Функционирование строевых слов в научном тексте

Чжао Цзиньюй
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена исследованию функционирования строевых слов в научном тексте. Основное внимание в работе было сосредоточено на одном из разрядов строевых слов – классификаторах, т.е. именах существительных, называющих таксономические отношения и выполняющие служебную функцию в составе дескрипций. Выявлено, что в научном тексте частотны и многочисленны классификаторы, которые можно разделить на более узкие подгруппы. В данной работе предложены принципы систематизации классификаторов. Представлена типология классификаторов на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Описаны особенности функционирования классификаторов, и условия их факультативности и обязательности, а также рассмотрено взаимодействие классификаторов с другими строевыми словами при построении научной речи.

Диссертация посвящена изучению функционирования строевых слов в научном тексте.
Слово как объект синтаксиса давно привлекало внимание как российских, так и зарубежных исследователей языка. В традиционной концепции синтаксиса слова классифицируют как части речи и описывают с формальной стороны грамматики. На современном этапе появилась тенденция исследования единицы языка с точки зрения функционально-коммуникативного назначения. В. В. Виноградов указывает, что «Каждый из основных объектов грамматики должен изучаться одновременно со стороны формы и функций». (Виноградов, 1972: 17) Многие российские учёные 20 века, такие как А. А. Шахматова, В. В. Виноградов и Л. В. Щерба начали пересматривать слово с содержательной стороны грамматики, изучать смысловой объём слова и его функции в грамматическом строении языка. Учение о слове, обращенное к содержательной стороне грамматики, к сложным вопросам грамматической семантики открывало новые перспективы и новые пути исследования. (Шведова, 1975: 8)
При наблюдении за синтаксическим поведением слова учёные давно заметили группу слов, которые занимают промежуточную позицию между знаменательными и служебными словами. Например, Л. В. Щерба неоднократно упоминал «строевые элементы» в своей работе (Щерба, 1974: 328-330, 332-334). Г. А. Золотова выявила класс «вспомогательные слова» из знаменательных слов (Золотова, 2005: 37-39). В данной работе понятие «строевые слова» введено для описания знаменательных слов, которые выполняют служебные, вспомогательные функции, утрачивая часть своей семантики. Однако, вопрос о разновидностях строевых слов, о границах между ними требует дальнейшего изучения. В рамках функционально-коммуникативного подхода М. В. Всеволодова выявила, в частности, «показатели смысловых отношений» и вывела четыре семантических класса строевых слов – реляторы, экспликаторы, классификаторы и родовые слова. (Всеволодова, 2017: 79) Однако, работа в этой области только начата и критерии разграничения этих слов ещё не до конца разработаны.
По мнению Г. А. Золотовой, проблемы коммуникативной типологии речи могут и должны стать предметом собственно лингвистического рассмотрения. (Золотова, 2006: 337) Г. А. Золотова считает, что «функционально-коммуникативными признаками характеризуется не только целый текст, они прослеживаются и в отдельных фрагментах текста». Очевидно, что в научном тексте предполагается использование «свёрнутой» информации, когда в рамки простого предложения вмещается содержание двух и более сложных. Чтобы декодировать такие формально простые, но семантически сложные предложения необходимо вернуться к конституирующим их элементам, исследовать, как они функционируют и взаимодействуют при построении речи. Разные классы строевых слов по-разному участвуют в создании речевых построений. Некоторые строевые слова при построении научной речи выполняют особую коммуникативную задачу и функционируют иначе, чем в других стилях речи. М. В. Всеволодова в своей работе специально исследовала функции строевых слов, отмечала активное участие экспликаторов в образовании описательных предикатов, которые являются типичными для научного текста конструкциями. Однако функционирование строевых слов в научном тексте с функционально-коммуникативных позиций ещё изучено недостаточно глубоко.
Объектом диссертационного исследования являются строевые слова, функционирующие в научном тексте.
Предметом исследования является функционирование строевых слов в научном тексте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что обнаруживается недостаточность традиционной грамматики для адекватного описания и представления синтаксического поведения слова, что не позволяет эффективно обучать иностранцам пониманию и использованию некоторых промежуточных слов в высказываниях на речевом уровне. Соответственно необходимо выявить особенности функционирования таких промежуточных слов (в данной диссертации – строевых слов), которые не представлены в традиционной грамматике. Хотя учёные как Л. В. Щерба, Г. А. Золотова и М. В. Всеволодова изучали эту проблему, работа в этом области только начата, и вопрос о разновидностях таких слов, границах между ними, их функциях в построении речи ещё требует дальнейшего изучения. Вместе с тем, к магистерским диссертациям, а также к другим видам самостоятельных письменных работ иностранных учащихся предъявляются требования соблюдения норм научного стиля речи. Строевые слова по-разному ведут себя в различных функциональных стилях речи. Научный стиль, который характеризуется точностью, сжатостью, однозначностью при сохранении насыщенности содержания, создаёт особые условия для употребления строевых слов. Итак, важно выявить особенности и закономерности функционирования строевых слов в научном тексте и привести их классификацию.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов в научном тексте и проведении их классификации.
На защиту выносятся следующие положения:
Классификаторы, представляющие один из разрядов строевых слов, активно участвуют при построении научной речи. Их функционирование в научном тексте надо рассматривать с учётом разных уровней: лексического, синтаксического, учитывая коммуникативную задачу научного стиля.
Классификаторы – имена существительные, называющие таксономические отношения. Классификаторы несут служебную функцию в дескрипциях, которые по сути являются развёртыванием одного понятия.
Классификаторы образуют дескрипции, дающие синтаксические структуры двух уровней: уровня словосочетания и уровня предложения. На уровне словосочетания классификаторы образуют дескрипции, где они являются грамматически главными «словами» и осложняют свои «словоформы». На уровне предложения классификаторы осложняют синтаксическую структуру предложения. Они образуют подлежащно-сказуемостные пары, и всегда служат опорным компонентом предиката.
Введение классификаторов в научном тексте синтаксически и стилистически обусловлено. Введение классификаторов позволяет, с одной стороны, создать понятия, не имеющие однословных эквивалентов в русском языке; с другой, построить типичные для научного текста конструкции, в частности, предложения с таксономическим отношением. Кроме того, классификаторы участвуют в реализации книжности, эксплицитности, обобщённости, однозначности и экономичности научного изложения.
Классификаторы могут быть классифицированы на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Выделяются три основные группы классификаторов, которые образуют дескрипции, выражающие: 1) предметные значения; 2) событийные значения; 3) признаковые значения. Эти группы могут подразделяться на подгруппы.
Материал показал, что классификаторы взаимодействуют с другими разрядами строевых слов при построении научной речи. Классификаторы могут выступать в предикате в конъюнкции с реляторами входить, включать, относиться при выражении таксономических отношений между двумя понятиями. Классификаторы могут выступать в предикате с экспликаторами находиться, пребывать при выражении состояний предметов; с экспликаторами иметь, обладать при выражении качественных признаков и свойств предметов; с экспликатором составлять при количественной характеристике предметов.
Главной целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей функционирования строевых слов в научном тексте.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
Разработать теоретическую базу исследования
Сделать выборку строевых слов из научного текста
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне словосочетания
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне предложения
Систематизировать строевые слова в научном тексте
Выявить закономерности взаимодействия строевых слов в научном тексте
Выявить специфику функционирования строевых слов в научном тексте
Методы исследования: метод научно-теоретического анализа; метод сплошной выборки; метод систематизации; метод компонентного анализа; метод функционально-синтаксического анализа.
Материалом исследования станут тексты из журнала «Научные перспективы» и примеры из НКРЯ.
Теоретическая значимость. Исследование имеет ценность с точки зрения развития теории синтаксиса, а именно, в рамках функционально-коммуникативной грамматики. Значимость обусловлена тем, что в данной работе уточнены понятия строевых слов и дескрипций, выявлены закономерности функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов, и их взаимодействие с другими разрядами строевых слов, предложены принципы и критерии классификации классификаторов.
Практическая значимость. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при описании современного русского языка в целях его преподавания иностранцам, на занятиях по функциональному синтаксису, а также в спецкурсах научного стиля речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
Строевые слова функционируют в научном тексте иначе, чем в других стилях речи
Строевые слова, функционирующие в научном тексте, могут подразделяться на более узкие классы, чем выделенные ранее.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, её научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы исследования работы.
Во первой главе представлены различные точки зрения на «строевые слова» и подробные ими понятия, определяются «строевые слова» как группа знаменательных слов, выполняющих служебную, вспомогательную функцию в построении речи, выявлены разновидности строевых слов и описаны принципы их классификации, выявлены функции строевых слов как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения, выявлены типы дескрипций со строевыми словами, рассмотрена роль строевых слов в синтаксических трансформациях.
Во второй главе подробно рассмотрены классификаторы как одни из разрядов строевых слов, выявлены особенности функционирования классификаторов и их взаимодействие с другими строевыми словами в научном тексте, предложены принципы и критерии классификации классификаторов, и представлены семантические разряды классификаторов в научном тексте.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет