Философская концептуализация болезни во французской философии XX века
В работе анализируются источники, специфика, динамика развития философской концептуализации болезни во французской философии XX века. Осуществлен критический анализ основных стратегий исследования болезни во французской мысли второй половины XX века, определена их специфика и охарактеризовано значение концептуализации болезни в рамках самобытных философских проектах (М. Мело-Понти, М. Фуко, Ж. Делез и Ф. Гваттари). Обобщены основные направления французской концептуализации болезни в контексте общей проблематике французской философии.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Предпосылки философского исследования болезни во Франции 7
1.1 Метафизика и психология 7
1.2 Эпистемологическая традиция философии науки 10
1.3 Философия, психология и психиатрия в XX веке 18
Глава 2. Философская концептуализации болезни 27
2.1 Исходный опыт совмещения антропологии болезни и онтологии темпоральности: Э. Минковски 27
2.2 Феноменология болезни М. Мерло-Понти 36
2.3. Болезнь и личность в ранних работах М.Фуко 47
2.4 Шизоанализ Ф. Гваттари и Ж. Делеза 53
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Французская философия в XX веке переживает расцвет и пытается выстроить диалог с другими дисциплинами. На первый план выходят междисциплинарные работы: ни одна из наук не может претендовать на лидерство в изучении человека, поэтому в XX веке проблема человека и человеческого существования рассматривается во всем многообразии, с использованием множества методик.
Тема болезни всегда интересовала философов, поскольку опыт больного человека отличен от здорового, а болезнь показывает нам пограничное существование человеческой личности. Французский опыт философствования не мог обойти данную проблематику, и поэтому в каждом поколении французских интеллектуалов ей уделялось особенное внимание.
Тема болезни располагается на стыке корпуса медицинских наук (психиатрия, психология, неврология) и философии. Без междисциплинарного подхода невозможно выстроить целостное восприятие болезни, так как проблема человека и болезни универсальна для всех наук. Медицинские науки предоставляют клинические данные о болезни, а французская философия XX века берет на вооружение данные, чтобы вписать их в свой антропологический проект.
В настоящей работе мы предпринимаем попытку проследить то, как формировалась концептуализация болезни во французской философии. Несмотря на то, что проблема болезни во французской философии представлена во множестве авторских вариантов и на то, что этой проблематике посвящены соответствующие главы исследований философских проектов (М. Мерло–Понти, Ф. Гваттари, Ж. Делеза и М. Фуко) специального систематического исследования французской физической концептуализации болезни до сих пор не предпринималось. Существующие работы касаются либо конкретных междисциплинарных проектов и ставят таким образом акцент на взаимодействие философии и психиатрии, либо формулируют проблему болезни в контексте авторских проектов французских философов. Обобщенной работы по французской рефлексии болезни в рамках национальной философской традиции в отечественной литературе нет. Настоящее исследование восполняет этот пробел.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется укоренением «дискурса» болезни во всех отраслях мысли. Проблема болезни находится в той практической плоскости, где философия может помочь медицине с точки зрения этических вопросов, логических аргументов и проч. Работа имеет историко-философскую актуальность, поскольку восполняет ряд пробелов в истории французской философии XX века и позволяет прояснить отдельные стороны философских проектов М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Кроме того, исследование позволяет дополнить представление о специфике развития французской версии феноменологии, социальной теории и эпистемологии. В силу того, что в контексте проблема болезни в работе затрагивается ряд философско-антропологических и социально-философских вопросов, ее выводы могут быть использованы в развитии соответствующих разделов философского знания.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней осуществлена реконструкция философской концептуализации болезни во французской философии XX века в контексте специфики французской философской традиции. Акцентирование французской ситуации концептуализации болезни предпринято впервые в отечественной исследовательской литературе.
Цель работы – проанализировать источники, специфику и динамику развития философской концептуализации болезни во французской философии XX века.
Цель работы раскрывается в следующих задачах:
‒ выявить философские источники обращения к феномену болезни во французской философской традиции;
‒ контекстуализировать проблематику болезни в рамках французской традиции философии науки;
‒ выделить основные составляющие французской философской ситуации XX века, в рамках которой стала возможна специфическая концептуализация болезни;
‒ осуществить критический анализ основных стратегий исследования болезни во французской философии второй половины XX века, определить их специфику и охарактеризовать значение концептуализации болезни в рамках самобытных философских проектов (М. Мерло-Понти, М. Фуко и Ж. Делеза и Ф. Гваттари);
‒ обобщить основные направления философской концептуализации болезни в контексте общей проблематики французской философии.
Объект исследования – французская философия XX века. Предмет –специфика концептуализации болезни в трудах французских философов (Ж. Кангилем, Э. Минковски, М. Мерло-Понти, М. Фуко и Ж. Делеза и Ф. Гваттари).
Источниковым материалом исследования выступают: 1) основные труды французских философов; 2) критическая литература по французской философии XX века (Кротов А.А., Блауберг И.И., Вдовина И.С., Соколова Л.Ю., Соколова Т.Д., Власова О.А., Дьяков А.В.) 3) исследования по проблематике философии науки и, в частности, рассматривающие проблематику взаимоотношения философии и медицины, психиатрии (Бардина С.М, Власова О.А.).
В настоящей работе использован метод историко-философской реконструкции, который позволяет проследить источники и специфику философской концептуализации болезни в контексте развития философии XIX-XX вв. и основных рассматриваемых в ней проблем. Исследование ориентировано на принцип историзма, позволившего учесть источники и динамику философской концептуализации болезни, и принцип системности, который позволил рассматривать философский дискурс болезни в его целостности. В силу специфичности материала был использован междисциплинарный подход, который позволил связать медицинский и философский контекст рассмотрения болезни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая Глава представляет анализ предпосылок концептуализации болезни во французской философии и обращается к специфике национальной ситуации рефлексии болезни. В ней выделяются основные векторы, благодаря которым болезнь осмысляется не только как медицинский, но и как философский феномен (французская метафизическая традиция, философия науки и наложение философии и психологии).
Во второй главе проведено систематическое исследование концептуализации болезни во французской философии (Э. Минковски, М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ж. Делез и Ф. Гваттари)
В заключении подведены итоги исследования и формулируется основные выводы, а также намечены дальнейшие перспективы возможной работы.
Список литературы включает в себя 70 источников, из них 62 на русском, 8 на английском языке.
Предпринятое в работе систематическое исследование концептуализации болезни во французской философии позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблематика болезни оформляется на пересечении сразу двух противоречивых традиций:
– спиритуалистской традиции XIX века, идущей от Мен де Бирана до Анри Бергсона, где перед метафизической психологией стояла задача раскрытия психических феноменов посредством рефлексии;
– традиции философии науки (эпистемологии), где вырабатывается исторический взгляд на проблему болезни, наиболее всего воплощенной в работах Жоржа Кангилема (который первым начинает концептуализировать механизмы зарождения нормы и патологии эпистемологически).
2. Указанные традиции начинают непротиворечиво взаимодействовать во французской философии с 1927 – по 1957 г. благодаря долгой институционализации психологии во Франции, формированию поля критицизма психологии и философской критики реформаторской деятельности Филиппа Пинеля и пост-пинелевской психиатрии.
3. Концептуализация болезни во французской философии XX века оформляется в развитии основных подходов и направлений философии этого времени в целом:
А) темпоральная концепция болезни Эжена Минковски рассматривает болезнь через пространственно-временные феномены и акцентирует зависимость болезни от утраты взгляда в будущее;
B) феноменология болезни Мориса Мерло-Понти основывается на организмической теории организма и понимает болезнь как особую форму полноценного состояния, она избегает восприятия болезни через биологический натурализм и философский рационализм, переходя к целостному восприятию опыта болезни;
C) концепция болезни в трудах раннего Фуко, критикующая все теории болезни от организмической теории до психоанализа, постулирует необходимость возвращения к конкретному человеку;
D) шизоаналитическая концепция болезни Феликса Гваттари и Жиля Делеза, выстраивающаяся на пересечении психоанализа и альтюссеровского марксизма, в основе своей направлена на раскрытие множественности субъективностей больного.
4. Во всех вариантах концептуализации болезни, развитых в рамках французской философии XX века, болезнь становится исходной сферой для развития собственных философских проектов. Мерло-Понти она позволяет разработать феноменологию телесности, преодолевающую субъект-объектную дихотомию. Фуко посредством антитезы “разум и неразумие”, “здоровье и болезнь” уясняет смысл человеческого существования, разрабатывает эпистемологию и исследует особенности властного дискурса. Гваттари и Делез разрабатывают плюралистическую модель субъективности, переходя от единичного субъекта к множественности миров и онтологий.
Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективные направления развития проблематике:
1) Исследование проектов философской концептуализации болезни в конце XX – в начале XXI века во взаимосвязи с этикой, эстетикой и биополитикой.
2) Сравнительный анализ французской и немецкой традиции философской концептуализации болезни в XX веке.
3) Французская специфика философской концептуализации болезни в рамках философии медицины, философии психиатрии и медицинской этики.
Обозначенные направления дальнейшей работы могут послужить ориентиром для будущих исследований.
Canguilhem G. The normal and the Pathological. Zone Books. New York, 1991. P.327
D’Agostino A. Eugene Minkowski (1885–1972): The Phenomenological Approach to Schizophrenia // Psychopathology 2015.№ 48. P.421-422
Hancock B.H. Michel Foucault and the Problematics of Power: Theorizing DTCA and Medicalized Subjectivity // Journal of Medicine and Philosophy, №43. P. 439-468
Holland E. On Some Implications of Schizoanalysis // Strategies, Vol. 15, No. 1, 2002. P. 27-40
Noppeney U. Kurt Goldstein – A Philosophical Scientist // Joumal of the History of the Neuroscienees 2001, Vol. 10, No. 1, P. 67-78
Ohaneson H. Voices of madness in Foucault and Kierkegaard // International Journal for Philosophy of Religion (2020) 87. P. 27-54
Szałek P. Phenomenological and Psychodynamic Understanding of Schizophrenia (Silvano Arieti, Eugène Minkowski) // Polish Psychological Bulletin 2015, vol 46(1), P. 112-121
Whitehead P. Overcoming parallelism: Naturalizing phenomenology with Goldstein and Merleau-Ponty // Progress in Biophysics and Molecular Biology 119 (2015) P. 502-509
Анцыферова Л. И. Вступительная статья // Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. Пер. под ред. Л.И. Анцыферовой, В.Н. Кузнецова. М.: Прогресс. 1980. С. 5-28
Аронсон О.В. К Юбилею Фуко URL: (дата обращение 26.04.2021)
Бардина С.М. Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии» Дис. …канд. филос. наук. – М., 2014. С. 184
Беседа Мишеля Фуко с Дуччио Тромбадори. URL:(дата обращения: 26. 04. 2021)
Беседа об Анти-Эдипе (вместе с Феликсом Гваттари) // Переговоры. 1972-1990. / пер. с фран. В. Ю. Быстрова. СПб: Наука, 2004. С. 26-41
Блауберг И. И. Анри Бергсон. – М.: Прогресс-традиция. 2003. С. 672
Блауберг И. И. Философские темы в творчестве Э.Минковски // Философские науки. 2017. №9. С. 34-49
Вальденфельс, Б. Ключевая роль тела в феноменологии М. Мерло-Понти / Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Пер. с франц. О.Н. Шпараги. – Мн.: Логвинов, 2006 С. 379-400
Вдовина И.С. Феноменология во Франции. М.: Канон+. 2009. С. 400
Соловьёв В. // . URL : (дата обращения: 02. 05. 2021)
Власова О. Герменевтика и структурный анализ в философской психиатрии XX века // Философские науки. 2009. №3. С. 58-67
Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: история, мыслители, проблемы. М.: Территория будущего 2010.С. 640
Власова О.А. К-100 летию со дня рождения Мориса Мерло-Понти // Хора. №3 2008. С. 4-8
Власова О.А. Критика психологии во французской философии середины XX В. В свете “спора о психологизме” // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т.16.№1 C.127-144
Власова О.А. Психиатрический дискурс во французской философии XX века: учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2019. С. 104
Власова О.А. Ранний Фуко: до «структуры», «археологии» и «власти» // Фуко М. Психическая болезнь и личность. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия» 2010. С. 5-65
Вормс Ф. Как Бергсон вводит проблематику жизни во французскую философию XX века //Логос №3 (71) 2009. С. 45-60
Воробьев В. С. К 180-летию со дня рождения Теодюля Рибо – одного из основателей французской психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т.12. №3. С.111-126
Делез Ж. Письмо суровому критику. URL: (дата обращения: 10. 04. 2021)
Делез Ж. Пять тезисов о психоанализе. URL: (дата обращения: 14. 04. 2021)
Делез. Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и Шизофрения. Пер. с франц. и послесловие Д. Кралечкина – Екатеринбург: У – Фактория, 2007. С. 672
Дернер К. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой под ред. М.В. Уманской. – М.: Алетейя. 2006. С. 544
Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время. – СПб.: Алетейя, 2010. (Серия Gallicinium) С. 672
Дьяков А.В. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-ва. 2006 С. 246
Дьяков. А.В. Жиль Делез. Философия различия. СПб.: Алетейя, 2012. С. 504
Дьяков. А.В. Желание видимое и невидимое: Лакан и Мерло-Понти // Хора. №3 2008. С. 14-20
Иванюшкин А.Я., Макушкин Е.В. Цивилизационная миссия психиатрической реформы Пинеля. Часть 1. Идейные предпосылки // Российский психиатрический журнал. 2019. №3. С. 52-62
Кангилем Ж. К истории наук о жизни после Дарвина // XIII Международный конгресс по истории науки. Москва 18-24 августа1971 г. Пленарное заседание. М.: Наука. 1971. С. 19
Кангилем Ж. Что такое психология? // Эпистемология & Философия науки. 2012. Т. 31.№ 1. С. 212-225.
