Вопросы недобросовестной конкуренции путем копирования или имитации внешнего вида товара, его упаковки, фирменного стиля в целом
В данной работе исследуется теоретическое понимание недобросовестной конкуренции путем копирования или имитации фирменного стиля, а также особенности правоприменительной практики по соответствующим делам. Автор ставит цель на основе теоретического осмысления, положений нормативных актов и разъяснений правоприменительных органов выявить основные проблемы и пробелы в правоприменительной практике и предложить их возможные решения. В данной работе проиллюстрированы наиболее значимые, по мнению автора, дела, которые раскрывают важные аспекты исследуемого акта недобросовестной конкуренции.
Конкуренция является одним из основных условий развития рыночной экономики в государстве. Соперничество хозяйствующих субъектов на рынке обеспечивает появление новой продукции, совершенствование средств производства. Компании, находящиеся в конкурирующих отношениях, пытаются привлечь внимание потребителей более выгодными условиями, качественным товаром, улучшенным сервисом.
Чтобы выделиться на рынке, запомниться потребителям, сформировать ассоциативную связь компании используют различные средства индивидуализации. Это оригинальное название, логотип, узнаваемый дизайн, фирменные цвета и любые другие идентификаторы, которые позволяют потребителю «привязать» товар или услугу определенного качества с конкретной компанией, брендом. Средства индивидуализации служат не только интересам компании, но и потребителей: благодаря им потребители с легкостью могут выбрать полюбившийся им товар на полке среди десятков аналогов.
Однако в условиях развивающийся рыночной экономики все чаще и чаще стали возникать ситуации, когда компания-конкурент выпускает продукцию или начинает оказывать услуги, подражая другим, более известным компаниям, тем самым используя накопленную репутацию. Подражание проявляется в использовании похожего названия, сходного графического оформления товара или его упаковки. Основная цель такого конкурента заключается в том, чтобы потребитель, основываясь на предыдущем опыте приобретения товаров у лидеров рынка, купил товар у конкурента за счет сходства определенных черт продукции. Как правило, недобросовестный конкурент устанавливает более дешевую цену на товар – «аналог», чтобы еще больше склонить потребителя к покупке.
Описанные выше действия являются одной из форм недобросовестной конкуренции, приведенной в п.2 ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»). Она заключается в копировании или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара (далее также – «Копирование или имитация фирменного стиля»). Данная статья появилась в январе 2016 года, и за три года её существования появился большой массив правоприменительной практики: как решений антимонопольного органа, так и судебных решений. Стоит отметить, что на сегодняшний день правоприменение в отношении Копирования или имитации фирменного стиля является особенно активным.
Настоящее исследование посвящено теоретическому анализу и осмыслению формы недобросовестной конкуренции, предполагающей копирование или имитацию фирменного стиля товара конкурента, упаковки товара или других индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар, а также рассмотрению правоприменительной практики (как антимонопольных органов, так и судов) на предмет наличия правовых проблем, особенностей применения указанной формы недобросовестной конкуренции.
На сегодняшний данная тема является недостаточно разработанной. Различные стороны и аспекты данной формы недобросовестной конкуренции были рассмотрены в трудах И.Ю. Артемьева, В.И. Еременко, Л.А. Новоселовой, А.С. Ворожевич, Т.В. Сергуниной. Стоит отметить, что указанные исследования были опубликованы вскоре после вступления в силу статьи 14.6 Закона о защите конкуренции. В связи с этим объем правоприменительной практики был невысоким.
Настоящее исследование основано на теоретических разработках указанных авторов, а также результатах исследования многочисленной правоприменительной практики, появившейся за три года действия статьи.
Предметом настоящего исследования является копирование или имитация фирменного стиля как форма недобросовестной конкуренции, с точки зрения её теоретического понимания и практики применения.
Целью настоящего исследования является теоретические осмысление института недобросовестной конкуренции посредством копирования или имитации фирменного стиля, определения признаков данной формы недобросовестной конкуренции, выявление основных правовых проблем, возникающих в правоприменительной практике, освящение возможных решений указанных проблем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать правовое регулирование Копирования или имитации фирменного стиля;
2. Выявить основные теоретические подходы к определению сущности копирование или имитации фирменного стиля;
3. На примере различных дел правоприменительной практики выявить основные правовые проблемы и несоответствия регулированию и теоретическим подходам;
4. Предложить возможные решения выявленных правовых проблем.
Настоящее исследование основывается на глубоком анализе теоретических подходов и правоприменительной практики за три года действия п.2 ст.14.6 Закона о защите конкуренции. Поскольку оно содержит ряд выявленных правовых проблем, рассмотренных с различных аспектов, и возможных решений настоящее исследование обладает, возможно, не только теоретической значимостью, но и практической ценностью как возможная основа для совершенствования нормативного регулирования, разъяснения отдельных проблем на уровне правоприменительных органов, а также решения возникающих вопросов в ходе правоприменения.
Как отметил О.А. Городов, институт недобросовестной конкуренции призван защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение последними определенных преимуществ. Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий, которое по своей природе относится к разряду субъективных гражданских прав, имеющих абсолютный характер. Настоящая работа направлена на исследование отдельных аспектов и вопросов такого состава недобросовестной конкуренции, как копирование или имитация фирменного стиля.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Письмо ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 “О применении “четвертого антимонопольного пакета” – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Письмо ФАС России от 30 июня 2017 г. N АК/44651/17 «О практике доказывания нарушений, квалифицируемых в соответствии с пунктом 2 статьи 14.6 “О защите конкуренции» – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Письмо ФАС “По вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции” – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Материалы судебной и иной правоприменительной практики
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.11.2018 N С01-935/2018 по делу N А35-5996/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.10.2018. по делу N А56-92760/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23 ноября 2017 г. по делу N А45-20015/2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 26.10.2017 по делу № А57-26047/2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.06.2018 по делу № А35-3365/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.11.2018 по делу №А35-5996/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2018 по делу № А56-92760/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2016 N Ф07-2447/2016 по делу N А52-706/2015 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2017 по делу № А45- 20015/2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.02.2017 по делу А57-26047/2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2018 по делу А57-26047/2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.05.2018 по делу №А35-5996/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.11.2017 по делу №А35-3365/2017 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Новосибирского УФАС России от 01.07.2016 по делу №06-01-64-14-15 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.08.2017 по делу №1-14.6-131/78-01-17 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Новосибирского УФАС России 06.04.2018 по делу №06-01-01-14-17 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Саратовского УФАС России от 20.06.2016 по делу N 9-15/03 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Решение Курского УФАС России от 02.02.2017 по делу № 03-05/47-2016 – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Специальная литература
Научно-практический комментарий к Федеральному закону “О защите конкуренции” (постатейный) / К.Н. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.А. Большаков и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с.
Еременко В.И. Вопросы недобросовестной конкуренции в рамках “четвертого антимонопольного пакета” // Конкурентное право. 2016. N 1. С. 3 – 12.
Право интеллектуальной собственности: учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с.
Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы: учебное пособие для магистров. Москва: Проспект, 2017. 144 с.
Сергунина Т.В. Охрана фирменного стиля без регистрации объекта интеллектуальной собственности. “Журнал Суда по интеллектуальным правам”, № 14, декабрь 2016 г., с. 91-98
Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008. 216 с.
Петров Д.А. Недобросовестная конкуренция: понятие и признаки // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 34 – 36.
Петров Д.А. Требования добропорядочности, разумности и справедливости как признаки недобросовестной конкуренции // Юрист. 2016. N 1. С. 32 – 37.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!