Реализация авторской интенции в смысловой структуре текста аналитического жанра сетевых спортивных СМИ
Настоящая диссертационная работа посвящена рассмотрению комплексной модели системно-структурной организации публицистического текста спортивного аналитического жанра, а также описанию прикладного аспекта филологического анализа, включающего систему создания материала с учетом задач, стоящих перед журналистом, и формирование его смысловой структуры. Данные вопросы обладают особой степенью актуальности, так как освоение текстовой деятельности способствует более эффективному общению в системе «автор-читатель».
Цель работы — изучить возможность применения коммуникативно-деятельностного подхода к анализу авторской интенции и смысловой структуры материалов спортивного аналитического жанра.
Эмпирический материал исследования включает в себя аналитические статьи спортивной тематики, опубликованные на сетевых ресурсах наиболее популярных спортивных СМИ.
Подробное рассмотрение комплексной модели системно-структурной организации текста подтверждает тезис о том, что текст имеет определенную структуру, которая формируется путем взаимодействия различных текстовых единиц (информемы, прагмемы). Данное взаимодействие играет большую роль в выражении смысла и формировании общей текстовой темы — доминирование единиц одного уровня выступает своеобразным маркером характера авторской интенции.
Целесообразным в рассмотрении вопроса соотношения текстовых единиц признано приведение результатов исследования к определённому числовому воплощению (индексу), которое позволяет максимально наглядно представить выводы. В результате исследования созданы предпосылки для корреляции динамических текстовых единиц со смысловой структурой текста и с реализующейся в ней авторской интенцией.
Современная эпоха бурного развития сети Интернет и социальных медиа обусловила трансформацию средств массовой информации. Такой процесс затронул и спортивные редакции, журнальные тексты которых перекочевали на мерцающие мониторы пользовательских девайсов. В этой связи спортивная коммуникация стала одной из наиболее популярных и доступных сфер современных медиа. Значимость спортивной коммуникации заключается в том, что она является огромной сферой человеческой деятельности, включающей социально-экономические, общественно-политические, финансовые проблемы. Именно поэтому особый интерес в области реализации спортивного дискурса вызывает исследование деятельности «пишущих» журналистов с их подходами к созданию текстов.
В данном исследовании мы постараемся рассмотреть комплексную модель системно-структурной организации текста и ее единицы анализа, а также описать аспект, называемый исследователями в области филологического анализа прикладным: систему создания материала с учетом задач, стоящих перед журналистом, способы авторской передачи не только поверхностного, но и глубинного смысла текста, формирование его смысловой структуры. Стоит отметить, что данные вопросы обладают особой степенью актуальности, так как освоение текстовой деятельности способствует более эффективному общению в системе «автор-читатель» (или «адресант-адресат»). Степень владения текстовой деятельностью, как отмечает Н. С. Болотнова, является «одним из главных показателей общей культуры людей».
Научная новизна исследования обосновывается тем, что рассматриваемая нами условная модель системно-структурной организации текста в коммуникативном аспекте, описанная в работе Н. С. Болотновой «Филологический анализ текста», разработана применительно к произведениям литературно-художественного стиля. Поэтому использование подобного подхода в анализе публицистического материала вызывает значительный интерес.
Также стоит отметить, что при всей широте и многоаспектности вопроса интенции автора и путей ее реализации в текстах СМИ, ни одна из имеющихся на сегодняшний день классификаций по-прежнему не выступает абсолютным критерием для исследования вопроса авторского намерения.
Объектом исследования является реализующая авторскую интенцию модель системно-структурной организации текста аналитического жанра сетевых спортивных СМИ.
Предметом исследования выступают текстовые единицы информативно-смыслового и прагматического уровня в спортивных публицистических текстах.
Цель работы — изучить возможность применения коммуникативно-деятельностного подхода к анализу авторской интенции и смысловой структуры материалов спортивного аналитического жанра.
Для достижения поставленной цели целесообразным представляется решение следующих задач:
Рассмотреть имеющиеся на сегодняшний день подходы в вопросе изучения реализации авторской интенции в публицистических текстах.
Изучить исходные положения теории смысловой структуры текста, выявить наиболее подходящую модель смысловой структуры публицистического текста для ее дальнейшего соотнесения с выбранным нами подходом.
Рассмотреть единицы системно-структурной организации текста, принципы дифференциации и основные функции текстовых единиц.
Сформировать алгоритм анализа публицистического текста, направленного на выделение текстовых единиц, интерпретируемых в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом.
