАО
«Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» проект по созданию
и постановке на производство нового вида проходческих агрегатов –
геоходов, предназначенных для быстрой прокладки тоннелей под землей.
Данные аппараты могут быть использованы для создания подземных
сооружений в зоне боевых действий и спасения людей, оказавшихся под
завалами.
Продолжается реализация совместного с ЗАО «Закаменск» проекта
«Создание новой технологии получения вольфрамсодержащей продукции
улучшенного качества». Создан лабораторный стенд, на котором по
уникальной технологии, разработанной в ТПУ, получено 2 кг
паравольфрамата аммония из товарного вольфрамсодержащего концентрата.
Разработан опытно-промышленный регламент получения товарного
вольфрамсодержащего концентрата. Данная технология обеспечивает
получение концентрата с содержанием вольфрама более 60 % и по
сравнению с аналогами является более ресурсоэффективной.
ТПУ в мире
В 2001 г. в ТПУ с визитом прибыл г-н Брайан Магуайр, референт по
преподаванию английского языка, сотрудник Британского Совета. Целью его
приезда было проведение семинара «Подготовка к сдаче международного
экзамена FCE Кембриджского Университета».
В 2002 году был подписан договор между Цзилинским университетом
(Китай) и ТПУ о совместной подготовке граждан КНР. В 2003 на обучение
по программе «2+2» был принят 21 студент из Китая. С января 2004 года
началась реализация аналогичной программы с другим китайским вузом –
Шеньянским технологическим университетом.
С целью продвижения образовательных услуг университета на
международном рынке было открыто представительство ТПУ в Никосии
(Республика Кипр) и филиал ТПУ в Праге (Чехия). Для развития
международного сотрудничества с ведущими европейскими университетами
было открыто представительство ТПУ в Университете Карлсруэ (Германия).
Стратегическими партнерами ТПУ стали и в настоящее время
являются Heriot-Watt University (Великобритания), JiLin University (Китай),
Technical University of Munich (Германия), Czech Technical University, Prague
(Чехия), Universitat Karlsrue (Германия), Ecole Polytechnique (Франция). За
пять лет с 2006 г. по 2010 г. за рубеж выезжали более 1500 сотрудников
университета, 985 студентов и аспирантов прошли стажировку и обучение в
зарубежных университетах.
В настоящее время ТПУ имеет договора о сотрудничестве в области
образования и научных исследований с 130 университетами в 30 странах
мира.
Стратегическая цель Национального исследовательского Томского
политехнического университета – становление как международно-
признанного центра научных исследований и подготовки специалистов
мирового уровня.
Проанализировав уровень социально ответственности в университете,
можно сделать вывод о том, что повысив уровень мотивации студентов к
получению высшего образования, можно добиться улучшения значимости
преподавательского вклада. Общество и работодатели получат
мотивированных, а значит квалифицированных сотрудников! На
предприятия придут кадры, способные решать сверхзадачи.
Производственные показатели будут расти, а значит и начнется
экономический рост.
Заключение
В процессе исследования было дано определение понятиям
«мотивация» и «мотивация к обучению». Мотивация – это состояние психики
человека, побуждающее его совершать определённые действия ради
достижения цели. Мотивация к обучению – это состояние психики человека,
побуждающие его расходовать имеющиеся ресурсы (интеллектуальные,
физические, материальные, временные, финансовые и пр.) на изучение
области знаний (предмета, дисциплины и тд.) для получения и развития
необходимых компетенций и определённого уровня.
В процессе исследования была дана оценка текущего состояния
мотивации студентов к получению образования. При определении уровня
мотивации студентов к получению образования в ТПУ был использован
инновационный подход к исследованию, заключающийся в составлении
анкеты на основе анализа результатов проведенных экспертных семинаров со
стейкхолдерами. Разработанная анкета может быть использована, как
типовая при дальнейших исследованиях уровня мотивации студентов к
получению образования в ВУЗах. Определены признаки, ориентируясь на
которые можно оценить уровень мотивации студентов к получению
образования.
Количественные признаки мотивации были определены впервые. В
дальнейших исследованиях уровня мотивации студентов данные признаки,
могут быть использованы, как основные критерии оценки уровня мотивации
студентов к получению образования. Выявлены препятствия на пути
повышения уровня мотивации студентов к получению образования в ТПУ.
На основании исследования, проведенного с помощью экспертных
семинаров и социологического опроса, были разработаны рекомендации для
повышения уровня мотивации студентов к получению образования в ТПУ.
Данные рекомендации и разработанная анкета для определения уровня
мотивации студентов являются основным результатом этой работы.
Таким образом, задачи исследования решены, что обеспечило
достижение цели, гипотеза подтверждена.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!