Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов в банковской сфере России
Деньги – это кровь экономики. Продолжая данную мысль применительно к сегодняшнему дню, можно с уверенностью сказать, что банки – это кровеносная система всей экономики. Однако, как загрязнение крови может неблагоприятно сказаться на всем организме, так и «грязные деньги» оказывают крайне негативное влияние на функционирование всей экономической системы.
Данная работа посвящена анализу отечественной системы противодействия легализации преступных доходов в банковской сфере страны. В частности, были исследованы порядок информационного взаимодействия между различными субъектами, правомочия кредитных организаций, полномочия публичных органов, была проанализирована судебная практика на предмет выявления конкретных проблем в правоприменительной области. Автором был сделан вывод о том, что государство возложило на кредитные организации крайне значимые публичные функции, существенно увеличив их расходы, но при этом не обеспечило их надлежащей нормативной и методологической базой, а также установило штрафы и санкции, включая отзыв лицензии, за невыполнение установленных обязанностей. Таким образом, сложившаяся система оказывает крайне негативное влияние на добросовестных экономических субъектов и стабильность делового оборота (т.е. именно на те публично-значимые институты, которые государство призвано защищать). В рамках проведенного исследования автором предложены конкретные меры по совершенствованию системы противодействия легализации преступных доходов в банковской сфере России.
Значимость и объективность данной работы подтверждается тем, что основные результаты данного исследования опубликованы в ряде журналов, входящих в перечень ВАК.
Земля является ценнейшим ресурсом, которым располагает государство. Она является не только территориальной базой любой деятельности, но и средством производства в сельском хозяйстве, которое представляет собой важнейшую отрасль экономики и жизни общества, поскольку именно оно призвано обеспечить продовольственную безопасность, что, в свою очередь, всегда было и будет оставаться ключевой проблемой государственного управления.
В первую очередь, это относится именно к землям сельскохозяйственного назначения как к предназначенным именно для осуществления данного вида хозяйственной деятельности. В связи с чем, использование земель этой категории является одним из центральных вопросов управления землепользованием.
В то же время, использование земель сельскохозяйственного назначения подверглось серьезным изменениям в результате начавшейся более четверти века назад земельной реформе. Основной этап резких изменений пришелся на первое десятилетие, однако земельная реформа еще не завершена. Продолжается работа по совершенствованию земельного законодательства, обеспечению учета и регистрации земель, решению вопроса о государственном регулировании и степени его вмешательства в земельные отношения, которые по-прежнему переживают трансформации, а также о восстановлении и охране земель сельскохозяйственного назначения.
Это послужило основанием для выбора в качестве темы данной выпускной квалификационной работы проблемы влияния продолжающейся реформы на использование земель сельскохозяйственного назначения и обусловливает ее актуальность. Республика Мордовия была выбрана исходя из следующих ее особенностей: небольшие площадь территории, сравнительная стабильность региона, высокая роль сельского хозяйства в экономике и жизни республики.
Объектом данного исследования являются земли сельскохозяйственного назначения республики Мордовия.
Предмет – влияние на использование земель сельскохозяйственного назначения республики Мордовия земельной реформы.
Цель работы – оценка влияния современной земельной реформы на использование земель сельскохозяйственного назначения в регионе для определения ее эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение основных положений современной земельной реформы;
Анализ условий использования земельных ресурсов в республике Мордовия;
Анализ состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения региона;
Изучение развития земельных отношений и рынка земель сельскохозяйственного назначения в республике Мордовия.
Исследование осуществлялось при помощи анализа и синтеза, исторического, статистического, сравнительно-географического, картографического и графического методов. В процессе работы использовались нормативная правовая документация, данные статистического учета, монографии и статьи, картографические материалы.
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержательная часть исследования изложена на 83 страницах и включает 17 рисунков, 5 картосхем, 2 карты, из которых 17 рисунков и 4 картосхемы составлено автором.
В ходе исследования, в первую очередь, был оценен исторический и зарубежный опыт земельных реформ. Было выяснено, что вне зависимости от специфики реформ, их хода, наибольших успехов удается добиться при проведении длительной предварительной работы по ее подготовке, сохранении государственного регулирования земельных отношений, обеспечении укрупнения и рационализации размеров земельных участков, в том числе, за счет увеличения роли сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также при фиксации конкретных прав (прежде всего, собственности) на землю тех, кто ее использует.