Каннабих Ю.В. История психиатрии. URL: (дата обращения: 29. 04. 2021)
Коломиец Г. Базовые принципы материалистической психиатрии Ж. Делеза и Ф. Гваттари и их особенности. // Культура. Духовность. Общество.№ 9 2014. С. 143-148.
Кондрау Ж. Философские и антропологические основания дазайн-анализа // HORIZON. 2016. Т.5 №2 С. 315-427
Краус А. Вклад феноменологически-антропологического подхода в диагностику и классификацию в психиатрии. URL:(дата обращения: 25. 03. 2021)
Кротов А. А. Трактовка сознания в «эклектическом спиритуализме» В. Кузена // Философия сознания: история и современность. М.: Современные тетради, 2003 С.121-127
Кротов А.А. Философия Мен де Бирана. – М.: Изд-во МГУ, 2000 С. 105
Куренной В. А. Философия и институты: случай феноменологии // Логос № 5-6 (35) 2002 С. 1-27
Лакан. Ж. Четыре основные понятия в психоанализе. Семинары. Кн. XI (1964). – М.: Гнозис/Логос, 2004. С. 304
Луценко В. Е., Климова О. М. Мен де Биран – инициатор французской философии XIX века // Философская мысль, 2018 – 7. С. 24-29
Лэйнг Р. Расколотое «Я»: пер. с англ.- СПБ.: Белый Кролик, С. 4-223
Мазин В.А. Феликс Гватари. URL:https://freud-lacan.spb.ru/faces/felix_guattari (дата обращения: 12. 04. 2021)
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Мерло-Понти М. пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. – СПб.: Ювента; Наука, 1999. С. 602
Минковски Э. Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования. – М.: ИД «Городец», 2018. С. 1-480
Минковски Э. Шизофрения. Психопатология шизоидов и шизофреников – М.: ИД. «Городец», 2017. С. 208
Минковский А. «Порядочный человек» Эжен Минковский // Минковски Э. Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования. – М.: ИД «Городец», 2018. С. 480-483
Политцер Ж. Основы психологии // Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. Пер. под ред. Л.И. Анцыферовой, В.Н. Кузнецова. М.: Прогресс, 1980. С. 219-333
Пять парадоксов.Виктор Мазин об актуальности шизоанализа Делеза и Гваттари. URL: (дата обращения: 08. 04. 2021)
Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. – М. Издательство «Логос», 2002. С. 270
Савенко Ю.С. Защита прав пациентов психиатрических учреждений. URL: (дата обращения: 29. 04. 2021)
Соколова Л. Ю. Очерки французской философии XX века. СПб., Изд-во «Роза мира», 2006. C.179
Соколова Л.Ю. Французская историческая эпистемология: Дис. … д-ра филос.наук. –СПб., 2006. С. 354
Соколова Т.Д. Историческая эпистемология во Франции: к истории формирования дисциплины // Эпистемология и философия науки Т. 56. 2019. №1. С. 150-168
Феликс Гваттари в беседе с Брахой Лихтенберг Эттингер трансфер или то, что от него осталось или аналитик живет в постоянном страхе. URL: (дата обращения: 14. 04. 2021)
Фуко М. Жизнь: Опыт и наука. URL: (дата обращения: 10. 01. 2021)
Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И. К. Стаф. – М.: АСТ, 2010. С. 698
Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб.: Наука., 2005.С. 434
Фуко М. Психическая болезнь и личность / пер. с франц., предисл. и комент О.А. Власовой.-СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. С. 65-241
Фуко М. Психология с 1850 по 1950 гг. // Ранние работы. Пер с фр. и предисл. О.А. Власовой.- СПб.: Владимир Даль, 2015. С. 197-241.
Фуко М. Рождение клиники. Пер. А. Ш. Тхостова. М.: Смысл, 1998. С. 310
Фуко М. Психиатрическая власть: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973 – 1974 учебном году. Пер. А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2007. С. 450
Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. с нем. яз. И. Глуховой – Вильнюс: ЕГУ, 2012. С. 406
Холл К.C., Линдсей Г. Теории личности. URL: (дата обращения: 05. 03. 2021)
Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Пер. с англ. под ред. М. Лебедева, О. Никифорова. М.: Логос, 2002. С. 6
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!