На примере выбранных материалов спортивных СМИ определить доминирующие текстовые единицы как элементы смысловой структуры, определить характер авторской интенции в связи с полученными результатами.
Представить текстовую доминанту в виде числового индекса с целью наглядного иллюстрирования используемого подхода.
Гипотеза исследования: применение модели системно-структурной организации текста может быть результативным при изучении авторской интенции в текстах спортивной публицистики. Использование данной модели может выступить аналитическим основанием в вопросах дифференциации спортивных аналитических статей по характеру реализуемой авторской интенции.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы Л. А. Киселевой и Н. С. Болотновой, рассматривающие проблемы выделения текстовых единиц анализа, исследования смысловой структуры текста Т. М. Дридзе, работы А. А. Тертычного и Г. Я. Солганика, посвященные характеристике авторской интенции в журналистских текстах, исследование Н. И. Клушиной, рассматривающее интенциональные категории публицистического текста, работа Е. А. Войтик, содержащая исследования в области спортивной медиакоммуникации.
Эмпирический материал исследования включает в себя аналитические статьи спортивной тематики, опубликованные на сетевых ресурсах наиболее популярных спортивных СМИ: «Советский спорт», «Sports.ru», «Спорт день за днем» и «Чемпионат.com». В рамках исследования проанализировано 35 статей, из которых в качестве наиболее иллюстративных выбрано 12 публикаций: «Сборная как прикол. Василий Уткин – о составе сборной Слуцкого», «Тренер сборной профнепригоден. Уткин против Черчесова» (В. Уткин), «Почему сборная России набрала шесть очков вместо девяти?», «Зенит и Семак показали, кто здесь львы» (И. Жидков), «Безумный титан бросился в атаку с закрытыми глазами. Открывал их ему уже врач» (А. Виниченко), «Челси – машина прессинга. А лучше всех в атаке сыграл Канте», «ПСЖ сыграл намного лучше, чем в первом матче. Итоговая победа почти по делу», «Реал провел худший матч в году. А Зидан даже считает, что худший в сезоне» (К. Хаит), «Соболев забил семь голов за четыре тура РПЛ. Лучший российский форвард прямо сейчас?» (А. Романов), «У нас не судейская, а проходной двор» (Н. Яременко), «СКА не хватило на камбэк с ЦСКА» (Н. Петухов), и «Ак Барс впервые проиграл в плей-офф! Все решил нелепый автогол за 107 секунд до сирены» (Л. Лукин).
В работе использовались описательный и сравнительный методы исследования, коммуникативно-деятельностный метод, общелогический метод анализа, метод обобщения результатов.
Структура магистерской диссертационной работы продиктована предметом, целью и задачами исследования и состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка используемой литературы и Списка используемых материалов.
В первой главе рассматривается несколько подходов к изучению вопроса авторской интенции, говорится о специфике спортивной медиакоммуникации и имеющихся теоретических исследованиях категории интенции в науке о языке. Также в рамках первой главы раскрыто базовое для нашего исследования направление в вопросе рассмотрения авторской интенции в публицистическом тексте — коммуникативно-деятельностное, введены важные положения о смысловой структуре текста.
Вторая глава посвящена практическому вопросу выделения текстовых единиц информативно-смыслового и прагматического уровня в аналитических текстах спортивных СМИ, рассмотрены основные функции информем и прагмем в формировании смысловой структуры текста, поднят вопрос о соотношении и взаимодействии данных единиц. Также в данной главе предпринята попытка приведения показателей анализа к определённому числовому воплощению.
В Заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. — М.: Высшая школа, 1990. — 168 с.
Алексеев К. А. Основы спортивной журналистики : Учебное пособие для студентов вузов / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. — 240 с.
Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. — М.: Academia, 1997. — С. 227-249.
Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. — 123 с.
Бобырева Н. Н. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках / Н. Н. Бобырева. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — 208 с.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: Учебное пособие / Н. С. Болотнова. — 4-е изд. — М.: Флинта : Наука, 2009. — 520 с.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы : Избр. тр. / В. В. Виноградов. — М.: Наука, 1980. — 360 с.
Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / науч. ред. Б. Я. Мисонжников. — Томск : Издательский Дом ТГУ,. 2013. — 240 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин — Изд. 6-е — М.: УРСС Эдиториал, 2008. — 144 с.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка: Учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб, С. Н. Стародубец. — М.: Юрайт, 2017. — 455 с.
