Типологическая трансформация научно-популярного журнала (середина XX – начало XXI вв.)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Солодянкина Анна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность работы. Среди печатной периодики функцию научной популяризации традиционно прежде всего выполняли журналы. Однако современная аудитория СМИ активно перемещается в онлайн, и печатные издания не выдерживают конкуренции с электронными медиа. Более того, государственная поддержка научно-популярных журналов носит бессистемный характер, а выход на самоокупаемость за счет рекламы с трудом реализуется на практике. В данных условиях существует необходимость в создании эффективно функционирующей бизнес-модели и разработке типологической модели журнала, которая будет ориентирована на широкую аудиторию и пользоваться у нее успехом. Степень разработанности проблемы. Универсальный тип научно-популярного журнала не был прежде самостоятельным объектом изучения исследователей, хотя благодаря своей широкой тематической модели имеет практическое преимущество: дает возможность издателям расширить целевую аудиторию и выйти на массового читателя. Исследование советского опыта и современных особенностей развития универсального типа научно-популярного журнала составляет новизну исследования. Объектом исследования являются универсальные научно-популярные журналы «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шрёдингера». Предметом — типологическая модель универсальных научно-популярных журналов. Цель исследования — представить типологический анализ развития моделей научно-популярных изданий универсального типа. Задачи исследования: 1. Рассмотреть эволюцию универсального типа научно-популярного журнала. 2. Провести анализ типологических моделей универсальных научно-популярных журналов «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шредингера». 3. Изучить трансформацию образа ученого как героя научно-популярного издания. 4. Определить основные черты содержательной и композиционно-графической моделей современного научно-популярного журнала универсального типа. Эмпирическую базу исследования составили универсальные научно-популярные журналы «Знание – сила», «Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера». Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, которые включают экспертные интервью с редакторами СМИ. В результате исследования удалось выявить факторы, которые определили типологическую трансформацию: 1. Изменилась роль издателя в качестве типоформирующего признака. Идеологическое влияние сменилось экономическим: выпуск издания затруднен без финансовой поддержки, так как рекламный сегмент научно-популярных изданий окончательно не оформлен. 2. Развлекательная функция занимает важное положение в целевом назначении современных журналов. Однако типологическая модель журнала «Кот Шрёдингера» показывает, что рекреативный компонент не имеет самостоятельной ценности без образовательной составляющей. Edutainment — один из элементов концепций современных изданий. 3. Роль популяризаторов науки преимущественно выполняют не ученые, а представители медиасферы, которые с опорой на знание целевой аудитории «упаковывают» научное знание в интерактивные, визуальные форматы. Однако в современных изданиях наметилась и другая тенденция: ученые выполняют не только роль экспертов, но и становятся авторами научно-популярных материалов. 4. Изменился образ ученого на страницах научно-популярных журналов. Авторы советских изданий стремились создать идеализированный портрет ученого. В период перестройки данный образ стал более живым, показаны перипетии личной жизни научного сотрудника. В современных журналах появились два подхода: повествование об ученом как о неординарной личности; рассказ с опорой на «эффект зеркала», благодаря которому читатель видит в ученом такого же человека как и он сам, пытается понять его научную и жизненную историю. 5. Поменялась роль иллюстрирующего материала, который становится самостоятельной содержательной единицей, на страницах журналов все больше появляются креолизованные тексты.

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Эволюция научно-популярного журнала……………………………11
§1. Типологические особенности научно-популярного журнала………11
1.1. Типологический метод в исследовании журнальной периодики..12
1.2. Универсальная типологическая модель научно-популярного журнала……………………………………………………………………………………………..19
§2. Научно-популярный журнал: становление и трансформации…….21
2.1 Первые научно-популярные издания………………………………23
2.2 Журналы середины XX — начала XXI в…………………..………31

Глава  II. Особенности содержания и композиционно-графической
модели универсального научно-популярного журнала………………….44
§1. Журнал «Знание–сила»………………………………………………45
§2. Журнал «Машины и механизмы»……………………………………67
§3. Журнал «Кот Шрёдингера»………………………………………….84
§4. Трансформация модели универсального научно-популярного журнала…………………………………………………………………….100
 
Глава III. Ученый как герой научно-популярного текста во второй половине XX — начала XXI в……………………………………………106  

Заключение…………………………………………………………………133
Список литературы…………………………………………………………136
Приложения…………………………………………………………………147

Актуальность работы. Среди печатной периодики научно-популярную миссию традиционно выполняли журналы. Однако современная аудитория СМИ активно перемещается в онлайн, и печатные издания не выдерживают конкуренции с электронными медиа. Более того, вопрос финансирования перед научно-популярными журналами стоит особенно остро, так как государственная поддержка бессистемна, а выход на самоокупаемость за счет рекламы с трудом реализуется на практике.
В данных условиях, с одной стороны, существует необходимость в создании функционирующей бизнес-модели или поиске финансовой опоры, с другой стороны, важно проработать содержательные и графические элементы типологической модели, которая будет ориентирована на широкую аудиторию и пользоваться у нее успехом.
Степень разработанности проблемы. Типологическому анализу научно-популярных журналов исследовательская практика посвящена в недостаточной степени. Большинство научных трудов обращено к советской журнальной периодике. Например, работы А. Г. Бочарова, Э. А. Лазаревич, В. А. Панкова, М. И. Хаскиной. Особо отметим методику типологического анализа А. И. Акопова, которую он применил в изучении специальных советских научно-популярных изданий. К постсоветскому этапу развития научно-популярных журналов одна из первых обратилась В. А. Парафонова, которая, в частности, исследовала СМИ естественно-научной и технической тематики.
Универсальный тип научно-популярного журнала не был прежде самостоятельным объектом изучения исследователей, хотя благодаря своей широкой тематической модели имеет практическое преимущество в издательской практике: дает возможность расширить целевую аудиторию и выйти на массового читателя. Мы провели исследование советского опыта и современных особенностей развития универсального типа научно-популярного журнала, что составляет новизну нашего исследования.
Объектом исследования являются универсальные научно-популярные журналы «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шрёдингера». Предметом — типологическая модель универсальных научно-популярных журналов.
Цель исследования — представить типологический анализ развития моделей универсального типа научно-популярных изданий.
Задачи исследования:
Рассмотреть эволюцию универсального типа научно-популярного журнала.
Провести анализ типологических моделей универсальных научно-популярных журналов «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шредингера».
Изучить трансформацию образа ученого как героя научно-популярного издания.
Определить основные черты содержательной и композиционно-графической моделей современного универсального типа научно-популярного журнала.
Гипотеза исследования: трансформация типа универсального научно-популярного журнала связана с изменением социально-политического контекста, с новыми экономическими условиями существования СМИ и зависимостью от задач издателя, с расширением целевой аудитории, что отражается на универсализации контента и увеличением элементов тематической структуры, а также с усилением рекреативной функции изданий, ориентиром на интерактивные форматы подачи информации и максимальную визуализацию материалов.
Историография вопроса. Научно-популярная периодика в качестве объекта изучения впервые была рассмотрена в монографиях Э. А. Лазаревич, которые были посвящены дореволюционной и советской истории развития научной популяриз. Исследователь сформулировала принципы популярного изложения научных фактов и рассмотрела вариации функционального назначения журнала в зависимости от смены социально-политического строя и целей его учредителя.
Э. А. Лазаревич также изучала типологические характеристики научно-популярных журналов. В частности, она проанализировала принцип деления аудитории по возрастному признаку, тематическим предпочтениям и уровню образования, а также проследила взаимосвязь типа журнала и его дизайна.
М. И. Хаскина посвятила свою диссертационную работу советским научно-популярным журналам, в частности, рассмотрела особенности их структуры и жанровой специф. Российская научно-популярная журнальная периодика стала объектом научного интереса В. А. Парафоновой. Она провела типологическое исследование журналов, которые выходили в период 1992 — 2008 годов. В эмпирическую базу В. А. Парафонова включила издания, созданные в 1990-е годы, например «Атом» и «Техника и вооружение», а также журналы с советской историей «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Земля и Вселенная».
Отметим, что анализ контента был проведен по предложенной новой комбинированной типологической схеме. В. А. Парафонова вслед за Э. А. Лазаревич и В. А. Панковым обращает внимание на такой типоформирующий признак как характер информации, который предполагает деление научно-популярных журналов на универсальные и специальные. Исследователь дает определение универсальному типу научно-популярного журнала, что важно для теоретической основы нашего исследования.
Также В. А. Парафонова анализирует категорию авторов, тематические и жанровые особенности, и подчеркивает, что в сопоставлении с советскими российские научно-популярные журналы в меньшей степени публикуют материалы в художественно-публицистических жанрах, а авторами текстов преимущественно становятся специалисты медиасферы, а не научные сотрудники.
Важным для нашей работы является исследование новых субъектов популяризации Н. В. Дивеевой, которая описала характерные черты развития современных научно-популярных СМИ, сформированные под воздействием информационных технологий и рыночной экономики. Она представила современную типологию форм популяризации, отметила значимость рекреативной функции в сегменте научно-популярных медиа, что определило трансформацию традиционных форм популяризации, а значит, и типа универсального научно-популярного журнала.
Обратимся к анализу состояния современной научной журналистики М. Е. Аникиной, которая, в частности, акцентирует внимание на потенциале персонифицированного дискурса научной популяризации — данный вопрос прежде не был представлен в научных работах и включен в задачи нашего исследования.
Эмпирическую базу исследования составили универсальные научно-популярные журналы «Знание – сила», «Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера».
«Знание – сила» — советский научно-популярный журнал с продолжительной историей (1926 год основания), особая популярность которого пришлась на 1970–1980-е годы (тираж доходил до 700 тысяч экземпляров). Выбор издания в качестве исследуемого объекта обусловлен тем, что его эволюция связана с универсализацией контента и расширением целевой аудитории, то есть становлением универсального типа научно-популярного журнала.
«Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера» были созданы в новых российских экономических условиях. Исследование данных изданий позволит выделить современные тенденции развития универсального типа научно-популярного журнала.
Методологическая основа исследования. В работе использован историко-типологический подход, который позволяет рассмотреть трансформацию универсального типа научно-популярного издания. Типологический анализ проведен на основе методики исследователя А. И. Акопова. При анализе типологических моделей журналов используются описательный и сравнительно-исторический методы, контент-анализ и экспертные интервью.
Теоретическая база исследования. Ключевыми для работы являются типологические исследования печатных средств массовой информации В. В. Тулупова, М. В. Шкондина, М. И. Шостак, Я. Н. Засурского, и конкретно научно-популярных изданий А. И. Акопова
и В. А. Парафоновой.
Мы также опирались на труды Р. Н. Абрамова и А. А. Кожанова, А. В. Ваганова, М. Е. Аникиной, в которых осмысляется исторический опыт и современные тенденции научной популяризации, обратились к учебным пособиям по истории журналистики Д. Л. Стровского и Р. П. Овсепяна.
Отметим работы, посвященные специфике мирового журнального рынка: Д. Макке, Д. Морриш, — а также исследования М. Ф. Реброва, И. И. Никифорова, К. Е. Левитина, которые отразили специфику советской и российской научно-популярной журналистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении типологических особенностей универсального типа научно-популярного журнала и сформулированных результатах его трансформации в период  середины XX — начала XXI веков. В работе также изложены итоги анализа образа ученого, который изменялся на страницах научно-популярных журналов в указанный выше временной период.
Исследование имеет и практическую ценность. Представленный типологический анализ научно-популярных журналов позволит редакциям пересмотреть систему своих творческих и бизнес-процессов, концептуальную состоятельность изданий, увидеть слабые стороны их содержательной и композиционно-графической моделей и новые ориентиры развития.
Промежуточные результаты данной работы были опубликованы в сборниках статей международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» за 2017 и 2018 годы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Первая глава носит теоретико-исторический характер. В ней представлены метод и методики исследования, рассмотрены исторические особенности развития научно-популярного журнала, политический, социально-экономический контекст развития универсального научно-популярного издания во второй половине XX в. и влияние новой рыночной экономики и информационных технологий на трансформацию его типа в начале XXI в.
Во второй главе представлен анализ типологических моделей выбранных для исследования изданий «Знание–сила», «ММ», «Кот Шрёдингера». Таким образом, в работе рассмотрено развитие типологической модели каждого издания и определены общие тенденции трансформации типа универсального российского научно-популярного журнала.
В третьей главе анализируется, как изменился образ ученого в научно-популярном тексте во второй половине XX — начале XXI веков.

Новые медиа с обилием их клиповых, интерактивных форматов завоевали внимание массовой аудитории, в особенности молодежной. Тем не менее, журналы как традиционная форма популяризации науки несмотря на многочисленные технические преимущества онлайн-форматов сохраняет эстетическую функцию и специфику восприятия визуального контента. Более того, периодические издания используют возможности онлайн-медиа в качестве маркетингового инструмента и коммуникационного канала с аудиторией.
В рамках работы мы рассмотрели эволюцию универсального типа научно-популярного журнала, что позволило увидеть преемственность элементов его содержательной и композиционно-графической моделей, а также выделить ключевые черты современных изданий. Мы изучили три модели универсального типа научно-популярных журналов «Знание–сила», «ММ» и «Кот Шрёдингера», что дало возможность обозначить факторы, которые определили типологическую трансформацию.
Роль издателя в качестве типоформирующего признака изменилась.
Идеологическое влияние сменилось экономическим: выпуск издания затруднен без финансовой поддержки, так как рекламный сегмент научно-популярных изданий окончательно не оформлен.
Развлекательная функция занимает важное положение в целевом назначении современных научно-популярных журналов. Данный пункт гипотезы нашего исследования отчасти подтвердился, так как типологическая модель журнала «Кот Шрёдингера» показывает, что рекреативный компонент не имеет самостоятельной ценности без образовательной составляющей. Edutainment — один из элементов концепций современных изданий.
Роль популяризаторов науки преимущественно выполняют не ученые, а представители медиасферы, которые с опорой на знание целевой аудитории «упаковывают» научное знание в  интерактивные, визуальные форматы. Однако в современных изданиях наметилась и другая тенденция: ученые выполняют не только роль экспертов, но и наравне с журналистами становятся авторами научно-популярных материалов.
Изменился образ ученого на страницах научно-популярных журналов. Авторы советских научно-популярных изданий стремились создать идеализированный портрет ученого. В период перестройки данный образ стал более живым, показаны перипетии личной жизни научного сотрудника. В современных журналах появились два подхода: повествование об ученом как о неординарной личности с нетривиальными жизненным историями; рассказ с опорой на «эффект зеркала», благодаря которому читатель видит в ученом такого же человека как и он сам, пытается понять его, вникнуть в научную и жизненную историю.
Изменилась роль иллюстрирующего материала, он становится самостоятельной содержательной единицей, все больше на страницах журналов появляются креолизованные тексты.
На наш взгляд, задача современного научно-популярного медиапродукта не только рассказать о научном открытии, но и привлечь аудиторию в процесс формирования знания. Сочетание научной глубины и доступности повествования, разнообразие визуального контента и интерактивная подача — те принципы, на которых должно строится повествование в научно-популярном журнале.
Четкое видение своей миссии, ее обоснование и репрезентация аудитории лежат в основе оригинальной концепции и позволяют изданию выделиться среди своих конкурентов, обрести своего читателя. Персонифицированный персонаж Кота, познающего науку и людей, журнала «Кот Шрёдингера»; поиск закономерности, механизма в окружающих явлениях коллективом авторов «Машины и механизмы» — показательные модели поиска нестандартного подхода к целевому назначению журнала.
Развитие и усложнение научного знания требуют от научно-популярных изданий больших усилий в доступном преподнесении информации и в структурировании контента. Важно и понимание специфики аудитории, к которой обращается научно-популярный журнал: активная вовлеченность в онлайн-площадки, клиповость сознания, первоочередный интерес к визуальному контенту. Поэтому работа над композиционно-графической моделью становится в данном контексте одним из ключевых. Разнообразие иллюстраций, оригинальная и узнаваемая композиционно-графическая модель, выработка собственного единообразного стиля должны учитываться при создании современного научно-популярного журнала.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Типологическая трансформация научно-популярного журнала (середина XX – начало XXI вв.)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет