Принципы проектирования комплекса мультимедийных и печатных изданий в области графического дизайна
Настоящий дипломный проект посвящен исследованию развивающихся многоуровневых коммуникационных форм и актуальных визуально-графических принципов в системе мультимедийной и печатной продукции высших учебных заведений, а также разработке прототипа многостраничного периодического издания, отвечающего выявленным целевым установкам и формирующий показательный образ учебного процесса образовательной программы «Графический дизайн» в СПбГУ. Актуальность данного исследования продиктована широким развитием технологических возможностей, и вследствие этого предельно открытой коммуникационной средой современного мира. Данные условия активно влияют на сферу образования и визуальную идентификацию высших учебных заведений. Находясь в конкурентной среде, необходимо непрерывно поддерживать высокий статус профессионального учебного учреждения и соответствовать мировым стандартам. Наличие яркого фирменного стиля, отвечающего современным графическим тенденциям, позиционирует ВУЗ как значимую и активно развивающуюся организацию, готовую продвигать молодых и талантливых студентов. При этом любая школа или ВУЗ стремится выработать или усовершенствовать внутренние и внешние средства коммуникации, формирующие межуниверситетское сотрудничество и полезные контактные связи между студентами. Также проектируются различного рода информационные носители печатного или электронного формата, с целью познакомит целевую аудиторию с внутренними установками, процессом и особенностями образования, доступными возможностями и отличительными предложениями. Целью данного проекта является организация активной коммуникационной среды как внутри университета, так и сближение с внешней целевой аудиторией. Данный процесс подразумевает создание визуально-привлекательного и индивидуального графического инструмента образовательной программы СПбГУ, который будет повышать ее значимость, формировать новые международные связи, и главное улучшать обмен знаниями между студентами. Главным, движущим механизмом всего будет выступать периодическое печатное и онлайн издание. Данный дипломный проект нацелен на решение нескольких задач —формирование контактных связей между студентами и облегчение учебного процесса, за счет обмена опытом, а также продвижение ВУЗа в сфере международного образования и графического дизайна в целом.
Настоящий дипломный проект посвящен исследованию развивающихся многоуровневых коммуникационных форм и актуальных визуально-графических принципов в системе мультимедийной и печатной продукции высших учебных заведений, а также разработке прототипа многостраничного периодического издания, отвечающего выявленным целевым установкам и формирующий показательный образ учебного процесса образовательной программы «Графический дизайн» в СПбГУ.
С целью выявления специфических визуальных и функциональных особенностей данной темы, был изучен целый ряд графических аналогов печатной и мультимедийной продукции, как в художественной культуре XX-XXI веков в целом, так и узконаправленно в сфере образования. Например, были рассмотрены работы Уильяма Морриса, Тео ван Дусбурга, Курта Швиттерса, Александра Родченко, Яна Чихольда, Йозефа Мюллер-Брокманна, Вольфганг Вайнгарда и многих других, а также издания таких университетов как Harvard, Cambridge, Института Стрелка, Школы дизайна в Мюнстере. Стояла задача проанализировать хронологический процесс развития главных стилевых направлений в дизайне, выявить их изобразительные и коммуникационные принципы работы. Также были рассмотрены проблемные вопросы в современном дизайн-образовании, актуальность и особое значение специализированных университетских периодических изданий в нем.
Актуальность данного исследования продиктована широким развитием технологических возможностей, и вследствие этого предельно открытой коммуникационной средой современного мира. Данные условия активно влияют на сферу образования и визуальную идентификацию высших учебных заведений. Находясь в конкурентной среде, необходимо непрерывно поддерживать высокий статус профессионального учебного учреждения и соответствовать мировым стандартам. Наличие яркого фирменного стиля, отвечающего современным графическим тенденциям, позиционирует ВУЗ как значимую и активно развивающуюся организацию, готовую продвигать молодых и талантливых студентов. При этом любая школа или ВУЗ стремится выработать или усовершенствовать внутренние и внешние средства коммуникации, формирующие межуниверситетское сотрудничество и полезные контактные связи между студентами. Также проектируются различного рода информационные носители печатного или электронного формата, с целью познакомит целевую аудиторию с внутренними установками, процессом и особенностями образования, доступными возможностями и отличительными предложениями.
Само понятие и функциональное предназначение медиа заключает в себе форму некого общения и обмена информацией, именно поэтому неотъемлемым ресурсом всех учебных заведений является периодическое издание или сайт. Многие университеты мирового значения, например Harvard, Cambridge или Aalto University демонстрируют современный визуальный образ и поддерживают его, в том числе печатной и электронной продукцией. Но для заведений направленных на дизайн-обучение такие информационные ресурсы имеют особое значение.
Наличие журнала в дизайн школах и ВУЗах, позволяет в полной мере отразить творческие возможности студентов, графично показать и описать суть программных дисциплин и максимально экспериментально отразить текущие художественные специфики, которые предлагает данный ВУЗ. Периодическое издание в виде печатного материала и web-издания способны наиболее широко и разносторонне раскрыть внутренний процесс обучения, представить собственный взгляд на сферу дизайн-графики и дать возможность закрепить за собой высокий статус успешного и современного высшего учебного заведения, именно поэтому его наличие в системе художественного дизайн-образования несет такое важное значение.
Целью данного проекта является организация активной коммуникационной среды как внутри университета, так и сближение с внешней целевой аудиторией. Данный процесс подразумевает создание визуально-привлекательного и индивидуального графического инструмента образовательной программы СПбГУ, который будет повышать ее значимость, формировать новые международные связи, и главное улучшать обмен знаниями между студентами. Главным, движущим механизмом всего будет выступать периодическое печатное и онлайн издание.
Для реализации поставленной целы были определены решающие задачи:
— систематизированное исследование визуальных принципов формирования и развития периодических изданий в период XX – XXI веков.
— выявление актуальных стилистических особенностей и их влияние на современный журнальный дизайн
— изучение значимости университетских периодических изданий в программной системе первых дизайн-школ и в пределах современного образования
— анализ студенческих журналов российских и зарубежных университетов
— сбор графического материала, подбор шрифтов, создание авторской графики
— создание прототипа многостраничного печатного периодического издания на базе собранных данных
— частичное внедрении в онлайн-пространство
Таким образом, предметом исследования является принцип функционирования периодических изданий в системе образования. В рамках данного проекта необходимо сфокусировать внимание в основном на университетских печатных и онлайн журналах в сфере дизайна и искусства, проанализировать их и разработать собственную концептуальную и практическую основу многостраничного периодического издания, которое будет направлено на улучшение коммуникационного взаимообмена и качества образования, через визуальную составляющую. Но перед этим необходимо выстроить четкое понимание о процессе становления важнейших стилистических направлений в дизайне. Также дополнительно узнать об истоках графических приемов и композиционных решений, до сих пор развивающихся в современной журнальной графике.
Проектный анализ строился на основе теоретических работ влиятельных зарубежных и отечественных исследователей. Ключевую роль сыграли книги в области истории и теории искусства и дизайна, в частности графического и журнального дизайна, типографики, и в том числе монографии искусствоведов, философов и дизайнеров XX – XXI веков.
Среди наиболее знаковых и основополагающих работ выступают статьи, лекции и заметки Уильяма Морриса о новом комплексном подходе к изготовлению и оформлению книг. В его творчестве книга приобретает статус полноценного художественного объекта.
Было уделено внимание методическим учебным книгам преподавателей одной из передовых школ дизайна XX века Баухаус. Классическими примерами являются всемирно известные книги о значении цвета и формы в искусстве — «Искусство цвета» и «Искусство формы» Йоханесса Иттена, а также незаменимые труды Л. Мохой-Надя о типографики и фотомонтаже.
Также огромным вкладом в развитие современной типографики, и важным источником для анализа, по праву считается книга «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» Яна Чихольда, где он максимально подробно и ясно описывает все необходимые любому дизайнеру правила по оформлению и верстки печатных изданий, включая такие детальные вопросы как подбор размера бумаги и правильное сочетание шрифтов.
И не последнюю роль сыграла книга Йозефа Мюллера-Брокманна «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок», в которой автор на собственных примерах доказывает универсальность и эффективность модульного метода проектирования и в частности говорит о важности применения сетки в дизайне книг и периодических изданиях.
В том числе были тщательно проанализированы современные работы отечественного и зарубежного искусствоведения как: «История дизайна» Шарлотты и Питера Филл; «История графического дизайна» Меггса Ф.; «История дизайна» Михайлова С.М.; «История журнального дизайна» Рожновой О.И.; «Типографика в терминах и образах» Кричевского В.Г.; «Швейцарская школа графического дизайна» Ващук О.А.; «Фотография и внелогическая форма» и статья «Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна ХХ века» Васильевой Е.В. и другие.
Вдобавок, для работы над концептуальной частью проекта были рассмотрены труды философа Маршалла Маклюэна, как одного из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации, а также «Дизайн код: методология семиотического дискурсивного моделирования» Лолы Г. Н.
На базе исследованной информации, была разработана теоретическая основа проекта, сформированная в трех главах диссертации.
Первая глава, «Визуально-графические принципы и коммуникативные основы в системе печатных изданий XX-XXI веков», заключается в исследовании базовых художественных направлений и присущим им стилистически-коммуникационных тенденций в контексте журнальной графики прошлого века и начала XXI века. Рассматривается проблема внутреннего взаимодействия, перетекания и обмена графическими приемами между движениями. Отмечается значимость и влияние характерных приемов на современную графику. «Приложении 1» полностью посвящено сравнительному анализу периодических изданий и поддерживает теоритические доводы визуальными примерами.
Во второй главе, «Специфика формирования и развития университетских периодических изданий в области дизайна», все внимание обращено на специфические особенности системы современного образования и роль студента в формировании престижа высшего учебного заведения. В частности рассматриваются новые методы самоидентификации и их актуальность в условиях масштабной компьютеризации, достигшей своего пика в первое десятилетие 21 века и продолжающей свое развитие до сих пор. В главе также описаны коммуникационные связи, формирующиеся на основе современных информационных медиа, и то каким образом данные преимущества внедряются в образовательный структуру. В первом пункте «Приложение 2» даны примеры «свежих» студенческих журналов, сделанных в 2018 и 2019 году под именем различных университетов, а второй пункт знакомит с передовыми графическими тенденциями известных периодических изданий, посвященных искусству, культуре, моде, архитектуре и дизайну.
Заключительная третья глава, «Разработка прототипа печатного периодического издания», разделена на две основные части. Первая половина разъясняет концептуальную основу проекта, вместе с описанием актуальности, целевыми установками, целевой аудиторией, концептом и другими деталями. А вторая часть посвящена описанию исключительно технических особенностей издания. Произведен разбор формата, модульной сетке, шрифта, визуальной составляющей и принцип взаимодействия печатного и онлайн-пространства.
Данный дипломный проект нацелен на решение нескольких задач —формирование контактных связей между студентами и облегчение учебного процесса, за счет обмена опытом, а также продвижение ВУЗа в сфере международного образования и графического дизайна в целом. Выполненный прототип периодического издания может быть использован новой командой при создании последующих выпусков журнала, но с отсутствием строгого дизайна, который будет развиваться со временем и реагировать на содержание и на меняющуюся рабочую группу.
Во всем мире вопросы интеллектуальной собственности выходят на первый план. И одними из интересных и дискуссионных вопросов являются те, которые связаны с конкуренцией в области интеллектуальной собственности.
Свою работу я посвятила проблемным моментам, связанным с недобросовестной конкуренцией по приобретению и использованию исключительного права на средства индивидуализации, а именно, на товарные знаки.
В отношении зарегистрированных товарных знаков могут возникать различные споры, и наиболее интересными представляются: об оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку по мотиву сходства до степени смешения и о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на товарный знак.
Указанные группы споров являются самостоятельными, не схожими по элементам иска. Однако в практике возникли примеры, когда спор заявлялся по одним основаниям (оспаривание регистрации по мотиву сходства до степени смешения), а суд по собственной инициативе делал вывод о наличии в действиях стороны акта недобросовестной конкуренции, тем самым рассматривая совершенно иной спор. Такой переход от одних оснований к другим является недопустимым.
В своей работе я подробно рассмотрела соотношение двух указанных видов споров по их элементам: по предмету, сторонам, основаниям, а также исковой давности и бремени доказывания. При этом, данные виды споров были сопоставлены с приведенными в пример делами. В связи с чем мной был сделан вывод об отсутствии оснований у суда самостоятельно рассматривать вопрос о добросовестности и переходить к рассмотрению незаявленного спора.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Конвенция по охране промышленной собственности [Электронный ресурс] : заключена в Париже 20 марта 1883г.; ратифицирована СССР 19 сен. 1968 г. // Закон, 1999. – №7. – (в ред. от 02 окт. 1979 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков [Электронный ресурс] : заключено в Ницце 15 июня 1957 г.; ратифицирована СССР 26 июня 1971 г. // Публикация ВОИС, 1992. – №292(R). – (в ред. от 28 сен. 1979 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.– СПС «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 25 дек. 2006 г.. – № 52 (1 ч.). – Ст.5496. – (в ред. от 01 июля 2017 г., с изм. от 01 янв. 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012. – (в ред. от 28 дек. 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 31 июля 2006 г. – № 31. – Ст. 3434. – (в ред. от 03 июля 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2010 г. №228-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 02 авг. 2010 г. – № 31. – Ст. 4197. – (в ред. от 28 июня 2014 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 окт. 2015 г. № 275-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 окт. 2015 г. – № 41 (часть I). – Ст. 5629. – СПС «КонсультантПлюс».
О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. – июнь, 2009. – № 6. – СПС «КонсультантПлюс».
О некоторых вопросах, возникающих с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства [Электронный ресурс] : постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30 июня 2008 г. №30 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – июль, 2008. – №29. – СПС «КонсультантПлюс».
О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции [Электронный ресурс] : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 окт. 1996 г. № 13 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1997. – № 1. – СПС «КонсультантПлюс».
О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. – авг., 2015. – № 8. – СПС «КонсультантПлюс».
О судебном решении [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 дек. 2003 г. № 23 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – №2. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство [Электронный ресурс] : приказ Роспатента от 31 дек. 2009 №197. – СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Рекомендаций по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака [Электронный ресурс] : приказ Роспатента от 30 дек. 2009 г. №190. – СПС «КонсультантПлюс».
Материалы судебной практики
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 2979/06 по делу №А40-63533/04-67-642 [Электронный ресурс] // Вестник ВАС РФ. – 2006. – № 11. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06 по делу №А40-10573/04-5-92 [Электронный ресурс] // Вестник ВАС РФ. – 2006. – № 11. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апр. 2012 г. №16912/11 по делу №А40-73286/10-143-625 [Электронный ресурс] // Вестник ВАС РФ. – 2012. – № 8. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2016 г. по делу №СИП-523/2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2005 г. по делу №А40-63533/04-67-642 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 дек. 2015 г. по делу №А73-14762/2014[Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 14962/08 по делу №А11-3939/2007 [Электронный ресурс] // Вестник ВАС РФ. – 2009. – №6. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № 18012/10 по делу №А40-47499/2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 5560/08 по делу №А56-46111/2003 [Электронный ресурс] // Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 2. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 янв. 2012 г. по делу №А56-12148/2011 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 авг. 2016 г. № 13АП-17353/2016 по делу №А21-10484/2015 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
Решение Суда по интеллектуальным правам от 31 янв. 2017 г. по делу №СИП-676/2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
Решение Суда по интеллектуальным правам от 22 марта 2018 г. по делу №СИП-686/2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/.
Специальная литература
Книги
Алексеев С.С. Общая теория права. Том II. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – 360 с.
Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. Том 1. / Е.В. Васьковский. – М.: Издание Бр. Башмаковых, 1913. – ХХ, 691 с.
Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде /А.П. Вершинин. – СПб.: Специальный юридический факультет по переподготовке кадров по юридическим наукам Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. – 384 с.
Гордон В.М. Основание иска в составе изменения исковых требований. / В.М. Гордон. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1902. – 335 с.
Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика / О.А. Городов. – М.: Статут, 2008. – 216 с.
Гражданский процесс. Учебник / В.Н. Аргунов [и др.]; под ред. М.К. Треушникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Городец, 2000. – 672 с.
Гражданский процесс. Учебник / Воложанин В.П. [и др.]; отв. ред. Ю.К. Осипов. – М.: БЕК, 1996. – 475 с.
Гражданский процесс. Учебник / М.А. Викут [и др.]; под ред. К.С. Юдельсона. – М.: Юрид. лит., 1972. – 440 с.
Гражданский процесс. Учебник / Т.Е. Абова, А.А. Мельников; под ред. Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. – М.: Юрид. лит., 1968. – 456 с.
Гражданский процесс. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. / В.А. Мусин [и др.]; под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. – М.: ПБОЮЛ Гриженко, 2001. – 544 с.
Гражданское процессуальное право. Учебник / С.А. Алехина [и др.]; под ред. М.С. Шакаряна. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 584 с.
Грибанов В.П. Осуществление и защиты гражданских прав / В.П. Грибанов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2001. – 411 с.
Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права / А.А. Добровольский, С.А. Иванова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 159 с.
Иоффе О.С. Советское гражданское право / О.С. Иоффе. – М.: Юрид. лит., 1967. – 494 с.
Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве / О.А. Красавчиков. – М.: Госюриздат, 1958. – 183 с.
Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Е.А. Борисова [и др.]; под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. – М.: Городец, 2003. – 1088 с.
Осокина Г.Л. Иск (теория и практика) / Г.Л. Осокина. – М.: Городец, 2000. – 192 с.
Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть: учебник /Г,Л. Осокина – 3-е изд, перераб. – М.: Норма: ИНФ РА-М,2013. – 669 с.
Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаев; под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010. – 414 с.
Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций / А.В. Поляков – 2-е изд. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 845 с.
Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом / О.А. Поротикова. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 256 с.
Применение процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел. Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного Суда СССР. – 1978. – № 2.
Советский гражданский процесс. Учебник / М.К. Воробьев [и др.]; под ред. М.А. Гурвича. – М.: Высш. шк., 1967. – 436 с.
Французский гражданский кодекс: Учеб.-практ. Комментарий / пер. с фр., комментарии Ю. Гонгало, А. Грядова, К. Криеф-Семитко и др. – М.: Проспект, 2008. – 752 с.
Цихоцкий А.В., Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав / А.В. Цихотцкий, А.П. Вершинин. – СПб., 2000. – 384 с.
Чечина Н.А. Гражданские процессуальные отношения / Н.А. Чечина – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. – 68 с.
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Спарк, 1995. – 556 с.
Статьи
Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве / М.М. Агарков // Известия АН СССР. – 1946. – №6. – С. 424-436.
Белов В.А. «Двадцать пятое» Постановление Пленума: толкование или … законодательство? / В.А. Белов // Вестник экономического правосудия РФ. – 2015. – № 11. – СПС «КонсультантПлюс».
Волков А.В. Недобросовестная конкуренция и злоупотребление доминирующим положением как формы злоупотребления правом / А.В. Волков // Законность. – 2009. – №11. – СПС «КонсультантПлюс».
Дозорцев В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая?/ В.А. Дозорцев // Юридический мир. –1997. – №4. – С. 29-33.
Елисейкин П.Ф. Изменение предмета и основания иска / П.Ф. Елисейкин // Советская юстиция. – 1969. – №5. – С. 10-12.
Еременко В.И. О пресечении недобросовестной конкуренции / В.И. Еременко // Вопросы изобретательства. – 1992. – №1-2. – С. 28-33.
Закрудаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве / О.Ю. Закрудаева // Законодательство и экономика. – 2006. – №11. – С. 61-62.
Залесская М.В. Недобросовестная конкуренция: некоторые проблемы неправомерного получения, использования и разглашения конфиденциальной коммерческой информации / М.В. Залесская // Законодательство и экономика. – 1998. – №5. – С. 23-34.
Кашкарова И.Н. К вопросу о возможности предъявления альтернативных (факультативных) исков в состязательном процессе / И.Н. Кашкарова // Закон. – 2014. – №3. – С. 151-159.
Протокол № 1 заседания Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 27 декабря 2013 г. // Журнал Суда по интеллектуальным правам. – 2014. – N 3. – СПС «КонсультантПлюс».
Рожкова М.А. К вопросу об иске, изменении его предмета и основания / М.А. Рожкова // Хозяйство и право. – 2002. – № 11. – С. 78-91.
Хабаров Д.И., Ермолина Д.И. Недобросовестная регистрация товарных знаков, сходных с широко известными, в отношении неоднородных товаров // Закон. – 2011. – N 12. – СПС «КонсультантПлюс».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!