Грехнева Л. В. Перифраза как средство речевого манипулирования общественным сознанием // Вестник ННГУ. 2015. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perifraza-kak-sredstvo-rechevogo-manipulirovaniyaobschestvennym-soznaniem (дата обращения: 10.02.2021).
Данилова М. Н. Спорт как медиакоммуникационный феномен // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-kak-mediakommunikatsionnyy-fenomen (дата обращения 22.03.2021).
Дацюк С. А. Коммуникативные стратегии [Электронный источник] // Центр гуманитарных технологий. 1999. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2751 (дата обращения 22.10.2020).
Дементьев В. В. Непрямая коммуникация / В. В. Дементьев — М.: Гнозис, 2006. — 376 с.
Дмитровский А. Л. Виды композиций в журналистском тексте // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-kompozitsiy-v-zhurnalistskom-tekste (дата обращения: 25.02.2021).
Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной медиаречи) / Т. Г. Добросклонская. — Изд. 2-е — М.: УРСС Эдиториал, 2005. С.76.
Дридзе Т. М. Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиопсихологической парадигмах / Отв. ред. Т. М. Дридзе. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.
Дридзе Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — С. 48-57.
Дускаева Л. Р. Интенциональный анализ как вектор развития медиастилистики / Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова // Журналистика и культура русской речи. — 2012. — № 4. — С. 18-33.
Елисеева В. В. Анализ информационной структуры художественного текста // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-informatsionnoy-struktury-hudozhestvennogo-teksta-1 (дата обращения: 03.03.2021).
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории [Электронный источник] // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. — Вып. 17, 2001. — URL: https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_17_07zilbert.pdf (дата обращения 13.05.2020).
Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. — М.: Наука, 2004. — 544 с.
Караулов Ю. Н. Русский язык : энциклопедия / Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997.
Кайда Л. Г. Позиция автора в современной публицистике.// Стилистическая концепция. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 232 с.
Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия / Л. А. Киселева. — Л.: Изд-во Ленинградского Ун-та, 1978. — 160 с.
Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста /Н. И. Клушина. — М.: МедиаМир, — 2008. — 248 с.
Костенко Е. В. Лингвостилистические особенности текстов сетевых СМИ // Вестник Мар. Гос. Ун-та – Вып. 12. 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-tekstov-setevyh-smi (дата обращения 22.03.2021).
Кожина М. Н. Стилистика русского языка : учебник / М.Н. Кожина, Л.P. Дускаева, В.А. Салимовский. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 464 с.
Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста : Средства выразительного письма / Л. М. Майданова. — Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 2001. — 179 с.
Попов Р.В. Русская спортивная терминология (на материале баскетбольной терминосистемы) : дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. / Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Северодвинский филиал. — Северодвинск, 2003. — 264 c.
Пронин А. А. Авторская позиция в информационной тележурналистике: опыт практического анализа // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2014. — №1 (27). — С. 159–165.
Сидоров В. А. Журналистский текст и социальная действительность: познание, отражение, преобразование // Социология журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 90−109.
Симакова, С. И. Цифровые обозначения в журналистском тексте // Коммуникация в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации» / под общ. ред. проф. В. В. Тулупова. — Воронеж : Фак. журналистики ВГУ, 2009. – Ч. 2. – С. 75–77.
Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Моск. Ун-та. — Серия 10. Журналистика. — 2001. — С. 74-83.
Стросон П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. — М., 1986. — С. 130–150.
Тертычный А. А. Интернет-публицистика: жанровый профиль // Ученые записки Каз. Ун-та. – Т.156. Гуманитарные науки. 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-publitsistika-zhanrovyy-profil (дата обращения 19.05.2020).
Тертычный А.А. Коммуникативные стратегии и журналистский текст // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-zhurnalistskiy-tekst (дата обращения: 19.05.2020).
Тертычный, А. А. Цифра – материя тонкая // Журналист. — 2006. — №1. — С. 76.
Ушакова Т. Н. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова. — СПб.: Алетейя, 2000.
Хазагеров Г. Г. Риторический словарь / Г. Г. Хазагеров. — М.: Флинта : Наука, 2009.
Хазагеров Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды»): автореф. дис. … канд. филол. наук — Ростов н/Д, 1984. — С. 24.
Шарафутдинова С. В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ // Вестник ЧелГУ. 2009. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-analiticheskaya-statya-kak-zhanr-diskursa-smi (дата обращения: 09.03.2021).
Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика / М. И. Шостак. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!