Совершенствование методического обеспечения в целях финансового мониторинга торговой организации (на примере ООО “Фрэшритейл”)
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
1 Теоретико-правовые аспекты финансового мониторинга торговых
организаций в России ……….…………………………………………………………….………6
1.1 Проблемы повышения эффективности управления предприятием
торговли ………………………………………………………………………………………6
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования банкротства и финансового
состояния организаций ……………………………………………………….……………12
1.3 Теория финансово-экономической диагностики предприятий (зарубежный и
отечественный опыт) ………………………………………………………………………18
2 Концепция совершенствования методического обеспечения управлением
финансово-хозяйственной деятельностью торговых организаций …..…………………27
2.1 Влияние отраслевой принадлежности организации на содержание программы
диагностики финансового состояния ……………………………………………………..27
2.2 Учет факторов риска в методике оценки финансового состояния предприятий
торговли ……………….……………………………………………………………………33
2.3 Разработка комплексного подхода к анализу финансового состояния ………………..40
3 Анализ и прогнозирование финансового состояния ООО «Фрэшритейл»………………..48
3.1 Диагностика финансового состояния ООО «Фрэшритейл»……………………………………..48
3.2 Прогнозирование финансовой устойчивости ООО «Фрэшритейл»…………………….54
3.3 Обоснование мер по финансовой стабилизации ООО «Фрэшритейл»……………….. 60
Заключение …………………………………………………………………………………………68
Список использованных источников …………………………………………………………….71
Приложение А Методика расчета баллов для прогнозирования банкротства
по модели Аргенти ……………………….……………………………………..78
Приложение Б Стандартизация показателей для получения значения рейтинговой
оценки методом расстояний ………..….………………………………………..79
Приложение В Показатели для расчета рейтинговой оценки по классической модели
А.Д. Шеремета …………………………………….……………………………..80
Приложение Г Бухгалтерский баланс ООО «Фрэшритейл» ….………………………………..81
Приложение Д Отчет о финансовых результатах ООО «Фрэшритейл» ..……………………..85
Актуальность темы исследования. В течение большого периода времени рыночные
отношения развивались, постепенно набирая обороты и приобретая новые формы. Розничная
торговля в некотором виде существует уже давно, однако, крупные магазины и сети
магазинов оптово-розничной торговли в том виде, в котором они есть, – явление
относительно новое для России.
Между тем, любая организация, в том числе любая торговая, в условиях нестабильной
внешней экономико-политической среды нуждается в периодическом мониторинге
собственного финансового состояния для принятия дальнейших управленческих решений и
определения «страдающих» мест. Однако, большая часть разработанных методик
предназначена более для производящих организаций, нежели для торговых, и не учитывает
специфики торговых организаций.
Большинству торговых организаций на современном рынке приходится столкнуться с
непростой хозяйственной ситуацией, которая определяется рядом противоречивых
признаков. Основным таким признаком является постоянно растущее воздействие внешнего
окружения, которое выражается в ужесточении предъявляемых требований к управлению
деятельностью торгового предприятия.
В настоящее время внешняя среда деятельности организаций торговли
обуславливается повышенной активностью, сложностью окружения и ростом объема
информации. В связи с этим отмечается обострение конкуренции на потребительском рынке,
которое характеризуется расширением крупных торговых сетей в Европейской части России
в регионы, а также приходом зарубежных предприятий на региональный рынок. В последние
годы перед организациями встает проблема преодоления различных экономических
кризисов.
С одной стороны, существует множество методик анализа финансового состояния. С
другой стороны, ни одна из них не является специализированной для торговых организаций
и нуждается в некоторой адаптации.
Актуальность исследовательской диссертации обусловлена необходимостью
усовершенствовать методику диагностики и прогнозирования финансового состояния в
разрезе отечественных предприятий розничной торговли для дальнейшего оперативного
использования руководствами организаций в целях финансового оздоровления в условиях
резкой изменчивости конъюнктуры рынка.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической базой
являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, посвященные анализу
финансового состояния, прогнозированию банкротства, разработке путей финансового
оздоровления предприятий и применению их на практике, а также законодательные и
нормативные акты Российской Федерации.
Среди зарубежных авторов можно выделить Э. Альтмана, Р. Тафлера, Г. Тишоу,
Гордона Л.В. Спрингейта, Аргенти и других.
Среди отечественных авторов можно выделить Г.В. Давыдову и А.Ю. Беликова, Р.С.
Сайфиулина, Г.Г. Кадыкова, О.П. Зайцеву, А.Д. Шеремета и других.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является
совершенствование методического обеспечения оценки финансового состояния предприятий
торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить проблемы повышения эффективности управления торговым предприятием;
– определить нормативно-правовые основы регулирования банкротства и финансового
состояния организаций;
– изучить и сопоставить применяемые в Российской и зарубежной практике методики
анализа финансового состояния и прогнозирования банкротства;
– определить универсальные или наиболее подходящие для модификации методики,
которые можно усовершенствовать;
– определить влияние отраслевой принадлежности организации на содержание и
проведение диагностики финансового состояния;
– определить способ учета факторов риска в диагностике финансового состояния;
– определить особенности торгового предприятия;
– разработать необходимые изменения для методики применительно к анализу
финансового состояния торгового предприятия;
– применить усовершенствованную методику для диагностики финансового состояния
ООО «Фрэшритейл» за конкретный период;
– спрогнозировать финансовую устойчивость организации на будущий период;
– разработать меры по финансовой стабилизации с учетом экономического
обоснования.
Научная новизна. К наиболее важным результатам проведенного исследования
относятся следующие положения:
1. Предложена система показателей эффективности деятельности торговых
организаций, которая отражает отраслевую специфику, торговый риск и финансовый риск
(риск вероятности банкротства).
2. Усовершенствована методика сравнительной диагностики и мониторинга
финансового состояния с точки зрения повышения комплексности и аналитичности выводов,
учета отраслевой специфики торговли и коммерческих рисков.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является методическое
обеспечение диагностики и прогнозирования финансового состояния.
В роли объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью
«Фрэшритейл». Данная организация представляет собой сеть розничных магазинов (а
именно 25 торговых точек сети «Красный Яр») товаров ежедневного потребления
(продовольственных и непродовольственных). ООО «Фрэшритейл» зарегистрировано в 2011
году. Сеть магазинов «Красный Яр» имеет широкую популярность среди населения
Со времен СССР по нынешнее время сфера торговли в России развивалась
стремительными темпами. Она заняла очень важное место повседневной жизни страны.
Между тем, в условиях нестабильной внешней и внутренней политико-экономической среды
возникает острая необходимость в тщательном анализе финансового состояния любого
торгового предприятия для оценки текущего положения дел и выявления дополнительных
возможностей и резервов для его улучшения.
Целью данной работы являлось совершенствование методического обеспечения
диагностики финансового состояния для применения их в торговых организациях. В ходе
выполнения задач для достижения заданной цели были получены следующие результаты:
1. Было выявлено, что в отечественной практике существует множество
законодательных актов и иных юридических документов, утвержденных правительством,
которые регламентируют необходимость анализа финансового состояния и, также, методики
данного анализа. Так, необходимость анализа финансового состояния обусловлена не только
для самой организации с целью принятия управленческих решений, но и для
государственных органов и различного рода кредиторов (в особенности, для банков). Также,
помимо самой оценки финансового состояния, в случае наличия признаков банкротства
проводится проверка его преднамеренности для установления правомерности действий
организации.
2. Анализ отечественной и зарубежной практики анализа финансового состояния
показал, что чаще всего в анализе финансового состояния используют методики, связанные с
расчетом различных коэффициентов, т.к. использование относительных показателей
наиболее рационально в условиях изменчивой экономической и политической среды
относительно использования абсолютных показателей, а также дает более полную оценку
финансового состояния. Существуют различия в расчетах и интерпретации коэффициентов
ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности в зарубежной
и отечественной практике. Это обусловлено различиями в способах учета деятельности в
организациях, а также в условиях экономической среды и в опыте использования.
3. Изучение специфики сферы торговли показало, что она имеет множество
особенностей, влияющих на результаты диагностики их финансового состояния. Так, было
выявлено, что для торговли свойственны иные нормативы некоторых показателей, ярко
выраженное превалирование товарных запасов, в некоторых случаях-полное отсутствие
внеоборотных активов, малый размер дебиторской задолженности, зачастую-наличие
нескольких торговых точек, высокая оборачиваемость товаров и большая широта
ассортимента, чем у производящих организаций.
4. В целях совершенствования методического обеспечения для финансового
мониторинга торговой организации за основу была выбрана традиционная методика
рейтинговой оценки А.Д. Шеремета. Для учета отраслевых особенностей в модель А.Д.
Шеремета были введены такие показатели, как прибыль до налогообложения на 1 торговую
точку, рентабельность товарных запасов и оборачиваемость кредиторской задолженности.
Также, были исключены малозначимые или не соотносящиеся с отраслью показатели, такие,
как отдача основных фондов, отдача всех активов, оборачиваемость дебиторской
задолженности и индекс постоянного актива. Помимо этого, из-за особенности определения
балансовой прибыли торговых организаций был исключен показатель балансовой прибыли
на 1 руб. объема реализации, т.к. он дублирует показатель прибыли от финансово-
хозяйственной деятельности на 1 руб. объема реализации.
5. Для учета факторов производственного и финансового риска в модель рейтинговой
оценки А.Д. Шеремета были добавлены следующие показатели: коэффициент валовой
маржи, запас финансовой прочности и показатель вероятности банкротства. Для определения
первых двух показателей необходимо разделить издержки организации на переменные и
постоянные. С учетом специфики торговых организаций, было условно определено, что
переменными расходами является только себестоимость проданных товаров, а постоянными
– все остальные расходы (коммерческие расходы, управленческие расходы, проценты к
уплате и прочие расходы). Для удобства показатель налога на прибыль в модели расходов не
учитывается. На роль показателя вероятности банкротства был выбран R-счет
четырехфакторной модели Давыдовой-Белякова.
6. Предложен алгоритм комплексной оценки финансового состояния торговой
организации, состоящий из следующих этапов:
– составление агрегированного баланса организации;
– деление издержек организации на постоянные и переменные;
– расчет показателей авторской версии модели рейтинговой оценки Шеремета
(традиционных и дополненных);
– расчет комплексной рейтинговой оценки методом расстояний.
7. Авторская методика была успешно применена для торговой организации ООО
«Фрэшритейл».
В ходе анализа финансового состояния ООО «Фрэшритейл» за период 2015-2017 гг.
было выявлено, что вероятность банкротства была крайне мала; при этом, наблюдалась
разнонаправленная динамика финансовых коэффициентов. Очевидным «слабым местом»
организации является то, что основная деятельность является убыточной, хотя доходы от
дополнительных видов деятельности позволяют организации получать чистую прибыль.
С помощью расчета рейтинговой оценки методом расстояний по авторской системе
показателей было выявлено, что в 2017 г. финансовое состояние организации было
значительно лучше, чем в предыдущие периоды.
С помощью анализа финансового состояния методом Шеремета по его классической
модели были получены аналогичные оценки финансового состояния.
Авторская версия методики анализа финансового состояния торговой организации
имеет следующие преимущества по сравнению с традиционной:
1) учет отраслевой специфики торговых организаций;
2) учет торгового риска;
3) учет финансового риска (риска вероятного банкротства);
4) дает комплексную оценку финансового состояния организации, а также позволяет
проанализировать её в динамике.
Для проверки вывода о возможном ухудшении финансового состояния ООО
«Фрэшритейл» была составлена прогнозная бухгалтерская отчетность. Реальный сценарий
развития на 2018 г. показал, что выручка организации упадет на 7,7 %, у организации
появятся свободные денежные средства в размере 6055,44 тыс. руб.. Было выявлено, что
финансовое состояние может значительным образом ухудшиться в прогнозируемом периоде
при поддержании сложившихся тенденций.
Для финансовой стабилизации ООО «Фрэшритейл» рекомендуется:
1) поднять цены на группы товаров не повседневного спроса;
2) снизить себестоимость товаров путем проработки существующих договоренностей
по цене с поставщиками, поиска более дешевых аналогов, а также расширения ассортимента
товаров собственной торговой марки;
3) сократить коммерческие расходы организации путем сокращения затрат на
перевозку и хранение товаров, на содержание торговых помещений и на рекламу;
4) увеличить статьи дополнительных доходов за счет предоставления другим
организациям возможности реализации их продукции и рекламы за счет аудиосистем
торговых точек.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!