Жанрово-стилистические приемы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Семеина Дарья Андреевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация выпускной квалификационной работы Семеиной Дарьи Андреевны «ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ПРЕССЕ» Н. рук. – Балашова Юлия Борисовна, доктор филол. наук, профессор Кафедра истории журналистики Очная форма обучения Выпускная квалификационная работа посвящена жанрово-стилистическим приемам популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе. В основу работы легла идея поиска способов речевой презентации гуманитарного знания и научной популяризации через журналистику. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения жанрово-лингвистических возможностей современной научно-популярной прессы в процессе научной популяризации. Объектом исследования выступают жанрово-стилистические особенности репрезентации гуманитарного знания в научно-популярных сетевых изданиях. Предметом исследования являются вопросы литературоведения в фокусе функционально-стилистического анализа. Эмпирическую базу составляют журналистские тексты гибридных научно-популярных изданий как «Горький», «Дистопия», «НЕ-ТЕКСТ», «Arzamas», «Rara Avis», опубликованные с июля 2016 по май 2018 года. Целью исследования является выявление и анализ типологических особенностей гибридных научно-популярных проектов, освещающих вопросы литературоведения, и, в частности, используемых ими алгоритмов речевой презентации гуманитарного знания. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. определить особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности; 2. выявить отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ; 3. проанализировать жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности; 4. изучить основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации; 5. определить набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе. Структура магистерской выпускной квалификационной работы определяется логикой решения поставленных задач. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава раскрывает особенности исторического развития научной популяризации в России, анализирует специфику речевой презентации гуманитарного знания в рамках универсальных научно-популярных журналов, а также жанровые особенности научно-популярного медиатекста. Во второй главе содержится изучение коммуникативных стратегий при решении проблемы презентации научно-гуманитарной информации, производится анализ журналистских научно-популярных материалов, определяется степень эффективности используемых авторами языковых средств в процессе научной популяризации. В заключении приводятся результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы.

Развитие общества, характеризующееся усложнением его структуры, ростом уровня образования населения и, как следствие увеличением количества информационных запросов, порождает потребность в популярном объяснении узкоспециализированной информации не вовлеченной в научный процесс аудитории. Данная задача решается – помимо многочисленных публичных лекций научных сотрудников, курсов, мастер-классов и проч. – на страницах научно-популярных изданий.
Исследования по истории развития научно-популярной журналистики уделяют особое внимание универсальным научно-популярным СМИ: теле- и радиопередачам, журналам и газетам – изданиям, специализирующимся преимущественно на популяризации естественных и точных наук, а также на репрезентации информации о последних достижениях науки в сфере технологий. В учебных пособиях по истории отечественной журналистики описание деятельности редакций научно-популярных журналов также тесно связано с презентацией информации из области химии, физики, аграрной промышленности и т. д. Положение гуманитарного знания в системе российской научной популяризации при этом остается не до конца изученным.
Как результат, за последние несколько лет на медиарынке наблюдается рост количества гибридных научно-популярных проектов, посвященных вопросам гуманитарных научных дисциплин. Под гибридными проектами в данном случае следует понимать сетевые СМИ, представляющие собой совокупность типологических особенностей литературно-художественных, научно-популярных и научных журналов. Такая «селекция» научного и художественного открывает перед журналистом новые возможности работы с текстовым материалом. Наиболее ярко это отражается в сетевых изданиях, популяризирующих литературу как научное знание, через призму которого становится возможным осуществление междисциплинарной коммуникации. Так, через освещение проблематики литературоведения журналистика привлекает внимание аудитории к вопросам психологии, философии, лингвистики и др. гуманитарных научных дисциплин, что позволяет нам судить о данной модели СМИ как о своего рода универсальном научно-популярном издании гуманитарной направленности.
Таким образом, актуальность исследования выражается необходимостью повышения уровня профессиональной квалификации журналистов, пишущих о достижениях научного сообщества в области гуманитарного знания, поскольку для удовлетворения запросов аудитории СМИ особенно важным является не только получение информации от надежных источников, но и наиболее эффективное ее декодирование для читателя, не вовлеченного в научную деятельность.
Научная новизна данной исследовательской работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию типологических особенностей научно-популярной прессы, а также рекомендательных пособий для журналистов, направленных на повышение их языковой грамотности, вопрос о наиболее эффективных способах изложения научного знания в условиях быстро меняющейся социокультурной действительности остается особенно важным для практической деятельности.
Целью данного исследования является выявление и анализ типологических особенностей гибридных научно-популярных сетевых изданий и, в частности, используемых ими алгоритмов речевой презентации гуманитарного знания в медиатекстах, являющих своей целью научную популяризацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности;
выявить отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ;
проанализировать жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности;
изучить основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации;
определить набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе.
Объектом исследования выступают особенности жанрово-стилистической репрезентации гуманитарного знания в научно-популярной прессе. Предметом – вопросы литературоведения в фокусе функционально-стилистического анализа.
В качестве гипотезы исследования нами выдвигается следующее суждение: историческая практика научно-популярной журналистики привела к обособленности гуманитарного научного знания как на страницах универсальных научно-популярных журналов, так и среди узкоспециализированной периодики.
Историография вопроса представлена трудами Э. А. Лазаревич, где автор уделяет внимание истории развития дореволюционной и советской научной популяризации. В центре исследовательского внимания также оказывается изучение типологических характеристик научно-популярной периодики. Кроме того, в трудах С. Я. Махониной раскрывается вопрос исторической трансформации научной популяризации, как реакции на метаморфозы внутри социально-экономических, культурных и политических аспектов жизни общества.
В ходе работы над текстом для автора сферы научно-популярной журналистики одной из ключевых задач является ориентированность на не вовлечённого в процесс научного познания читателя, что, в свою очередь, определяет важность поиска способов актуализации тех или иных аспектов научной деятельности для массовой аудитории. Так, особое место среди исследований в области изучения роли СМИ в процессе взаимодействия науки и общества представляют труды В. Ф. Олешко об особенностях коммуникации СМИ и аудитории, А. Г. Ваганова, Ю. Д. Плетнер и Ч. К. Даргыноол и др.
Изучение особенностей научной информации в рамках жанрово-стилистического анализа нашло свое отражение в трудах Н. А. Минаковой о языковых особенностях научно-популярного медиатекста, А. Ф. Папиной, где особое внимание уделяется текстовым единицам и его глобальным категориям и Т. В. Чернышевой о стилистическом многообразии медиатекстов в ментально-языковом пространстве.
Кроме того, особое место в изучении стилистики научно-популярного медиатекста занимают многочисленные исследования М. Н. Кожиной. В частности, в центре исследовательского внимания оказывается область изучения научного функционального стиля речи и определяются его основные особенности, а также поднимается вопрос о его трансформации вне научной среды.
Эмпирическая база исследования представлена российскими научно-популярными сетевыми изданиями, в той или иной степени затрагивающие вопросы литературы, среди которых: просветительский проект «Arzamas» и сетевые журналы «Rara Avis», «Горький», «Дистопия» и «НЕ-ТЕКСТ. Обзор публикуемых в изданиях текстов производится за период с июля 2016 по май 2018 г.
Среди методов сбора данных исследования преобладают методы медиалингвистического анализа и описание. Для анализа эмпирических данных были применены типологизация и анализ.
Теоретическую базу исследования составили труды по истории отечественной журналистики. В частности, центральное место в раскрытии данного аспекта занимают работы Л. П. Громовой и М. И. Маевской, где авторами акцентируется внимание на неразрывности связи журналистики о науке со становлением отечественной науки как важного общественного института, а также Р. Абрамова, С. Н. Ущиповского, М. П. Мохначёвой и др.
Анализируя способы реализации коммуникативных стратегий журналиста в процессе работы над публикацией мы уделили особое внимание исследованиям в области изучения дискурсивного анализа Е. С. Кубряковой, дискурсивных стратегий научной популяризации Е. В. Сухой, а также исследованиям метадискурсивности В. А. Шаймиева и др.
Рассматривая стилистический аспект научно-популярного медиатекста, мы опирались на классический учебник М. Н. Кожиной, Л. Р. Дускаевой и В. А. Салимовского, в котором представлен основной понятийный аппарат и описываются основные направления исследования стилистики современного русского языка. С принципами работы с узкоспециальными терминами и проблемами их классификации мы знакомились в исследовательских работах С. В. Гринев-Гриневича, О. В. Сложеникиной, Т. Ю. Теплицкой и др.
Практическая ценность данной исследовательской работы обусловлена попыткой выявления наиболее успешных форматов научно-популярных изданий гуманитарной направленности и особенностей их функционирования. Кроме того, исследование вводит в научный оборот новый эмпирический материал для возможного использования на практических занятиях.
Структура данной работы отражает логику решения исследовательских задач. Работа состоит из двух глав. В первой главе описываются особенности исторического развития научной популяризации в России, приводится сравнительный анализ специфики речевой презентации гуманитарного знания в рамках универсальных научно-популярных журналов и узкоспециализированной научно-популярной периодики, а также выявляются жанровые особенности гибридных научно-популярных изданий гуманитарной направленности. Вторая глава посвящена анализу коммуникативных стратегий при решении проблемы презентации научно-гуманитарной информации, здесь в ходе функционально-стилистического анализа научно-популярных медиатекстов определяется степень эффективности используемых авторами языковых средств в процессе научной популяризации.
В заключении приводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
В Приложении (сброшюровано в отдельный том и представлено на цифровом носителе) представлены журналистские материалы, вошедшие в эмпирическую базу исследования.

В результате изучения проблемы, сформулированной в названии данной выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам.
Историческое развитие научной популяризации закрепило за сферой гуманитарного знания неформальный формат презентации узкоспециализированной информации. Так, научно-популярные издания гуманитарной направленности, преследуя цель отделения от универсальной научно-популярной прессы. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным количеством внимания, уделяемым вопросам гуманитарных наук на страницах научно-популярных журналах в традиционном смысле понимания данного типа СМИ. Вместе с тем, в ходе анализа функционирования узкоспециализированных научно-популярных изданий, посвященных вопросам гуманитарного характера, наблюдается их стремление к обособленному существованию, в т. ч. к поиску новых форматов и способов репрезентации научной информации.
Как результат, появившиеся за последние несколько лет гибридные научно-популярные медиапроекты, являющие своей целью популяризацию гуманитарных дисциплин, находятся в процессе формирования собственного, неповторимого набора жанрово-стилистических средств, используемых авторами при работе над публикациями. Центральное место в этом процессе занимает «селекция» научного и художественного начал, наблюдаемая как на этапе композиционного построения текста, так и в ходе его информационного наполнения.
Медиатекст, в свою очередь, представляет собой площадку для научной коммуникации и отражает авторскую позицию относительно представленного в публикации круга проблем вместо привычной для читателя презентации научных открытий и разработок. Именно критический подход к научной информации, оказавшейся в центре внимания автора, характеризует коммуникативную цель данной модели СМИ.
Кроме того, для нового типа научно-популярной прессы, несмотря на доступность используемой лексики, характерна ориентированность на «своего» читателя, обладающего базовым знанием понятийного аппарата, характеризующаяся выбором круга проблем маргинальной окраски с использованием репрезентативного набора стилистических и языковых средств соответствующей коннотации. Семантическое поле при этом меняется в зависимости от социокультурного контекста общественных настроений. Однако, данные особенности функционирования издания не всегда становятся рентабельными в долгосрочной перспективе, поскольку спектр используемых журналистами стилистических и языковых приемов в данном случае нуждается в непрерывной трансформации и качественной доработке.
В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
определены особенности исторического развития отечественной научно-популярной периодики гуманитарной направленности;
выявлено отличие принципов презентации гуманитарного знания в универсальных научно-популярных журналах и узкоспециализированных СМИ;
проанализированы жанрово-стилистические особенности гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности;
изучены основные коммуникативные подходы к работе с медиатекстом как инструментом научной популяризации;
определен набор наиболее эффективных языковых средств в рамках медиатекста о литературе.
Данная выпускная квалификационная работа может послужить основой для дальнейших исследований научно-популярной прессы гуманитарной направленности в контексте жанрово-стилистического анализа. Кроме того, результаты, полученные в ходе данной исследовательской работы призваны обозначить курс дальнейшего развития гибридных научно-популярных медиапроектов гуманитарной направленности, а также мотивировать представителей журналистского сообщества сферы научной популяризации на повышение уровня квалификации в контексте проблематики современной научной действительности.

Эмпирическая база
Горький. 05.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 13.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 17.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 18.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 19.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 24.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 01.05.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 04.05.2018. URL.:  (Дата обращения: 05.05.2018)
Горький. 13.05.2018. URL.:  (Дата обращения: 13.05.2018)
Горький. 17.05.2018. URL.: (Дата обращения: 19.05.2018)
Дистопия. 10.01.2016. URL.:  (Дата обращения: 01.04.2018)
Дистопия. 18.07.2016. URL.:  (Дата обращения: 22.03.2018)
Дистопия. 20.08.2016. URL.:  (Дата обращения: 01.04.2018)
Дистопия. 05.10.2017. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 09.10.2017. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 13.10.2017. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 21.02.2018 URL.:  (Дата обращения:07.05.2018
Дистопия. 11.03.2018. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 21.08.2017. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Дистопия. 19.03.2018. URL.:  (Дата обращения: 02.04.2018)
Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал. №3 (17). 2016. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал. . 2017 URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Наука и жизнь. 09.02.2018. URL.:  (Дата обращения:07.05.2018)
Наука и жизнь. 21.02.2018 URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 15.12.2017. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 20.01.2018. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 15.02.2018. URL.:  (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 05.03.2018. URL.:  (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 29.03.2018. URL.: / (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 01.04.2018 URL.:  (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 02.04.2018. URL.:  (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 06.04.2018. URL.: (Дата обращения: 28.04.2018)
НЕ-ТЕКСТ. 23.04.2018. URL.: /(Дата обращения: 28.04.2018
Arzamas. 02.05.2017. URL.:  (Дата обращения: 09.03.2018)
Arzamas. 07.06.2017. URL.:  (Дата обращения: 22.03.2018)
Arzamas. 30.06.2017. URL.:  (Дата обращения: 01.04.2018)
Arzamas. 20.11.2017. URL.:  (Дата обращения: 29.03.2018)
Rara Avis. 27.07.2016. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2016)
Rara Avis. 19.12.2016 URL.:  (Дата обращения: 15.05.2018)
Rara Avis. 30.12.2016. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 29.09.2017. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 17.11.2017. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 27.12.2017. URL.:  (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Avis. 27.01.2018. URL: (Дата обращения: 07.05.2018)
Rara Аvis. 01.03.2018. URL.: (Дата обращения: 07.05.2018)

Абрамов Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики. // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. URL: (Дата обращения: 03.02.2017)
Абрамов Р. Н., Кожанов А. А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа. // Социология науки и технологий. 2015. С. 45–60. URL.:  (Дата обращения: 23.02.2018)
Аверькова А. А., Никишкин А. В., Баранец Н. Г. Критика как инструмент проявления власти в научном сообществе // Власть. – ООО «Редакция журнала «Власть», октябрь 2011. – С. 77–80. URL.:  (Дата обращения: 11.04.2018)
Акопов А. И. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований // relga.ru. № 3. 01.02.2011. URL:  (Дата обращения: 26.03.2016)
Амралиева А. К. Д. С. Лихачёв – наше наследие // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов, Наука и инновации, 2017. URL.:  (Дата обращения: 18.04.2018)
Аникушина О. Н., Васютин А. В. О современных западных тенденциях популяризации научного знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. С. 75–80. URL.:  (Дата обращения: 26.02.2018)
Байков В. Г. Антропоцентризм языка и поэтика «точки зрения» // Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты: Сб. ст. Калинин: КГУ, 1990. С. 4–24.
Баранов А. Н. Лингвистическая категория аргументации (когнитивный подход): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. филол. наук. – М., 1990. 378 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. URL.:  (Дата обращения: 10.05.2018)
Бергельсон М. Б., Кибрик А. Е. Прагматический принцип Приоритета и его отражение в грамматике языка // Изв. АН СССР сер. ОЛЯ. – 1981. Т. 40, № 4. – С. 343–355.
Бондаренко А. В. Теория функциональной грамматики. Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис – М.: Ленанд, 2017. 352 с.
Беньковская Т. Е. Формирование тартуско-московской семиотической научной школы в российском литературоведении и ее влияние на развитие методической науки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №11. С. 9–14.
Блохин И. Н. Социологическое исследование рынка и аудитории СМИ // Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – 248 с .
/ Кравец С. Л. – М.: , 2011. Т. 18. 768 с.
Ваганов А. Г. Жанр, который мы потеряли: Очерк истории отечественной научно-популярной литературы // Экология и жизнь. – 2012. – 248 с .
Ваганов А. Г. Учёные и журналисты: проблема коммуникации // Наука. Инновации. 2016. С. 48–61. URL.:  (Дата обращения: 26.02.2018)
Ваганов А. Г. Чем определяется интерес общества к науке // Наука и школа / Стратегии модернизации образования, 2015. – С. 65–76. URL.:  (Дата обращения: 23.02.2018)
Валькова О. А. Естественно-научная периодическая печать России как исторический источник (XVIII – начало ХХ в.) // Архив истории естествознания и техники / Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. 2007. Вып. III. C. 427–428.
Воронова А. В. Научно-популярные тексты как объект функционально-стилистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. №2. С. 7–11. URL.:  (Дата обращения: 01.03.2018)
Головин Ю. А. Литературно-художественные журналы в условиях глобальной трансформации социальной среди. / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации. Январь-февраль 1(33) 2010. С. 42–49. URL.:  (Дата обращения: 19.04.2018)
Григорян Г. Г. Всесоюзное общество «Знание» как коммуникатор для власти и научного сообщества СССР // Общество «Знание» России. Общероссийская общественная организация. 25 с. URL:  (Дата обращения: 24.06.2017)
Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
Громова Л. П. Научно-популярная журналистика в России XVIII-XIX вв.: вехи становления / учеб. пособие. СПб. Филологический ф-т СПбГУ, 2012.
Дмитриев И. С. Принцип стилевой инвариантности и функционирования научных школ // Академические научные школы Санкт-Петербурга: К 275-летию Академии наук / Под ред. Э.А. Троппа. – СПб., 1998.
Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. – М., 1981. 132 с.
Иванова Т. Б. Функциональная семантико-стилистическая категория акцентности в русских научных текстах: автореферат дис. кандидата филологических наук. – Харьков, 1988. 14 с. URL.:  (Дата обращения: 16.02.2018)
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.
История русской журналистики XVIII-XIX веков: учебник / Д. А. Бадалян, Л. П. Громова, Г. В. Жирков, М. М. Ковалева и др.; под ред. Л. П. Громовой. – 3 изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 271 с.
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2005. URL:  (Дата обращения: 29.03.2018)
Каменская О. Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1990. – 152 с. URL.:  (Дата обращения: 12.02.2018)
Кантор Ю. З. Научно-популярная журналистика: к вопросу об актуальности жанра в России // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 52-й междунар. науч.-практ. конф. 17–19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т СПбГУ, 2013. С. 204–205. URL:  (Дата обращения 23.03.2016)
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Петемена, 2002. – 477 с.
Кожина М. Н. О диалогичности письменной научной речи. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1986.
Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими : учебное пособие / М. Н. Кожина ; ред. М. А. Генкель ; М-во. высш. и сред. спец. образов. РСФСР. – Пермь : Перм. гос. ун-т, 1972. – 396 с.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 3-е изд. – М., 1993. – 223 с.
Кожина М. Н. Функциональный стиль // Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Словарь справочник. Электронное издание. Под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. URL.:  (Дата обращения: 09.02.2018)
Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник. 4 изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 464 с.
Колесникова Е. А. Интерактивность как глобальный признак молодёжных масс-медиа. // Вестник Тамбовского университета. Вып. 3 (71), 2009. С. 178–186. URL.:  (Дата обращения: 01.05.2018)
Комлев Н. Г. Иностранные слова и выражения. – М., 1997. – 672 с.
Константинова Е. Г. Популяризация науки на современной этапе: кризис направления и пути преодоления: автореф. дис… канд. фил. наук. 10.01.10 / Е. Г. Константинова / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2010. 25 с.
Коньков В. И., Потсар А. Н. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 399 с.
Котюрова М. П. Стилистика научной речи : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
Кныш Н. А. Журнал «Вопросы истории» как транслятор образа советской исторической науки и историка // Трансформация образа советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х – середина 1950-х гг. / под ред. В. П. Корзун. – М.: РОССПЭН, 2011.
Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 319 с.
Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманитар. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Ромашко С.А., отв. ред. и др. – М., 2000. – 232 с. URL.:  (Дата обращения: 23.01.2018)
Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 1978. – 224 с.
Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. №1. — М., 1979. С. 14–15
Лазаревич Э. А. Популяризация науки в России. – М. : Изд-во Моск. унта, 1981. – 244 с.
Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал // Э. А. Лазаревич. – М., 1984. – 384 с.
Лазаревич Э. А. Функции и принципы популяризации науки. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 40 с.
Лем С. Сумма технологий / Собрание сочинений. – М. : Текст, 1996. – 463 с.
Литературная энциклопедия // Большая российская энциклопедия. – Художественная литература, 1929. URL.:  (Дата обращения: 29.04.2018)
Лобанова Л. П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергетическом описании. – М.: Ленанд, 2015. – 216 с.
Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 89 с. URL.:  (Дата обращения: 01.05.2018)
Маевский Н. Н. Особенности научно-популярного стиля: Автореф. дис. … канд. филол. наук – Ростов н/Д, 1979. 25 с. URL.:  (Дата обращения: 12.12.2017)
Максимов Д. Е. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. – 304 с.
Мамаева С. А. Коммуникативные стратегии ученых. Научная периодика: проблемы и решения. № 3/2011. С. 6–13. URL:  (Дата обращения 06.04.2016)
Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. Учебно- методический комплект (Учебное пособие, Хрестоматия). — М.: Флинта: Наука, 2004. – 193 с. URL.:  (Дата обращения: 10.05.2018)
Минакова Н. А. О языке и стиле научно-популярного медиатекста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания, 2011, №4. С. 27–35. URL.:  (Дата обращения: 03.03.2018)
Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С. Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
Мохначева М. П. Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII – XIX в. М., 1998.
Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса / С. А. Муратов. – М. : «Права человека», 1997. – 55 с.
Нарский И. В. Школа Лотмана: европейские интеллектуалы на советской почве // Вестник Пермского университета. № 3(38), 2017. URL.:  (Дата обращения: 19.04.2018)
Общество любителей российской словесности при Императорском Московском университете. Историческая справка // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. URL.: . В.  (Дата обращения: 29.04.2018)
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд.-во Урал. Ун-та, 2002. – 192 с. URL.:  (Дата обращения: 01.05.2018)
Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. Изд. Стереотип. – М.: Едиториал УРСС, 2015. – 368 с.
Паранько С. Инструментарий и навыки журналиста // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург, Москва: Гуманитарный университет, Кабинетный учёный, 2016. – 304 с.
Парафонова В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 156-167
Плетнер Ю. Д., Даргыноол Ч. К. Как создавать моду на интеллект? // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. – С. 166–171. URL.:  (Дата обращения: 25.02.2018)
Редькина Т. Ю. Научно-популярный медиатекст в коммуникативном аспекте // Век информации. – СПб.: Ин-т ВШЖиМК СПбГУ, 2015. С. 141–143.
Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. Учеб. пособие для студентов специальности «Журналистика». – М., «Высш. Школа», 1976. 263 с.
Сладкомедова Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности : автореф. дис. … канд. филол. наук. – М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2010. – 21 с. URL.:  (Дата обращения: 03.02.2018)
Сложеникина О. В. Основы терминологии: Лингвистические аспекты теории термина. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 120 с.
Степанов Б. Инерция реформы: советская культурная политика 1950–1960-х годов в зеркале исторической периодики // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. URL:  (Дата обращения: 03.02.2017)
Судавичене Л. В. и др. История русского литературного языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцев, Ю. Г. Кадькалов; Под. ред. И. Ф. Протченко. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 319 с.
Сухая Е. В. Дискурсивные стратегии популяризации научного знания. // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2012. Вып. 6(639). С. 212–220. URL.:  (Дата обращения: 01.03.2018)
Теплицкая Т. Ю. Научный и технический текст: правила составления и оформления / Т. Ю. Теплицкая. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 156 [2] с.
Тертычный А. А. О науке – популярно // Журналист. 2003. № 6.
Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. – М., 2002. – 313 с.
Хуринов В. В. Функционально-стилистическая дифференциация англоязычных научных и газетно-публицистических текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. – С. 495–471. URL.:  (Дата обращения: 13.05.2018)
Чернышева Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Науч. ред. и предисл. Н. Д. Голева. Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 296 с.
Чиненный А. И. Из истории Всесоюзного общества «Знание». – М.: Знание, 1988. – 64 с.
Успенский Б. А. Предварение для читателей НЛО к семиотическим посланиям А. Н. Колмогорова // Новое литературное обозрение №24, 1997. – 209 с.
Ущиповский С. Н. Историческая научно-популярная журналистика в России: особенности и тенденции развития. / История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте : учеб. пособие / Г. В. Жирков, А. Н. Кашеваров, Л. П. Громова и др. ; под ред. Л. П. Громовой, Ю. Б. Балашовой. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. – 271 с.
Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов коммуникационных специальностей / С. Н. Ущиповский, О. С. Кругликова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 164 с.
Фёдорова М. А., Семилет Т. А. Социокультурная сущность эпатажа в СМИ // Медиаисследования. Изд-во: Алтайский государственный ун-т. – Барнаул, 2015. URL.:  (Дата обращения: 02.05.2018)
Шаймиев В. А. Метадискурсивность научного текста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 281 с.
Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа/ Сост. А. Д. Кошелев. – М: «Гнозис», 1994. – 560 с.
Яковенко И. А. Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор // Национальная тиражная служба. Обзоры. – М., 2012. URL.:  (Дата обращения: 08.05.2018)
Adel A. The Use of Metadiscourse in Argumentative Texts by Advanced Learners and Native Speakers of English. – Goteborg : Goteborg University Press, 2003 – 10 p.
Brockman J. The third culture: Beyond the scientific revolution. – New York: Simon & Schuster, 1995. – 413 p.
Bucchi M., Neresini F. Science and Public Participation // Handbook of Science and Technology Studies / E. J. Hackett, O. Amsterdamska, M. E. Lynch, J. Wajcman (eds.). 3d ed. MIT. 2008. Ch. 19. P. 449–472.
Hagstrom W. O. The scientific community. – Cardonale, Southern Illinois University Press, 1975. 304 p.
Irwin A. Constructing the scientific citizen: Science and democracy in the biosciences // Public Understanding of Science. 2001. Vol. 10. № 1. Р. 1–18.
Populär science: К социологическому пониманию пограничных состояний научного знания // НИУ «Высшая школа экономики» URL.:  (Дата обращения: 14.02.2018)
Russell N. Science for the Public: What Science Do People Need and How Might They Get It? // Communicating Science. Professional, Popular, Literary / N. Russell (ed.). – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 67–132.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Жанрово-стилистические приемы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет