Технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих: социологический анализ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Расина Мария Леонидовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Эмоции играют важную роль в структуре социального управления. Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится минимизировать негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, как на уровне малых групп, так и на уровне общества в целом. Эмоциональный интеллект – это один из необходимых современному человеку навыков, который принято относить в группу soft skills. Для создания возможности тиражировать эффективные приемы и методы совершенствования данного навыка и применять их в аналогичных обстоятельствах в иных процессах необходима социальная технология.
Актуальность развития эмоционального интеллекта для государственных служащих определяется тем, что выполнение должностных обязанностей требует проявления определенных личностных качеств для эффективного решения запросов граждан. На сегодняшний день приоритетной задачей является создание целостной модели эмоций в социальном управлении.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих» рассмотрены социальные и научные предпосылки возникновения и трансформации теорий эмоционального интеллекта, выявлено их значение для социальных наук, а также изучены необходимые для исследования модели, подходы и действующие практики, касающиеся эмоционального интеллекта государственных служащих.
Во второй главе «Эмпирическое исследование на тему: технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих» автором проведен обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности, приведены результаты анализа социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих, выводы по результатам эмпирического исследования и сформулированы рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих.
Эмпирической базой исследования является собственное исследование, проведенное в 2019-2020 гг. с применением таких методов по сбору и обработке информации, как глубинное интервью, метод экспертных оценок, анализ документов, социологическое наблюдение. Экспертами выступили сотрудники образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и г. Москва, которые осуществляют реализацию программ по развитию эмоционального интеллекта представителей госслужбы и частных организаций.
Эмпирическая база исследования включает в себя также и анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых.
Методологической базой работы являются структурно-функциональный анализ, теория символического интеракционизма, теория социального обмена. Междисциплинарный подход к исследованию эмоционального интеллекта даёт возможность использовать как теоретические положения, так и методологию социологии, психологии и статистики.
Собран эмпирический материал зарубежных исследований, не имеющих аналогов в российской социальной науке, основные результаты данных исследований представлены в обобщенном виде и могут быть использованы в теоретическом изучении вопросов исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности сотрудников.
Результаты исследования могут быть применены при формировании стратегии развития личностных качеств персонала и планов индивидуального развития госслужащих. Исследование социальных технологий формирования эмоционального интеллекта госслужащих вносит вклад в развитие современных форм организации мероприятий по профессиональному развитию с учетом концепции эмоционального интеллекта.
Работа изложена на 103 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 11 рисунков 5 приложений, список литературы содержит 74 наименований.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ ……………………………………………………………………………………….. 12

1.1 Эмоции в социальном управлении: значение теории эмоционального
интеллекта для социальных наук ……………………………………………………………. 12

1.2 Понятие, структура, модели эмоционального интеллекта и подходы к его
диагностике ………………………………………………………………………………………….. 19

1.3 Технология формирования эмоционального интеллекта у
государственных служащих как социальная технология ………………………….. 28

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ………………………………………………………………………… 35

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………… 38

2.1 Обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального
интеллекта с эффективностью деятельности……………………………………………. 38

2.2 Сравнительный анализ действующих социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта у государственных служащих .. 44

2.3 Анализ результатов исследования применения социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих ….. 54

2.4 Рекомендации по совершенствованию социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих ….. 61

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ………………………………………………………………………… 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОТОКОЛ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………………………………………… 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ ГЛУБИННОГО ИНТЕРЬВЮ ………………. 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ ……………………………………………………………………………………. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ГАЙД ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ …………………………… 99

Актуальность темы. Эмоции как социокультурный феномен можно
подвергнуть социологической экспертизе и отнести как к области общей
социологической теории, так и социологии управления.
В конце XX века европейским и американским научным сообщество
предпринято множество серьезных исследований эмоций в области
управления организациями. Среди главных выводов – наличие связи эмоций с
такими управленческими феноменами, как эффективность организации,
власть, справедливость, инновации, организационная культура.
Эмоции играют важную роль в структуре социального управления.
Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится

По результатам работы достигнута заявленная цель – проведен анализ
социальных технологий формирования эмоционального интеллекта и
определены особенности его формирования у государственных служащих для
формулировки рекомендаций по совершенствованию данных технологий.
Для этого в теоретической части были рассмотрены социальные и
научные предпосылки возникновения и трансформации теорий
эмоционального интеллекта и выявлено значение теории эмоционального
интеллекта для социальных наук: в процессе управления в каждую из четырех
основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль,
включены эмоции, которые влияют на их эффективность, как следствие – и на
эффективность социального управления в целом. Эмоционально здоровым
является социальное управление, которое стремится минимизировать
негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и
направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Для этого
необходимо четкое осознание и понимание как своих собственных эмоций, так
и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие
«эмоциональный интеллект».
Таким образом были определены понятие, структура и модели
эмоционального интеллекта: все исследователи включают в состав
эмоционального интеллекта одинаковые конструкты, однако их
представления о структуре различны, кроме этого, методики оценки
эмоционального интеллекта измеряют различные аспекты, соответственно, их
необходимо подбирать индивидуально для каждого исследования.
Автором были систематизированы существующие социальные
технологии формирования эмоционального интеллекта: они представлены в
форме курсов дополнительного образования, тренингов, семинаров, форумов,
консультаций специалистов, осуществляются на различных уровнях и
наценены на работу с несколькими аспектами эмоционального интеллекта.
В рамках эмпирического исследования произведен обзор эмпирических
исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью
деятельности: международные и российские исследования доказывают
наличие зависимости между эмоциональным интеллектом и управленческой
деятельностью, однако не прямой, а криволинейной: наибольший успех имеют
руководители, которые имеют оптимальную (среднюю и незначительно выше
среднего) степень выраженности эмоционального интеллекта.
Анализ действующих социальных технологий формирования
эмоционального интеллекта государственных служащих позволил говорить о
том, что все они предполагают включение дополнительных технологий: в
образовательном процессе в дополнение к основной программе применяются
такие социальные технологии как деловая игра, тренинги и лекции.
Особенностью обучения в Московском городском университете управления
Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова является применение VR-
технологий.
Глубинное интервью и применение метода экспертных оценок
позволили сделать вывод о том, что деловая игра и консультации
специалистов в большей степени являются самостоятельным методом и редко
содержат в своей структуре дополнительные социальные технологии и
подтвердили гипотезы автора о том, что деловая игра как социальная
технология наиболее эффективна при формировании эмоционального
интеллекта государственных служащих и гипотезу о том, программы развития
эмоционального интеллекта государственных служащих в большей степени
должны быть ориентированы на работу со средним и линейным уровнями.
По результатам оценки экспертов, наивысший средний балл (5,6 из 6,0)
получили деловые игры – они применимы с высокой эффективностью в
качестве самостоятельной технологии, наименьший (1,2 из 6,0) – форумы, они
– применимы с низкой эффективностью лишь при условии дополнения иными
технологиями.
По результатам исследования были также определены основные
достоинства и недостатки при применении в качестве социальной технологии
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих
деловых игр и тренингов, как наиболее предпочтительных способов
формирования эмоционального интеллекта. При этом результаты
социологического наблюдения над участниками деловой игры по развитию
эмоционального интеллекта «Эмпатиум» показали высокую вовлеченности
участников в процесс.
Перед автором стояла также задача разработать рекомендации по
совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального
интеллекта государственных служащих. Таким образом, в качестве
рекомендаций можно предложить развитие и создание следующих условий:
1. Применение социальных технологий, продолжительность
которых не превышает 5 дней и которые обладают наибольшей
эффективностью по результатам эмпирического исследования – тренинги,
деловые игры, консультации специалистов;
2. Обязательное включение практических упражнений,
направленных на:
 управление негативными эмоциями на основе реальных кейсов
(работа с негативно настроенными гражданами);
 изучение механизмов работы над управлением собственными
эмоциями с учетом особенностей жестко иерархизированной системы;
 моделирование работы по оценке готовности населения к
реализации проектов на основе анализа текущего эмоционального состояния.
3. Ориентация программ в большей степени на работу с
сотрудниками среднего и линейного уровня и направление на обучение
первостепенно сотрудников, задействованных в большей степени в работе с
обращениями граждан, ведущих прием граждан, а также тех, кто оказывает
услуги;
4. Внедрение для оценки эффективности мероприятий по
формированию эмоционального интеллекта государственных служащих
количественные и качественные показатели, среди которых: возросшая
способность адекватно оценивать межличностные ситуации и планировать
соответствующие действия, увеличение доли сотрудников, обладающих
конструктивными стратегиями поведения в конфликтах и просоциальными
стратегиями разрешения межличностных проблем, снижение коэффициента
текучести кадров и др.;
5. Соблюдение ключевых принципов социальных технологий и
создание для этого ряда условий:
 направление на обучение должно носить рекомендательный
характер, решение об участии в мероприятии принимается сотрудником;
 поддержание корпоративной культуры, благоприятных условий
организации труда, которые способствуют поддержке и сохранению эффекта
обучения;
 применение комбинированных технологий, позволяющих
минимизировать траты временных, финансовых ресурсов при сохранении
максимальной эффективности: дистанционное проведение консультаций
специалистов, максимальная наполняемость групп, проходящих обучение и
др.;
6. Возможности внедрения НИТ при применении социальных
технологий, например, использование возможностей онлайн образовательных
площадок для прохождения теоретического курса по основам эмоционального
интеллекта.
Программа реализации комплекса мероприятий по формированию
эмоционального интеллекта с учетом всех рекомендаций, составленных по
результатам проведенного эмпирического исследования, может быть
применена в структурных подразделениях государственной службы.
В качестве перспективных направлений изучения технологий
эмоционального интеллекта можно назвать исследования об эффективности
применения технологий эмоционального интеллекта при адаптации
сотрудников, реализации системы наставничества, повышении корпоративной
культуры и улучшении взаимоотношений внутри коллектива.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих: социологический анализ»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет