Россия и Украина: перспективы выхода из кризиса

Линёва Елизавета Валериевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Все были относительно стабильными, так как Л. Кравчук, а затем Л. Несмотря на то, что в этом курсе также не было отказано в доступе к курсу. Приход к власти в Украине после «оранжевой революции» В. Ющенко стал поворотным пунктом в формате сотрудничества России и Украины. Ввод в силу того факта, что новое правительство не только продолжало проводить предварительный курс своих предшественников, но и предпринимались попытки улучшить сотрудничество с нами.
 «Оранжевая революция» и новый политический курс В. Ющенко привел к затяжному кризису во взаимоотношениях России и Украины. Украина обязана участвовать в мероприятиях стран СНГ, активизировать сотрудничество с НАТО и ГУАМ, а также в период августовских событий 2008 года в Грузии МИД Украины пытался запретить восхождение на территорию Украины кораблей Черноморского флота Российской Федерации. В результате этого процесса были установлены двусторонние соглашения, в которых говорится, что в 2014 году мы наблюдаем их деградацию.
Актуальность темы работы является условием нормализации отношений между Российской Федерацией и Украиной.
 Кризис российско-украинских отношений, который прослеживался еще в 2005 году, был вызван негативными последствиями, которые особенно обострились до окончательного президентского срока В. Янукович. Все эти процессы выражают недовольство в отношениях между государствами и государствами.
Украина и Россия имеют протяженную государственную границу и длительную историю двусторонних отношений, в настоящее время отношения между Россией и Украиной находятся на довольно низком уровне. Двусторонняя договорно-правовая база на сегодняшний день составляет 358 международных документов, регулирующих широкий круг вопросов сотрудничества государств, в том числе торгово-экономическую, научно-техническую, гуманитарную, правоохранительную и другие сферы; общим кризисом российско-украинских отношений. Последние двусторонние договоры были подписаны в феврале 2014 года. С 2014 года наблюдается процесс разрушения нормативно-правовой базы сотрудничества и, соответственно, системы институциональных межгосударственных отношений.
Российско-украинский кризис является политико-дипломатической конфронтацией. Межгосударственные контакты Российская Федерация – Украина с 2014 года осуществляются либо заочно, либо в формате многосторонних встреч. Характер и атмосфера могут быть охарактеризованы как враждебная. Ввиду смены власти в Украине в 2019 году необходимо рассмотреть перспективы дальнейших контактов двух государств.

Все годы с момента обретения Украиной независимости были относительно стабильными, так как Л. Кравчук, а затем Л. Кучма хотя и проводили политику активизации сотрудничества со своими западными партнёрами, но при этом также не отказывались от курса на сближение с Россией. Приход к власти в Украине после «оранжевой революции» В. Ющенко стал поворотным пунктом в изменении формата сотрудничества Российской Федерации и Украины. Ввиду того, что новое правительство не только продолжило прозападный курс своих предшественников, но и предприняло попытки максимального сокращения сотрудничества с Россией.
«Оранжевая революция» и новый политический курс В. Ющенко привели к затяжному кризису во взаимоотношениях России и Украины. Именно в этот период Украина снижает своё участие в мероприятиях СНГ, активизирует сотрудничество с НАТО и ГУАМ, а также в период августовских событий 2008 года в Грузии МИД Украины пытался запретить возвращение на территорию Украины кораблей Черноморского флота Российской Федерации. К тому же данный период характеризуется началом применения механизма двусторонних санкций на фоне официальных обвинений друг друга в недружественных действиях, соответственно, именно с этого этапа необходимо рассматривать процессы в двусторонних отношениях, которые привели к тому, что с 2014 года мы наблюдаем их деградацию.
Актуальность темы работы обусловлена влиянием украинского кризиса на международные отношения, одним из основных условий стабилизации которого является нормализация отношений Российской Федерации с Украиной.
Кризис российско-украинских отношений, который прослеживался еще в 2005 году, повлек за собой череду негативных последствий, которые особенно обострились к окончанию президентского срока В. Януковича. Все эти процессы выразились в росте недоверия между государствами и способствовали серьезным изменениям в мировой политике на нынешнем этапе.
