Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ян Сэнь
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В выпускной работе исследуется социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в России и в Китае. Производится анализ понятия социальной стратификации и разбираются теории социальной стратификации. Исследуется электронная коммерция как явление социально-экономической жизни общества. Производится выделение особенностей социальной стратификации потребителей услуг электронной коммерции в России и в Китае. Дается сравнительный анализ этих особенностей в вышеназванных двух странах. Делается вывод о том, что потребителями услуг электронной коммерции как в Китае, так и в России являются представители среднего класса этих двух стран.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной
стратификации потребителей услуг …………… ………………………………..6

1.1. Социальная стратификация: основы теории ………………………………..6

1.2. Электронная коммерция как социально-экономическое явление ………20

Глава 2. Анализ социальной стратификации потребителей услуг электронной
коммерции в России и Китае ……………………………………………………………….31

2.1. Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции
в России ………………………………………………………….…………………..31

2.2. Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции
в Китае ……………………………………………………………………………….42

2.3. Сравнительный анализ социальной стратификации потребителей услуг
электронной коммерции в России и Китае……………………………………..54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа эмпирического социологического
исследования ………………………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Гайд интервью с пользователями услугами розничной
электронной коммерции (покупателями интернет-магазинов) в России и в
Китае …………………………………………..……………………………………..66

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Интервью с российским респондентом………………………..67

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Интервью с китайским респондентом…………………………70

Актуальность темы. Современные социально-экономические системы
в настоящее время бурно переживают процессы цифровизации, которые
затрагивают все новые и новые стороны жизни общества. Одним из
относительно новых явлений социально-экономической жизни,
порожденным процессами цифровизации всех сторон общественной жизни,
стало появление и все более широкое распространение электронной
коммерции. На сегодняшний день практически все развитые и
развивающиеся страны мира имеют дело с интернет-продажами и интернет-
покупками. Создаются крупные интернет-магазины, ведущие свою
коммерческую деятельность как в отдельно взятой стране, так и по всему
миру. Однако это новое для сферы торговли явление несет в себе не только
удобство и относительную простоту для тех, кто освоил технологию
интернет–торговли, но и разного рода проблемы, включая различного рода
риски. Одновременно электронная коммерция, несмотря на свое широкое
распространение, вовлекла в свою сферу далеко не все слои и группы
населения, лишь некоторые из которых оказываются эпизодически или
постоянно покупателями интернет–магазинов. В настоящее время каждый
интернет-магазин стремится сформировать более-менее устойчивую
социальную группу своих покупателей, а для этого нужно определить какие
группы населения будут в большей степени ориентированы на покупку
товаров при помощи интернета. В этой связи тема выпускной
квалификационной работы представляется весьма актуальной.
Степень разработанности темы. Проблематика и теоретические
основы теории социальной стратификации были заложены классиками
социологической науки К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным,
Т. Парсонсом и др. В современной литературе применительно к современной
ситуации в современных обществах проблемы социальной стратификации
исследовали такие авторы, как В.А. Ядов, С.А. Батуренко, В.П. Коломиец,
С.А. Баталова и др.
Исследованием электронной коммерции как социально-
экономического явления занимались такие российские авторы, как
И.Д. Бекмурзаев, О.Н. Горбунова, В.А. Грабаурев, Д. Еймор, О.А. Кобелев и
др., а также китайские авторы Хуан Цзюньхан, Цинь Линлян, Чжан Яоли и
др.
Анализ особенностей социальной стратификации потребителей услуг
розничной электронной коммерции в России имеется в работах таких авторов,
как С.А. Баталова, О.Е. Бочарова, Ю.И. Горбунова, Е.Ю. Депутатова,
В.П. Коломиец и др., а также китайских авторов Ли Янг, Цзян Цзин, Ю
Хайфэн, Цзян Цяньфан и др.
Исследование социальной природы потребления услуг розничной
электронной коммерции в Китае имеется в работах таких авторов, как Дэн
Цяньфэй, Ли Лулу, Лю Чангген, Чжан Лэй, Хан Лэй, Сунь Хао, Цинь Линлян
и др.
Целью данной выпускной квалификационной работы является
определение социальных групп в структуре российского и китайского
обществ, которые являются постоянными клиентами услуг электронной
коммерции.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Выделить основные положения теории стратификации, релевантные
для выделения социальных групп потребителей услуг электронной
коммерции;
2. Дать характеристику электронной коммерции как социально-
экономическому явлению;
3. Проанализировать социальную стратификацию потребителей услуг
электронной коммерции в России
4. Проанализировать социальную стратификацию потребителей услуг
электронной коммерции в Китае
5. Сравнить социальную стратификацию потребителей услуг электронной

