Проект «Один пояс-один путь» в системе публичной дипломатии Российской Федерации и КНР
В исследовании выявляются возможности использования инструментов публичной дипломатии Россией и Китаем в процессе их взаимодействия в проекте «Один пояс – один путь». Автором выявлены внешние вызовы, контрмеры и перспективы дальнейшего российско-китайского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь».
В работе рассматриваются теоретическая значимость публичной дипломатии и других схожих концепций, а также всесторонне анализируются культурные, политические и экономические обмены между Китаем и Россией в период с 2013 по 2019 годы, чтобы определить значение использованных Россией и Китаем методов публичной дипломатии для российско-китайских отношений и развития проекта «Один пояс – один путь». В исследовании широко используются российско-китайские двусторонние соглашения, совместные заявления, совместные коммюнике руководителей России и Китая, документы национального уровня России и Китая, данные авторитетного китайского информационного агентства «Синьхуа», официального информагентства правительства КНР, и публикации на страницах газеты «Жэньминь жибао» и других периодических изданий КНР. В исследовании делается вывод о том, что российско-китайские отношения на современном этапе находятся на исключительно высоком уровне, всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая и России совершенствуется с каждым годом, и в долгосрочной перспективе китайско-российское сотрудничество в рамках проекта «Один пояс – один путь» приведет к экономическим, политическим и культурным изменениям в регионе. У масштабного китайского мегапроекта есть ряд вызовов и проблем, которые в ближайшее время предстоит решить. Это и слабая инфраструктура региона, и недостаточно разработанные способы сообщения, и культурные различия стран-участниц проекта, и многое др. Тем не менее, на данный момент Россия и Китай не собираются замораживать сотрудничество в рамках инициативы. Напротив, стороны стремятся наращивать стратегическое партнерство и выводить двусторонние отношения на новый уровень.
“Стратегический проект «Один пояс – один путь» — это самый масштабный мегапроект Китая, предложенный мировому сообществу за последние несколько лет. Проект был оформлен в 2013 г. и сразу собрал вокруг себя внимания около 100 государств и международных организаций. Более сорока стран подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве.”
Проект сразу начал набирать популярность, потому что базу инициативы составляют принципы открытости, толерантности и взаимной выгоды. Глава государства регулярно стремился отразить в своих выступлениях нежелание КНР становиться региональным лидером. Государство не мыслило категориями доминирования и превосходства. Также Китай не желал навязывать другим странам своё видение геополитики или экономики. Пекин стремился дистанцироваться и от исключительно идеологического подхода в рамках стратегической инициативы, т. к. понимал, что встретится со шквалом критики в свой адрес. “Таким образом, китайское руководство по сей день формирует благоприятный, равноправный и взаимовыгодный образ своего проекта «Один пояс – один путь».”
У российско-китайских отношений богатая история. В своём развитии двусторонние связи государств прошли множество этапов. “На сегодняшний день сотрудничество между Россией и Китаем достигло уровня всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия.”
Последние несколько лет в российско-китайских отношениях утвердилась тенденция к наращиванию взаимодействия. Об этом свидетельствуют многочисленные перекрёстные формы взаимодействия, например, «Год русского языка в Китае» (2009) и «Год китайского языка в России» (2010), «Годы обменов российских и китайских СМИ» (2016), «Китайско-Российский фестиваль молодежной культуры и искусства» (2019).
В рамках проекта «Один пояс – один путь» Россия стала важным партнером Китая. Российско-китайское сотрудничество в этой сфере обещает государствам множество преференций: в области энергетики, логистики, инфраструктуры, торговли, инвестиций и освоения ресурсов.
Укрепление отношений с Китаем стало необходимостью для России. В условиях кризисных 2014-2015 гг. государство нуждалось в поисках новых международных партнеров. Китайская экономика является одной из самых сильных в мире. Поэтому экономические контакты с таким партнером крайне выгодны для России. К тому же у двух государств сложился похожий взгляд на современную международную арену: на западные государства, международные организации и мировых лидеров. В этой ситуации сотрудничество России и Китая – явление геополитической важности.
Ряд западных государств тревожно относится к стратегической инициативе «Один пояс – один путь» и укреплению российско-китайских отношений. Тем не менее, последние несколько лет страны Европейского Союза стремятся найти своё место в рамках реализации китайского мегапроекта: регулярно ведутся переговоры об участии ЕС в Новом Шелковом Пути.
Актуальность диссертационного исследования: трудно переоценить международное значение китайского мегапроекта: геополитика евразийского региона в случае реализации инициативы может значительно измениться. Более того, важно понимать, какие внешние вызовы опасны для проекта и почему. Помимо этого, следует учитывать и перспективы проекта. Поэтому анализ российско-китайских отношений в данной сфере видится крайне актуальным и необходимым.
Объект диссертационного исследования: методы публичной дипломатии, принятые Россией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь».
Предмет диссертационного исследования: методы и инструменты публичной дипломатии, используемые Российской Федерацией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь», а также внешние вызовы, контрмеры и перспективы инициативы.
Цель диссертационного исследования: хронологизация и систематизация использования Россией и Китаем методов публичной дипломатии, выявление внешних вызовов проекта, контрмер и перспектив дальнейшего сотрудничества.
Задачи, выделенные в данной работе:
Охарактеризовать сущность понятия «публичная дипломатия» в научном дискурсе, в частности, в китайско-русском политическом дискурсе;
Проанализировать использование публичной дипломатии Россией и Китаем в хронологическом порядке в рамках проекта «Один пояс – один путь», а именно: использование “пиар-дипломатии”, “медиа-дипломатии” и “гуманитарного сотрудничества”;
Определить значение использованных Россией и Китаем методов публичной дипломатии для российско-китайских отношений и развития проекта «Один пояс – один путь»;
Определить перспективы использования методов публичной дипломатии для проекта «Один пояс – один путь» и российско-китайских отношений;
Выявить внешние вызовы проекта «Один пояс – один путь» и контрмеры по отношению к ним;
В рамках инициативы «Один пояс – один путь» сформулировать рекомендации по использованию публичной дипломатии Россией и Китаем.
Хронологические рамки работы – 2013-2019 гг. Данный период выбран потому, что в 2013 г. Китай объявил всему миру о своём мегапроекте. В это же время появляется первая реакция России на китайскую стратегическую инициативу. С 2013 г. по 2019 г. осуществляется кооперация государств в рамках проекта «Один пояс – один путь». Более того, именно этот период характерен стабильным улучшением российско-китайских отношений.
Обзор источников. Источниковая база работы включает разнообразные источники. Во-первых, это российско-китайские двусторонние соглашения, которые определяют правовые рамки межгосударственного сотрудничества и регламентируют механизмы взаимодействия стран, в том числе в проекте «Один пояс – один путь». Эти документы способствовали постепенному созданию правовой платформы российско-китайского взаимодействия в проекте «Один пояс – один путь», в них обозначены важнейшие направления политического, экономического и гуманитарного обмена между двумя государствами.
Во-вторых, документы по развитию Евразийского экономического союза были также важны при изучении взаимодействия РФ и КНР в проекте «Один пояс – один путь».
В-третьих, большое значение имеют совместные заявления, совместные коммюнике руководителей России и Китая, в которых отражен достигнутый консенсус и обозначены новые перспективы российско-китайского сотрудничества. “Эти источники были полезны для изучения позиций России и Китая по вопросам сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь» и использования в нем возможностей публичной дипломатии.”
В-четвертых, мы использовали в качестве источников документы национального уровня России и Китая, определяющие их внешнеполитические курсы. Эти документы позволяют понять, какую роль вопросы мягкой силы и публичной дипломатии занимают во внешней политике каждого государства, насколько они разработаны и на решение каких задач направлены.
В-пятых, немаловажное значение имели выступления руководителей КНР и Российской Федерации по вопросам развития проекта «Один пояс – один путь». В этих источниках отражены итоги совместной деятельности стран, содержатся оценки достигнутого, намечаются перспективы сотрудничества.
Также учитывались данные авторитетного китайского информационного агентства «Синьхуа», официального информагентства правительства КНР, и публикации на страницах газеты «Жэньминь жибао», посвященные реализации проекта «Один пояс – один путь», в частности, сотрудничеству России и Китая в этом проекте. Ценным источником явилась и другая китайская периодика, в том числе такие издания, как «Светлая газета» и «Ци Ши», освещающие проект «Один пояс – один путь».
Степень научной разработки темы. С начала проекта «Один пояс – один путь» китайскими учеными было опубликовано довольно значительное число исследований, посвященных этой теме. В этих исследованиях дается всесторонний анализ истории и современного состояния проекта «Один пояс – один путь», выявляется его значение для будущего развития Китая и международных отношений в целом. “Задачи и проблемы, стоящие перед проектом «Один пояс – один путь», рассмотрены, в частности, в работах таких китайских исследователей, как Г. Чен, К. Ву, Л. Хуэй.” Авторы анализируют современную экономическую и политическую ситуацию, на основе которой определяются причины этой масштабной инициативы и раскрываются ее преимущества для КНР и других участников. “По мере углубления сотрудничества России и Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь» китайские исследователи все чаще стали обращаться к этой теме в целом или к ее отдельным аспектам, например, взаимодействию в области образования, культуры, СМИ. Такие подходы представлены, в частности, в публикациях исследователей Б. Вана и Г. Ци.”
“Статья китайских ученых Ш. Ван и Ц. Вань затрагивает весьма актуальную проблему возможной конкуренции между проектами «Один пояс – один путь» и ЕАЭС. В статье также рассматриваются изменения в дипломатических отношениях Китая с другими странами-участниками обоих проектов.”
Среди российских ученых также заметен рост интереса к проекту «Один пояс – один путь». “Российские специалисты исследуют разные аспекты российско-китайского взаимодействия в рамках проекта «Один пояс – один путь», в том числе, обращаются к его эволюции, проблемам и перспективам.” “В работе известного исследователя из СПбГУ Я.В. Лексютиной, например, дан анализ первых результатов российско-китайского взаимодействия в рамках осуществления инициативы «Один пояс – один путь».” “Заметен интерес российских исследователей к специфике китайской мягкой силы, публичной дипломатии и народной дипломатии.” Например, при изучении возможности использования инструментов публичной дипломатии в проекте «Один пояс – один путь» мы обращались к статье эксперта Центра Азиатско-тихоокеанских исследований А.В Ломанова, в которой он высказывает идею о том, что Китай стремится использовать проект «Один пояс – один путь» для усиления своего влияния в мире. В целом, российские исследователи довольно часто обращаются не только к изучению актуальных вопросов российско-китайского сотрудничества, но и к их взаимодействию в формате инициативы «Один пояс – один путь».
По сравнению с китайскими и российскими учеными, западные ученые имеют относительно немного возможностей для решения этой темы. Большинство из них обеспокоены экономическим ростом Китая и его влиянием на мировую экономику. Некоторые страны не оценивают государственную дипломатию Китая и проекты «Один пояс – один путь» как высокодипломатические. Среди них некоторые западные страны имеют очень узкое понимание сущности проекта «Один пояс – один путь»: они либо расценивают его как возрождение древнего Шелкового пути, либо просто рассматривают его как инфраструктурный проект, которому не хватает глубокого понимания. Другие страны обеспокоены тем, что «Один пояс – один путь» не соответствует существующим стандартам и правилам, что он нанесет ущерб их собственным интересам и потрясет международную систему. Фактически «Один пояс – один путь» открыт, инклюзивен, прозрачен: Китаю не нужно «начинать новую битву», чтобы свергнуть западные правила. Перед лицом фактов и возможностей все больше и больше западных стран, таких как Великобритания и Франция, активно участвуют в сотрудничестве.
Исследований, посвященных проекту, довольно много, так же, как и работ, посвященных российско-китайским отношениям в рамках этого мегапроекта. В отличие от них исследований, в которых бы содержался анализ применения инструментария публичной дипломатии Россией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь», относительно мало. Вопросы публичной дипломатии, изучены довольно хорошо как в западной науке, так и в российской. “Труды таких ученых как С. Мюррей, А. Долинский и др. составили теоретический фундамент при обращении к понятию публичной дипломатии.” Однако в этих работах практически не освещены вопросы использования публичной дипломатии Китая и России, участвующих в проекте «Один пояс – один путь».
Как показывает обзор имеющихся исследований по проблематике проекта «Один пояс – один путь», разработка вопроса о применении Россией и Китаем инструментов публичной дипломатии для его реализации остается пока еще в начальном состоянии, что определило новизну темы. Новизна исследования подтверждается и тем, что до настоящего времени работ как западных ученых, так и китайских, и российских, в которых бы анализировалась роль инструментов публичной дипломатии в проекте «Один пояс – один путь», немного.
