Проблема иранской экспансии на Ближнем Востоке в современном медийном пространстве США, Израиля и арабских стран: соотношение мифов и реальности

Полякова Татьяна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная диссертация посвящена информационному освещению проблемы экспансии Ирана на Ближнем Востоке в американских, израильских и арабских СМИ. Целью исследования было выявление мифов и реальности в формировании иранского образа в выбранных СМИ. Был проведен контент анализ англоязычных статей по трем аспектам: региональные амбиции Ирана, участие Ирана в сирийском конфликте и йеменском кризисе, а также произведен сравнительный анализ полученных результатов. Были выявлены основные медиа стратегии и инструменты, используемые американскими, израильскими и арабскими изданиями.

На протяжении последних десятилетий образ Исламской Республики Иран на международной арене воспринимается крайне негативно, а его действия и интересы представляются дестабилизирующим фактором в ближневосточном регионе. Западные государства видят в современном Иране одновременно жесткое авторитарное государство с ядерным потенциалом, спонсора исламского фундаментализма и агрессивную региональную державу.
С приходом на пост президента Хасана Рухани, ситуация начала меняться. Примирительная риторика президента, готовность к диалогу с Западом, ограничение ядерной программы – все это привело к тому, что образ Исламской Республики как угрозы начал размываться. Помимо уже упомянутого Рухани, важную роль сыграл министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф.
Однако важно отметить, что Рухани, и Зариф мало что изменили в основных принципах иранской внешней политики. Тегеран не отказывается от идеи экспорта исламской революции, а идея противостояния «западному империализму» по-прежнему остается ключевым идеологическим постулатом режима. Проиранские формирования при Рухани еще больше укрепились в Ираке, иранские офицеры, военные эксперты и подразделения «Силы Кудс» участвуют в Сирийском конфликте , Тегеран финансирует ливанскую «Хезболлу» и поддерживает хуситов в Йемене.
Нарастающее давление и иранская угроза в регионе повлекли за собой ответную реакцию США и европейских государств в виде рычагов экономического давления. Санкции США, безусловно, остаются серьезной проблемой, но сегодня у Тегерана появилась новая угроза – образ Ирана как врага, создаваемый различными СМИ (американскими, израильскими и арабскими).
В настоящее время новый вид реальности, создаваемый средствами массовой информации, приобретает все большую популярность. Они практически стали самостоятельным актором международных отношений. Люди постоянно пытаются найти новые способы использования информации, и со временем она также приобрела новую функцию – стала использоваться в качестве оружия. Концепция информационной войны или медиа-войны стала неотъемлемым элементом социальной и политической структуры современности. Это также связано с пропагандой, которая является одновременно концепцией и практикой, используемой многими странами в качестве части их политических игр, поскольку она является эффективным способом воздействия на умы и взгляды людей.
Значительная часть элементов того, что считалось «иранской угрозой», никуда не исчезли, а скорее наоборот усугубились. Образ этой угрозы уже не цельный, благодаря СМИ, которые трактуют политику Ирана под разным углом. Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется вышеперечисленными причинами.
Исследовательский вопрос данной работы заключается в следующем, каково соотношение мифов и реальности в формировании СМИ иранского образа и как формируются соответствующие нарративы в указанных медийных пространствах?
Объектом исследования является отражение проблемы иранской экспансии в ближневосточном регионе в современном медийном пространстве США Израиля и арабских стран.
Предмет исследования составляют дискурс, денонсация и коннотация иранского образа, производимые выбранными СМИ.
Цель исследования. Выявить какие дискурсы относительно проблемы иранской экспансии на Ближнем Востоке стремились создать американские, израильские и арабские СМИ и какие медийные стратегии были использованы для этой цели?
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
Отобрать и классифицировать новостные статьи американских, израильских и арабских СМИ, посвященные образу и политике Ирана в ближневосточном регионе.
Подвергнуть отобранный материал контент-анализу для выявления частоты употребления лингвистических единиц по выбранной проблематике.
Провести сравнительный анализ полученного результата и вывести сходства и различия в дискурсах, конструируемых американскими, израильскими и арабскими СМИ.
Определить степень соответствия создаваемых нарративов реальности иранской экспансии на Ближнем востоке.
Проанализировать медийные стратегии и инструменты, используемые выбранными изданиями.
Обзор источниковой базы. Так как объектом исследования является не сама социально-политическая реальность, а её отражение в медийном пространстве, то статьи СМИ были использованы в качестве основных источников исследования. Для этого исследования были выбраны два американских, израильских и арабских СМИ на английском языке в соответствии с критериями статистики трафика и привлечения аудитории: Washington Post, The New York Times, Jerusalem Post, Haaretz, Al Arabiya, Asharq al awsat. По данным SimilarWeb (инструмента анализа рынка), на сайте Washington Post в месяц совершается около 187,54 млн. посещений, на сайте The New York Times – 348,92 млн. Что касается израильских СМИ, то общее количество посещений сайта Jerusalem Post составляет около 10 тыс., Haaretz – 7 млн., арабских СМИ: Al Arabiya – 11,47 млн. посещений и Asharq al awsat около 8 тыс. посещений.
Вторую группу источников составляют международные документы нормативно-правового характера. К данной группе источников можно отнести резолюции Совета Безопасности ООН.
К третьей группе источников относятся пресс-конференции, интервью и публичные выступления лиц вовлечённых в изучаемую проблему.
Четвертую группу составляют материалы новостных лент и информационных агентств.
Концептуально-теоретическая основа исследования. Конструктивистская парадигма была принята в качестве концептуально-теоретической основы для этого исследования. С этой точки зрения информационная область и средства массовой информации, в частности, воспринимаются как конструктивная реальность. В социальной конструктивистской теории ученые сосредотачиваются на социальном конструировании реальности. Человеческие отношения, включая международные отношения, вращаются вокруг идей, концепций, мыслей и дискурсов и по существу не включают материальные условия или силы. Следовательно, теоретический подход этого исследования основан на выводах и категориях медийных стратегий и информационного освещения международных вооруженных конфликтов, которые были разработаны такими учеными, как Брайан Ничиполк, Кристофер Пол, Скот Макдональд, Филипп Сейб и Йоханна Нейман.
Методология. Статьи, опубликованные на английском языке американскими, израильскими и арабскими СМИ, были подвергнуты контент-анализу с помощью программного обеспечения Nvivo. Подсчет языковых единиц, выявление позитивных и негативных коннотаций и тем позволило выявить и выделить различия в освещении экспансионистских интересов и целей Ирана в регионе американскими, израильскими и арабскими СМИ.
Для выявления различий в освещении иранского образа между американскими, израильскими и арабскими средствами массовой информации, а также применяемыми медийными стратегиями и информационными инструментами был применен сравнительный анализ. Элементы дискурс-анализа были реализованы для отслеживания языковых особенностей и расхождений в освещении СМИ. Кроме того, он использовался для определения того, как информационная реальность создается выбранными средствами массовой информации и как она воспринимается. Единицы анализа имеют первостепенное значение в содержательном анализе. Это то, что учитывает и классифицирует исследователь. Единицей анализа данного исследования являются новостные тексты двух американских, израильских и арабских СМИ, которые посвящены как минимум одному из трех аспектов. Определение темы статьи и ее направленности происходило в два этапа. Во-первых, с помощью заголовков. Во-вторых, после прочтения всей новостной статьи принималось решение, что является главной темой, поскольку часто в одной статье упоминаются другие вопросы, или одна статья может быть посвящена нескольким аспектам одновременно.
Отбор статей. Для целей данного исследования использовалась квотная выборка (как один из четырех основных подходов к отбору источников в исследованиях СМИ). Это метод, который подразумевает сбор данных и гарантирует, что выборка представляет определенные характеристики, выбранные исследователем.
В этом исследовании выборка квот была применена следующим образом:
1. Разделение статей на конкретные группы: для этого исследования было выделено три характеристики (аспектов): региональные амбиции Ирана, участие Ирана в сирийском конфликте и йеменском кризисе.
2. Расчет размера выборки для каждой группы: была установлена ​​квота в 6-10 статей в год для одного признака, что дает в общей сложности 115 статей в американских, израильских и арабских СМИ, но из-за неравномерного распределения численности статей по годам, окончательный размер выборки для разных глав может отличаться.
3. Применение ограничительных критериев отбора для тематической релевантности каждой группы: статьи выбирались из результатов автоматического запроса с использованием поисковых систем для каждого средства массовой информации на основе содержания ключевых слов, непосредственно соответствующих одной из трех рассматриваемых характеристик.
Выборка квот не обеспечивает 100% правильной оценки редакционной политики. Эта оговорка важна, так как это исследование не претендует на то, чтобы понять и представить абсолютное разнообразие нюансов и отклонений в редакционной политике соответствующих изданий.
Степень научной разработанности проблемы. В академической сфере тема информационной войны или пропаганды является одной из самых распространенных. Существует целый ряд книг и статей, которые посвящены истории данного феномена, а также пытаются объяснить саму его суть.
Например, такие авторы как Д.В. Зеркалов, Е.А. Баранова А. В. Соловьев систематизировали актуальные материалы, рассмотрели методы ведения информационной войны в США, их особенности и характерные черты, уделяя особое внимание инструментам манипуляции общественным сознанием.
В работах Гильбоа E., Джамберта M.Г.,Миклиана Дж. Робинсона П. рассматривается влияние средств массовой информации на конфликты. Авторы утверждают, что после появления знаменитой концепции «эффекта CNN» прошло много времени и исследования должны быть обновлены для лучшего понимания многогранной современной среды СМИ и конфликтов. Растет число и типы источников, а также уровни взаимодействия между СМИ и участниками конфликтов, политиками и заинтересованной публикой. В исследовании авторы описывают и объясняют различные уровни и формы взаимодействия СМИ, конфликтов и общественности.
Вопросам классификации информационных операций и определению их видов посвящены работы таких авторов как Джона Аркилла и Дугласа Борер и Денниса М. Мерфи. Во-первых, рост информационной области и стратегии как равноправного партнера наряду с традиционной военной стратегией. Во-вторых, необходимость учитывать последствия информационной стратегии. И в-третьих, сферу информационных операций.
Грей К.Х., Кокер К. и Макиннес рассматривают средства массовой информации как каналы связи или пространство для ведения войны. В работах авторов прослеживается общая идея того, что современные СМИ способствуют увеличению человеческого общения, которое, в свою очередь, расширяет международные связи и меняет характер локальных конфликтов, а также
центральность машин, включая телевизионные спутники, в боевых действиях и управлении информацией.
В статье Шанто Айенгара и Адама Саймона описаны три типа влияния средств массовой информации, которые воздействовали на общественное мнение, на примере кризиса и войны в Персидском заливе. Первый тип – определение повестки дня. Уровень освещения новостей соответствовал доле респондентов, назвавших кризис в Персидском заливе самой важной проблемой страны. Второй тип – прайминг. Использование данных от 1988, 1990 и 1991 Национальные Избирательные исследования (NES) показывает, что, по мнению респондентов после кризиса в Персидском заливе оценка эффективность внешней политики Джорджа Буша значительно увеличилась. И третий тип – создание фреймов. Респонденты, подверженные влиянию СМИ, выражали большую поддержку военным действиям, а не дипломатическим методам решения кризиса. В заключение предполагается, что эти эффекты в сочетании с характером источников информации в СМИ способствовали легитимизации позиции администрации по поводу кризиса
Дэвид У. Гут в своей работе исследует публичные дебаты по теме использования «мягкой силы» США – международного общения между людьми, которое сторонники обычно классифицируют как информационную «публичную дипломатию», а критиков – как убедительные «пропагандистские» усилия. Основное внимание уделяется проблемам, возникающим как во время холодной войны, так и в войне с террором. Автор исследует дебаты 1953 года о роли американской пропаганды и показывает, сколько таких же проблем возникло после террористических атак 11 сентября.
Роль традиционных и новых медиа в формировании американской политики наблюдает Лайз Доусет. Автор сосредотачивается на случаях двух крупных химических атак в Сирии и противопоставляет процессы принятия решений Б. Обамы и Д. Трампа. Соединенные Штаты выступают в качестве ключевого игрока в этом конфликте, но автор подчеркивает аналогичные замечания в отношении других западных союзников. Кроме того, основное влияние средств массовой информации подчеркивается, но они не воспринимаются как главная сила в этих событиях.
Вопросами формирования образа мусульманского мира в западных СМИ, посвящено исследование Х.Рене, Дж. Эвартаи Дж Мартикуса. Авторы обращают внимание на то, что сегодня люди, для кого средства массовой информации являются основным источником информации, вероятно, будут иметь представление о мусульманском мире, которое: попадает в рамки кризисов и конфликтов, изолирует их от более широкого контекста истории, культуры, географии, людей и проблем в мусульманском мире.
В отчетах и докладах ряда аналитических центров и исследовательских институтов, таких как Институт Ближнего Востока, Центр стратегических и международных исследований, Совет по международным отношениям и Институт Карнеги, проанализированы внешняя политика Ирана и даны оценки сирийскому и йеменскому конфликтам.
Научная новизна данной работы состоит в том, что на настоящий момент не было проведено комплексного обобщающего исследования, в котором бы отражение образа дифференцировалось по отдельным медиа-пространствам и при этом объединило в себе все актуальные сюжеты иранской региональной политики.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету