Организационно-правовые проблемы обеспечения льготными лекарственными препаратами лиц детского возраста в РФ
Лекарственное обеспечение, ввиду социальной, общественной, государственной значимости, имеет сложное нормативное регулирование. Несовершенство законодательной базы, ведущее к недостаточному регулированию и финансированию отрасли, способствует появлению трудноразрешимых проблем. Граждане вынуждены отказываться от права на социальные льготы, ввиду невозможности их реализации, в пользу денежных выплат для покрытия расходов на лекарства, что ведет к нарушению солидарного принципа в системе социальной помощи. Решением проблемы может стать поиск новых источников финансирования и решение организационных задач при льготном обеспечении.
Проблема решения задачи по социальному обеспечению льготных категорий граждан лежит перед любым государством. Исторически свой подход в предоставлении социальных гарантий населению складывался под влиянием системы организации медицинской помощи в конкретной данной стране. Со временем, под воздействием различных реформ, система льготного обеспечения преобразовывалась в сложную структуру со своими преимуществами и недостатками. Однако не смотря на видимый прогресс, в настоящее время предоставление лекарств наиболее уязвленным группам граждан не теряет актуальности и продолжает считаться самым слабым звеном в отношении правовой и финансовой поддержки населения.
В настоящее время в РФ проблема льготного лекарственного обеспечения граждан до конца не решена. Недостаточное правовое регулирование и дефицит финансирования данной сферы приводят к социальной напряженности, а ограничения в получении необходимых лекарств в каждом отдельном случае способствуют нарушению комплаенса, снижению эффективности лечения и продолжительности жизни больных, повышению «хронизации» и смертности населения, в том числе детского и трудоспособного возраста.
Необходимость поиска решения данной проблемы не вызывает сомнений в условиях задачи увеличения ожидаемой предстоящей продолжительности жизни (ОПЖ) граждан РФ. Стратегия развития здравоохранения в РФ до 2025 года в качестве задач и приоритетных направлений развития отечественной медицины выделяет помимо повышения качества и доступности медицинской помощи, совершенствования системы контроля в сфере лекарственных средств, создания современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп, – совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан и ценообразования, мониторинг и контроль в сфере закупок лекарственных препаратов, борьбу с фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами и медицинскими изделиями. Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2030 год заявлена средняя продолжительность жизни (ОПЖ) граждан в 80,1 лет (за 2019 год – 73,4 лет). Данная перспектива бросает вызов действующей системе и дает возможность в новых социально-экономических условиях укрепить нормативную базу данной отрасли, разработать эффективный правовой механизм, повысить доверие граждан к государственной системе здравоохранения и уровень качества их жизни.
Опыт разных стран в решении подобных проблем позволяет проанализировать специфику и результативность предпринятых реформ, исследовать взаимосвязь с действующими системами здравоохранения, выявить эффективные ресурсосберегающие и стимулирующие технологии. Кроме того, выбрать наиболее успешные варианты и оценить возможность их применения в условиях нашей страны, а также сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов риска.
Можно отметить специалистов в области юриспруденции, авторов статей, пытавшихся раскрыть данный вопрос: Т.К. Миронова, Р.У Хабриев, М.В. Подвязникова, М.Ю. Шандра и другие.
Целью данного исследования является изучить организационные и правовые проблемы льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних в РФ.
Для достижения указанной цели был поставлены следующие задачи:
– изучить особенности лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за рубежом и в РФ;
– провести анализ отечественной судебной практики по вопросам непредоставления лекарств льготным категориям несовершеннолетних;
– оценить доступность льготного лекарственного обеспечения детей в РФ (на примере г. Санкт-Петербурга);
– выявить организационные и правовые проблемы в сфере предоставления лекарственных препаратов льготным категориям граждан;
– предложить пути решения, направленные на оптимизацию льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних.
Подводя итог, можно отметить, что опыт зарубежных стран дает разные эффективные варианты предоставления населению, включая несовершеннолетних, социальной помощи в виде лекарственного обеспечения. Причем некоторые модели позволяют не только уменьшить расходы бюджетных средств, но и обеспечить заинтересованный подход к лечению самих пациентов (методика сооплаты, стимулирование профилактики, развитие добровольного медицинского страхования).
Обилие судебных дел по защите прав детей, имеющих льготы, в обеспечении лекарственными препаратами свидетельствует о массовости проблемы и необходимости правовой и системной переоценки данной отрасли. Недостаточное финансирование отрасли не позволяет предоставить всем нуждающимся доступное и качественное лечение. При этом только малая часть граждан демонстрируют правовую активность и отстаивают свои права в судебном порядке. Большинство же просто отказывается от положенных льгот в пользу скромных денежных выплат к пенсии или предпочитают приобретать лекарственные препараты за свой счет.
Очевидно, что при ограниченном количестве ресурсов поиск источников финансирования и разработка новых правовых механизмов является крайне острой проблемой, требующей оперативного грамотного решения. В качестве дополнительных источников денежных средств можно рассмотреть дополнительное лекарственное страхование граждан и развитие благотворительных фондов.
Государство должно принять законодательные и иные меры по упрощению системы льготного обеспечения, достижению равноправия между льготниками федерального и регионального уровней. В тоже время, помимо увеличения финансирования и внедрения эффективных реформ данной отрасли в РФ, необходимо сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов, к которым относятся информированность граждан о своих правах и их правовая активность.
Детальный подход к каждому этапу реализации прав граждан на льготу позволит выявить проблемы и их урегулировать в нормативных актах (организация освидетельствования инвалида, регистрация льготника в информационной базе, выдача рецепта, получение лекарственного препарата в аптеке и т.д.)
Приложение А.
Уважаемые родители!
С целью исследования доступности льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних просим Вас ответить на предложенные вопросы, высказать замечания и предложения.
Подчеркните подходящий для Вас ответ или допишите то, что считаете необходимым.
Гарантируем анонимность Ваших ответов, они будут использоваться только для проведения данного исследования.
Благодарим Вас за участие!
Ваш пол: М-1, Ж-2.
Кем Вы приходитесь ребенку________________________
3. Ваше постоянное место жительства: – г. Санкт-Петербург -1;
– Ленинградская область-2;
– другой регион РФ-3.
4. Укажите возраст Вашего ребенка: _____лет (до года ____ мес).
5. К какой льготной категории относится Ваш ребенок:
– у ребенка нет льготы-1;
– ребенок до 3-х лет (ребенок до 6 лет из многодетной семьи)-2;
– ребенок-инвалид-3.
6. Каким заболеванием страдает Ваш ребенок?___________________
7. Имеет ли Ваш ребенок право на льготное лекарственное обеспечение?
– да-1;
– нет – 2;
– не знаю – 3.
8. Пользуетесь ли Вы льготой на лекарство?
– да, пользуемся-1;
– да, пользуемся, но не всегда необходимое лекарство есть в наличии в аптеке-2;
– нет, не пользуемся-3.
9.Сложно ли попасть на прием к врачу для получения рецепта на льготные лекарственные препараты?
– да, сложно -1;
– не всегда -2;
– нет, легко-3.
10.Отказывал ли Вам когда-нибудь лечащий врач в получении рецепта на льготные лекарственные препараты?
– да-1;
– нет-2.
11.Какую причину отказа в выписке льготного рецепта озвучивали мед. работники?
– в аптеке отсутствуют необходимые лекарства-1;
– Вы не относитесь к льготной категории-2;
– необходимое Вам лекарство не входит в льготный перечень-3;
– компьютерная система выписки лекарств не позволяет выписать рецепт при его отсутствии в аптеке или на складе-4;
– не отказывали-5;
– другой вариант:_____________________________-6.
12. Сталкивались ли Вы с проблемой неправильного оформления рецепта лечащим врачом, в результате которой в выдаче лекарства в аптеке было отказано?
– нет, проблем не было -1;
– да, рецепт был оформлен с нарушениями (выписан не на том бланке, неправильно указаны возраст/год рождения, название лекарства, дата выписки, отсутствие печати и т.д.)-2.
13. Оцените доступность аптеки, в которой Вы получаете льготный лекарственный препарат? (транспортное сообщение, расположение, доступ в здание, очереди и др.):
– аптека в целом доступна-1;
– аптека находится далеко и неудобно расположена-2;
– в аптеке большие очереди-3.
14. Приходилось ли Вам оставлять рецепт в аптеке на отсроченное обслуживание?
– нет, все лекарства были в наличии -1;
– не оставляли, т.к. не знали, что это можно было сделать-2,
– да оставляли-3
– пробовали, но аптекой было отказано-4.
15. Какой период времени Вам приходилось ожидать поступления лекарственного препарата в аптеку?
– не приходилось, лекарство всегда было в наличии-1;
– в течении 10 дней -2;
– более 10 дней -3;
– так и не получили необходимого льготного лекарственного препарата-4.
16. В случае отсутствия льготного лекарства в аптеке, как Вы выходили из положения?
– необходимое лекарство всегда было в наличии-1;
– покупали лекарство за деньги-2;
– получали аналог-3;
– оставляли рецепт на отсроченное обслуживание и ждали поступления в аптеку необходимого лекарственного препарата-4;
– другое:____________________________________-5.
17. По Вашему мнению, повлияла ли пандемия COVID-19 на льготное лекарственное обеспечение и в чем конкретно?
– нет, никак не отразилась-1;
– да, снизилась доступность медицинской помощи (не записаться на прием к врачу для получения рецепта, контроль и коррекция лечения, проведения врачебной комиссии и т.д.)-2;
– да, ухудшилась организация оформления и регистрации льготы (работа органов МСЭ, внесение и обновление данных в Федеральный регистр льготников и т.д.)-3;
– да, в целом снизилось обеспечение всеми лекарствами аптек-4;
– да, снизилось наличие в аптеках лекарственных препаратов по некоторым категориям-5;
– доступность льготных лекарств стала лучше, чем до пандемии-6;
– затрудняюсь ответить -7;
– другое _____________________________________________-8.
18. Обращались ли Вы куда-либо по вопросу защиты прав и интересов несовершеннолетнего на льготное лекарственное обеспечение?
– да-1, в ___________________;
– нет-2.
19. В случае направления обращений в вышестоящие структуры по теме льготного лекарственного обеспечения, остались ли Вы удовлетворены результатом?
– да-1;
– нет-2;
– никуда не обращались-3.
20. Что по Вашему мнению могло бы улучшить льготное лекарственное обеспечение несовершеннолетних?
– затрудняюсь ответить -1;
– усиленный контроль органов власти за соблюдением прав граждан на льготу-2;
– дополнительное финансирование данной отрасли-3;
– повышение доступности медицинской помощи -4;
– повышение доступности аптек-5;
– введение электронного документооборота и внедрение электронного рецепта-6;
– импортозамещение-7;
– финансирование льготного лекарственного обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования-8;
– внедрение отдельного лекарственного страхования -9;
– внедрение полной компенсации расходов граждан на льготные лекарства -10;
– другое ______________________________________________-11.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 (ред. от 27.03.2020) «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (вместе с “Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей», «Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 года № 136-р «О реализации в 2015 – 2016 годах на территории Российской Федерации пилотных проектов, направленных на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (с изменениями и дополнениями)».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №3073-р «».
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
16. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации 08.07.2013 №21-6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.12.2019 № 1022н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н “Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
19. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2020 № 683н «О внесении изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 403н».
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2020 № 1075н «О внесении изменений в порядок назначения лекарственных препаратов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н».
21. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра».
22. German Pharmacies Act (Gesetz über das Apothekenwesen) (last amended by the Second Law Amending Pharmaceutical and other Regulations) of October 19, 2012 [Federal Law Gazette I p. 2192 ff.]).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!