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
Метод контент-анализа применялся при изучении основных документов и договоров, регулирующих функционирование проекта «Один пояс – один путь». Метод компаративного анализа применялся для сопоставления позиций и интересов России и Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь», а также того, как Россия и Китай используют публичную дипломатию. Системный метод позволяет сформировать комплексное видение проекта «Oдин пояс – один путь» в рамках современных международных отношений. Функциональный и институциональный методы применялись для изучения механизмов и институтов публичной дипломатии РФ и КНР. Прогностический метод позволил сформулировать рекомендации и предложения по использованию публичной дипломатии в строительстве проекта «Один пояс – один путь».
Теоретические и практические значение исследования. Данная работа посвящена изучению возможностей применения методов публичной дипломатии в ходе российско-китайского взаимодействия в рамках проекта «Один пояс – один путь». Результаты исследования и выводы позволят уточнить точки совпадения и несовпадения российской и китайской сторон на публичную дипломатию и ее применение в современных международных отношениях. Также в данной работе содержатся новейшие материалы для исследования российско-китайского сотрудничества в проекте «Один пояс – один путь». Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития отношений между Китаем и Россией в ряде культурных и экономических аспектов, а также для оптимизации методов, принятых Китаем и Россией в публичной дипломатии.
Структура работы. В Главе 1 рассматривается понятие публичной дипломатии в российском и китайском политическом дискурсе, а также дается оценка дипломатического потенциала проекта «Один пояс – один путь». Глава 2 раскрывает возможности использование методов публичной дипломатии Российской Федерацией и Китаем в проекте «Один пояс – один путь», а именно: пиар-дипломатии, медиа-дипломатии и дипломатии гуманитарных обменов. В главе 3 представлена эволюция участия России в проекте «Один пояс – один путь» в контексте российско-китайских отношений и изучаются перспективы использования методов публичной дипломатии в строительстве проекта «Один пояс – один путь». В главе 4 выявляются внешние вызовы, с которыми сталкиваются российско-китайские отношения в рамках проекта «Один пояс – один путь», и формулируются возможные способы их преодоления с использованием потенциала публичной дипломатии. В Заключении сформулированы основные выводы из проведенного исследования.
Публичная дипломатия – это один из наиболее эффективных инструментов внешней политики современного государства. Сегодня на международной арене именно методы публичной дипломатии играют, зачастую, самую весомую роль.
Российско-китайские отношения на современном этапе находятся на крайне высоком уровне. Всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая и России совершенствуется с каждым годом: регулярно заключаются новые соглашения и контракты, осуществляются деловые визиты лидеров, проводятся круглые столы, заседания, совещания и форумы.
Наиболее тесное сотрудничество Китая и России началось в 2010-х гг. Методами публичной дипломатии, культурных и гуманитарных обменов удалось добиться крайне высокого уровня сотрудничества, что, безусловно, положительно отразилось на политическом и экономическом взаимодействии государств.
Масштабная стратегическая китайская инициатива «Один пояс – один путь» стала важной вехой в российско-китайских отношениях, т. к. в рамках кооперации по проекту Россия и Китай добились большого количества соглашений, самое важное из которых – о сопряжении Нового Шелкового Пути с ЕАЭС. Сотрудничество между двумя странами важно не только с экономической точки зрения при реализации масштабных проектов: во многом, решение о создании нового торгового пути должно изменить политическую и экономическую карту Евразии, установить новые торговые связи, увеличить роль Китая и России в регионе. С этой точки зрения можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе китайско-российское сотрудничество в рамках проекта «Один пояс – один путь» приведет к экономическим, политическим и культурным изменениям в регионе.
У масштабного китайского мегапроекта есть ряд вызовов и проблем, которые в ближайшее время предстоит решить. Это и слабая инфраструктура региона, и недостаточно разработанные способы сообщения, и культурные различия стран-участниц проекта, и многое др. Тем не менее, на данный момент Россия и Китай не собираются замораживать сотрудничество в рамках инициативы. Напротив, стороны стремятся наращивать стратегическое партнерство и выводить двусторонние отношения на новый уровень.
Проект «Один пояс – один путь» является одним из наиболее значительных событий последних лет: как для российско-китайских отношений, так и для мира в целом. Стратегическая инициатива в долгосрочной перспективе может значительно изменить геополитический баланс, установить на международной арене новых лидеров и кардинально переменить существующие торговые связи. Тем не менее, на данный момент проект находится в стадии реализации, поэтому, сторонам ещё предстоит встретиться с большим количеством трудностей, которые могут быть преодолены с помощью конструктивного диалога между странами-участницами инициативы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!