Земельная реформа в России проходила в несколько этапов: в течение первого десятилетия удалось добиться ликвидации государственной монополии на землю, обеспечить формирование многообразия форм собственности, ввести принцип платности землепользования, удовлетворить потребность граждан в земле для самостоятельного ведения хозяйства, но резкое прекращение государственного планирования использования земель и финансирования мероприятий по поддержанию и улучшению их состояния, нерешенность вопроса их сохранности, малая заинтересованность и информированность граждан, получивших в собственность земельные доли, привели к значительному сокращению площадей ценных сельскохозяйственных земель, появлению заброшенных сельхозугодий и развитию на них различных негативных процессов. На современном же этапе происходит постепенное выравнивание ситуации.
Особенности влияния земельной реформы на использование земель сельскохозяйственного назначения в республике Мордовия обусловлены следующим: природно-ресурсный потенциал региона в наибольшей степени способствует развитию именно сельского хозяйства на большей части территории республики (за исключением запада, крайнего юго-востока и небольших участков северо-востока); сельское хозяйство играет большую роль в экономике и жизни республики, что выражается в его доле в структуре занятости населения (20% и наблюдающийся рост), ВРП (14,4%); динамика производства сельскохозяйственной продукции положительна.
Влияние земельной реформы на использование земель сельскохозяйственного назначения в этом аграрном регионе выражалось по-разному на разных этапах реформы. В 90-е гг. наблюдалось активное сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий (по данным показателям было искусственное увеличение в 1997-1998 гг., не повлиявшее на фактическое использование), пашни, посевных площадей. Причем именно снижение последнего показателя стало наиболее критичным: посевные площади к 2001 году сократились на 29%, в результате чего почти 30% пашни оказались брошены. Наибольшие изменения при этом коснулись запада, юго-востока, частично северо-востока республики, характеризующегося менее продуктивными землями.
После принятия закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», повлекшего за собой скупку земельных долей крупными сельскохозяйственными предприятиями, темпы сокращения площадей сельскохозяйственных земель существенно снизились, и в данный момент оно не является критичным.
На прекращение сокращения и даже начало увеличения посевных площадей, а, следовательно, возвращение в сельскохозяйственный оборот самого ценного из угодий – пашни оказали влияние государственные программы развития сельского хозяйства и частные инвестиционные проекты, стартовавшие в 2006-2007 гг.
Итак, на современном этапе последствия негативных изменений, произошедших в 90-е гг. стали сглаживаться, но ряд возникших тогда проблем остаются нерешенными: прекращение почвенных и геоботанических исследований, повлекшее отсутствие актуальных данных и невозможность принятия адекватных мер; недостаточное финансирование мероприятий по восстановлению и охране земель; снижение почвенного плодородия вследствие недостаточного внесения удобрений; усиление эрозионных процессов по причине излишне эффективной распашки земель без проведения почвозащитных мероприятий; переувлажнение и заболачивание отдельных участков в результате неудовлетворительного состояния мелиоративных систем; зарастание пустующей пашни.
Тем не менее, развитие земельных отношений в Мордовии на современном этапе реформы можно охарактеризовать как положительное: увеличивается доля юридических лиц в структуре собственности на земли сельхоз назначения; происходит укрупнение хозяйств; растет роль сельскохозяйственных предприятий и организаций, способных более эффективно использовать землю, а также увеличивается площадь крестьянских фермерских хозяйств.
Рынок земель сельскохозяйственного назначения развивается не очень высокими темпами, в основном, за счет аренды государственных и муниципальных земель (около 90% сделок), роль которой стала особенно расти после принятия в конце 2010 года Федерального закона N 435-ФЗ, кроме прочего, обеспечившего переход в муниципальную собственность земельных участков в счет невостребованных земельных долей с последующей передачей их в аренду. При этом в настоящее время развитие рынка происходит в направлении выкупа земель, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и перехода к современным формам прав и отношений, а также приобретения земель непосредственными землепользователями.
Таким образом, первое десятилетие реформы негативно сказалось на использовании земель сельскохозяйственного назначения в Мордовии, но преобразования современного этапа позволили направить земельную реформу в соответствии с наиболее благоприятными тенденциями перехода к таким формам права как частная собственность (юридических лиц, прежде всего) и аренда, увеличения роли сельскохозяйственных предприятий, укрупнения хозяйств. Однако нерешенными остаются проблемы качественного состояния земель, выделения дополнительных средств финансирования сельского хозяйства, возвращения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни в отдельных районах республики, увеличения роли экономических методов регулирования земельных отношений.
История земельных отношений и землеустройства / Под ред. Варламова А.А. – М.: Колос, 2000 – 336 с.
Шаров А.В. История земельных отношений. Нижегородская гос. с.-х. академия – Нижний Новгород, 2007 – 86 с.
Алтухов И.А. Земельные реформы в России и странах мира. Нижегородская гос. с.-х. академия – Нижний Новгород, 2008 – 58 с.
Гериханов С.С. Земельная реформа на современном этапе // Молодой ученый – 2017 – № 4(138) – с. 587-590
Барсукова Г.Н. История землеустройства и земельных отношений / Г.Н. Барсукова и др. – Краснодар: КубГАУ, 2014 – 161 с.
Никулин П. Ф. Основные направления и итоги Столыпинской аграрной реформы (1906-1916 гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История – 2012 – № 1(17) – с. 5-10
История и современность земельных отношений и землеустройства в России: учебное пособие: 2-е изд., доп. и перераб. / Хертуев В.Н., Елаев В.Н. и др. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017 – 330 с.
Мишина З.А. Зарубежный опыт в области земельных отношений // Вестник НГИЭИ – 2011 – № 1(2). Том 1 – с. 107-116
Пирогова Т.В., Селиверстова Т.П. Из истории земельных отношений // Сибирская финансовая школа – 2004 – №3(52) – с. 28-35
Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» // СПС «Гарант»
Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СПС «КонсультантПлюс»
Закон РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 «О социальном развитии села» // СПС «КонсультантПлюс»
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» // СПС «КонсультантПлюс»
Указ Президента от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013844&rdk=&backlink=1 (дата обращения 26.04.2018)
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013912 (дата обращения 26.04.2018)
Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // СПС «КонсультантПлюс»
Указ Президента РФ от 7 декабря 1993 г. N 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027547&rdk=&backlink=1 (дата обращения 26.04.2018)
Указ Президента РФ от 11.12.1993 г. N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» // http://kremlin.ru/acts/bank/5008 (дата обращения 26.04.2018)
Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027659&rdk=&backlink=1 (дата обращения 26.04.2018)
Постановление Правительства РФ от 23.12.1993 N 1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 15 декабря 2015 года – Москва: Эксмо, 2015 – 688 с.
Как развивалась история земельного вопроса в современной России // https://kadastrmap.ru/novosti/kak-razvivalas-istoriya-zemelnogo-voprosa-v-sovremennoj-rossii/ (дата обращения 26.04.2018)
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // СПС «Гарант»
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под. ред. Боголюбова С.А. – Москва: Проспект, 2016 – 760 с.
Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (3-е издание, переработанное и дополненное) – Москва: Частное право, 2012 – 304 с.
Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. Земельная реформа в России в 1990-2000-е годы, или как в ходе ведомственных реорганизаций «реформировали» земельную реформу // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) – 2015 – Т. 7. № 2 – с. 84-95
Варламов А., Гальченко С. Развитие земельных отношений в России // Аграрная реформа. Экономика и право – 2002 – № 3 – с. 17-22
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»
Звягинцев В. Эволюция земельного законодательства в постсоветской России: хронология, логика обоснования, борьба // http://kapital-rus.ru/articles/article/evolyuciya_zemelnogo_zakonodatelstva_v_postsovetskoj_rossii_hronologiya_log/ (дата обращения 26.04.2018)
Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики (Романова О.А., журнал «Lex Russica», N 6, июнь 2016 г.) // СПС «Гарант»
Федеральный закон 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант»
Федерального закона от 13.05.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // СПС «КонсультантПлюс»
Географический атлас Республики Мордовия / редкол.: Ямашкин А.А. (пред. кол.), Вдовин С.М., Макаркин Н.П. и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – 204 с.
Ямашкин А.А. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. – 156 с.
Географическое положение и природные ресурсы Мордовии // Национальная библиотека Республики Мордовия им. А.С. Пушкина – http://www.library.saransk.ru/aboutm/naturemor/geo.php (дата обращения 05.05.2018)
Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974 – 569 с.
Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат – Саранск, 2017 – 439 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России – М.,2002 – 620 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России – М.,2003 – 807 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2004: Стат. сб. / Росстат – М., 2004 – 671 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. / Росстат – М., 2006 – 685 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2006: Стат. сб. / Росстат – М., 2006 – 685 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: Стат. сб. / Росстат – М., 2007 – 685 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат – М., 2008 – 668 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2009: Стат. сб. / Росстат – М., 2009 – 654 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010: Стат. сб. / Росстат – М., 2010 – 654 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2011: Стат. сб. / Росстат – М., 2011 – 662 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012: Стат. сб. / Росстат – М., 2012 – 662 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2013: Стат. сб. / Росстат – М., 2013 – 645 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014: Стат. сб. / Росстат – М., 2014 – 652 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2015: Стат. сб. / Росстат – М., 2015 – 672 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2016: Стат. сб. / Росстат – М., 2016 – 671 с.
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2017: Стат. сб. / Росстат – М., 2017 – 751 с.
Акимова Ю.А., Кочеткова С.А. Совершенствование системы государственной поддержки аграрной сферы региона в современных условиях // Фундаментальные исследования – 2015 – № 8-1 – с. 168-172
Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант»
Региональные доклады о состоянии и использовании земель Республики Мордовия в 2015-2017 гг. // https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/regionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-mordoviya/ (дата обращения 26.04.2018)
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 1997 г. N 132 «О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 1 января 1997 года» // СПС «Гарант»
Постановление Правительства Республики Мордовия 19 апреля 1999 г. N 218 «О наличии и распределении земель по категориям и формам собственности в Республике Мордовия в 1998 году» // http://docs.cntd.ru/document/438854461 (дата обращения 05.05.2018)
Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2000 г. N 109 «О наличии и распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности в Республике Мордовия в 1999 г.» // http://docs.cntd.ru/document/438854178 (дата обращения 05.05.2018)
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2001 года N 156 «О наличии и распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности в Республике Мордовия в 2000 году» // http://docs.cntd.ru/document/906300737 (дата обращения 05.05.2018)
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 марта 2002 года N 149 «О наличии и распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности в Республике Мордовия в 2001 году» // http://docs.cntd.ru/document/438853631 (дата обращения 05.05.2018)
Региональный доклад о состоянии и использовании земель Республики Мордовия в 2002 году / под ред. А.Н. Фролова, М.М. Гераськина, А.Н. Пивкина и др. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2003 – 104 с.
Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2005-2015 гг. (11 шт.) // https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения 05.05.2018)
Выступление заместителя председателя госкомитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия Алексея Фонова на Всероссийском форуме «Земля. Недвижимость» – http://volga.news/article/241458.html
Каверин А.В. Экологическое планирование использования земельных ресурсов Мордовии // Вестник Мордовского университета – 1992 – №4 – 57-62 с.
Официальный сайт ГК «Талина» // http://atyashevo.ru/ (дата обращения 12.05.2018)
Бочкарев Д.В., Смолин Н.В., Зайчикова Т.Ф. Состояние и перспективы развития земледелия в республике Мордовия // Нива Поволжья – 2009 – №4(13) – с. 1-6
Ильина И.С. Экологические аспекты сельскохозяйственного использования земель республики Мордовия // Вестник Чувашского университета – 2006 – №7 – с. 360-367
Чекмарев П.А., Сидоров А.В., Моисеев А.А. Динамика плодородия пахотных почв республики Мордовия // Достижения науки и техники АПК – 2017 – №1 – с. 4-9
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Мордовия в 2014 году / Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; редкол.: В. Т. Шумкин, В. М. Максимкин, А. Н. Макейчев, И. А. Новиков и др. – Саранск, 2015 – 196 с.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 сентября 2016 года N 475 «Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории республики Мордовия, использование которых для других целей не допускается» // http://docs.cntd.ru/document/453148386 (дата обращения 15.05.2018)
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения – М.: ФГБНУ «Рисинформагротех», 2014 – 176 с.
Сводный годовой отчет в разрезе субъектов Российской Федерации по форме № 3-ЗЕМ «Сведения о сделках с землей» за 2015 год // https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/statisticheskaya-otchetnost/ (дата обращения 23.05.2018)
Гатилова Е.В., Седашкина Т.И. Механизм государственного регулирования земельного рынка – 2012 // https://www.rae.ru/forum2012/276/2457 (дата обращения 23.05.2018)
Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 мая 2006 года N 201 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Мордовия и предоставленные в аренду без торгов» (с изменениями на: 19.05.2017) // http://docs.cntd.ru/document/802063814 (дата обращения 23.05.2018)
Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Республики Мордовия и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия // СПС «Гарант»
Приказ Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 N 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Госкомимущества РМ от 28.11.2013 N 342-З «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Мордовия» // https://ipravo.info/mordovia1/act7/742.htm (дата обращения 23.05.2018)
Бухаркин Г.В., Гераськин М.М. Развитие системы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в регионе // Регионология – 2014 – №1(86) – с. 73-80
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!