Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации: социологический анализ

Багрушина Ирина Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе изучаются направления административной реформы и делается вывод, что она идет и по многим направлениям даже успешно: власть становится все более открытой, внедряются прогрессивные технологии ее взаимодействия с населением, например, по поводу совершенствования системы законодательства (ОРВ) и многое другое.
Это принципиально меняет принципы бюрократии. Помимо предложенной и обоснованной еще М. Вебером организованности, внедряются принципы ее профессионализма и компетентности, а также определенную подчиненность гражданскому обществу.
Помимо обоснования новой природы бюрократии, в работе раскрывается содержание административной реформы и два наиболее актуальных ее направлений современности: реализация принципов этики (как предпосылке борьбы с коррупцией) и оценка регулирующего воздействии (как проявление аналитических компетенций работников).
В ходе написания диссертации автор провел два эмпирических исследования: проанализировал содержание базовых тематических журналов, на предметы выяснения степени популярности административных реформ (1), провел три интервью с чиновниками (руководителями подразделений правительства ленинградской области) (2). Выводом по первому стало утверждение о том, что тематика административных реформ замалчивается наукой, что закрывает от общества суть процесса, его успехи и неудачи. В ходе второго (трех интервью) – нами составлен профессиональны портрет современного представителя бюрократии, выделяются мотивы выбора работниками этой сферы занятости и трудности, с которыми они сталкиваются.

Актуальность темы исследования.
Реформа государственной гражданской службы – основное направление повышения эффективности государственного управления, а соответственно и качества жизни, социально-экономического прогресса, роста управляемости социальными процессами, включая экологические, научно-технические, демографические, социальные, этнические и пр.
Реформа идет. Формируются и расширяются новые области соверен совершенствования государственного управления. Предлагаются новые инициативы, которые успешно реализуются, накапливая уверенность общества в своих возможностях. Становятся все более активными международные правительственные и неправительственные организации, ее направляющие и корректирующие. Развивается наука, обобщающая опыт реформирования в разных странах, а также предлагающая новые технологии и методы ее изучения, осмысления трудностей и перспектив.
Государственная гражданская служба становится все более открытой, конкурентоспособной и престижной. Она все в большей мере ориентируется на решение конкретных задач, которые ставит перед ней общество и Президент РФ, все качественнее обслуживает население, все активнее взаимодействует с институтами гражданского общества. Именно государственная гражданская служба претворяет в жизнь политику государства в сфере экономики, образования, культуры, социального развития. От успешности ее функционирования зависят уровень и качество жизни населения страны, национальная безопасность.
Актуальность реформирования системы государственного управления в нашей стране не подергается сомнению еще и потому, что после распада СССР построение нового демократического государственного аппарата происходило без целенаправленного руководства и достаточно стихийно. Оно характеризовалось максимальной политизацией государственного управления при очевидной слабости аппарата.
Административные реформы в РФ начались в 2010 году и по своей сути должны стать постоянными, воплощая новые возможности и требования государственного управления на стадии Public Administration. Реформы должны реализовать потенциал гражданского общества и системы государственной службы, учтя современные возможности цифровизации.
Несмотря на объемность преобразований, сложность поставленных задач, бесспорное наличие видимых успехов, общество мало знает об этом процессе. Как показали наши исследования, население не осведомлено о них. Имеющиеся успехи: рост открытости информации, повышение качества государственного обслуживания населения, реализацию конкретных направлений, например: антикоррупционного плана, внедрения ОРВ и других – воспринимаются людьми как данность, а не как результат огромных усилий работников. Обществу не известны ни авторы инноваций, ни герои, их внедряющие их в практику управления.
Степень разработанности темы исследования.
К сожалению, в литературе сложилась странная ситуация. При огромном количестве публикаций за рубежом, что оправдано, поскольку тематика более, чем значима и разнообразна по направлениям исследования, дисциплинарным подходам и методам. В нашей стране, несмотря на очевидную значимость проблем совершенствования государственного направления, литературы гораздо меньше, причем работы по оценке административных реформ практически отсутствуют. Думается, что частично снижение интереса к тематике объясняется сокращением научного потенциала страны в этой области.
Приведем названия работ, ставших классическими, выделив, прежде всего, те, в которых раскрывается понятие и анализируется содержание бюрократии. На протяжении длительного периода институт государства отождествлялся лишь с конкретной личностью правителя, но в XIX – начале XX века произошли значительные изменения, благодаря которым уже не личность правителя, а сама система государственного управления стала рассматриваться субъект функционирования. Государство, как персонифицированный институт, воплощенный в личности правителя, уступил место бюрократии.
В классической социологии, первым, кто обратил внимание на значимость бюрократии как системы управления, был немецкий социолог М. Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент должен работать максимально эффективно.
К. Маркс и социологи первой половины XX века – Ч. Миллс, Г. Маркузе и другие утверждали, что государственная служба является властвующим классом, который принимает участие в организации общественной жизни, но часто использует свое положение в собственных интересах.
Изучением государственной службы занимались представители Франкфуртской школы и структурного функционализма. Англо–германский социолог Р. Дарендорф считал, что для строительства богатого и разностороннего гражданского общества в рамках стройной и эффективной государственной конституции необходимы стратегические реформы. Ее, по его мнению, следует заменить «сетью мелких групп социальной помощи».
Представители институционального направления под государственной службой понимали социальный институт, который имеет в своем распоряжении большой объем идеологических, материальных и социально-принудительных ресурсов. обеспечивающий особую роль и статус работников органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Важной вехой в развитии государственной службы стало обоснование ее новой роли и функций, которые выявили (в самом конце Х1Х века) представители нового направления – Public Administration. Ее развитие было усилено появлением новой области научного знания – теорией «научной организация труда». Основоположники нового направления: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Э. Мэйо и другие – обосновали и реализовали на практике научные принципы управления предприятием. Их идеи позже подтолкнули науку к переносу выявленных принципов на сферу государственного управления. К знаковым фигурам того времени причисляют таких авторов, как Д. Розенблюм и Дж. Томпсон (США), М. Крозье (Франция) и других.
М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» представил социологическое исследование, отразив в нем социальный портрет бюрократии. Будучи главой центра социологических организаций, он смог собрать и опубликовать данные о структуре и ценностях государственных служащих того времени.
В 80-е годы XX века в рамках «Public Administration» оформилась концепция «Новый государственный менеджмент» (НГМ). Ее авторы (Г. Питерс, Д. Кеттл, Дж. Пьер, К. Худ.) представили новую традицию в определении государственной службы и ее роли в государственном управлении. Эта модель пришла на смену традиционной бюрократической модели управления государством. Она предполагает необходимость преобразования больших бюрократических структур в полуавтономные агентства, отличающиеся высокой степенью подвижности, способностью к конкуренции и склонностью принимать рискованные решения. Чиновничество стало восприниматься как организация по предоставлению государственных услуг.
В Российской Федерации исследованиями в области государственной службы занимались такие ученые, как Т.Г. Архипова, Г.В. Атаманчук, Х.А. Беков, Н.П. Ерошкин, В.Г. Игнатов, Н.М. Казанцев, В.М. Манохин, В.С. Нечипоренко, М.Ф. Румянцева, А.С., Е. А. Васильева, Л. Т. Волчкова, Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина, Н. А. Пруель, А.В. Тихонов, А. А. Ткачев, О.А. Уржа, В.И. Франчук и многие другие.
Объектом исследования является: государственная служба и процессы ее реформирования (административные реформы).
Предметом исследования выступают: новые формы организации государственной службы как результат административных реформ.
Цель работы состоит в анализе процессов реформирования государственной гражданской службы, выявления направлений ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Описать процесс институционализации государственной службы.
Выявить особенности государственной службы на этапе Public Administration.
Оценить ход и основные направления административных реформ.
Проанализировать новую технологию, в полной мере воплощающую принципы Public Administration – оценку регулирующего (фактического) воздействия (ОРВ).
Дать оценку этическим проблемам как стержневым в государственной гражданской службе (вообще и в РФ, в частности).
6. Провести анализ уровня актуальности административной реформы как социальной проблемы российского общества (по материалам журнальных публикаций).
7. Выявить влияние процесса реформирования государственной службы на профессиональную деятельность гражданского служащего и описать отношение чиновника к данному процессу (по материалам интервью).
Гипотезы
Административные реформы в РФ идут, требуя огромных усилий работников государственной гражданской службы, но публичная арена (СМИ) осознанно их замалчивает.
Ученые не считают нужным анализировать ход, успехи и неудачи реформы. Большинству их не известны такие направления, как ОРВ. Мало кто знает о государственных планах противодействия коррупции, а соответственно, их реализация, которая по закону должна пройти на каждом предприятии, часто носит формальный характер.
Работники государственной службы (по крайней мере ее отдельные сегменты) находятся на «передней линии» создания общества нового типа, что не осознается российским обществом.
Методологические основы написания магистерской диссертации:
Основой магистерской диссертации послужили работы представителей классической и современной социологии. Изучив множество их работ, нами использовались труды М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, Т. Парсонса, Р. Мертона и др.
Важным источником информации для нашей диссертации стали труды ученых, которых считают основоположниками концепции Public Administration – В. Вильсона, А. Ф.Вивьена, а также их последователей: Д. Розенблюма, Дж. Томпсона, М. Крозье, М. Лонга, А. Бланка, Р. Катрин, Р. Грегоруа, Ч. Линдблома М. Липски и многих других.
Методы научного исследования: в ходе написания диссертации нами использовались общенаучные методы исторический, диалектический, сравнительного анализа и др., а также социологические: интервью и анализ документов.
Научная значимость исследования:
Выявлены и представлены характерные черты бюрократии нового типа, носителей закономерности государственной службы в период Public Аdministration.
Сделана попытка актуализировать внимание на административных реформах, выявить новые направления совершенствования государственной гражданской службы.
Практическая значимость исследования:
– выявлен низкий уровень представленности одной из важнейшей проблем современности – качество государственного управления на публичной арене научных исследований,
– сделана попытка описать силами работников государственной службы специфику их труда и ответственности.
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы, включая источники на русском и английском языках и 7 приложений. Объем работы составляет 105 страниц, из которых 75 страниц составляют основной текст диссертации. Содержится 10 таблиц.

Сегодня мы можем наблюдать, что государственная гражданская служба становится все более открытой, конкурентоспособной и престижной. Она все в большей мере ориентируется на решение конкретных задач, которые ставит перед ней общество и Президент РФ, все качественнее обслуживает население, все активнее взаимодействует с институтами гражданского общества. Именно государственная гражданская служба претворяет в жизнь политику государства в сфере экономики, образования, культуры, социального развития. От успешности ее функционирования зависят уровень и качество жизни населения страны, национальная безопасность.
Цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута: мы смогли проанализировать процессы реформирования государственной гражданской службы, выявили направления ее совершенствования и можем c уверенностью заявить, что административные реформы стали постоянными. Они проходят во всех странах, воплощая новые возможности и требования государственного управления на стадии Public Administration. Реформы направлены на включение гражданского общества в систему государственного управления, параллельно учитывая современные возможности цифровизации.
В ходе наших исследований, мы смогли подтвердить наши гипотезы: административные реформы в РФ проходят и требуют огромных усилий работников государственной гражданской службы, но публичная арена (СМИ, научная общественность) их или не видит, или замалчивает. Ученые не считают нужным анализировать ход, успехи и неудачи реформы. Большинству их не известны такие направления, как ОРВ, антикоррупционные планы, цели устойчивого развития, которые поставлены перед всеми государствами. Соответственно, их реализация, которая по закону должна пройти на каждом предприятии, часто носит формальный характер. Работники государственной службы (по крайней мере ее отдельные сегменты) находятся на «передней линии» создания общества нового типа, что не осознается российским обществом.
Задачи, поставленные нами, также были достигнуты. Нами был проведен генезис подходов исследователей (преимущественно социологов) к феномену бюрократии, дано собственное определение гражданской службы, а также выявлены два критерия (и два этапа) ее институционализации. Первый этап (его критерий – автономность от правителя и компетентность работников как основа выполнения своих функциональных обязанностей) начался в конце ХIХ века. Второй этап – формирование государственной службы, основанной на принципах демократии и Public Administration, воплощен в проведении административных реформ (70-е годы ХХ века) и он еще продолжается.
Концепция Public Аdministration, сформулированная за рубежом в начале ХХ в., инициировал создание нового этап функционирования государственной гражданской службы. Обосновав новые возможности, зарубежные ученые, прежде всего, В.Вильсон, стали перестраивать систему национального государственного управления. Новые идеи способствовали созданию специальных комитетов, которые начали модернизацию системы государственного управления. Исследователями – социологами (М.Крозье и др.) были проведены социологические исследования, отразившие социальный портрет бюрократии середины ХХ века.
Начиная с 70-х годов большинство стран мира (пусть в разных форматах) стали реализовывать административные реформы, однако, практически все страны высказали свое неудовлетворение полученными результатами: коррупцию полностью устранить не удается, повышения эффективности работы не произошло. После периода пессимизма, реформы продолжились: новыми направлениями их стали рост этической ответственности и профессиональной компетентности работников.
Административные реформы в РФ начались с 40-летним запаздыванием, что помогло нашей стране активно использовать опыт, накопленный в мире. Учитывая, что система гос. службы в нашей стране только формируется, поле ее обновления более, чем широко.
Как и в западных странах, стержнем реформ в РФ стало внедрение этических принципов и, как их следствие, – борьба с коррупцией. В настоящее время во всех государственных структурах созданы этические комиссии, которые не только борются с коррупцией и непрофессионализмом работников, но и обучают их правильным действиям в случае конфликта интересов.
Нами подробно описана суть, процесс внедрения и современные проблемы оценки регулирующего воздействия, как новой аналитической технологии совершенствования законодательной базы. Как современное направление совершенствования государственной гражданской службы, она позволяет блокировать принятие решений, которые подготовлены без достаточной проработки и не способствую развитию бизнеса.
В ходе написания диссертации автор провел два эмпирических исследования: провел три интервью с чиновниками (руководителями подразделений Правительства Ленинградской области) (1), проанализировал содержание базовых тематических журналов, на предметы выяснения степени популярности административных реформ (2). В ходе первого исследования (трех интервью) – нами выявлено влияние процесса реформирования государственной службы на профессиональную деятельность гражданского служащего, выделены мотивы выбора работниками этой сферы занятости и трудности, с которыми они сталкиваются. Выводом по второму стало утверждение о том, что тематика административных реформ замалчивается наукой, что закрывает от общества суть процесса, его успехи и неудачи.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет