Феномен арт-протеста: между искусством и социально-политическими практиками

Красноперова Ксения Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Арт-протест – способ проявления гражданской активности, соединяющий в себе социально-политические и художественные мотивы. В данной работе актуализируются как субъективные характеристики арт-активистов, включая их мотивационные установки и ценности, а также особенности СМИ, как одного из основных социально-политических институтов, и условия политического режима и политических возможностей, влияющих на выбор активистов данного способа самовыражения.

Актуальность: На сегодняшний день становятся актуальными вопросы, связанные с нетрадиционными формами протестной активности. Активисты используют всевозможные способы самовыражения, где основными инструментами становятся не только традиционные лозунги и плакаты, но и различные перформативные, граффитические или инсталляционные формы гражданской активности. Выражая свою позицию с помощью художественных методов, активисты актуализируют социально-политические проблемы. При этом они не просто декорируют традиционную протестную активность, но и заново генерируют ее, создавая новые формы гражданской активности. 
Нетрадиционные формы протеста привлекают наибольшее внимание и интерес, при этом часто вызывая недоумение. Тем не менее, посредством художественного языка они заставляют переосмыслить современные социально-политические реалии, взывая к социальной рефлексии. Арт-активистские практики в большинстве случаев не отличаются массовостью действий и охватывают совершенно различные формы и способы активности, порой приобретая вид неожиданных абстракций. Кроме того, активистские практики расширяют галерейное пространство, перемещаясь в городское пространство, которое и само порой приобретает новые символические и коммуникационные значения.
Актуальность исследования арт-активисткой деятельности обусловлена рядом причин. Во-первых, на данный момент можно говорить об активации арт-протестной деятельности, которая становится весьма распространенной социально-политической практикой. Только за последние несколько лет были осуществлены одни из самых нашумевших акций арт-протеста, вызвавшие значительных общественный резонанс: вспомнить хотя бы акцию Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Во-вторых, смыслы и идеи, транслируемые художественными активистами, являются индикатором общественно-политических проблем. Они эксплицитно или имплицитно артикулируют актуальные проблемы общества и государства, проблемы взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества, проблемы борьбы за гендерную идентичность, проблемы аполитичности российского общества, а также проблемы российского политического режима и т.д. В этой связи можно предположить, что арт-протесты являются не только способом озвучивания общественных проблем, но и индикатором макроизменений, происходящих в масштабах государства и отражающих специфику политического режима. В-третьих, феномен арт-активизма требует особого исследовательского подхода, нацеленного на осмысление его основных механизмов и инструментов реализации, что также является фактором, актуализирующим изучение арт-протестной деятельности.
Кроме того, протестные акции, произошедшие в период с 2011 по 2013 гг. в России, стали не только неожиданными, но и самыми массовыми с точки зрения количества участников и самыми масштабными по охвату территории после 1993 г. Самым первым из них стал митинг 24 декабря 2011 г. в Москве на проспекте Сахарова, собравший, по разным оценкам, от 30 000 до 130 000 людей. Основным лозунгом этого митинга стал призыв: «За честные выборы!», а символом протеста выступили белые ленты. Такой масштаб протестных акций позволил охватить и изучить весь спектр форм претесной активности, имеющей различные репертуарные ответвления.
Степень изученности темы:
Проблема арт-активистских практик затрагивается в научной литературе, которую можно условно разделить на три тематических блока. Во-первых, это работы Ч. Тилли, Д. МакАдам, С. Тэрроу – авторов теории политического процесса, которые фокусируют внимание на вопросе о том, как функционируют социальные движения. Ключевую роль они отводят структуре политических возможностей, которая определяет коллективное действие. Структура политических возможностей, в свою очердь, является составной частью политической среды.
Во-вторых, это исследования Г. Робертсона, Р. Кричели, И. Ливни, Б. Магалони, в которых уделяется внимание социально-политическим факторам вероятности возникновения протеста. В частности, Г. Робертсон, описывая протестное движение в России, утверждает, что протесты чаще всего возникают в гибридных режимах и характер протестов определяется сущностью общественных организаций, структурой общественных институтов, стратегией государства по мобилизации сторонников и конкуренцией, происходящей внутри элит. Группа исследователей Рич Кричели, Ир Ливни и Беатрис Магалони считают, что такая политическая характеристика, как авторитарность режима, оказывает решающее воздействие на протесты.
Третью группу работ составляют исследования, где проблематизирована арт-активистская деятельность. Это работы Р. Шехнера, Б. Гройса, М. Лифшица , К. Гринберга, Д. Джасперса и Н. Ламперта, Р. Голдберг, А.В. Скиперских, А. Зайцева, А. Эпштейн и Сэди Плант, в которых актуализируются вопросы границ полей искусства и политики, феномена перформанса в политике, а также особенностей арт-активистских практик в целом. Ламперта, Р. Голдберг, Скиперских А. В., А. Зайцева , А.Эпштейн и Сэди Плант.
Объектом исследования выступает арт-протестное движение в России в период с 2012 по 2013 гг.
Предметом исследования являются особенности арт-протеста как формы социально-политической активности
Соответственно, цель исследования видится в том, чтобы выявить особенности арт-протеста как формы социально-политической активности. В частности, в данной работе нам предстоит определить некоторые типические черты или особенности, присущие активистам, которые берутся за основу формирования социального портрета активиста с учетом его особенностей ментальности, политических ориентаций и профессиональных характеристик, а также раскрыть изучаемый феномен, опираясь на такие параметры, как количество протестующих, фокус протеста, основной адресат, репертуар, состав участников, политическая, локация, событийная привязка дня, требования участников, цель, и др., что поможет концептуализировать и операционализировать понятие арт-протеста, а также сформировать наиболее полное представление о феномене.
Заявленная цель реализуется через следующий спектр задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию социально-политического протеста и осуществить сравнительный анализ дефиниций такого протеста;
Концептуализировать и операционализировать понятие арт-протеста;
Проанализировать данные по арт-протестному движению в РФ в течение 2012 – 2013 гг.;
Разработать гайд для проведения глубинного интервью;
Собрать и проанализировать материалы глубинных интервью.
Теоретико-методологической основой исследования является концепция «состязательной политики» (dynamic of contention), основателями которой считаются Ч. Тилли, Д. МакАдам и С. Тэрроу. Концепция «состязательной политики» позволяет учесть не только типы политического режима, но и личные усилия участников, направленные на развитие социального движения. Авторы данной концепции ставят во главу угла вопрос о том, как функционируют социальные движения. Под понятием «состязательная политика» авторы понимают «эпизодические, публичные, коллективные взаимодействия между субъектами предъявления требований и объектами требований, в ходе которых ‒ (а) по крайней мере, одно правительство является субъектом или объектом предъявления требований, либо третьей стороной, (б) требования, если будут реализованы, затронут интересы хотя бы одного из субъектов предъявления требований». В связи с этим востребованным является рассмотрение арт-протестного движения в через призму их концепции, дополненной также теорией фреймов, которая акцентирует внимание на ценностях активистов и их интерпретации социальной действительности, что, в свою очередь, оказывает влияние на их мобилизацию. С точки зрения этого подхода, процесс мобилизации сторонников является результатом успешной деятельности движений по производству смыслов и интерпретации социальной ситуации. Предполагается, что ценности и мировоззренческие установки оказывают прямое влияние на протестную активность. Что касается мобилизационного процесса, то он происходит, когда представления о проблеме объединяются у потенциальных сторонников и ключевых активистов движения. Иными словами, мобилизующий фактор объединяет диагностическую, прогностическую и мотивационную части фрейма. Также, на наш взгляд, дополнить теорию фреймов можно концепцией Р. Инглхарта о постмариальных ценностях, так как по нашему предположению арт-активисты придерживаются именно постматериальных ориентаций. Ключевым маркером постматериальных ценностей является дихотомия «материализм» и «постматериализм». В качестве маркеров материалисткой ориентации выступают понятия безопасности, удовлетворения базовых потребностей личности, потребности в стальной экономике, правопорядке и отстаивании интересов государства на международной арене. В противоположность материализму, постматериальные ценности сосредотачивают внимание на проблемах гражданских прав и свобод, проблеме экологии, прблеме однополых браков и т.д.
Исходя из вышеперечисленного, можно выдвинуть несколько основных гипотез исследования. Первая гипотеза заключается в том, что на активацию арт-протестной деятельности влияет структура политических возможностей, а также тип политического режима, сложившиеся в обществе. Вторая гипотеза: арт-активисты придерживаются постматериальных ориентаций, что провоцирует поиск новых форм самовыражения, не вписывающихся в конвенциональные рамки. Третья гипотеза: мотивационные установки активистов зависят от их желания освещать акционную деятельность в СМИ, поэтому избираются наиболее зрелищные формы протестной активности.
Методы исследования: методы дескриптивной статистики, метод глубинного интервью
Эмпирическую базу исследования составили:
(1) База данных НОЦ ЦСИПИ «Состязательная политика в России», 2012-2013 гг. Протестная база данных была собрана коллективом исследователей. Для ее создания из сайта-агрегатора новостных событий «Интегрум» выгружалось каждое новостное событие, которое было найдено в поиске по словосочетанию «акция протеста». Далее это событие кодировалось согласно кодбуку, где были учтены следующие параметры акции: дата, регион, город, являлось ли событие частью какой-либо кампании, организаторы, являлся ли инициатор события организацией / группой, участники, основное требование, основной адресат / цель протеста, основной репертуар, количество участников, было ли событие законным, применяли ли участники насилие, был ли нанесен ущерб собственности, количество пострадавших в результате протеста, применяла ли полиция насилие к протестующим, количество арестованных, количество пострадавших полицейских. Далее по репертуару протестного события были отобраны арт-протестные акции, которые и составили эмпирическую базу исследования;
(2) Материалы полуструктурированных интервью с активистами. Всего было собрано 8 интервью, продолжительностью от 38 минут до 2 часов 49 минут. Общее количество часов интервью составило 9 часов 28 минут;
(3) Официальные сайты активистов;
(4) Видеоматериалы сайта «YouTube»;
(5) Фото- и видеоматериалы (уточнить откуда);
(6) Материалы ежегодной премии в области современного искусства («Инновация», материалы сайта международного фестиваля активистского искусства «МедиаУар»).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и источников, а также 7 приложений.

В целом, можно констатировать, что в ходе исследования были достигнуты основные задачи и цель исследования. Так, в первой главе мы изучили основные дефиниции и определения социально политического протеста. Мы выяснили, что существует несколько подходов к определению понятия протеста, а также мотивационных установок протестующих, в числе которых психологический, социальный, социально-политический подходы. Также, были выделены основные формы протестной активности для того, чтобы определить широту классификации форм протестов, и место в ней понятия арт-протеста. На основе первой главы, нам удалось понять, что формы протестной активности, в основном ограничиваются Федеральным законом или делятся на те, которые осуществляются в рамках закона и те, которые, соответственно, осуществляются вне него. На основании анализа теоретических положений мы можем утверждать, что в протестной теории наименьшее внимание уделяется понятию арт-протеста.
В первой главе мы также уделили внимание развитию арт-активизма как на мировом уровне, так и отдельно сделали анализ по России, где происходили не только наиболее резонансные в мировом масштабе акции арт-протеста, но развивалось отдельное направление акционизма в 90-е гг. двадцатого века. Что касается истоков арт-протестной активности, то выяснилось, что России, арт-протест возникает только в 1990-х годах, с появлением московских акционистов, таких как Олег Кулик, Александр Бренер, движение «Э.Т.И», Аанатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян и другие. Первые же арт-протестные акции возникают в связи с появлением венских акционистов в 60-е гг. под влиянием Гюнтера Бруса, Отто Мюля, Германа Нича и других.
