Трансфер технологий в соглашениях Всемирной торговой организации
Наука, технологии и инновации являются важными факторами экономического развития государств. В то же время, трансфер технологий является инструментом для сокращения растущего технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами. Принимая во внимание, что передача технологии является межсекторальным вопросом, цель данного исследования состоит в том, чтобы предоставить общий обзор положений, содержащихся в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Генеральном соглашении по торговле услугами, Соглашении по техническим барьерах в торговле и Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, касающихся трансфера технологии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью проанализировать эффективность данных положений, и насколько они способствуют передаче технологий в развивающиеся и наименее развитые страны.
Наука, технологии и инновации являются важными факторами экономического развития государств и играют ключевую роль в повышении уровня конкурентоспособности. Однако даже в странах, которые в глобальном масштабе находятся на передовых технологических рубежах, многие отрасли или компании сталкиваются с трудностями в инновационной деятельности. Несмотря на то, что большинство стран мира стремится к преодолению технологического разрыва, проблема технологического отставания между «севером» и «югом» на сегодняшний день остается исключительно актуальной.
Доступ к технологиям стал одной из основных потребностей развивающихся стран в результате распада колониальной системы в 1960 – 1970-х гг. Так, в ответ на доминирование Бреттон-Вудских институтов развивающиеся страны провозгласили Новый Международный Экономический Порядок (далее – НМЭП), где трансфер технологий являлся ключевым требованием. В 1974 году в Программе действий по установлению НМЭП Генеральная Ассамблея ООН подтвердила необходимость принятия Международного кодекса поведения в области передачи технологии. В проекте Кодекса в редакции 1985 г. было достигнуто принципиальное согласие по важным вопросам, в том числе представлено определение понятия «передача технологии». Однако в связи с тем, что международному сообществу не удалось прийти к единому мнению относительно нерешенных вопросов, Кодекс так и не был принят.
Хотя переговоры по разработке Кодекса не увенчались успехом, после этого обсуждения по передаче технологии стали стандартным компонентом переговоров по торговле и интеллектуальной собственности во Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Так, конкретные положения о передаче технологии вошли в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС, преамбула, ст. 7, 8, 40, 66.2), Генеральное соглашение по торговле услугами (далее – ГАТС, ст. IV, XIX, ст. 6 Приложения по телекоммуникациям), Соглашение по техническим барьерах в торговле (далее – ТБТ, ст. 11) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее – СФС, ст. 9). Кроме того, в 2001 году члены ВТО создали Рабочую группу по торговле и передаче технологии с целью изучения взаимосвязи между торговлей и трансфером технологии, чтобы понять, что можно сделать для его расширения в развивающиеся страны, и, тем самым, повысить значимость ВТО для развития.
Тем не менее, существует широко распространенное мнение, что данные обязательства в соглашениях ВТО едва ли способствуют действительной передаче технологий развивающимся странам и наименее развитым странам (далее – НРС). Данная точка зрения обосновывается тем, что положения в соглашениях ВТО в основном содержат только обязательства «стремиться» («best endeavours») к передаче технологий, т.е. носят формально необязательный характер.
Принимая во внимание междисциплинарный характер трансфера технологий, целью данного исследования является общий обзор положений, касающихся обязательств по передаче технологий, в соглашениях ВТО. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа эффективности данных положений и того, насколько они способствуют передаче технологий в развивающиеся страны и НРС. Целью работы является определение прав и обязанностей сторон, предоставляющих и получающих технологии в соответствии с соглашениями ВТО, для усовершенствования доступа развивающихся стран и НРС к технологиям и сокращения технологического разрыва.
В работе использован метод теоретического анализа, в связи с чем автором проведен анализ литературы, освещающей характер положений, касающихся передачи технологий, в соглашениях ВТО, а также эффективности данного регулирования.
Структура исследовательской работы разделена на три главы. Первая глава содержит выводы в отношении самого трансфера технологии. Так, было предложено определение трансфера технологии, проанализированы основные каналы передачи технологии.
Во второй главе рассмотрены положения, касающиеся трансфера технологий, которые содержатся в преамбуле Соглашения по ТРИПС и направлены на достижение баланса между защитой прав интеллектуальной собственности и государственным регулированием. Кроме того, во второй главе анализируются статья 7 ТРИПС «Принципы», которая непосредственно относится к передаче технологии, и статья 8, озаглавленная «Цели». Помимо этого, анализируется статья 40 Соглашения ТРИПС, в которой говорится о передаче технологии с точки зрения антиконкурентного использования лицензий на объекты интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется статье 66.2 ТРИПС, которая содержит четкое обязательство развитых стран поощрять передачу технологий в НРС, и механизму реализации статьи 66.2.
В третьей главе анализируются положения, касающиеся трансфера технологии в других Соглашениях ВТО. В частности, статьи IV и XIX Соглашения ГАТС признают потребности развивающихся стран в мировой торговле, которые могут быть удовлетворены посредством доступа к технологиям на коммерческой основе. Кроме того, рассматривается статья 6(с) Приложения по телекоммуникациям, поскольку в нем конкретно упоминается передача технологии НРС в целях расширения их участия в торговле телекоммуникационными услугами. Кроме этого, в Соглашении по ТБТ и Соглашении по СФС содержатся положения, касающиеся передачи технологий и технической помощи. Более конкретно, эти положения содержатся в статье 11 Соглашения по ТБТ и статье 9 Соглашения по СФС. Также упоминается Преамбула к Соглашению по ТБТ, поскольку в ней признается вклад, который международная стандартизация может внести в передачу технологии.
В заключительной части обобщаются основные выводы, изложенные в исследовательской работе. Сделан основной вывод о том, что из-за отсутствия определений и обязательств со стороны развитых стран в соглашениях ВТО положения, касающиеся трансфера технологии, не служат эффективному содействию передаче технологии развивающимся странам и НРС. В то же время роль получателей технологий высоко признана. Например, в Соглашении ГАТС признается, что развивающиеся страны могут обусловить доступ иностранных поставщиков на рынок услуг передачей технологии в случае перечисленных ограничений в специфических обязательствах; ТРИПС возлагает ответственность за создание надежной и жизнеспособной технологической базы на НРС, а не на поставщиков технологии.
Таким образом, успех передачи технологии в основном зависит от способности развивающихся стран-реципиентов использовать существующие положения и механизмы, касающиеся трансфера технологий в соглашениях ВТО, и от их способности принимать внешнюю помощь.
Технология является ключевым фактором экономического роста и развития, в связи с чем улучшение доступа к технологиям для развивающихся и наименее развитых стран является одним из наиболее эффективных способов повысить конкурентоспособность их экономик, добиться улучшения условий экспорта, качества продукции, увеличить долю в мировой торговле и т.д. В данных условиях, соответствующие международные соглашения могут способствовать эффективной передаче технологии развивающимся странам и НРС.
В Марракешском соглашении конкретно признается необходимость усилий, направленных на то, чтобы развивающиеся страны и НРС повысили долю в росте международной торговли, соразмерную потребностям их экономического развития. Достижение этой цели невозможно без преодоления технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, что привело к включению в Соглашения по ТРИПС, ТБТ, СФС и в ГАТС ряда положений, касающихся передачи технологии и оказания технической помощи развивающимся и наименее развитым странам.
Однако характер обязательств, содержащихся в данных положениях, в целом можно охарактеризовать как «стремление к наилучшим усилиям» в области передачи и распространения технологий, т.е. они не являются реальными обязательствами для развитых стран передавать технологии. Это связано с тем, что владельцами технологий в основном являются частные лица и компании, вложившие значительные средства в создание технологий и изобретения, которые надеются получить прибыль. Без адекватного возврата инвестиций у них не будет стимулов для передачи технологии. В свою очередь, правительства развитых стран зачастую не принимают меры, чтобы побудить частный сектор передавать технологии развивающимся странам и НРС.
Обобщая анализ данных положений, прежде всего, необходимо отметить отсутствие согласованных определений терминов «технология» и «передача технологии». Термины «развитые» и «развивающиеся» страны так же не имеют конкретного определения. Одним из ключевых рисков отсутствия четких определений является то, что любая деятельность может быть квалифицирована как передача технологии, что размывает эффективность данных положений. Другой риск заключается в том, что некоторые страны-члены могут относить себя не к «развитым» странам, а развивающимся, с точки зрения обязательств данных положений, и не способствовать передаче технологии. Следовательно, один из основных выводов заключается в том, что отсутствие согласованных определений, таких как «трансфер технологий», «развитые страны», «стимулы» в положениях напрямую влияет на их эффективную реализацию. На наш взгляд, чтобы избежать трансфера информации, перспективным является введение в соглашения ВТО такого понятия «трансфера технологий», которое определило бы трансфер технологий как передачу защищенных правами интеллектуальной собственности технологий развивающимся странам и НРС.
Как уже отмечалось выше, Соглашение по ТРИПС содержит положения, касающиеся поощрения передачи технологии. Так, статья 66.2 Соглашения по ТРИПС содержит позитивное обязательство для развитых стран поощрять передачу технологии НРС. Кроме того, был создан механизм мониторинга соблюдения данного положения. Однако не все развитые страны предоставляют отчеты о стимулах, а в предоставленных отчетах развитых стран можно найти описание различных программ, которые, безусловно, могут принести пользу НРС и развивающимся странам, но, при этом, зачастую развитые страны относят к выполнению обязательств по предоставлению стимулов своим предприятиям техническую помощь, проведение семинаров и мероприятий, что является скорее выполнением обязательств статьи 67 ТРИПС, а не 66.2 ТРИПС по содействию передаче технологий.
Важно иметь в виду, что в Соглашениях ВТО широко признана роль получателей технологий. Например, Соглашение по ТРИПС возлагает ответственность за создание надежной и жизнеспособной технологической базы на НРС, а не на поставщиков технологии. В связи с тем, что передача технологий для целей экономического развития представляется необходимой именно для развивающихся стран и НРС, они должны добиваться таких режимов защиты прав интеллектуальной собственности, которые бы отвечали их технологическим интересам и согласовывались с их политикой развития, а также опираться на предоставляемые ТРИПС возможности и последовательно добиваться имплементации положений данного Соглашения.
Что касается Соглашения ГАТС, то хотя в нем и признаются потребности развивающихся стран в мировой торговле, тем не менее, отсутствует преференциальный режим для развивающихся стран и НРС, а также конкретный механизм реализации, такой как механизм статьи 66.2 Соглашения по ТРИПС. Кроме того, ГАТС упоминает в качестве примера доступ к технологиям на коммерческой основе, в связи с чем доступность финансовых ресурсов становится одной из основных задач, стоящих перед развивающимися странами и НРС. Соглашение ГАТС также высоко оценивает роль развивающихся стран, которые могут извлекать выгоду из Соглашения в рамках специфических обязательств. Поэтому, хотя у развитых стран нет прямой обязанности по передаче технологий, развивающиеся страны могли наилучшим образом использовать гибкие возможности ГАТС в случае, если такие требования были указаны перечислены в перечнях специфических обязательств во время присоединения к ВТО. В ситуации, когда данные требования не были перечислены в перечнях специфических обязательств, ВТО признает, что дальнейшая либерализация торговли услугами может привести к привлечению ПИИ, и, как следствие, к трансферу технологий. В целом, из всех положений, касающихся трансфера технологий в ГАТС, именно в Приложении по телекоммуникациям содержится позитивное обязательство для развитых стран обеспечивать доступ развивающимся странам к информации и содействовать передаче технологии НРС, однако, в нем также отсутствует конкретный механизм реализации, аналогичный статье 66.2 Соглашения по ТРИПС.
Наконец, Соглашение по ТБТ и Соглашение по СФС содержат положения о технической помощи, которые носят характер «наилучших усилий». В соответствии с Соглашением по ТБТ развивающиеся страны могут запрашивать техническую помощь, но существуют ограничения в отношении запросов конкретной технологии. Со стороны поставщика технологии, развитые страны обязаны только прилагать «наилучшие усилия». В то же время Статья 9 Соглашения по СФС содержит требование содействовать предоставлению технической помощи, что отличает статью 9 Соглашения по СФС от более обязательных положений о технической помощи Статьи 11 Соглашения по ТБТ.
Тем не менее, Соглашение по СФС включает в себя финансовую помощь, которая помимо данного Соглашения содержится только в ТРИПС. К сожалению, несмотря на то, что трансфер технологий имеет первостепенное значение для развивающихся стран и НРС, ни Соглашение по ТБТ, ни Соглашение по СФС не учитывают в полной мере трудности, с которыми данные страны сталкиваются, и то, что трансфер технологии может сыграть непосредственную роль в снижении уровня технических барьеров в торговле, а также способствовать соблюдению развивающимися странам санитарных и фитосанитарных требований.
Таким образом, многосторонние усилия по определению действий, которые правительства должны предпринять для поощрения передачи технологий, в основном носят характер «стремления» к передаче технологий. Из всех соглашений ВТО именно ст. 66.2 ТРИПС и ст. 6(d) Приложения по телекоммуникациям ГАТС содержат позитивные обязательства содействовать передаче технологий НРС. Остальные положения не имеют конкретной и, следовательно, эффективной реализации. Необходимо иметь в виду, что успешная передача технологии – это не разовая деятельность, а долгосрочные отношения между держателем технологии и получателем. Кроме того, важным аспектом передачи технологии остается благоприятная среда и адекватный потенциал освоения технологий развивающимися странами и НРС.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization.
The General Agreement on Tariffs and Trade.
The General Agreement on Trade in Services.
The Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures.
The Agreement on Technical Barriers to Trade.
The Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights.
Vienna Convention on the Law of Treaties// Vienna, 23 May 1969.
1.1.2 Перечни специфических обязательств государств-членов ВТО
India, Schedule of Specific Commitments// GATS/SC/42.
Qatar, Schedule of Specific Commitments // GATS/SC/120.
1.1.3. Акты международных организаций
Decision of the Council for TRIPS of 19 February 2003 (IP/C/28).
Decision on Implementation-Related Issues and Concerns (WT/MIN(01)/17) of 14 November 2001.
Report of the Working group on trade and transfer of technology to the General Council // Working Group on Trade and Transfer of Technology, WT/WGTTT/W/26, 16 November 2016.
Special and differential treatment provisions, Joint Communication from the African Group in the WTO Revision / WTO, TN/CTD/W/3/Rev.2, para. 57(a)-(c).
Working Group on Trade and Transfer of Technology, Communication from Cuba// WT/WGTTT/W/12, 14.03.2006.
Working Group on Trade and Transfer of Technology, Taxonomy on country experiences on international technology transfers. 11 November 2002.
WTO Doha Ministerial Conference: Ministerial Declaration 2001//
1.1.4. Отчеты государств-членов ВТО
Report on the implementation of article 66.2 of the TRIPS agreement, United States of America, IP/C/W/646, 18 October 2018.
Report on the implementation of article 66.2 of the TRIPS agreement, Australia, IP/C/W/646/Add.2, 19 October 2018.
Report on the implementation of article 66.2 of the TRIPS agreement, Switzerland, IP/C/W/631/Add.6 2 October 2017.
IP/C/W/431/Add.2.
IP/C/W/616/Add.7.
IP/C/W/580/Add.1.
IP/C/W/551/Add.6
IP/C/W/631/Add.3.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!