Вопросы соотношения наднационального права и национальных конституций в практике конституционных судов стран Евразийского экономического союза и Европейского союза
Цель исследования – исследовании вопроса о возможности осуществления конституционного контроля за актами наднациональных образований, затрагивающих права человека, в правовых системах государств-членов, в частности, в правой системе России.
Задачи исследования:
1. Изучить черты наднационального образования как особой формы международной организации и действие актов таких образований в государствах-членах.
2. Оценить опыт органов конституционного контроля европейских государств по вопросу возможности конституционного контроля за актами наднациональных образований, затрагивающих права человека, в правовых системах государств-членов.
3. Изучить подходы, используемые данными судами для разрешения противоречия между актами наднационального права и положениями национальных конституций, и оценить возможность их применения в правовой системе России
Выводы, сделанные по результатам исследования:
1. Наднациональное образование представляет собой особую форму международной организации, обладающей некоторыми признаками государственного образования.
2. Изучение опыта конституционных судов европейских государств, в частности, Конституционного Суда ФРГ, позволяет сделать вывод, что пока в Европейском союзе обеспечивается уровень защиты прав человека, сопоставимый с уровнем в национальных конституциях, что включает в себя наличие каталога прав человека и непринятие норм, нарушающих данные права, конституционные суды государств-членов не вправе признавать нормы права Европейского союза не подлежащими применению.
3. Поскольку в Евразийском экономическом союзе отсутствует перечень прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд РФ, по мнению автора исследования, сохраняет полномочие проверки норм наднационального права на соответствие нормам Конституции РФ в случае нарушения такими нормами прав человека.
В связи с участием Российской Федерации в развитии международных экономических отношений с другими государствами за последнее время увеличилось соответственно и количество правовых взаимосвязей в данной сфере.
Россия с 2001 года является членом Евразийского экономического сообщества (ныне – Евразийский эконмический союз (далее – ЕАЭС), который в своей деятельности среди прочих имеет задачу правового регулирования отношений в сфере торговли, что, в частности, достигается путем издания компетентными органами нормативных-правовых актов. Такие акты неизбежно затрагивают права граждан Российской Федерации, а, следовательно, потенциально могут их нарушать.
В Российской Федерации органом, компетентным оценивать законы и иные акты на их соответствие Конституции, является Конституционный суд Российской Федерации. И если его право устанавливать соответствие Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) федеральных законов прямо установлено Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации (далее – Конституционный Суд РФ), то в отношении вступивших в силу международных договоров или актов международных организаций, участницей которых является Россия, такое право ссылкой на положения действующего законодательства обосновано быть не может.
Между тем, говоря о Конституционном суде РФ как об органе, осуществляющим посредством конституционного судопроизводства контроль за действиями органов законодательной власти и обеспечивающим таким образом защиту прав граждан РФ, провозглашенных Конституцией РФ в качестве высшей ценности, мы можем небезосновательно задуматься о том, будет ли соответствовать целям и задачам деятельности Конституционного суда РФ установление им соответствия Конституции РФ, например, решения Евразийской экономической комиссии? Обладает ли Конституционный суд РФ в системе действующего правого регулирования такими полномочиями? Данный вопрос порождает и другие. Чем может быть оправдан отказ от исполнения международных обязательств? Достаточно ли для него самого факта противоречия между конституционными нормами и положениями т. н. «надгосударственного» акта? И противоречие любой ли норме Конституции может являться основанием для такого отступления? Каковы пределы конституционного контроля за актами такого рода?
Для автора настоящего исследования данные вопросы представляют особый интерес в контексте конституционализации международного права: с ростом количества наднациональных объединений содержание принципа суверенитета государств становится более размытым, права человека – более уязвимыми.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в исследовании вопроса о возможности осуществления конституционного контроля за актами наднациональных образований, затрагивающих права человека, в правовых системах государств-членов, в частности, в правой системе России.
Для достижения данной цели необходимо изучить черты наднационального образования как особой формы международной организации, действие актов таких образований в государствах-членах, а также оценить опыт органов конституционного контроля европейских государств, суды которых сталкивались с аналогичными вопросами гораздо раньше Конституционного Суда РФ. Также необходимо изучить подходы, используемые данными судами для разрешения противоречия актов наднационального права положениям национальных конституций и оценить возможность их применения в правовой системе России.
В то же время автор не ставит перед собой цель ответить на вопрос о возможности обжалования актов, которые принято относить к сфере международного права, в конституционных судах государств в целом, а также рассмотреть все тенденции конституционализации международного права и интернационализации конституционного права. Освещение данных вопросов в настоящей работе производится лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения основной цели исследования.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование потенциальной возможности конституционного контроля за актами наднациональных образований, затрагивающими права человека.
Были исследованы черты наднациональных образований, особенности действие актов таких образований в правовых системах государствах-членов.
Для достижения поставленной в введении цели особое внимание было уделено изучению судебной практики государств-членов Европейского союза, в частности, Германии, и были оценены подходы, которые использовались Конституционным Судом ФРГ для исследования вопросов о пределах конституционного контроля за актами наднациональных образований (дела Solange I и II, Maastricht, Banana Market Organization, Lisbon Treaty, Income Tax). При этом практика судов изучалась с учетом исторического развития Европейского союза, подписания государствами-членами новых договоров, расширяющих полномочия наднационального образования, и соответствующих изменений в подходе суда.
Были приведены позиции других исследователей поставленного вопроса, которые предлагали, к примеру сравнительный метод исследования с учетом опыта взаимодействия федерации и штатов в США.
Была изучена практика Конституционного Суда РФ по вопросу пределов контроля Конституционного Суда РФ за актами ЕАЭС (Определения 487-О-О и 417-О), автор исследования высказал точку зрения о возможности применения Конституционным Судом РФ некоторых подходов, выработанных Конституционным Судом ФРГ в сравнимых обстоятельствах.
Настоящая работа содержит выводы автора по поставленным вопросам, однако в то же время свидетельствует о большом количестве вопросов, которые нуждаются в дальнейшем исследовании.
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // оф. сайт Евразийской экономической комиссии 05.06.2014 – СПС «КонсультантПлюс».
Договор о Европейском союзе [Электронный ресурс] // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. – М.: Право, 1994. С. 45–246 – СПС «КонсультантПлюс».
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // оф. сайт Евразийского экономического союза 12.04.2017 – СПС «КонсультантПлюс».
Договор о функционировании Европейского союза от 25 марта 1957 года // [Электронный ресурс] // оф. сайт Евразийской экономической комиссии 05.06.2014 – СПС «КонсультантПлюс».
Договор, учреждающий Европейское сообщество [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. No 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. No 7-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] Рос. газ. – 1994. – 23 июля – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 761 “Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами” [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 № 1487-О-О // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Определение Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 № 417-О // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 9-П [Электронный ресурс] // Рос. газ. – 1996. – 17 апреля. – СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П [Электронный ресурс] // Рос. газ. – 2000. – 21 июня. – СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
Белов С. А. Конституционная модель легитимации решений органов международных организаций // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 2 (62) С. 1–10.
Варламова Н. В. Проблемы институционализации наднационального уровня осуществления публично-властных полномочий // Интернационализация конституционного права в условиях глобализации: Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. № 6. С. 8–32.
Исполинов А.С. Требуются прагматики: Конституционный Суд России и евразийский правопорядок // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 5. С. 14–20.
Казанцев С. М. Особенности контроля конституционности Таможенного кодекса Таможенного союза // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 2. С. 1–9.
Клемин, А. В. Еще раз о компетенции Европейских сообществ // Московский журнал международного права. 1992. № 4. С. 117–128.
Королев М. А. Наднациональность с точки зрения международного права // Московский журнал международного права. 1997. № 2. С. 3–20.
Нешатаева Т. Н. Интеграция и наднационализм // Российское правосудие. 2014. № 9. С. 5–12.
Филатова М. А. Соотношение правопорядков и иерархия международных и национальных норм: новые вопросы и подходы к их решению в практике Конституционного Суда России // Международное правосудие. 2016. № 3. С. 88–100.
Чиркин, В. Е. Наднациональное право: основные особенности // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 18–25.
Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 417 с.
Хелд Д. Модели демократии. М.: Дело, 2014. 544 с.
Boom Steve J. The European Union after the Maastricht Decision. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jeanmonnetprogram.org/archive/papers/95/9505ind.html
Kaczorowska A. European Union Law. NY, Routledge-Cavendish, 2013, 950 p.
Meessen Karl M.,Hedging European Integration: The Maastricht Judgment of the Federal Constitutional Court of Germany // Fordham International Law Journal. 1993. Vol. 17. Issue 3. Art. 3. P. 511-530.
Ruling the World? Constitutionalism, International Law, and Global Governance / ed. by Dunoff, J. L., Trachtman J. P., Cambridge, New York: Cambridge UP. 2009. 432 p.
Stikker, The Functional Approach to European Integreation, Foreign Affairs. 3 (1951). Vol. 29. P. 436-444.
Материалы судебной практики
Case C-26/62 «Van Gend en Loos v. Nederlandse Administratie der Belastingen» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: .
Решение Конституционного Суда ФРГ от 29 мая 1974 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: .
Решение Конституционного Суда ФРГ от 25 июля 1979 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv052187.html.
Решение Конституционного Суда ФРГ от 22 октября 1986 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv073339.html.
Решение Конституционного Суда ФРГ от 12 октября 1993 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv089155.html.
Решение Конституционного Суда ФРГ от 7 июня 2000 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv102147.html.
Решение Конституционного Суда ФРГ от 30 июня 2009 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.servat.unibe.ch/dfr/bv123267.html.
Решение Конституционного Суда ФРГ от 15 декабря 2015 года // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/Entscheidungen/DE/2015/12/ls20151215_2bvl000112.html.
Решение Суда Евразийского экономического союза от 21.02.2017 № СЕ-1-1/1-16-БК. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/reshenie-suda-evraziiskogo-ekonomicheskogo-soiuza-ot-21022017-ob-ustanovlenii/.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!