В выпускной квалификационной работе определены основные
социальные группы в России и в Китае, представители которых являются
потребителями услуг розничной электронной торговли.
Определены основные положения стратификационной теории в
социологии, релевантные для достижения цели, поставленной в выпускной
квалификационной работе. Так, были выделены основные социальные
характеристики, которые являются основанием для выделения социальных
групп, вовлеченных в потребление услуг розничной электронной коммерции
в России и в Китае.
Была дана характеристика розничной электронной коммерции как
одного из видов коммерции, проанализирована динамика развития этого вида
коммерции, а также ее преимущества и недостатки по сравнению с
розничной торговлей обычного формата. Был сделан вывод о том, что сфера
розничной электронной коммерции является весьма динамичным сектором
экономики подавляющего большинства стран, в том числе России и Китая.
Была проанализирована социальная стратификация потребителей услуг
розничной электронной коммерции в России. Были выделены основные
социальные группы в России, которые вовлечены в пользование услугами
розничной электронной коммерции. Был составлен социальный портрет
российского потребителя услуг розничной электронной коммерции. Это
представители среднего класса. Было выявлено, что и мужчины, и женщины
в одинаковой степени пользуются соответствующими услугами, и это
пользование происходит в основном в основном в молодых и зрелых
возрастах. Дети и пожилые люди пользуются услугами электронной
коммерции опосредованно – через усилия молодых и зрелых членов их семей.
Была проанализирована социальная стратификация потребителей услуг
электронной коммерции в Китае. Было выявлено, что в Китае наблюдается
самая быстрая динамика роста масштабов розничной электронной
коммерции в мире. Однако этот быстрый рост вызывает множество проблем
в этой сфере, таких, например, как некачественное оказание
соответствующих услуг. Было выявлено, что в сферу электронной
коммерции вовлечены как представители среднего класса, так и некоторые
социальные группы, имеющие положение выше среднего. Был составлен
социальный портрет китайского потребителя услуг розничной электронной
торговли, выделены основные социальные группы, которые активно
пользуются услугами розничной электронной коммерции.
Был проведен сравнительный анализ российской и китайской
социальной стратификации потребителей услуг электронной коммерции.
Были найдены как общие черты этих стратификаций, так и отличия.
В целом цель выпускной квалификационной работы достигнута, а
задачи нашли свое решение в соответствующих частях работы.

1. Баталова С.А. Особенности покупательского поведения представителей
различных классов // Социальная политика и социология. 2014. Т.2. №
4(105). С.261-271.
2. Батуренко С.А. Социологическая теория социальной стратификации и
трансформационные процессы в современной России // Вестник МГУ
им. М.В.Ломоносова. Серия 18: Социология и политология. 2016. № 3.
С.92–108.
3. Бекмурзаев И.Д., Хожмурадова С.Д. Электронная коммерция и
электронный маркетинг // Социально-экономические и финансовые
аспекты развития Российской Федерации и ее регионов в современных
условиях. Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. С.
188-193
4. Бочарова О.Е. Потребление как механизм социальной стратификации //
Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные
науки. 2008. № 1. С.99–104.
5. Вебер М. Сословия и классы //Вестник Московского университета.
Серия 18: Социология и политология. 2003. № 4. С. 132-149.
6. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности [Текст]:
учебное пособие / В.В. Галкин. – Р.-на-Д.: Феникс, 2004. – 283 с.
7. Горбунова О.Н., Горбунова Ю.И. Проблемы и перспективы развития
электронной торговли в России // Социально-экономические явления и
процессы. 2016. Т.11. № 8. С 23-28.
8. Грабауров В.А. Электронный бизнес: учебное пособие / В.А. Грабауров.
Минск: БГЭУ, 2007. 211 с.
9. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Формирование потребительской
лояльности в интернете // Экономические системы. 2018. Т.11. № 1(40).
С.86-94.
10.Еймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с англ.
М.: Издательский дом «Уильямс», 2004.
11.Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом
обороте: правовое регулирование / Я.А. Карев. – М.: Статут, 2006. –
420 с.
12.Кобелев О.А., Резго Г.Я. Электронная коммерция: учебное пособие /
ред. Пирогова С.В. – М.: Изд. Дом «Социальные отношения».
Издательство «Перспектива», 2003.
13.Коломиец В.П. Легитимация социальной стратификации средствами
рекламы // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология
и политология. 1998. № 1. С.60-72.
14.ЛихтенштейнВ.Е.,МардахаевВ.И.Электроннаяторговляи
оптимизационныекомпьютерныетехнологии//Прикладная
информатика, № 3, 2006, с. 14 – 22.
15.Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля:
подходы к классификации // Вестник РЭА. 2008. № 5. С. 80–84.
16.РадаевВ.В.Социологияпотребления:основныеподходы//
Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-19.
17.Сергеев А.П. Как создать свой интернет-бизнес: краткое руководство /
А.П. Сергеев. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2008. – 256 с
18.Скородумов Б.И. Стратегия информационной безопасности в сети
Интернет // Финансы и бизнес. 2001. № 1. С. 26–29.
19.Хубаев Г.Н. Маркетинг информационных продуктов и услуг. Ростов-
на-Дону: РГЭУ «РИНХ». – 2005. – 224 с.
20.Ядова Н.Е., Русяева Д.О. Эффективные коммуникации в современной
электронной коммерции // European Social Science Journal. 2018. № 7-2.
С.41-48.
21.Чеботарева А.А. Электронная коммерция: стратегические направления
государства в развитии и проблемы правового регулирования //
Вестник академии права и управления. 2019. № 2(55). С.51-58.
22.Building Conference. Electronic Commerce and Development. UNCTAD,
2000, p. 14.
23.Deitel H.M., Deitel P.J., Steinbuhler K. e-Business and e-Commerce for
Managers. – Upper Saddle River: Prentice-Hall, 2001. – 794 p.
24.Kleindl B.A. Strategic Electronic Marketing: Managing E-Business. –Mason:
Thomson, 2002. – 428 p
25.Operkent A. Global Economy & Electronic Commerce. – London: Business
School Press, 1999. – 260 s.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет