Методика формирования публичной нефинансовой отчетности для предприятий железнодорожного транспорта
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические и организационные аспекты формирования публичной нефинансовой
отчетности……………………………………………………………………………………………………………………… 6
1.1 Практика распространения публичной нефинансовой отчетности в России и за
рубежом …………………………………………………………………………………………………………………….. 6
1.2 Стейкхолдерская теория как методологическая основа публичной нефинансовой
отчетности ………………………………………………………………………………………………………………. 12
1.3 Нормативно-правовая основа подготовки публичной нефинансовой отчетности ……….. 16
2 Выбор платформы подготовки и особенности аудита публичной нефинансовой отчетности
предприятий железнодорожного транспорта …………………………………………………………………. 27
2.1 Анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта в России ……………. 27
2.2 Предложения по структуре и содержанию публичной нефинансовой отчетности для
предприятий железнодорожного транспорта …………………………………………………………….. 33
2.3 Аспекты аудита публичной нефинансовой отчетности предприятий
железнодорожного транспорта ……………………………………………………………………………….. 44
3 Апробация предложенной методики на примере ПАО «ТрансКонтейнер» как одного из
представителей предприятий железнодорожного транспорта …………………………………..50
3.1 Анализ ключевой информации о деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» ………………….. 50
3.2 Формирование показателей оценки капиталов ПАО «ТрансКонтейнер» и результатов их
взаимодействия ………………………………………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………… 75
Список использованных источников ………………………………………………………………………………… 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика этапов реализации Концепции развития публичной
нефинансовой отчетности………………………………………………………………………. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Взаимосвязь различных видов публичной нефинансовой отчетности …… 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура стандарта ISO 26000…………………………………………………………… 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Темы и проблемы социальной ответственности, представленные в
стандарте ГОСТ Р ИСО 26000-2012 ……………………………………………………….. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Структура нового формата стандартов GRI …………………………………………. 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Схема создания интегрированной отчетности …………………………………….. 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Структура органов управления и контроля ПАО «ТрансКонтейнер» …… 92
ПРИЛОЖЕНИЕ И Бизнес-модель ПАО «ТрансКонтейнер» ……………………………………………… 93
ПРИЛОЖЕНИЕ К Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «ТрансКонтейнер» ……….. 94
В XXI веке наблюдается обострение глобальных проблем современности, таких как
загрязнение окружающей среды, нехватка природных ресурсов, износ ресурсов
биоразнообразия, что наряду с экономическими кризисами и развитием принципов
социальной ответственности оказывает серьезное влияние на бизнес. Происходит
ужесточение конкуренции между экономическими субъектами и, как результат, возникает
необходимость обеспечения экономической устойчивости и повышения инвестиционной
привлекательности бизнеса. В связи с этим организации стремятся проявлять все большую
прозрачность, раскрывая наряду с финансовыми показателями нефинансовые аспекты
деятельности, нередко оказывающие существенное влияние на оценку их состояния и
перспектив развития, путем формирования публичной нефинансовой отчетности.
Публичная нефинансовая отчетность представляет собой комплексную систему
информации, отображающую, помимо финансовой, социальную и экологическую стороны
деятельности хозяйствующего субъекта, а также его положение на рынке, основные
направления и перспективы развития. Появившись в конце XX века в виде экологических
отчетов, нефинансовая отчетность на сегодняшний день выступает главным инструментом
информирования стейкхолдеров о различных аспектах деятельности организации, а практика
подготовки такой отчетности имеет разнообразные платформы. Об актуальности вопросов
подготовки публичной нефинансовой отчетности свидетельствует также повышение
интереса к ней в России, что подтверждается развитием нормативно-правовых основ
подготовки нефинансовой отчетности в законодательстве, в частности принятием концепции
развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации и подготовкой
проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».
Проблемы формирования публичной нефинансовой отчетности освещены многими
учеными, такими как: Нехода Е.В., Шамонин Н.Н., Чалдаева Л.А. – вопросы появления и
развития нефинансовой отчетности, Благов Ю.Е., Федоренко О.В. – рассмотрение теории
заинтересованных сторон как основы публичной нефинансовой отчетности, Михайлова Н.В.,
Ефимова О.В., Кузьменко О.А., Малиновская Н.В., Когденко В.Г., Мельник М.В. –
раскрытие особенностей существующих стандартов и видов нефинансовой отчетности.
Несмотря на широкое распространение концепции публичной нефинансовой
отчетности, остаются актуальными вопросы, связанные с выбором определенной платформы
ее подготовки, а также структурой и содержанием для организаций конкретных отраслей, в
том числе исследуемой отрасли железнодорожного транспорта, являющейся связующим
звеном экономической системы Российской Федерации.
Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы и определяют цель
исследования.
Цель работы – совершенствование методики составления публичной нефинансовой
С развитием экономики возрастают внимание к социальным и экологическим
аспектам деятельности хозяйствующих субъектов и требования к прозрачности бизнеса, в
результате чего происходит видоизменение корпоративной отчетности. Так поскольку
эффективность организации теперь оценивается не только по объему услуг и способности
генерировать прибыль, но также по уровню воздействия, оказываемого на окружающую
среду, широкое распространение получила публичная нефинансовая отчетность,
отражающая, помимо финансовой, нефинансовую информацию о деятельности предприятий.
В условиях наличия разнообразных платформ подготовки нефинансовой отчетности,
остаются актуальными вопросы, связанные с определением ее структуры и содержания для
конкретной организации. Решением может являться разработка методики формирования
публичной нефинансовой отчетности, исходя из отраслевой специфики предприятия. В связи
с этим была сформирована цель диссертации, в результате достижения которой были
определены структура и содержание, а также особенности аудита публичной нефинансовой
отчетности для предприятий железнодорожного транспорта.
На первом этапе была рассмотрена практика распространения нефинансовой
отчетности в России и за ее пределами, а также исследованы аспекты стейкхолдерской
теории как основы ее формирования. Так в соответствии с теорией стейкхолдеров, цели
фирмы учитывают интересы широкого круга лиц, оказывающих влияние на развитие
бизнеса, в результате чего стоимость не формируется исключительно внутри организации, а
находится под влиянием внешних факторов, то есть создается через взаимодействие с
заинтересованными сторонами. Основной формой такого взаимодействия является
публичная нефинансовая отчетность.
По данным крупнейшей мировой базы публичных нефинансовых отчетов «Corporate
register» количество ежегодно регистрируемых отчетов в мире в 2017 году составило 10 423
единицы, при этом лидерами по их количеству выступают такие страны как США,
Великобритания, Япония и Германия. В российском национальном регистре корпоративных
нефинансовых отчетов с 2000 года зарегистрировано 844 нефинансовых отчета (данные по
состоянию на 12.09.2018), при этом в отраслевом разрезе компаниями-лидерами в
подготовке таких отчетов выступают представители энергетической, нефтегазовой,
металлургической и горнодобывающей отраслей.
На втором этапе были проанализированы нормативно-правовая основа и
особенности существующих платформ подготовки публичной нефинансовой отчетности.
Наиболее распространенными из них являются руководство по отчетности в области
устойчивого развития, нацеленное на комплексное раскрытие экологических, социальных и
финансовых аспектов деятельности, и стандарт интегрированной отчетности,
раскрывающий ключевые капиталы в контексте создания стоимости.
На последующих этапах было рассмотрено состояние железнодорожной отрасли в
России, сформированы предложения по структуре и содержанию публичной нефинансовой
отчетности для предприятий железнодорожного транспорта, а также представлены
особенности ее аудита.
Ведущая роль железнодорожного транспорта подтверждается показателями его
деятельности – доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны стабильно
превышает 40 %, в структуре перевезенных грузов доля железнодорожного транспорта
составляет 17,1 %, в структуре пассажирооборота – 22 %.
В качестве основы подготовки публичной нефинансовой отчетности для предприятий
железнодорожного транспорта предложено использовать международный стандарт по
интегрированной отчетности с применением показателей, предусмотренных руководством
по отчетности в области устойчивого развития. В результате была сформирована схема
публичной нефинансовой отчетности для организаций железнодорожной отрасли,
предусматривающая раскрытие ключевой информации о предприятии и результатов его
деятельности с использованием предложенных показателей в разрезе производственного,
финансового, человеческого, интеллектуального, социально-репутационного и природного
капиталов и экономической добавленной стоимости в качестве оценки результата их
взаимодействия.
Для целей проведения аудиторской проверки публичной нефинансовой отчетности
предприятий железнодорожного транспорта были представлены возможные источники
получения информации, риски существенного искажения информации и пример рабочего
документа по их оценке, а также сформирован тест для оценки системы внутреннего
контроля.
На заключительном этапе была произведена апробация предложенной методики
подготовки отчетности на примере представителя рассматриваемой отрасли – ПАО
«ТрансКонтейнер и выявлено превышение его рыночной стоимости над его балансовой
оценкой, подтверждающее целесообразность осуществления вложений в предприятие.
Таким образом, публичная нефинансовая отчетность играет ключевую роль в
процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов с заинтересованными сторонами и
повышения конкурентоспособности на рынке. Предложенные рекомендации, на наш взгляд,
имеют практическое значение для целей подготовки такой отчетности предприятий
железнодорожного транспорта.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!