Совершенствование законодательных требований, предъявляемых к объектам спорта
В исследовании систематизируются и оцениваются существующие в Российской Федерации требования, предъявляемые к объектам спорта. Рассматриваются требования по обеспечению безопасности на объектах спорта. Выявляются существующие проблемы и возможные пути их решения.
Спорт и физическая культура в настоящее время играют значительную роль в жизни каждого человека. Перманентное развитие спортивной сферы влечет усложнение общественных отношений, рост масштабов различных спортивных мероприятий, увеличение количества лиц, в различном качестве присутствующих и задействованных на объектах спорта при проведении спортивных мероприятий, что в свою очередь повышает общественную значимость таких объектов.
Вопрос обеспечения надлежащих условий при проведении спортивных мероприятий в современных условиях достаточно актуален. Более того, можно говорить о том, что актуальность будет набирать масштабы в связи с постоянным увеличением вовлеченности населения в спортивную сферу. Нельзя отрицать, что большинство официальных спортивных мероприятий отличаются массовостью, что создает почву не только для совершения деяний, посягающих на жизнь и здоровье граждан, общественный порядок и общественную безопасность, но и для активного участия общественности и долгосрочных перспектив в сфере развития физической культуры и спорта.
Особый статус официальным спортивным мероприятиям начали придавать еще в Древней Греции при проведении Олимпийских игр, в частности, между часто воюющими городами-государствами на время проведения соревнований устанавливался всеобщий мир, вводилась неприкосновенность в отношении спортивных сооружений, участников Олимпийских игр и зрителей.
В настоящее время особенно важной является правовая проработка следующих аспектов: вопросы проектирования и строительства объектов спорта, обеспечение правопорядка и безопасности как во время спортивных мероприятий, так и во время тренировочного процесса, предотвращение возможности совершения террористических актов, требования к организации крупных спортивных соревнований, санитарно-гигиенические и эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта.
Объекты спорта высших достижений должны соответствовать всем требованиям и нормам не только национальных, но и межнациональных стандартов. В России часть информации в специализированных нормативных документах, на основе которых ведется проектирование, эксплуатация и управление спортивными сооружениями, морально устарела. Перед Олимпийскими играми в Сочи специалистами было выявлено более двадцати несоответствий и противоречий требованиям современных спортивных технологий в спорте и спортивно-оздоровительном отдыхе, а также требованиям спортивных федераций и Международного олимпийского комитета. Подобные проблемы в свою очередь препятствуют процессу развития спорта в целом и особенно спортивных сооружений как в сфере проектирования и строительства, так и в области управленческих процессов.
Цель исследования заключается в анализе существующих правовых требований к объектам спорта, обзор мер, установленных для проведения спортивных мероприятий разных уровней, выявление основных проблем, существующих в данной сфере. Объектом исследования являются правовые аспекты механизма размещения, устройства и деятельности объектов спорта. Задачи исследования: 1. Проанализировать актуальные нормативно- правовые акты, устанавливающие специальные требования к спортивным объектам; 2. Выявить основные меры, используемые для надлежащего обеспечения деятельности спортивных объектов и эффективность их действия; 3. Сформировать актуальные проблемы правового регулирования данной сферы и возможность совершенствования существующих механизмов.
В заключение, можно сказать о том, что отрицать и оставлять без внимания необходимость совершенствования законодательных требований в отношении объектов спорта нельзя. Управление объектом спорта достаточно сложный процесс, который требует существования определенной системы действий и взаимодействия различных категорий специалистов и служб.
Как уже было сказано раннее, большая часть трудностей возникает из-за того, что зачастую значительной проходимостью, вместимостью, средним количеством зрителей и лиц, посещающих такой комплекс. Эти критерии влияют на нормальное функционирование такого объекта в любых условиях. Именно поэтому нужно делать акцент на обеспечение безопасности.
При этом при разработке комплекса мер по обеспечению безопасности на таких объектах нужно соблюдать баланс, потому что иногда избыточные мероприятия также могут причинять вред, чрезмерно ограничивая права и законные интересы граждан. Наиболее эффективными являются меры, которые изначально снижают риски возникновения неблагоприятных ситуаций или предотвращают возникновение таких ситуаций. Большинство требований должны соблюдаться на стадии строительства объекта, учитывая то, что уровень, предъявляемый к новым спортивным объектам все время увеличивается, что обусловлено стремительным развитием технического прогресса.
Тем не менее, настоящие реалии выявляют, что проблем в регулировании деятельности объектов спорта сохраняется достаточно много. Законодательство требует усовершенствования, более детальной проработки и унификации. Также требуется распределение полномочий и ответственности между такими субъектами как собственники (пользователи) объектов спорта, организаторы официальных спортивных соревнований, органы государственной власти, в частности, органы внутренних дел. Совершенствование нормативно-правового регулирования и порядка его реализации позволит упорядочить и наладить общественные отношения в области обеспечения безопасности, тем самым, повысить уровень защищенности наиболее значимых ценностей.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 50. – Ст. 6242. – (в ред. от 02.08.2019). – СПС «КонсультантПлюс».
О стратегическом планировании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 26. – Ст. 3378. – (в ред. от 18.07.2019). – СПС «КонсультантПлюс».
О мерах по дальнейшему развитию сферы платных услуг, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности в физкультурных организациях. [Электронный ресурс] : Постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 04.04.1988 № 2/2 // – ЭПС «Система ГАРАНТ».
Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений. [Электронный ресурс] : Приказ Минспорта России от 12.09.2014 № 766 // – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 18. – Ст. 2194. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении свода правил «Спортивные сооружения. Правила проектирования». [Электронный ресурс] : Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Россиийской Федерации от 14.11.2017 № 1536-пр // – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – №33. – Ст. 4110. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Методических рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха и трудовой деятельности граждан в организациях различных форм собственности. [Электронный ресурс] : Приказ Минспорта России от 25.09.2020 № 718 // – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 17.11.2015 № 1092 // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. – Режим доступа : .
Правила Российского футбольного союза по лицензированию футбольных клубов в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Постановление Исполкома ООО «Российский футбольный союз» № 192/5 от 24.12.2019 // Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз». Режим доступа : (Дата обращения : 01.05.2021).
Стандарт РФС (СТО) «Футбольные стадионы». [Электронный ресурс] : Постановление Бюро Исполкома ООО «Российский футбольный союз» № 205/2 от 16.01.2019 // Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз». Режим доступа : (Дата обращения : 01.05.2021).
Технический регламент КХЛ. [Электронный ресурс] : Протокол № 75 от 14 июля 2017 г. Совета директоров ООО «КХЛ» // Континентальная хоккейная лига. Режим доступа :(Дата обращения : 11.05.2021).
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2019 года по делу А43-37411/2018 / / Судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа : (Дата обращения : 11.05.2021).
Аристова Л.В. О материально-технической базе физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в Российской Федерации : сборник научных статей. – М., 2000. – №1. С. 157-170.
: спортивно-технологический, социокультурный и экологический феномен международного спортивного движения, перспективы инноваций в XXI веке / Тезисы доклада на Международном научном форуме на I-х Всемирных юношеских играх под эгидой МОК в Москве 14-18 июля 1998 г.
Миронов А.Н., Васильев Ф.П., Амиров И.М. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России // Административное право и процесс. 2011.
Безопасность зданий и сооружений. [Электронный ресурс] // РИА Индустрия безопасности [сайт]. – Режим доступа: .
Кагарлык С.В. Обеспечение безопасности на объектах спорта: правовые проблемы и пути решения // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. №2 (13). Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-bezopasnosti-na-obektah-sporta-pravovye-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 04.04.2020).
Моренко О. Модернизация и строительство ледовых дворцов КХЛ // СБК. Спорт Бизнес Консалтинг. 2015. № 21. Режим доступа:(дата обращения: 04.04.2021).
Норден А. Хмуриться не надо, «Лада» : клуб из Тольятти уже исключали из КХЛ, он вернется . [Электронный ресурс] // Реальное время – Режим доступа: (дата обращения : 15.04.2021).
Тутинас Е. В., Шумилина А. Б. Отдельные вопросы обеспечения безопасности в период проведения крупных спортивных мероприятий // ЮП. 2015. №4 (71). Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-voprosy-obespecheniya-bezopasnosti-v-period-provedeniya-krupnyh-sportivnyh-meropriyatiy (дата обращения: 09.04.2020).
Шипилов Р. В. История возникновения и развития спортивных сооружений // Известия КазГАСУ. 2009. No2 (12). URL: (дата обращения: 19.01.2021);
Лада-арена. [Электронный ресурс] // Википедия.Свободная энциклопедия – Режим доступа: (дата обращения: 04.04.2021).
Посещаемость РПЛ: рекорд есть, но есть ли рост интереса? [Электронный ресурс] // Спорт-экспресс. – Режим доступа:(дата обращения : 15.04.2021).
ФК «Оренбург» занимает пятое место по посещаемости среди клубов ФНЛ. [Электронный ресурс] // Спорт-экспресс. – Режим доступа:(дата обращения : 15.04.2021).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!