Журналист в современной зарубежной поп-культуре: трансформация образа
Актуальность. Исследование образа журналиста в современной зарубежной популярной культуре – это уникальный способ оценить отношение общественности к представителям средств массовой информации. Профессия журналиста обладает парадоксом: с одной стороны, это публичная профессия, но с другой стороны, она является одной из закрытых профессий. Люди редко посещают редакции, где они могли бы увидеть журналиста за работой, у них нет возможности применить метод включенного наблюдения и побыть один день в роли представителя прессы, хотя сами репортеры могут поработать таксистами, официантами и т.д. Поэтому образ журналиста в массовом сознании складывается благодаря популярной культуре, а по большей части литературе и кинематографу. Для многих не имеет значения, вымышленный это персонаж или прототип реально существующего журналиста, определенный образ журналиста все равно формируется в сознании за счет фильмов, книг или сериалов. Чаще всего именно интересные персонажи, захватывающий сюжет фильма затмевают менее яркие и гротескные прототипы. Не имеет значения, насколько истинны или ложны эти представления о журналисте, важно то, что они существуют в массовом сознании и подкрепляются поп-культурой. Взаимодействие художественного образа и массового сознания – один из важных вопросов, который волнует антропологов, культурологов, исследователей медиакультуры и пр. Журналисты могут стать героями собственно «журналистских» фильмов или книг, но также они появляются в произведениях о звездах, политиках, полицейских. Аудитория может быть далека от журналистики, может не интересоваться работой СМИ, но так или иначе встречает журналистов в кино или романах, а значит, определенным образом воспринимает эту профессию и конкретных ее представителей Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявлены основные критерии для сравнения трансформации образа журналистов в современной зарубежной поп-культуре, что позволяет проследить эту трансформацию и выявить сходства и различия. Результаты исследования помогут не только рассмотреть отдельные образы журналистов, но и проследить причины и характер изменений. Цель Составление характеристику образов журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, а также проследить их трансформацию. Объект исследования Образ журналиста в современной зарубежной популярной культуре. Предмет исследования Трансформация образа журналиста в зарубежной поп- культуре. Задачи исследования 1. Рассмотреть понятие и генезис образа в поп-культуре; 2. Выделить этапы развития образа журналиста в зарубежной поп-культуре; 3. Выявить критерии анализа образов журналистов; 4. Проанализировать образы журналистов в фильмах, романах и телесериалах; 5. Сравнить полученные результаты. Теоретическая база В ходе работы нами был использован широкий круг источников, в которых была представлена информация, во-первых, об этапах развития массовой и популярной культуры, во-вторых, о генезисе и понятии образа, отличие медийного образа и художественного образа. Также мы использовали источники, описывающие историю образа журналиста в популярной культуре, а также психологию идентичности в журналистской профессии для того, чтобы выявить критерии анализа образов. Для изучения истории образа журналиста в массовом сознании нами была использована работа Дж. Зальцмана «Анализ образа журналиста в массовой культуре». Для изучения этапов и условий развития популярной и массовой культуры нами были взяты труды Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Ясперса, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Элвина Тоффлера, Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Е.В. Карамзиной. О генезисе и понятии образа мы использовали теоретическую основу из работы Юлии Белоусовой «Генезис образа и его функционирование в медиапространстве». Для выявления критериев анализа образа журналиста нам помогла работа А.М. Сосновской «Журналист: Личность и профессионал (психология идентичности)». Эмпирическая база Эмпирическая база исследования включает в себя фильмы второй половины XX – начала XXI века: «Туз в рукаве» (1951, Билли Уайлдер), «Сладкая жизнь» (1960, Федерико Феллини), «Вся президентская рать» (1976, Алан Пакула), «Сальвадор» (1985, Оливер Стоун), «Безумный город» (1997, Коста-Гаврас), «Стрингер» (2014, Дэн Гилрой), «В центре внимания» (2015, Томас Маккарти). Художественные романы XX – начала XXI вв.: «Фиеста» Эрнеста Хемингуэя (1926), «Ромовый дневник» Хантера Томпсона (1960), «Спортивный журналист» Ричарда Форда (1986), «Вечерние новости» Артура Хейли (1990), «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер (2003), «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона (2004). Сериалы начала XXI века: «Час» (2011-2012), «Служба новостей» (2012-2014), «Карточный домик» (2013). Методологическая база Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (описание, анализ, синтез, аналогия) и методы контент-анализа фильмов, книг и сериалов, а также сравнительного анализа образов журналистов. Структура магистерской диссертации Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Заключение содержит выводы, в которых обобщаются результаты исследования. Во введении обозначается актуальность работы, её научная новизна, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методы, теоретическая и эмпирическая база. Первая глава посвящена теоретическим аспектам и основным этапам развития поп-культуры, отличиям ее от массовой культуры, генезису образа в медиапространстве, а также развитию образа журналиста в поп-кульутре. Кроме того, в ней мы выделяем основные критерии для анализа образов журналиста, который мы проводим во второй главе. Вторая глава носит эмпирический характер и посвящена детальному анализу образов журналиста в современном зарубежном кинематографе, в современной зарубежной массовой литературе, а также в телесериалах. Во второй главе была предпринята попытка обобщить проанализированные нами образы и назвать их, выделив их основные черты. Также мы попытались рассмотреть, как образ журналиста трансформировался в современной зарубежной поп-культуре.
Актуальность. Исследование образа журналиста в современной зарубежной популярной культуре – это уникальный способ оценить отношение общественности к работникам СМИ. Профессия журналиста в какой-то мере парадоксальна: с одной стороны, это публичная профессия, а с другой – она является одной из самых закрытых. Люди редко посещают редакции, у них нет возможности применить метод включенного наблюдения и побыть один день в роли репортера. Поэтому образ журналиста в массовом сознании складывается благодаря популярной культуре.
Для зрителей или читателей не имеет значения, вымышленный это персонаж или прототип реально существующего журналиста – определенный образ журналиста все равно формируется в сознании за счет фильмов, книг или сериалов. Чаще всего именно интересные герои, захватывающий сюжет затмевают менее яркие и гротескные прототипы. Не имеет значения, насколько истинны или ложны представления о журналистах, важно то, что они существуют в массовом сознании и подкрепляются «продуктами» современной поп-культуры.
Взаимодействие художественного образа и массового сознания – один из важных вопросов, который волнует антропологов, культурологов, и медиа-исследователей. Журналисты могут стать героями собственно «журналистских» фильмов или книг, но также они появляются и в произведениях о знаменитостях, политиках, полицейских. Аудитория может быть далека от журналистики, может не интересоваться работой СМИ, но так или иначе встречает журналистов в кино или романах, а значит, определенным образом воспринимает эту профессию и её конкретных представителей. Кроме того, следует отметить, что поп-культура, демонстрирующая образ журналиста, нередко оказывает определенное влияние на тех, кто выбирает данную профессию.
Американский исследователь и преподаватель журналистики Джо Зальцман создал и регулярно обновляет базу данных, где уже сейчас можно найти фильмы, сериалы, книги и комиксы, в которых встречается образ журналиста. Зальцман полагает, что именно популярная культура, а не собственно работа СМИ, влияет на формирование определенных представлений о журналистах в массовом сознании.
Нами было проведено два опроса: один среди студентов, обучающихся по направлению «журналистика», другой среди так называемой массовой аудитории, то есть людей, никаких не связанных с данной профессией. Целью опроса было составить собирательный образ журналиста, который преобладает в подсознании респондентов.
Один из наших вопросов касался того, повлияли ли образы журналистов, тиражируемые поп-культурой, на их выбор профессии, и большинство респондентов дало утвердительный ответ. Также мы задали вопрос, что повлияло больше всего, по их мнению, на образ журналиста, который существует в их подсознании: фильмы, сериалы, художественные романы или наблюдения за работой реальных журналистов. Среди респондентов обеих групп преобладал ответ – фильмы. В том числе, и среди студентов-журналистов, которые уже имеют опыт практики и работы в СМИ.
Данные опросы подтверждают актуальность настоящего исследования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявлены основные критерии для сравнения трансформации образа журналистов в современной зарубежной поп-культуре, что позволяет проследить эту трансформацию и выявить сходства и различия. Результаты исследования помогут не только рассмотреть отдельные образы журналистов, но и проследить причины и характер изменений.
Объектом исследования является образ журналиста в современной зарубежной популярной культуре.
Предмет – трансформация образа журналиста в зарубежной поп-культуре.
Цель работы – составить характеристику образов журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, а также проследить их трансформацию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и генезис образа в поп-культуре;
выделить этапы развития образа журналиста в зарубежной поп-культуре;
выявить критерии анализа образов журналистов;
проанализировать образы журналистов в фильмах, романах и телесериалах;
сравнить полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (описание, анализ, синтез, аналогия) и методы контент-анализа фильмов, книг и сериалов, а также сравнительного анализа образов журналистов.
Теоретическая база. В ходе работы нами был использован широкий круг источников, в которых была представлена информация, во-первых, об этапах развития массовой и популярной культуры, во-вторых, о генезисе и понятии образа, отличие медийного образа и художественного образа. Также мы использовали источники, описывающие историю образа журналиста в популярной культуре, а также психологию идентичности в журналистской профессии для того, чтобы выявить критерии анализа образов.
Для изучения истории образа журналиста в массовом сознании нами была использована работа Дж. Зальцмана «Анализ образа журналиста в массовой культуре». Для изучения этапов и условий развития популярной и массовой культуры нами были взяты труды Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Ясперса, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Элвина Тоффлера, Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Е.В. Карамзиной. О генезисе и понятии образа мы использовали теоретическую основу из работы Юлии Белоусовой «Генезис образа и его функционирование в медиапространстве».
Для выявления критериев анализа образа журналиста нам помогла работа А.М. Сосновской «Журналист: Личность и профессионал (психология идентичности)».
Эмпирическая база исследования включает в себя фильмы второй половины XX – начала XXI века: «Туз в рукаве» (1951, Билли Уайлдер), «Сладкая жизнь» (1960, Федерико Феллини), «Вся президентская рать» (1976, Алан Пакула), «Сальвадор» (1985, Оливер Стоун), «Безумный город» (1997, Коста-Гаврас), «Стрингер» (2014, Дэн Гилрой), «В центре внимания» (2015, Томас Маккарти).
Художественные романы XX – начала XXI вв.: «Фиеста» Эрнеста Хемингуэя (1926), «Ромовый дневник» Хантера Томпсона (1960), «Спортивный журналист» Ричарда Форда (1986), «Вечерние новости» Артура Хейли (1990), «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер (2003), «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона (2004).
Сериалы начала XXI века: «Час» (2011-2012), «Служба новостей» (2012-2014), «Карточный домик» (2013).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!