Кроме этого, в первой главе мы концептулизировали и операционализировали понятие арт-протеста. Арт-протест – это действия одного активиста или группы активистов, направленные на поддержку или противодействие социально-политических процессов, осуществляемые с помощью символически средств. Анализ данных форм протеста, позволил выделить ряд их особенностей. В частности, они обладают наибольшим арсеналом способов выражения своей гражданской позиции – начиная от абстрактных лозунгов и плакатов, заканчивая манипуляциями с собственным телом, вплоть до применения физических увечий. Они более провокационны и привлекают наибольшее внимание, как со стороны общества, так и со стороны СМИ. Особенностями арт-протеста является его ярко выраженная визуальная сторона, определенный статус субъекта действия и свобода в интерпретации действий активиста. Тем не менее, объектом действия арт-протестов является общество, а также интернет-пользователь, получающий конечный результат акции. Помимо этого, в арт-протесте присутствует несогласие и озабоченность какой-либо политической проблемой и выражение конфронтации, зачастую завуалированного характера. Что касается функций арт-протестных акций, то спектр проблем, находящихся в фокусе внимания арт-активистов достаточно широк. Арт-активистов достаточно сильно заботят экологические проблемы, проблемы отдельных категорий людей, религиозные проблемы, проблемы искусства и роли художника в нем и проблемы положения женщины в обществе.
Можно также констатировать, что были подтверждены все три гипотезы исследования. Первая гипотеза заключалась в том, что на активацию арт-протестной деятельности влияет структура политических возможностей, а также тип политического режима. В данном случае мы опирались на теорию состязательной политики Ч.Тилли, Д.МакАдама, С.Тэрроу. Данная концепция позволила учесть не только типы политического режима, но и личные усилия участников, направленные на развитие социального движения, а также характер политических возможностей государства. На основе материалов интервью мы можем сделать вывод о наличии такой взаимосвязи. Конечно, мы не можем со стопроцентной вероятностью утверждать, что одно напрямую влияет на другое, однако, активисты достаточно активно подтверждали эту гипотезу, что дает нам право сделать подобные выводы. Для наиболее точного анализа, конечно, следовало бы собрать более внушительный статистический материал, который помог бы расширить представления о характере взаимосвязи политического режима и арт-протестов.
Вторая гипотеза: арт-активисты придерживаются постматериальных ориентаций, что провоцирует поиск новых форм самовыражения, не вписывающихся в рамки конвенциональных. Мы, опираясь на теорию Р. Инглхарта, можем утверждать, что данная гипотеза подтвердилась. Активисты достаточно явно репрезентировали постмодернисткие установки в своем дискурсе, по ставя во главу угла ценность самовыражения, экологии, прав человека, отсутствие войн и проблемы сексуальных меньшинств. Исходя из этого, можно сказать, что ценности активистов и их интерпретации социальной действительности напрямую оказывают влияние на их мобилизацию, что подтверждает теория фреймов, выбранная нами в качестве теоретической рамки.
Наконец третья гипотеза также подтвердилась. Она заключалась в предположении о том, что мотивационные установки зависят от желания активистов освещать их акционной деятельности в СМИ, поэтому избираются наиболее зрелищные формы протестной активности. Абсолютно все активисты оценивали важность освещения в СМИ на 8-10 баллов по 10-бальной шкале. И это неудивительно, ведь одним из главных потребили арт-протестных акций являются интернет-пользователи.
Исходя из вышеизложенного, мы можем с уверенностью утверждать, что существует еще одна форма протестной активности, отличающаяся рядом особенностей и действующая, преимущественно, в символическом пространстве. Безусловно ее появление зависит не только от структурах особенностей социально-политической системы, но также и от инициаторов данных форм самовыражения, что подтвердилось в данном исследовании. Также можно констатировать, что сегодня происходит трансформация способов и механизмов формирования политического пространства, а также форм взаимодействия между государством и гражданским обществом. Авторитарный политический режим, в свою очередь, является некоей лабораторией, вынашивающей эти гибридные формы социально-политических высказываний, которые, в свою очередь, служат плацдармом для генерации отношений между гражданским обществом и властью.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет