Сопоставительный анализ малоформатных текстов в семантико-прагматическом аспекте (на материале немецких и русских загадок)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Даламан Татьяна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация: настоящая работа посвящена сопоставительному исследованию немецких и русских загадок в семантико-прагматическом аспекте. Работа выполнена на материале немецких и русских детских вербальных загадок. Особое внимание уделяется описанию и анализу приемов и стратегий загадывания, используемых в немецких и русских загадках, а также прогнозированию возможного восприятия элементов текста загадки реципиентом. В работе освещаются возможные подходы к толкованию лексемы «загадка» и жанра загадки, перечисляются основные свойства загадки как типа теста, приводится взгляд на загадку как на средство вторичной номинации, обозначаются факторы понятности загадки для реципиента и связи загадки с понятием ассоциации. Практический анализ материала показал, что немецкие и русские загадки имеют много общего в основных приемах загадывания, однако существует ряд различий в деталях, связанных с характерными для носителей языка ассоциациями к загаданному слову и грамматическими особенностями языков. Общий объем работы составляет 89 с.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена сопоставительному анализу немецких и русских загадок в семантико-прагматическом аспекте. Работа выполнена в рамках когнитивной лингвистики и рассматривает загадку с точки зрения ее коммуникативного потенциала, а также отраженных в ней стереотипных ассоциаций, связанных с загаданным словом.
Объектом исследования являются немецкие и русские детские вербальные загадки. Материал для исследования составили загадки из следующих источников: „Kinder, kommt und ratet“ K. Heinrich, различные интернет-ресурсы (см. Список литературы) (немецкие загадки); «Книга загадок», авт.-сост. В. Г. Дмитриева, «Загадки, считалки и скороговорки», авт.-сост. О. Д. Ушакова, интернет-ресурсы (см. Список литературы) (русские загадки). Всего было отобрано и проанализировано 639 примеров: 326 немецких загадок и 313 русских. Небольшая количественная разница обусловлена характером материала и тематическим принципом его классификации. Непосредственно в тексте работы рассмотрены 60 примеров.
Предмет исследования – содержащиеся в загадках имплицитные и эксплицитные лингвистические сигналы, направляющие ход мысли реципиента к верному ответу, а также некоторые стереотипные представления носителей каждого из языков, отраженные в рассматриваемых текстах.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в определении и описании приемов вербальной манипуляции мыслительным процессом, происходящим в сознании реципиента при отгадывании загадки, которые используются в немецких и русских загадках, – как общих для обоих языков, так и характерных для каждого из них в отдельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить тематику загадок в немецкой и русской выборках , какие темы представлены в немецкой и русской выборках;
осуществить классификацию примеров по выбранному основанию;
отобрать загадки в обоих языках, посвященные одному и тому же объекту, для подробного анализа;
выяснить, какие из возможных признаков загаданного объекта актуализируются в каждом отдельном случае;
проанализировать способ лингвистического оформления выявленного признака, или прием загадывания;
определить семантико-прагматическое содержание приема загадывания и его значимость для реципиента в процессе отгадывания загадки;
провести анализ всего корпуса примеров в представленной тематической группе и составить обобщения по каждой группе в отдельности и по всему материалу в целом;
Для выявления степени изученности проблемы автор настоящей выпускной квалификационной работы обратился к трудам отечественных и зарубежных ученых. Несмотря на то, что различные фольклорные жанры не первое десятилетие находятся в фокусе внимания лингвистов и филологов, а когнитивная лингвистика – одно из самых стремительно развивающихся направлений в современном языкознании, прежде всего за рубежом, жанр загадки с позиций когнитивной лингвистики изучен на данный момент недостаточно. Данная выпускная квалификационная работа вносит вклад в понимание когнитивно-лингвистических свойств немецких и русских загадок, и в этом заключается ее новизна и актуальность.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначается тематическая направленность работы, определяются объект, предмет и материал исследования, освещаются цели и задачи, стоящие перед автором настоящей работы, а также раскрываются ее актуальность и новизна.
Первая глава посвящена проблемам возможного толкования понятия «загадка», разграничению различных ее видов в немецком и русском языках, определению загадки как типа текста и освещению релевантных теоретических вопросов когнитивной лингвистики, необходимых для понимания и анализа материала.
Вторая глава представляет собой подробный анализ отобранных для письменного рассмотрения примеров, содержит выводы относительно всех примеров каждой из выделенных групп классификации и общие выводы по рассматриваемой теме.
В заключении подводятся итоги исследования и обозначаются возможные сферы дальнейшего применения его результатов.
В работе использованы следующие методы научного исследования: метод сопоставительного и теоретического анализа; метод систематизации; описательный метод; аналитический метод; метод сплошной выборки примеров из источников.

Загадка является одним из жанров устного народного творчества, принимающим непосредственное участие в развитии мышления, воображения и кругозора ребенка, а также в формировании его стереотипных представлений об окружающем мире, которые зачастую сохраняются и во взрослом возрасте.
Как малоформатный жанр, рассчитанный на широкую аудиторию и призванный испытать смекалку реципиента, загадка объединяет в себе доступность и замысловатость, содержит подсказки и одновременно избегает очевидности. С этой точки зрения представляется небезынтересным проследить, с помощью каких средств загадывающий манипулирует сознанием реципиента, чтобы последний смог отгадать предложенную загадку, в то же время не называя загаданный объект или его однозначные признаки напрямую.
Данное исследование направлено на выявление этих средств, анализ их особенностей и роли в зависимости от контекста, реконструирование предположительной когнитивной реакции реципиента, а также на определение некоторых ассоциативных закономерностей, существующих в сознании носителей языка в связи с определенным классом объектов и выраженных в изучаемом материале.
Для анализа было отобрано более 600 загадок: 326 примеров на немецком языке и 313 примеров на русском. В ходе проведения исследования загадки были распределены по крупным тематическим группам и более мелким подгруппам для получения наиболее структурированной и семантически обусловленной картины. Выяснилось, что изучаемый материал можно разделить на следующие группы: 1) загадки, посвященные животному миру (дикие животные, домашние животные и скот, насекомые); 2) загадки про человека и его быт (части тела, предметы одежды и личного пользования, продукты питания и домашняя еда, орудия труда, инструменты, предметы хозяйства); 3) загадки, посвященные растительному миру и другим натурфактам (загадки, посвященные зиме, цветы и трава, вода (водоемы, дождь), прочие натурфакты). Было отмечено численное преобладание немецких загадок о человеке над русскими и численное преобладание русских загадок о природе в широком смысле над немецкими. В материал для анализа не вошли загадки, составляющие группу менее 10 в одном из языков – такие как загадки про птиц (всего 8 в немецкой выборке) или загадки про спортивные игры (всего 2 в русской выборке).
Все отобранные примеры были проанализированы с точки зрения содержащихся в них эксплицитных и имплицитных подсказок для реципиента, способов лингвистического оформления и роли этих подсказок в процессе отгадывания. Также внимание уделялось ассоциациям носителей немецкого и русского языков к загаданному объекту, отраженным в текстах загадок. Были сделаны выводы относительно характерных особенностей загадывания внутри каждой из тематических групп; эти выводы представлены в конце каждого из соответствующих разделов второй главы. Общие выводы, подытоживающие анализ всего материала, представлены в отдельном разделе.
Сопоставительный анализ немецких и русских детских вербальных загадок показал, что основные приемы загадывания в обоих языках схожи, однако существует множество более частных различий, связанных с частотностью использования приема, сферой его применения, его значимостью, вариативностью некоторых из них, а также непосредственно с особенностями грамматического строя языка. Помимо этого, были выявлены некоторые различия в немецком и русском ассоциативном мышлении.
Результаты данного исследования могут послужить теоретической основой для проведения лингвистических и психолингвистических экспериментов, посвященных изучению процессов, связанных с загадыванием и отгадыванием вербальных загадок. Кроме того, работа может быть востребована в теоретической когнитивной лингвистике, германистике, литературоведении, фольклористике, лингвокультурологии и педагогике. Настоящее исследование вносит вклад в изучение малоформатных текстов немецкого и русского языков; данные осуществленного сопоставительного анализа могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в рамках сравнительного языкознания как в паре немецкий-русский, так и в других языковых парах, содержащих в себе один из указанных языков. Также полученные результаты могут быть интересны авторам современных загадок как теоретическое руководство по возможному воздействию на реципиента того или иного приема загадывания.

Абдрашитова О.В. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2012.
2) Анненкова И.М. Загадка на уроках русского языка и чтения как средство развития мышления и речи младших школьников.URL: (дата обращения: 03.11.17)
3) Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник бурятского университета. №11. Брянск, 2011. С. 6-9.
4) Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2004.
5) Бухаркина И.П. Вторичная номинация концепта в словесной загадке как объект когнитологического исследования (на материале немецкого языка) // Вестник СПбГУ. Сер. 9. №1. СПб., 2012. С. 85-95.
6) Веселовский А.Н. Собрание сочинений. т. I. СПб., 1908.
7) Власенкова И.Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях XIX-XXI веков // Изв. РГПУ им. Герцена. № 94. СПб., 2009. С. 258-268.
8) Волкова М.В. Загадка и кроссворд как типы текста: семантический и прагматический аспекты (на материале немецкого языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2011.
9) Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Изв. Тульского государственного университета. Тула, 2012. С. 396-405.
10) Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001. URL: (дата обращения: 21.12.17).
11) Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и в ВУЗе.// Педагогическое образование в России. №8. Екатеринбург, 2017. С. 79-84.
12) Гудина О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе // Язык и культура. Волгоград, 2011. С. 13-21.
13) Денисова Е. А. Структура и функции энигматического текста (на материале русских загадок и кроссвордов): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008.
14) Денисова Е.А. Энигмопорождающая функция синтагматического ассоциата // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: Языки и специальность. М., 2008. С. 36–42.
15) Жуков К.А. Языковая картина мира современной русской загадки: бренное и вечное // Вестник Новгородского государственного университета. №51. В. Новгород, 2009. С. 60–63.
16) Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
17) Казанцева Е.А. Денотативная структура текста народной загадки (на материале белорусских, русских и польских загадок): автореф. дис. … канд. филол. наук. Минск, 2002.
18) Климов И.А. Загадки шляпника, или Путешествие в пространствах вопросо-ответной коммуникации // Социальная реальность. 2006. Вып. 9. С. 106–112.URL: (дата обращения 21.05.18).
19) Колмакова И.С. Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста. 2017. URL: (дата обращения: 05.05.18).
20) Краснова Т.И. Загадка и странность как способ повышения занимательности («Техника тайн») // Медиа. Демократия. Рынок. Ч. 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга. СПб., 2010.
21) Кушнарева Л.И. Иносказательный дискурс: лингвистические характеристики и проблемы интерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. С. 183–189.
22) Лазарева О.А. Лингвокогнитивные параметры семантизации лексики // Записки Горного института. СПб., 2011. С. 236–239.
23) Левченко М.Н. Загадка как тип текста // Вестник МГОУ. Сер.: Лингвистика. №2. М., 2011. С. 82–89.
24) Леонтьев А.А. Психология общения. Сер. “Психология для студента”. М., 1997.
25) Магировская О.В. Вторичная номинация концепта в современном английском языке: на материале пословиц и загадок: автореф. дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2001.
26) Мартинович Г.А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте. СПб., 1997.
27) Насыбулина А.В. Современные трансформации русских загадок // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер.: Филология. №1. Кострома, 2008. С. 156 –160.
28) Подвигина Н.Б. Языковая картина мира // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. №5. Воронеж, 2009. С. 63–67.
29) Разумкова А.В. Стереотип в языковом сознании: психолингвистический аспект // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность.Том 14.№ 2. М., 2017. С. 260–266.
30) Селиванова Е.А. Когнитивные механизмы денотации украинской загадки // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер.: Филология. Том 18 (57). №2. Симферополь, 2005 г. С. 356–360.
31) Сибирцева В.Г. Языковая картина мира в русской: автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород., 2003.
32) Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
33) Сюксяева С.А. Функционирование метафоры в немецкой детской речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 8 (38): в 2-х ч. Ч. I. Тамбов, 2014. C. 188–192.URL: (дата обращения: 13.04.18).
34) Трофимова У.М. О некоторых особенностях семантизаций тематически связанных слов в психолингвистическом эксперименте// Вопросы филологии. №1(19). М., 2005. С. 238–243.
35) Ушакова А.П. Когнитивная составляющая русских загадок // Вестник Тюменского государственного университета. №1. Тюмень, 2010. С. 264–269.
36) Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. СПб., 2016.
37) Хакимзянов Ф.С. Образное отражение действительности в языке // Вестник КГУКИ. Сер.: Гуманитарные науки. №2. Казань, 2010. С. 110–112.
38) Шабалина О.В. Взаимосвязь когнитивного, языкового и коммуникативно-речевого аспектов в детской метафоре // Горизонты психолингвистики: Материалы Международной научно-практической конференции(Тверь, 23–24 октября 2009 г.). Твер. гос. ун-т. Тверь, 2009. С. 301–306.
39) Щекотихина И.Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник ЛГУ им. Пушкина. №5(19). СПб., 2008. С. 69–80.
40) Aarne A. Vergleichende Ratselforschungen. 1918–1920.
41) Bentzien U. Rat zu, was ist das. Rätsel und Scherzfragen aus fünf Jahrhunderten. Rostock, 1975.
42) Fehse B. Empirische Untersuchungen zum Metaphernerwerb: 7 Beispiele 1974-1998. Essen, 1998.
43) Fix U. Das Rätsel. Bestand und Wandel einer Textsorte// Barz, Irmhild; Fix, Ulla u.a., Sprachgeschichte als Textsortengeschichte. S. 183–210.Frankfurt am Main. Berlin. Bern, 2000a.
44) Fünfstück K. Wie Kinder Metaphern verstehen und bilden. Untersuchungen am Beispiel von Kinderrätseln, bildhaften Ausdrücken und Bildern // Das Wort. Germanistisches Jahresbuch 2000/2001. S. 29–48.M., 2001.
45) Günthner S. Gattungen in der sozialen Praxis. Die Analyse kommunikativer Gattungen‘ als Textsorten mündlicher Kommunikation // Deutsche Sprache 3.S.193–218. Berlin, 1995.
46) Heinrich K. Kinder, kommt und ratet. Rätselsammlung für den Schulhort. S. 2–25. Berlin, 1989.
47) Isenberg H. Texttypen als Interaktionstypen // Zeitschrift für Germanistik 3.S.261–270. Berlin, 1984.
48) Schittek C. Die Sprach- und Erkenntnisformen der Rätsel. Stuttgart, 1991.URL: (дата обращения: 03.02.18).
49) Schittek C. Flog ein Vogel federlos: was uns die rätsel sagen. München.Wien, 1989.
50) Worwo I. Stereotype aus linguistischer und didaktischer Sicht. Stereotypisierungen in ausgewählten Lehrwerken für DaF.S. 303–325.2010. URL: (дата обращения: 03.02.18).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Сопоставительный анализ малоформатных текстов в семантико-прагматическом аспекте (на материале немецких и русских загадок)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет