Сохранение культурного наследия как инструмент культурной дипломатии Российской Федерации
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной для современной системы международных отношений теме – культурной дипломатии. Целью исследования является оценка потенциала сохранения культурного наследия как инструмента культурной дипломатии Российской Федерации. В работе рассмотрены теоретические и правовые аспекты культурной дипломатии, проведен анализ нормативно-правовой базы внешней культурной политики Российской Федерации, а также изучено современное состояние институтов культурной дипломатии государства. Также автором исследования был проведен SWOT-анализ для освещения перспектив дальнейшего развития институтов культурной дипломатии России. В выпускной квалификационной работе аргументируется тезис автора о важности и потенциале сохранения культурного наследия для выстраивания позитивного образа Российской Федерации на мировой арене. Научная новизна настоящего исследования заключается в анализе феномена дипломатии культурного наследия (heritage diplomacy), который по причине своей новизны пока не был комплексно исследован русскоязычным научным сообществом. Особую важность представляет не только сам феномен дипломатии культурного наследия, но и тот потенциал, которым располагает инструментарий дипломатии культурного наследия для выстраивания положительного образа государства в современной системе международных отношений.
Современная система международных отношений приобрела качественно другое содержание с конца прошлого века. Обновленный мир с его многополярной системой, глобализацией фактически всех областей, появлением новых акторов международных отношений и взаимопроникновением культур требует новых форм построение межкультурного диалога. «Soft power», или мягкая сила, если не полностью заменила силовые методы воздействия на политические процессы, то приобрела огромное влияние наравне с ними. Сегодня государству недостаточно иметь мощный военный потенциал и сильную армию. В контексте современной системы международных отношений всё большее значение приобретают привлекательность государства, его социальная политика, его приверженность универсальным ценностям и инициативам во благо всего мирового сообщества, богатство его культуры и языка. Именно поэтому и научное сообщество, и политики уделяют большое внимание вопросам публичной дипломатии, внешней культурной политике государства, распространению его языка в мире и выстраиванию его позитивного образа на мировой арене.
В современной системе международных отношений внешняя культурная политика становится одним из главных инструментов взаимодействия с другими акторами международных отношений. Однако стоит отметить, что феномен внешней культурной политики не является принципиально новым: так, например, уже в Древней Греции и Византии, в Италии времен Ренессанса предпринимались попытки влиять на иностранную адресную аудиторию и политическую ситуацию и через призму культурной и просветительской деятельности.
Сегодня в условиях многополярной системы международных отношений культурная дипломатия рассматривается как новый важный вектор внешней политики государства, ведь исследователи и практики международных отношений подтверждают, что со времен Холодной войны на международной арене сформировалось «новое измерение силы». Так, например, Игорь Сергеевич Иванов, президент Российского совета по международным делам, бывший министр иностранных дел России, видит необходимым «переход России на уровень «умной» политики», который предоставит возможности международного влияния и «перспективы интеграции в складывающуюся на наших глазах мировую систему». Не вызывает сомнений, что одним из шагов к новой «умной» внешней политике является более активное использование инструментов культурной дипломатии при осуществлении внешнеполитической линии государства.
Культурная дипломатия, которая определяется как «обмен идеями, информацией, искусством и другими аспектами культуры, осуществляемый между нациями и их народами в целях укрепления взаимопонимания» во многих странах закреплена нормативно-правовых актах и является неотъемлемой частью внешнеполитической стратегии государств (например, в Великобритании, Германии, Нидерландах, США, Франции др.). Обладая масштабным инструментарием, культурная дипломатия затрагивает практически все аспекты материальной и нематериальной культуры, что позволяет исследователям и практикам рассматривать каждое направление как самостоятельное (например, музейная дипломатия, спортивная дипломатия, дипломатия культурного наследия).
В рамках данного исследования, в частности, рассмотрены вопросы выстраивания позитивного имиджа государства в рамках дипломатии культурного наследия, которую некоторые исследователи определяют, как самостоятельное направление,. Важно отметить, что сегодня существует тенденция к большей автономности различных направлений культурной дипломатии и, следовательно, действий акторов культурной дипломатии (к примеру, музеев), которая продиктована во многом неактуальностью традиционного подхода к культурной дипломатии, основанной на пропаганде и агрессивном культурном маркетинге. Так, например, Чарльз Лидбитер, британский журналист, аналитик и бывший советник премьер-министра Великобритании Тони Блэра, утверждает, что в XXI веке иерархический принцип традиционной дипломатии «сверху-вниз» перестает быть адекватным реалиям, а на его место приходит большая самостоятельность многочисленных и более мелких (чем государство) акторов культурной дипломатии, что в свою очередь становится возможным в том числе благодаря развитию средств социальной коммуникации.
Тем не менее, тенденция к появлению большего числа акторов культурной дипломатии и их значительной автономизации не меняют базовой и принципиальной цели– выстроить позитивный образ государства на международной арене посредством инструментария внешней культурной политики. Так, исследователи Института культуры и социологии Университета Западного Сиднея Анг, Исар и Мар предлагают тезис о том, что, являясь наиболее конструктивным способом коммуникации между нациями, культурная дипломатия, тем не менее, не может противоречить интересам государства. Автор данной выпускной квалификационной работы, следуя логике ее написания в парадигме неореализма, приходит к выводу, что «мягкость» и прогрессивность культурной дипломатии может существовать в рамках неореалистической парадигмы и осуществляться в рамках внешней культурной политики в той мере, в какой это выгодно глубинным и долгосрочным интересам государства.
Актуальность выбранной автором темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью для Российской Федерации в меняющемся мире вырабатывать наиболее эффективные способы использования культурной дипломатии и её инструментария для формирования положительного образа за рубежом. Россия – государство с богатейшей культурой в самом широком смысле и уникальным культурным наследием всемирного значения, отражающим человеческий гений. Обладая таким потенциалом, государству принципиально важно использовать его рационально и во благо: так, катализируя процессы внешней культурной политики и артикулируя вопросы сохранения культурного наследия, Российская Федерация способна выстроить наиболее привлекательный образ на мировой арене, как современное и прогрессивное государство, обладающее великой культурой, историей и исключительным культурным наследием.
Объектом исследования является культурная дипломатия Российской Федерации.
Предметом исследования является сохранение культурного наследия как инструмент культурной дипломатии Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка потенциала сохранения культурного наследия как инструмента культурной дипломатии Российской Федерации.
Для достижения цели исследования считается целесообразным выполнение следующих задач:
• Рассмотреть теоретические и практические аспекты культурной дипломатии;
• Проанализировать нормативно-правовую базу реализации внешней культурной политики Российской Федерации;
• Дать оценку эффективности деятельности институтов культурной дипломатии Российской Федерации;
• Изучить потенциал влияния сотрудничества на платформах международных организаций по сохранению культурного наследия;
• Рассмотреть и дать оценку дипломатии культурного наследия как инструмента культурной дипломатии;
• Представить рекомендации по использованию потенциала дипломатии культурного наследия для формирования позитивного образа Российской Федерации за рубежом.
Источниковая база выпускной квалификационной работы представлена широким спектром задействованных в ходе исследования источников, которые могут быть разделены на несколько категорий. Так, в рамках исследования проанализирована правовая основа Российской Федерации в сфере внешней культурной политики, которая основывается на следующих нормативно-правовых актах: Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г.; Концепция внешней политики Российской от 30 ноября 2016 г., “Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества”, Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и другие.
Также источниковая база содержит документы международного права: например, ключевой нормативно-правовой акт в области сохранения культурного наследия – Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.. Кроме того, для иллюстрации опыта зарубежных стран в сфере культурной дипломатии и подходе к правовому закреплению методов её реализации автором был использован целый ряд нормативно-правовых актов современных государств, которые можно проиллюстрировать на примере Королевства Нидерланды, так как именно в этом государстве современная правовая основа культурной дипломатии представлена наиболее полно и обстоятельно: к примеру, Концепция внешней культурной политики Королевства Нидерланды за несколько временных промежутков начала XXI века,,, и доклады Правительства Королевства Нидерланды о состоянии внешней культурной политики,.
Другой группой источников в рамках данного исследования является документация международных организаций. Данные источники легли в основу анализа в рамках задачи по изучению потенциала влияния совместной работы на платформах международных организаций по сохранению культурного наследия на образ государства. Так, например, использовались Итоговые документы конференций и резолюции,. Кроме того, важно также отметить источники, которые позволили провести анализ современного состояния институтов культурной дипломатии, которые являются основными акторами внешней культурной политики Российской Федерации: Россотрудничества, Фонда «Русский мир» и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, фонд. им. А. Горчакова.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании нескольких групп источников, которые легли в основу данного исследования: нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты некоторых зарубежных государств, документы международного права и документация институтов культурной дипломатии и международных организаций в области сохранения культурного наследия.
Литература, или теоретическая база настоящей выпускной квалификационной работы также представлена несколькими группа работ: так, во-первых, были использованы научные статьи российских исследователей международных гуманитарных связей и публичной дипломатии, в которых рассматриваются теоретические аспекты культурной дипломатии, в числе которых и работы представителей петербургской школы международных отношений и Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета – Боголюбовой Н.М., Николаевой Ю.В., Цветковой Н.А. и Ширина С.С..
Во-вторых, отдельную категорию теоретической базы исследования составляют научные статьи и монографии, в которых объектом исследования является феномен культурной дипломатии: Leadbeater, C. Cloud Culture: the Future of Global Cultural Relation, Lenczows, J. Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy, Cummings Jr., M. Cultural Diplomacy and the United States Government и некоторые другие.
В-третьих, в данной работе представлены исследования авторов в сфере дипломатии культурного наследия (heritage diplomacy). Данная группа теоретической базы также является одним из элементов новизны выпускной квалификационной работы, так как многие из представленных в третьей главе научных статей и монографий не были переведены на русский язык и в силу своей новизны и специфики темы и не получили должного анализа в русскоязычном исследовательском сообществе: так, например, пристального внимания в данном контексте требует работа исследователя дипломатии культурного наследия, представителя Центра культурного наследия Университета Дикина профессора Тима Винтера «Дипломатия культурного наследия», ставшая одной из ключевых для артикуляции нового и актуального направления культурной дипломатии.
Таким образом, целесообразно сделать вывод, что представленная в выпускной квалификационной работе теоретическая база отражает комплексный подход автора к исследованию, а также междисциплинарный и многогранный характер выбранной темы.
Методология исследования напрямую зависит от поставленных задач и представлена следующими методами: во-первых, анализ, который позволил изучить и проанализировать использованные в ходе исследования источники, представленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и некоторых других государств в сфере внешней культурной политики, международными договорами и внутренней документацией международных организаций по сохранению культурного наследия. Во-вторых, институциональный метод: была изучена структурная организация российских институтов культурной дипломатии, а также международных организаций, чья деятельность направлена на сохранение и популяризацию культурного наследия. В-третьих, в работе использован компаративный метод, который позволил определить, насколько эффективно государства используют инструментарий культурной дипломатии для формирования собственного образа. Также посредством сравнения рассмотрена деятельность акторов культурной дипломатии Российской Федерации и их задачи по выстраиванию позитивного образа страны за рубежом. В-четвертых, в результате выявления структурных сложностей в процессе реализации основными акторами культурной дипломатии России своих задач, автором был применён метод SWOT-анализа, который традиционной используется в маркетинговых исследованиях, однако его применение в данной работе считается целесообразным, поскольку настоящее исследование является междисциплинарным, а SWOT-анализ – эффективным методом для выявления сильных и слабых сторон институтов культурной дипломатии России, а также определения потенциальных возможностей и угроз для их реформирования и дальнейшей деятельности по формированию образа государства. Кроме того, при попытке осветить перспективы и дать рекомендации в отношении вопроса использования инструментария дипломатии культурного наследия для выстраивания образа Российской Федерации на мировой арене был задействован прогностический метод.
Научная новизна: в российской научной мысли вопросы мягкой силы, публичной дипломатии, культурной дипломатии и образа государства приобретают всё большую актуальность в последнее десятилетие ввиду качественных изменений в самой системе международных отношений. Научная новизна настоящей выпускной квалификационной работы состоит в анализе феномена дипломатии культурного наследия (heritage diplomacy), который в русскоязычной научной литературе в силу своей новизны пока не был исследован в полной мере. Особую важность в данном контексте имеет не только сам феномен нового направления культурной дипломатии, но то, какой потенциал имеет дипломатия культурного наследия для выстраивания позитивного образа государства на международной арене.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в анализе требующих дальнейшей разработки теоретических аспектов культурной дипломатии: так, проанализированы подходы к определению феномена культурной дипломатии и её инструментария. Кроме того, автор освещает новое направление культурной дипломатии – дипломатию культурного наследия, которое нуждается в дальнейшем исследовании и внимании со стороны научного сообщества и политических кругов как представляющее наибольший потенциал для эффективного выстраивания позитивного образа государства за рубежом.
Практическая значимость заключается в возможности использования в процессе реализации внешней культурной политики результатов анализа современного состояния культурной дипломатии Российской Федерации. Также автором предложены рекомендации относительно реформирования правовой основы реализации внешней культурной политики и оптимизации деятельности основных акторов культурной дипломатии государства. Кроме того, в настоящем исследовании актуализируется вопрос потенциала сохранения культурного наследия для формирования позитивного образа России на международной арене.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных в ходе исследования источников и литературы. Во введении представлены цель, задачи, обзор источников и литературы, задействованных в ходе исследования, научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе рассмотрены теоретические и правовые аспекты культурной дипломатии: дано понятие феномена культурной дипломатии и проиллюстрированы инструменты культурной дипломатии. Во второй главе проведен анализ нормативно-правовой базы внешней культурной политики Российской Федерации, а также изучено современное состояние институтов культурной дипломатии государства. В третьей главе исследован вопрос сохранения культурного наследия как инструмента культурной дипломатии: так, рассмотрен аспект многостороннего сотрудничества на площадках международных организаций по сохранению культурного наследия, а также представлены практические аспекты дипломатии культурного наследия. В заключении содержатся результаты исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, а также рекомендации относительно модернизации и актуализации современной внешней культурной политики Российской Федерации на основе артикуляции вопроса сохранения культурного наследия.
Апробация результатов исследования представлена следующими публикациями:
• Шатилова Ю.Н. «Россия и ЮНЕСКО: перспективы сотрудничества в сфере культурного наследия». // Межкультурный диалог в современном мире: электронный сборник материалов VI научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2018 года) / [под науч. ред. В. И. Фокина]; Санкт- Петербургская ассоциация международного сотрудничества, Санкт-Петербургский Дом национальностей, Санкт-Петербургский гос. ун-т, Кафедра международных гуманитарных связей. — Казань: Бук, 2018. — 197 с.;
• Шатилова Ю.Н. «Роль музеев в публичной дипломатии».// Общественная дипломатия глазами студента-международника. Сборник материалов международной научно-практической студенческой конференции (24 сентября 2018 года, г. Санкт-Петербург). Под ред. Ю.В. Николаевой, Н.М. Боголюбовой, Е.В. Васильевой, М.Д. Портнягиной, Е.Э. Эльц, В.И. Фокина. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – 208 с.;
• Шатилова Ю.Н., Ермолина М.А. «Культурное наследие как элемент международной стратегии устойчивого развития городов». // Международные отношения и диалог культур. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого” (Санкт-Петербург). Номер 6. 2018.;
• Шатилова Ю.Н. «Культурная дипломатия России на современном этапе». // Межкультурный диалог в современном мире: Материалы VII конференции с международным участием. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – 182 с. (12,2 а.л.).
Также апробация материалов исследования была проведена в рамках следующих конференций и исследовательских семинаров:
• Международная научно-практическая студенческая конференция «Общественная дипломатия глазами студента-международника». 24 сентября 2018 год. Санкт-Петербург, Россия;
• VI научно-практическая конференция с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире». 27–28 апреля 2018 год. Санкт-Петербург, Россия;
• Международный студенческий форум в Тронхейме (ISFIT – International Students Festival in Trondheim). 7-17 февраля 2019 год. Тронхейм, Норвегия;
• VII научно-практическая конференция с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире» 20 апреля 2019 год. Санкт-Петербург, Россия;
• Международный молодёжный форум «Россия и тюркский мир: взгляд молодёжи из России и Киргизии» 26-27 апреля 2019 год. Бишкек, Кыргызская Республика.
Российская Федерация – это государство, которое обладает великой культурной, могучим русским языком и уникальными объектами культурного наследия. Все эти элементы обогащают духовную жизнь людей, их внутренний мир, позволяют гордиться своей Родиной. Принимая во внимание этот огромный потенциал культуры, считается целесообразным на его основе выстраивать привлекательность государства на мировой арене.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические аспекты культурной дипломатии: так, автором был сделан вывод об отсутствии единого подхода к определению феномена культурной дипломатии в силу его новизны и постоянного изменения, так как на протяжении последних десятилетий культурная дипломатия эволюционировала и видоизменялась в зависимости от национальных особенностей того государства, который использует её инструментарий. Аналогичным представляется вопрос закрепления культурной дипломатии – её содержания и целей – в законодательной базе современных государств. Каждое государство использует собственный подход к правовому оформлению культурной дипломатии: некоторые государства (к примеру, Королевство Нидерланды, Федеративная Республика Германия) разрабатывают и принимают концепции внешней культурной политики, а другие (как, например, Российская Федерация) только упоминают о некоторых инструментах культурной дипломатии в концепции внешней политики и других нормативно-правовых актах. Кроме того, относительно теоретической основы культурной дипломатии в результате анализа её инструментария был сделан вывод о том, что культурная дипломатия на современном этапе является несомненно очень актуальным, востребованным и практически применимым инструментом внешней политики государства. Культурная дипломатия имеет собственный обширный инструментарий и потенциал для выстраивания позитивного образа государства за рубежом и на международной арене посредством представления иностранной аудитории результатов творчества и искусства, культурного и исторического наследия, привлекательности изучения языка, артикуляции положительных сторон социальной политики государства и многим другим инструментам.
Также автор в рамках практической части выпускной квалификационной работы изучил состояние институциональной основы внешней культурной политики Российской Федерации на современном этапе. Так, рассмотрев деятельность основных акторов культурной дипломатии – Росстострудничества, Фонда «Русский мир», Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова – был сделан вывод о дублировании ими функций друг друга, повторении целей и задач, отсутствии органа для координации действий институтов культурной дипломатии. Существующая сложная система отчётности, когда и Министерство иностранных дел, и Министерство культуры имеют важную роль в формировании направлений деятельности организаций, оказывают негативное воздействие на процесс реализации культурной дипломатии. Автор исследования приходит к выводу, что данные недостатки функционирования системы институтов культурной дипломатии являются структурными факторами, которые препятствуют максимально эффективному использованию потенциала национальной культуры и русского языка для формирования позитивного образа современной России на международной арене.
В результате анализа деятельности основных акторов культурной дипломатии России и выявления определенных структурных сложностей в системе их функционирования, автором был применен SWOT-анализ для изучения потенциала и перспектив развития данных организаций. SWOT-анализ позволил определить слабые и сильные стороны институтов культурной дипломатии, а также выявил потенциальные возможности и угрозы в контексте их деятельности.
Переходя непосредственно к выводам относительно влияния вопроса сохранения культурного наследия на образ государства в восприятии мирового сообщества, целесообразно отметить многообразие возможностей для формирования положительного образа государства благодаря его активности в рамках многостороннего сотрудничества на площадках международных организаций в сфере сохранения культурного наследия. Автор данной выпускной квалификационной работы считает, что особое внимание при выстраивании задач внешней культурной политики целесообразно уделить внимание именно представлению объектов культурного наследия для внесения их в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Так, популяризация объектов культурного наследия государства посредством участия в инициативах международного уровня – это продвижение достояния государства, ярчайших элементов национальных традиции нашей многонациональной страны, ее культуры и искусства, кроме того – это представление внешней аудитории уникальных архитектурных концепций, результатов творчества и человеческого гения. Для культурной дипломатии объекты культурного наследия имеют огромный потенциал и должны являться одним из важнейших приоритетов при выстраивании стратегии внешней культурной политики.
Также в рамках выпускной квалификационной работы были детально рассмотрено новое актуальное направление культурной дипломатии – дипломатия культурного наследия. В результате исследования вопроса потенциала дипломатии культурного наследия для формирования позитивного образа Российской Федерации за рубежом, автором был сделан вывод о том, что культурное наследие является одной из важнейших составляющих внешней культурной политики государств в силу своего богатого инструментария и возможности для создания условий для конструктивного диалога и мирного и продуктивного сотрудничества государств на основе общего культурного наследия или присущего всем государствам стремления сохранять и популяризировать свое культурное наследие, выстраивать свой позитивный образ на международной арене посредством артикуляции важности охраны наследия и его сохранения для будущих поколений. В данном контексте дипломатия культурного наследия представляет собой необходимый инструмент для реализации межкультурного общения в современных международных отношениях.
В заключении данного исследования считается целесообразным привести некоторые тезисы, которые могут быть рассмотрены как рекомендации для дальнейших действий в вопросе использования потенциала культурной дипломатии (и в частности дипломатии культурного наследия) для выстраивания позитивного образа России на мировой арене:
В законодательной базе Российской Федерации сегодня содержатся отдельные нормы права, касающиеся сферы культурной дипломатии, в разных документах, концепциях и стратегиях. Их совокупность представляет собой элементы культурной дипломатии, которые в перспективе могут быть объединены, дополнены и стать основой полноценной концепции внешней культурной политики России. Рекомендуется разработать и принять единый документ – концепцию внешней культурной политики Российской Федерации;
Рекомендуется провести реформирование системы институтов культурной дипломатии, в результате которой функции организаций не будут дублировать друг друга. У каждого актора культурной дипломатии должна быть свои цель и задачи, которые не будут повторять цель и задачи других организаций, осуществляющих свою деятельность для построения привлекательного образа России за рубежом;
Предлагается создать профильный орган с функцией регулирования деятельности институтов культурной дипломатии Российской Федерации, что в долгосрочной перспективе упростит процесс отчетности этих институтов перед двумя министерствами;
Ввиду стремительно меняющейся системы международных отношений и появления нового измерения мощи государства рекомендуется обратиться к инструментарию наиболее актуального направления культурной дипломатии- дипломатии культурного наследия: уделять внимание вопросу популяризации наследия, многостороннему сотрудничеству на площадках международных организаций по вопросам сохранения культурного наследия, создавать туристическую инфраструктуру вокруг точек притяжения, памятников истории и культуры, разрабатывать стратегии по устойчивому туризму;
Рекомендуется катализировать в российском научном сообществе исследования по потенциалу дипломатии культурного наследия для формирования позитивного образа государства;
При рассмотрении перспектив конструирования образа Российской Федерации рекомендуется уделить особое внимание культурному наследию, так как огромный потенциал объектов культурного наследия способствует созданию благоприятных условий для культурной дипломатии.
Подводя итог, важно отметить, что культурные связи в современной системе международных отношений представляют собой один из наиболее эффективных инструментов для выстраивания конструктивного диалога между акторами международных отношений. Межкультурный диалог способствует созданию атмосферы взаимоуважения и сотрудничества на равных условиях. Культурное наследие, научное знание и культура в самом широком смысле являются значимой объединяющей силой, которая существует вне национальных границ.
Монографии:
• Cull, N.J. “Public Diplomacy” Before Gullion: The Evolution of a Phrase / N.J. Cull // Center on Public Diplomacy / University of Southern California. URL: https://www.uscpublicdiplomacy.org/blog/public-diplomacy-gullion-evolution-phrase (дата обращения: 20.10.2018)
• Cummings Jr., M. Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey / M. Cummings Jr. // National Arts Administration and Policy Publications Database URL: https://www.americansforthearts.org/by-program/reports-and-data/legislation-policy/naappd/cultural-diplomacy-and-the-united-states-government-a-survey (датаобращения: 23.10.2018)
• Keohane, R.O. International institutions and state power: essays in international relations theory / R.O. Keohane // Westview Press. Boulder, London. 1989. URL: https://kent.rl.talis.com/items/070E362D-DD60-99A1-1362-AD3562E04D06.html (датаобращения: 14.03.2020)
• Leadbeater, C. Cloud Culture: the Future of Global Cultural Relation / C. Leadbeater // London, 2010. P. 43. URL: http://counterpoint.uk.com/wp-content/uploads/2013/04/CloudCultureCharlesLeadbeater.pdf (дата обращения: 09.02.2020)
• Lenczows, J. Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy/ J. Lenczows // Strategic influence: public diplomacy, counterpropaganda, and political warfare // Institute of World Politics Press. 2008. P. 74-99. URL: https://jmw.typepad.com/files/strategicinfluenceclass_copy.pdf (дата обращения: 23.10.2018)
• Melissen, J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice / J. Melissen // The New Public Diplomacy. Studies in Diplomacy and International Relations. Palgrave Macmillan, London, 2005. P. 6. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057/9780230554931_1 (датаобращения: 6.02.2020)
• Nye J.S. Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics Public Affairs / J.S. Nye Jr. // 2005. — 130 p. URL: https://www.twirpx.com/file/1526705/ (датаобращения: 18.10.2018)
• Snow, N. Public Diplomacy and Propaganda: Rethinking Diplomacy in the Age of Persuasion / N. Snow // Routledge, 2008. P. 12. URL: https://www.taylorfrancis.com/books/e/9781135926892/chapters/10.4324%2F9780203891520-7 (дата обращения: 2.04.2019)
• Wang, J. Localising public diplomacy: The role of sub-national actors in nation branding / J. Wang // Place Brand Public Dipl 2. 2006. P. 36. URL: https://link.springer.com/article/10.1057/palgrave.pb.5990043 (дата обращения: 11.02.2020)
Статьи из научных изданий и сборников:
• Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Н.М. Боголюбова // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3 С. 142-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vneshnyaya-kulturnaya-politika-rossii-istoricheskiy-opyt-i-problemy-sovremennogo-perioda (дата обращения: 1.11.2018)
• Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. No 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. C. 25-27. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_4-1_05.pdf (дата обращения: 25.10.2018)
• Гринчева, Н. Культурная дипломатия 2.0.: перспективы использования в международной музейной практике / Н. Гринчева // Вопросы музеологии 1 (7) / 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kulturnaya-diplomatiya-2-0-perspektivy-ispolzovaniya-v-mezhdunarodnoy-muzeynoy-praktike (дата обращения: 2.04.2019)
• Докучаева, С.В. Аналитическая модель культурной дипломатии: перспективы уточнения исследовательского инструментария / С.В. Докучаева // Управление в современных системах No3(10) 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiticheskaya-model-kulturnoy-diplomatii-perspektivy-utochneniya-issledovatelskogo-instrumentariya (дата обращения: 27.02.19)
• Иванов, И.С. Какая дипломатия нужна России в XXI веке? / И.С. Иванов // Россия в глобальной политике. №6, 2011. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Kakaya-diplomatiya-nuzhna-Rossii-v-XXI-veke-15392 (дата обращения: 06.02.2020)
• Ивановский, М.С. Дипломатия и всемирное наследие: вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога / М.С. Ивановский // Журнал Института Наследия. 2019/2(17). 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diplomatiya-i-vsemirnoe-nasledie-vklad-yunesko-v-ukreplenie-mezhdunarodnogo-dialoga/viewer (дата обращения: 18.03.2020)
• Лебедева, О.В. Культурная дипломатия как инструмент внешней политики России на современном этапе / О.В. Лебедева // Журнал «Международная жизнь» – электронная версия. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1734 (дата обращения: 19.11.2018)
• Организация городов всемирного наследия присудила победу петербургским проектам по приспособлению для современного использования бывших промышленных объектов // Администрация Санкт-Петербурга – официальный сайт. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/166862/ (дата обращения: 23.04.2020)
• Цатурян, С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии / С.А. Цатцрян // США–Канада. Экономика, политика, культура. 2010. № 8. С. 107 URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia3/article/view/990 (дата обращения: 20.10.2018)
• Цветкова, Н.А. Наследие президента Обамы в области публичной дипломатии США / Н.А. Цветкова // Доклад, представленный на специальной секции Фонда Горчакова и Факультета международных отношений МГИМО “Публичная дипломатия и политические коммуникации в мировой практике” в рамках Х Конвента РАМИ// Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова – официальный сайт. URL: https://gorchakovfund.ru/news/view/natalya-tsvetkova-nasledie-prezidenta-obamy-v-oblasti-publichnoy-diplomatii-ssha/ (дата обращения: 21.10.2018)
• Цвык, Г.И. Культурная дипломатия в современных международных отношениях (на примере России и Китая) / Г.И. Цвык // Вестник РУДН. 2018 (10). No 2. С. 135–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-diplomatiya-v-sovremennyh-mezhdunarodnyh-otnosheniyah-na-primere-rossii-i-kitaya (дата обращения: 18.02.19)
• Шамугия, И.Ш. Понятие «публичная дипломатия» в теории международных отношения / И.Ш. Шамугия // Актуальные проблемы современных международных отношений / 2017. С. 136 – 142. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-publichnaya-diplomatiya-v-teorii-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 21.10.2018)
• Ширин, С.С. Концептуализация основных направлений внешней культурной политики России после 2013 года / С.С. Ширин // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 1 С. 133-150. URL: http://vestnik.spbu.ru/html16/s06/s06v1/11.pdf (дата обращения: 29.10.2018)
• Яковлева, Е. Миссия выполнима. Команда российских ученых вылетела в Пальмиру / Е. Яковлева // Российская газета – Федеральный выпуск № 147(7015). 2016. URL: https://rg.ru/2016/07/06/piotrovskij-rossijskie-uchenye-vyleteli-v-palmiru.html (дата обращения: 18.03.2020)
• Ang, I., Isar, Y.R., Mar, P. Cultural diplomacy: beyond the national interest? / I. Ang, Y.R. Isar, P. Mar // International Journal of Cultural Policy. Volume 21, 2015 – Issue 4. P. 379. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10286632.2015.1042474?src=recsys (дата обращения: 11.02.2020)
• Chiaramonte, С. The Evolution of U. S. Cultural Diplomacy in the Cold War / C. Chiaramonte // Sistema de Información Científica. URL: http://www.redalyc.org/html/4337/433747604003/ (датаобращения: 5.11.2018)
• Clarke, A. Digital Heritage Diplomacy and the Scottish Ten Initiative/ A. Clarke // Future Anterior: Journal of Historic Preservation, History, Theory, and Criticism. Vol. 13, No. 1, pp. 61. URL: https://www.jstor.org/stable/10.5749/futuante.13.1.0051?seq=1 (дата обращения: 4.05.2020)
• Clarke, A. Heritage Diplomacy / A. Clarke // Australian Policy and History Network – Deakin University. URL: https://aph.org.au/2018/10/heritage-diplomacy/ (дата обращения: 5.05.2020)
• Dr. Farid, S. Tourism in world heritage sites and its impact on economic development: some African countries case studies / Dr. S. Farid // Proceedings of the II Internacional Conference on Best Practices in World Heritage: People and Communities. URL: https://eprints.ucm.es/41699/1/TourismWorldHeritageSites.pdf (датаобращения: 15.03.19)
• Finn, H. The Case for Cultural Diplomacy: Engaging Foreign Audiences / H. Finn // Foreign Affairs November/December 2003 Issue. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2003-11-01/case-cultural-diplomacy-engaging-foreign-audiences (дата обращения: 5.11.2018)
• Grincheva, N. Cultural Diplomacy 2.0: Challenges and Opportunities in Museum International Practices / N. Grincheva // Museum and society, March 2013. 11(1). P. 48. URL: https://www.researchgate.net/profile/Natalia_Grincheva/publication/322298223_Cultural_Diplomacy_20_Challenges_and_Opportunities_in_Museum_International_Practices/links/5a518e93458515e7b72c4514/Cultural-Diplomacy-20-Challenges-and-Opportunities-in-Museum-International-Practices.pdf (дата обращения: 21.02.2020)
• Lowe, T. Cultural heritage as a tool for development and diplomacy / T. Lowe // Rutgers, The State University of New Jersey, Graduate School – New Brunswick Electronic Theses and Dissertations. URL: https://rucore.libraries.rutgers.edu/rutgers-lib/41856/PDF/1/play/ (дата обращения: 09.02.2020)
• Safiullin, L., Bagautdinova, N., Safiullin, N. Historical and Cultural Heritage and Region’s Economic: Case Study Central and Eastern Russia / L. Safiullin, N. Bagautdinova, N. Safiullin // Procedia – Social and Behavioral Sciences/ Volume 188, 14 May 2015, Pages 151-156. URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1877042815021461?token=6894AB457813D2FD3AE643EC8C8D0E5AADF7070E3389B7F0990D227352E2ED1A330867B8EC79E55626543898BA2B164A (дата обращения: 15.03.19)
• Winter, T. Heritage diplomacy / T. Winter // International Journal of Heritage Studies. Vol. 21, 2015 – Issue 10. Pp. 997-1015. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13527258.2015.1041412?scroll=top&needAccess=true (дата обращения: 09.02.2020)
• Winter, T. Heritage diplomacy along the One Belt One Road / T. Winter // The Newsletter No.74. 2016. P. 8. URL: https://www.iias.asia/the-newsletter/article/heritage-diplomacy-along-one-belt-one-road (дата обращения: 16.02.2020)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!