Проблема освоения и развития арктических территорий в международном медиа-дискурсе

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Долгобородова Светлана Олеговна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность. В наши дни ситуацию в Арктике называют и «горячей войной на холодной территории», и «веком Арктики», и «битвой за Арктику». Интерес к этому региону легко объясним. По некоторым данным, там сосредоточено около четверти мировых ресурсов нефти и природного газа. Помимо этого, в Северном Ледовитом океане протекает процесс таяния льдов, что, со временем, может позволить использовать Северный морской путь – транспортную магистраль, способную значительно сократить многие маршруты, круглогодично. Однако несовпадение точек зрения стран-членов Арктического совета на территорию арктического шельфа и на право ее освоения значительно усложняет развитие региона в целом. Государствам приходится вести серьезные и долгие дискуссии, чтобы найти компромисс и взаимную выгоду в условиях сложной геополитической картины. Средства массовой информации выступают важным рычагом в арктической гонке: поддерживают или критикуют государственную арктическую стратегию, а также отражают настроения общества в отношении Арктики. Проблема освоения арктических территорий находит отражение в СМИ по всему миру и является своего рода индикатором международной политики в отношении данного вопроса. Более того, исследователи отмечают, что тенденции современного арктического медиадискурса могут обернуться предпосылками для информационных войн. Благодаря анализу СМИ на предмет интерпретации проблемы освоения Арктики можно понять интересы и настроения каждой приарктической страны относительно освоения арктических территорий и арктической проблематики в целом. Теоретическую базу исследования составляют научные работы и статьи российских и зарубежных исследователей международного права и арктического медиадискурса. В их числе как российские исследователи Ю.Г. Барсегов, В. Н Конышев, Ю.Ф.Лукин, А.А. Сергунин, Е.Ю. Булатова, так и зарубежные Э.В. Ров, Н. Вегге. Вопросы участия СМИ в реализации информационной политики затрагиваются в работах, посвященных теории журналистики, в частности – в учебных пособиях Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко и др. При изучении медиарынка России, США и Канады представляют интерес работы исследователей петербургской и московской школ журналистики, в числе которых М.В.Шкодин, С.А.Михайлов, А.Ю.Быков, Л.М.Землянова и др. Эмпирический материал представляют публикации об Арктике в российских («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), американских («The New York Times») и канадских («The Globe and Mail») изданиях за период 2001-2018 гг. Методы исследования: анализ, синтез, классификация, дедукция, аналогия, обобщение, контент-анализ. Цель данного исследования – определить векторы в интерпретации проблемы освоения арктических территорий в международном медиадискурсе посредством анализа информационной политики и публикаций в СМИ России, Канады и США – стран-членов Арктического совета в отношении развития арктических территорий. Объект исследования – масс-медиа приарктических государств в контексте международного медиадискурса. Предмет исследования – освещение проблемы освоения и развития арктических территорий средствами массовой информации России («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), США («The New York Times») и Канады («The Globe and Mail»). Задачи: – проанализировать развитие арктических территорий в контексте международной коммуникации; – обозначить подходы к освещению темы Арктики в российской прессе – на примере материалов «Российской газеты», «Независимой газеты», «Новой газеты», издания «Коммерсантъ»; – выявить специфику арктического дискурса в зарубежных средствах массовой информации – на примере изданий США The New York Times и Канады – The Globe and Mail. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Актуальность исследования. Борьба за арктические территории и их освоение – давний вопрос международной политики. До 1982-го года, казалось, решение его было найдено – Арктика была «поделена» между пятью государствами, имевшими право на ее освоение: Россией, Канадой, США, Норвегией и Данией. Однако Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982-ом году, ввела другие принципы разграничения. Согласно ей, «полный суверенитет прибрежного государства распространяется лишь на 12-мильную зону территориальных вод, на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра. Кроме того, устанавливается 200-мильная исключительная экономическая зона. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа». Свои права на Арктику стали отстаивать еще три страны: Исландия, Финляндия и Швеция. А о готовности разрабатывать месторождения на арктическом шельфе заявляет несколько десятков стран. Среди них – Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Германия, Япония.
В наши дни ситуацию в Арктике называют и «горячей войной на холодной территории», и «веком Арктики», и «битвой за Арктику». Интерес к этому региону легко объясним. По некоторым данным, там сосредоточено около четверти мировых ресурсов нефти и природного газа.
Помимо этого, в Северном Ледовитом океане протекает процесс таяния льдов, что, со временем, может позволить использовать Северный морской путь – транспортную магистраль, способную значительно сократить многие маршруты, круглогодично.
Россия – крупнейшая из арктических стран, связанная с Арктикой не только географическим положением, но и историей, и национальными интересами. Современный Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн км2, из которых 6,8 млн км2 приходятся на водное пространство и составляет 45% всей площади Северного Ледовитого океана. В пределах сектора континентальный шельф России составляет 6,19 млн км2, или 41% всей площади водной акватории Арктики. Именно поэтому Россия активно отстаивает свои права на освоение и развитие арктического пространства.
Однако несовпадение точек зрения стран-членов Арктического совета на территорию арктического шельфа и на право ее освоения значительно усложняет развитие региона в целом. Государствам приходится вести серьезные и долгие дискуссии, чтобы найти компромисс и взаимную выгоду в условиях сложной геополитической картины. А для того, чтобы отстоять свои права на освоение территории – необходимо подавать заявки в специальный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
Средства массовой информации выступают важным рычагом в арктической гонке: поддерживают или критикуют государственную арктическую стратегию, а также отражают настроения общества в отношении Арктики. Проблема освоения арктических территорий находит отражение в СМИ по всему миру и является своего рода индикатором международной политики в отношении данного вопроса. Более того, исследователи отмечают, что тенденции современного арктического медиадискурса могут обернуться предпосылками для информационных войн.
Здесь важно определить, что включает в себя понятие «медиадискурс». В частности Е.А. Кожемякин характеризует медиадискурс как смысловую единицу, в которой «происходит конвертация информации в смыслы (конструирование знания), перевод знания с одного уровня (например, институционального) на другой (например, обыденный), сращение информации различного типа (например, политической и развлекательной, событийной и рекламной) или же создание особого знания, имеющего отношение только к медийной действительности».
Таким образом, арктический медиадискурс мы понимаем как интерпретацию в общественном сознании информации об Арктическом регионе, его освоении и развитии и наделение этого феномена смыслами при непосредственном участии масс-медиа.
Цель данного исследования – определить векторы в интерпретации проблемы освоения арктических территорий в международном медиадискурсе посредством анализа информационной политики относительно арктических территорий и публикаций в СМИ России, Канады и США – стран-членов Арктического совета.
Задачи:
– проанализировать развитие арктических территорий в контексте международной коммуникации
– обозначить подходы к освещению темы Арктики в российской прессе – на примере материалов «Российской газеты», «Независимой газеты», «Новой газеты», издания «Коммерсантъ»
– выявить специфику арктического дискурса в зарубежных средствах массовой информации – на примере изданий США (The New York Times) и Канады – (The Globe and Mail).
Объект исследования – масс-медиа приарктических государств в контексте международного медиадискурса.
Предмет исследования – освещение проблемы освоения и развития арктических территорий средствами массовой информации России («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсантъ»), США («The New York Times») и Канады («The Globe and Mail»).
Хронологические рамки исследования: 2001-2018 гг. Этот период был выбран как наиболее богатый на арктические события. Согласно интерпретации исследователя Ю.Ф. Лукина, (будет подробнее рассмотрена в первом параграфе первой главы), с этими годами связаны самые современные исследования арктического пространства, уже сложившийся правовой режим Арктики, ключевые законодательные акты по развитию Арктической зоны, как России, так и других стран. Период также богат на международные события, касающиеся статуса Арктики, в которых принимали непосредственное участие Российская Федерация, США и Канада. Эти годы являются ключевыми для определения современной арктической проблематики в международном медиадискурсе.
Эмпирическую базу составляют публикации в общественно-политических изданиях Канады, России, США за 2001-2018 гг. В качестве изданий для анализа были выбраны четыре российских СМИ – «Российская газета», «Независимая газета», «Коммерсантъ» и «Новая газета», а также англоязычные североамериканских СМИ – «The New York Times» (США)и «The Globe and Mail» (Канада). Все эти СМИ являются качественными общественно-политическими национальными изданиями, выходящими ежедневно или несколько раз в неделю, продемонстрировавшими, согласно данным мониторинговых агентств Integrum и LexisNexis высокое внимание к арктической тематике и имеющими относительно высокие для своей страны тиражи.
Выборка российских СМИ более широкая, что вызвано необходимостью изучить обозначенные проблемы подробно с учетом различных точек зрения. «Российская газета» как официальный печатный орган Правительства РФ послужит хорошим примером отражения в СМИ государственной арктической стратегии России. Негосударственные же издания («Независимая газета», «Коммерсантъ» и «Новая газета») в связи с уже сложившейся информационной политикой каждого из них помогут обозначить разносторонность в представлении проблемы освоения Арктики в российских СМИ.
Степень изученности темы. Международный арктический медиадискурс в настоящий момент мало изучен. Лишь отдельные исследователи посвящали этому свои труды – например, норвежская исследователь Элана Вилсон Ров, к работам которой мы обратимся в процессе работы, а также российская исследователь Елена Булатова. Изучением международной политики по вопросу освоения арктических территорий и изучением стратегий государств-членов Арктического совета, напротив, занимались многие современные исследователи. В ряду этих исследователей Лукин Ю.Ф, Конышев В.Н., Журавлев П.С. и др. Их научные труды составят значительную часть теоретической базы исследования. Тема международного арктического медиадискурса настолько широка, насколько широк выбор средств массовой информации для его анализа, поэтому данная тема имеет большую сферу вопросов для изучения.
Вопросы участия СМИ в реализации информационной политики затрагиваются в работах, посвященных теории журналистики, в частности – в учебных пособиях Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко и др.
При изучении медиарынка России, США и Канады представляют интерес работы исследователей петербургской и московской школ журналистики, в числе которых М.В.Шкодин, С.А.Михайлов, А.Ю.Быков, Л.М.Землянова и др.
Методы исследования. При проведении исследования используются такие методы как анализ, синтез, классификация, дедукция, аналогия, обобщение, контент-анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Проблема освоения и развития арктических территорий в международном медиа-дискурсе»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет