Коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета блогера (на материале YouTube-каналов)
Магистерская диссертация посвящена коммуникативно-прагматическому описанию речевых портретов авторов YouTube-блогов «вДудь» Ю. Дудя и «Осторожно: Собчак» К. Собчак. В работе определены коммуникативные приемы речевого взаимодействия в жанре видеоблога-интервью и представлена модель анализа речевого портрета видеоблогера-интервьюера. В коммуникативном аспекте проанализированы языковые и стилистические особенности речи ведущих, индивидуальные средства речевого воздействия на собеседника, речевые стратегии и тактики. В работе установлено, что важной чертой речевого портрета видеоблогеров является нарушение гармонизирующего характера речи провокативными высказываниями, проявленными в дискредитирующих и оппозиционирующих тактиках. В прагматическом аспекте показана зависимость выбора языковых средств, коммуникативных стратегий и тактик интервьюера от социального статуса собеседника и личного отношения к нему блогера.
В лингвистике изучение речевого портрета является одним из наиболее эффективных направлений исследования языковой личности. Понятие речевого портрета оформилось в отечественной лингвистике в 1960-х гг. наряду с вышеупомянутым термином языковая личность. Научные изыскания в этом направлении начались с изучения фонетического портрета М. В. Пановым, а затем получили продолжение и развитие в концептуальном исследовании Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Ученые по-разному трактуют понятие речевой портрет в зависимости от аспекта его описания. Наиболее точную и емкую формулировку, в которой делается акцент на ситуативную прагматико-коммуникативную обусловленность понятия, дала Г. Г. Матвеева, определившая речевой портрет как «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» [Матвеева 1993: 87].
В описании речевого портрета исследователи не придерживаются единой модели. В частности, выделяется ряд характеристик личности, находящих отражение в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Обычно при анализе речевого портрета рассматриваются особенности фонетики и словоупотребления. Наиболее распространена модель анализа, предложенная М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, согласно которой анализ производится по трем параметрам, которые соответствуют уровням языковой личности, описанным Ю. Н. Карауловым, а именно вербально-семантическому, лингво-когнитивному и мотивационно-прагматическому:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!