Украина и Россия имеют протяженную государственную границу и длительную историю двусторонних отношений, в данный момент взаимоотношения Российской Федерации и Украины находятся на довольно низком уровне. Двусторонняя договорно-правовая база на сегодня составляет 358 международных документов, регулирующих широкий круг вопросов сотрудничества данных государств, включая торгово-экономическую, научно-техническую, гуманитарную, правоохранительную и другие сферы, но в то же время, реализация ряда документов существенно затруднена, что обусловлено общим кризисом российско-украинских отношений. Последние двусторонние договоры был подписаны в феврале 2014 года и касались области культурного взаимодействия. С 2014 года наблюдается процесс разрушения нормативно-правовой базы сотрудничества и, соответственно, системы институциональных межгосударственных отношений.
Российско-украинский кризис охватывает все сферы двусторонних отношения и, в первую очередь, является политико-дипломатической конфронтацией. Межгосударственные контакты Российская Федерация — Украина с 2014 года осуществляются или заочно, или в формате многосторонних встреч. Характер и атмосферу диалога можно охарактеризовать как враждебную. Ввиду смены власти в Украине в 2019 году необходимо рассмотреть перспективы дальнейших контактов двух государств.
Цель и задачи исследования. Целью является прогнозирование двусторонних отношений Российской Федерации и Украины после прихода к власти новоизбранного украинского президента.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
выявить особенности развития отношений между Украиной и Российской Федерацией при президентах В. Ющенко, В. Януковиче, П. Порошенко;
оценить изменения договорно-правовой базы российско – украинского сотрудничества на фоне смены политической власти в Украине;
проанализировать особенности освещение темы российско-украинских отношений в в информационно-аналитических изданиях в период с 2005 по 2019 гг.;
разработать сценарный прогноз российско-украинских отношений;
создать дорожную карту возобновления контактов между Российской Федерацией и Украиной.
Объектом является кризис российско-украинских отношений на современном этапе.
Предметом выступают сценарии выхода из кризиса.
Основными методами исследования, используемыми в работе, стали методы системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического и событийного анализа, применявшиеся при структуризации, сравнении, анализе и определении особенностей, повлиявших на развитие отношений между Украиной и Российской Федерацией при президентах В. Ющенко, В. Януковиче, П. Порошенко. Метод контент анализа был применён при рассмотрении нормативно-правовой базы двусторонних отношений, а также выявлении особенностей освещения темы российско-украинских отношений в информационно-аналитических изданиях. Метод прогнозирования был использования при составлении сценариев и дорожной карты, отражающих перспективы выхода из кризиса двусторонних отношений.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы Украины и Российской Федерации, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и Россией, статистических данные и заявления первых лиц РФ и Украины. Рассмотренные в работе документы можно разделить на две группы: основополагающие документы, определявшие двустороннее сотрудничество Украины и России до 2014 года; документы, разрушающие нормативно-правовую базу сотрудничества.
К первой группе мы можем отнести «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве» 1997 года, «Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ в Крыму» 1997 года, «Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере 2002 года», «Договор о украинско-российской государственной границе» 2003 года, «Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством РФ о реадмиссии» 2006 года, «Программу межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной». К 2009 году между странами было подписано более 380 двусторонних документов, из которых 308 вступили в силу. Более 200 соглашений было принято в торгово-экономической, военной и военно-технической, научно-технической сферах, остальные же были заключены в сфере регулирования контактов по политическим, гуманитарным, информационным, консульским и другим направлениям сотрудничества.
Ко второй группе следует отнести документы, принятие которых было в большей степени инициировано Украиной после 2014 года, когда начался процесс разрушения нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества, в результате чего ряд документов, указов президента Украины официально закрепляют статус РФ в качестве агрессора и обвиняют Москву в ведении войны против Украины. Так, например, 27 января 2015 Верховная Рада приняла «Обращение к мировому сообществу о признании РФ государством-агрессором», Заявление «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий», в котором обозначены хронология, цели, масштабы российской агрессии, ее последствия для Украины и мира, сформулированы требования к стране-агрессору. 26 мая 2015 вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности Украины, в которой основной внешней угрозой значатся «агрессивные действия России, осуществляемые для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения государства Украина и захвата её территории». Утверждённая Указом Президента Украины № 287/2015 от 26 мая 2015 г. Стратегия национальной безопасности Украины утверждает курс украинского руководства: с одной стороны, это противодействие “российской угрозе”, “которая имеет долгосрочный характер”, а с другой – интеграция в евроатлантическую систему безопасности с опорой на ЕС и НАТО. Также Военная доктрина, принятая Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) 2 сентября 2015, официально объявляет Россию военным противником.
Со стороны РФ мы увидели реакцию в виде взаимных санкционных мер, указывающих на недружественные действия со стороны правительства Украины, например, Федеральный закон 2015 года «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины», Указ Президента РФ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации», Итогом политики обмена ограничительными санкциями и неразумных политических шагов стала денонсация «Большого Договора».

Череда локальных событий, которые могли бы показаться не столь серьезными при поверхностном рассмотрении, привели к серьезным последствиям в отношениях двух граничащих государств. События нынешнего этапа позволяют нам наблюдать процесс деградации от тесных партнёрских отношений до практически полной их приостановки.
Безусловно, мы не можем утверждать, что будущее российско-украинских отношений будет развиваться исключительно по одному из вышеуказанных сценариев, так как в некоторой степени мы рассматриваем крайние точки совпадения двух переменных. Мы полагаем, что определённые элементы из каждого сценария могут осуществиться, поэтому данный метод прогнозирования представляет собой конструкт для комбинирования определённых событий и рассмотрения их последствий.
Важную роль будет играть развитие внутриполитической стабильности, социально-экономическая ситуация в Украине и общественная поддержка нового президента. Здесь все будет находиться в зависимости от таких факторов: сторонники нового президента на выборах в Верховную Раду получат необходимую долю в парламенте, что даст возможность Зеленскому сформировать свое правительство, у него в руках окажется достаточно полномочий для реализации своей программы; сторонники «старых сил» получат достаточное количество мест в Верховной Раде для того, чтобы влиять на политическую повестку; на выборах в парламент несколько политических партий получат равное количество мест, что может значительно затруднить реализацию пропрезидентской линии, так как в парламенте возникнут сложности с достижением согласия, следовательно, любые решения будут или затягиваться, или блокироваться, т.е. процесс нормотворчества затруднится. Но мы понимаем, что при хорошо подобранной команде, новый президент сможет достигнуть согласия с парламентом при условии нахождения компромисса по таким вопросам, как гарантии неприкосновенности активов и сфер интересов, предоставление представителям старых политических сил места в новой системе власти. Также вероятно, что команду Зеленского составят политики времён президентства В. Януковича. Так или иначе, можно ожидать, что риторика Владимира Зеленского будет менее милитаристской и русофобской, что отчасти снизит градус напряженности российско-украинских отношений. Но учитывая, что большая часть представителей электората Зеленского не ориентированы на возврат статус-кво в отношениях с Россией периода отношений до 2014 года, он, исходя из интересов обеспечения собственного политического выживания, не будет радикально менять курс. Скорее всего, новый президент в процессе консолидации общества сделает ставку на гражданскую идентичность, а не этническую, а также на общие цели, например, выстраивание экономически успешного государства. Ввиду этого новое правительство отойдет от линии триединства предыдущего президента-«армия, язык, вера», с большой вероятностью язык и история перестанут быть основными инструментами в политической борьбе с РФ, языковая политика станет мягче. Всё это может быть положительно воспринято российской стороной. Также новый президент Украины предпримет попытки осуществления обмена военнопленными в формате «всех на всех».
Исходя из проведённой работы, мы приходим к выводу, что в ближайшее время российско-украинские отношения будут оставаться весьма напряженными. Ни одна из сторон пока не готова идти на компромисс. Россия и Украина продолжат требовать уступок друг от друга, которые будут расцениваться другой стороной как ослабление её позиций, поэтому не будут реализованы на практике. Хотя отношения находятся на той стадии, после которой обычно происходит или крупномасштабная война, или спад напряженности. Война маловероятна, как и полный разрыв дипломатических отношений, полноценная нормализация отношений также пока имеет мало шансов на реализацию, поэтому напряженность между двумя странами сохранится, но снизится. Через какое-то время всё придёт к прагматичному возобновлению контактов, но отношения буду выстраиваться в формате делового партнёрства.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету