Взаимодействие органов государственной власти и редакций деловых СМИ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Чиндяскина Юлия Анатольевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация магистерской диссертации Чиндяскиной Юлии Анатольевны ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И РЕДАКЦИЙ ДЕЛОВЫХ СМИ Н. рук. — Тепляшина Алла Николаевна, доктор филологических наук, профессор Направление подготовки — журналистика Профиль — Деловая журналистика и бизнес-коммуникации Ключевые слова: органы государственной власти, деловые СМИ, субсидии, государственные контракты, пресс-службы. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня государственные институты по-прежнему стремятся оказывать влияние на редакционную политику СМИ с помощью разветвлённой схемы финансирования. В условиях сокращения рекламного рынка и изменений юридических особенностей функционирования медиапредприятий, деловые СМИ наравне с общественно-политическими изданиями подвержены риску смены редакционной политики. Цель работы − изучение современных особенностей отношений органов государственной власти и деловых средств массовой информации. Задачи: – проанализировать нормативно-правовые акты, описывающие деятельность средств массовой информации и взаимоотношения с ними органов государственной власти; – описать формальные и неформальные механизмы взаимоотношений органов государственной власти и деловых СМИ; – определить механизмы влияния институтов власти на деловые СМИ в процессе взаимоотношений. Объектом исследования являются взаимоотношения деловых средств массовой информации и органов государственной власти. Предметом исследования выступают формальные (административно-правовые и экономические) и неформальные формы отношений органов власти и деловых средств массовой информации. Научная новизна. В магистерской диссертации предпринята попытка осмыслить особенности взаимоотношений органов государственной власти и редакций СМИ на федеральном и региональном уровнях, влияние финансовой поддержки на редакционную политику. Научно-теоретической базой послужили работы А.А. Грабельникова, О.С. Довбыш, Е.В. Письменной, В.В. Тулупова, Е.А. Московской-Муштак, Д.П. Нечаева и других. Эмпирической базой для написания работы стали сайты деловых СМИ, нормативно-правовая база, включающая как федеральные, так и региональные законодательные акты в сфере СМИ, научные труды российских ученых по теме исследования, отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и перспективах развития СМИ, результаты исследования компании «Медиология», «Циркон» и Mediascope, сайт Российской государственной библиотеки. Методы исследования. Анализ нормативно-правовых актов и литературных источников, институциональный, контент-анализ, сравнительный.

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Характер взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………………………………………………………………………..81.1. Особенности государственной поддержки СМИ……………………………8
1.2. Инструменты государственной поддержки деловых СМИ на федеральном уровне…………………………………………………………………………….16
Глава II. Взаимоотношения региональных органов государственной власти и деловых СМИ……………………………………………………………………50
2.1. Деловые СМИ Санкт-Петербурга в современном информационном пространстве……………………………………………………………………..50
2.2. Инструменты государственной поддержки деловых СМИ Санкт-Петербурга………………………………………………………………………..70
Глава III. Механизмы коммуникаций деловых СМИ с пресс-службами и источниками из государственных органов власти……………………………..85
Заключение………………………………………………………………………..99
Список литературы……………………………………………………………..103
Приложение…………………………………………………………………………………………….119

Актуальность темы исследования. Взаимоотношения государства и массмедиа долгое время складывались в формате контроля органов государственной власти над средствами массовой информации (СМИ). Советский государственный строй сводил роль СМИ к трансляции официальной позиции. В постсоветский период, как и все общество в целом, массмедиа претерпели качественные и структурные изменения, получив самостоятельность. Однако государственные институты по-прежнему стремятся оказывать влияние на редакционную политику СМИ с помощью различных инструментов, в т.ч. через разветвлённую схему финансирования.
Главная идея государственной финансовой поддержки СМИ – реализация общественной функции массмедиа. В реальности интересы государства по освещению своей деятельности преследуют цель сформировать положительный имидж собственных институтов. Особенно данная проблема актуальна в регионах со слабыми рекламными возможностями.
Изучение взаимоотношений органов государственной власти и СМИ в условиях кризиса доверия к журналистике и растущей популярности альтернативных источников информации, таких как социальные сети или блоги, представляет несомненный научный и практический интерес. Необходимо отметить, что на нынешнее положение СМИ помимо политической и экономической обстановки, влияет перераспределение капитала в государственных и частных издательских домах. В этом контексте требуется оценить трансформацию деловых СМИ, которые претерпевают изменения под влиянием выше перечисленных факторов. Сегодня деловые СМИ наравне с общественно-политическими изданиями подвержены риску смены парадигмы, пересмотра качества и учета баланса мнений в сторону лояльности по отношению к государственной политике.
Степень научной разработанности темы. Наибольший интерес для данного исследования представляли диссертации О.С. Довбыш о трансформации связей между медиакомпаниями и государством в регионах России, а также коллективная монография ученых СПбГУ «Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации».
Автором были использованы материалы научных работ А.В. Вырковского, Е.В. Письменной, А.Н. Тепляшиной, В.В. Тулупова, Д.П. Нечаева, Г.С. Мельник, А.Д. Мурзина, опубликованные на тему деловой журналистики. Были изучены труды ученых, посвященных теории журналистики и жанрам СМИ (Н.М. Кима, А.А. Тертычного), трансформациям российских изданий (С.С. Бодруновой, А.А. Грабельникова), особенностям российской медиасистемы и медиаэкономики (Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Е.А. Московской-Муштак). Обращено внимание на вопросы взаимоотношений с ньюсмейкерами и и государством (В.В. Прозорова, А.Н. Рябушко, Г.Г. Щепиловой), особенностям работы с источниками на примере работ «Конфликтные ситуации во взаимодействии пресс-службы и СМИ: тактика нападения и защиты», «Утечки конфиденциальной информации» и других.
Гипотеза исследования строится на основании того, что редакции деловых СМИ стремятся сохранять финансовую независимость от государства, а для подготовки журналистских материалов по-прежнему используют информацию, поступающую от пресс-служб и источников, работающих в органах государственной власти.
Целью исследования является изучение современных особенностей отношений органов государственной власти и деловых средств массовой информации.
Исходя из цели исследования, нами были определены следующие задачи:
проанализировать нормативно-правовые акты, описывающие деятельность средств массовой информации и взаимоотношения с ними органов государственной власти;
описать формальные и неформальные механизмы взаимоотношений органов государственной власти и деловых СМИ;
Определить механизмы влияния институтов власти в процессе взаимоотношений на деловые СМИ.
Объектом исследования в магистерской диссертации являются взаимоотношения деловых средств массовой информации и органов государственной власти.
Предметом исследования выступают формальные (административно-правовые и экономические) и неформальные формы отношений органов власти и деловых средств массовой информации.
В рамках проведенного исследования были использованы следующие методы:
анализ нормативно-правовых актов и литературных источников;
институциональный;
контент-анализ;
сравнительный.
Были рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ, диссертации и монографии, оценивающие место деловых изданий в российской медиасистеме на основе метода анализа документов.
С помощью институционального метода были выделены инструменты влияния органов государственной власти на медиа.
Контент-анализ позволил проанализировать итоги государственных программ информационного партнерства и конкурсов государственных контрактов. Была оценена частотность отказов в предоставлении информации для редакций деловых СМИ пресс-службами органов государственной власти, а также выбора деловыми изданиями в качестве информаторов источников из государственных органов власти.
Для сопоставления полученных данных применялся сравнительный метод.
В ходе исследования обратились к таким важным источникам, как:
нормативно-правовая база, включающая как федеральные, так и региональные законодательные акты в сфере СМИ;
научные труды российских ученых по теме исследования;
отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и перспективах развития СМИ;
результаты исследования компании «Медиология», «Циркон» и Mediascope;
сайты деловых СМИ, Российской государственной библиотеки, правовой системы «Консультант».
Научная новизна. В магистерской диссертации предпринята попытка оценить особенности взаимоотношений органов государственной власти и редакций СМИ на федеральном и региональном уровне, влиянии финансовой поддержки на редакционную политику и способы получения информации от органов государственной власти.
Научная апробация. Результаты исследования магистерской диссертации были опубликованы в коллективной монографии «Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации». Были представлены на межрегиональном конкурсе научных работ научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики» (г. Абакан, 2016 г.) и опубликованы в тематическом сборнике, обсуждены и опубликованы на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Перспектива – 2017» (г. Нальчик, 2017 г.) и VIII Международной Молодежной научной конференции «Электоральные процессы в современном мире».
Работа состоит из введения, трех глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

В процессе исследования были выявлены особенности взаимоотношений органов государственной власти и редакций деловых СМИ на современном этапе.
Исследование строилось на анализе нормативно-правовых актов, описывающих деятельность средств массовой информации и взаимоотношений с ними органов государственной власти. Было установлено, что государство по-прежнему стремится оказывать влияние на редакционную политику СМИ с помощью различных финансовых инструментов, в т.ч. через субсидии на реализацию социально значимых проектов и конкурсов на заключение госконтрактов на федеральном и региональном уровнях. Исследователи и опрощенные участники медиарынка отмечали, что таким образом государственные органы власти реализуют идеологические, политические и имиджевые цели, хотя основной посыл информационных контрактов — это реализация общественной функции медиа, освещение социально значимых тем.
В условиях сужения рекламного рынка, деловые СМИ пытаются сохранять финансовую независимость от государства. Рекордсменами среди грантополучателей оказываются социально-политические издания. Проекты деловых изданий, одобренные конкурсной комиссией, ежегодно составляют единицы. Редакции, которые идут по пути заключения контрактов и получения субсидий обратили внимание на то, что благодаря участию им удалось расширить аудиторию, привлечь новых экспертов и ньюсмейкеров, а также выполнить все обязательства перед сотрудниками.
Применение контент-анализа позволяет отметить такие тенденции, как сужение спектра тем и жанров. Журналисты в качестве ньюсмейкеров привлекали представителей местной политической или экономической элиты. В беседах с государственными служащими они формулировали бесконфликтные вопросы и не пытались вступать в дискуссию. Публикаций, критикующих существующую политику было не много. Издания не информировали читателей, что проекты реализуются совместно с Федеральным агентством по печати. Специальные номера журналов превращались в пересказы встреч и круглых столов, а также деятельности того или иного органа государственной власти, хотя статья 1 регионального закона о грантах содержит требование, согласно которому материалы не должны содержать рекламы деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Проанализировав итоги госконтрактов в Санкт-Петербурге в сфере СМИ отметим, что такой метод, действительно, становится результатом заполнения «пробелов» общественно-значимой информации. Однако остается непонятным, как оценить эффективность данных проектов. Например, формулировка «обеспечение контроля за соблюдением гарантий равенства политических партий» дает широкие возможности для интерпретации темы. Вместе с тем, в современных экономических реалиях и серьезной конкуренции за рекламные ресурсы на региональном рынке, контракты становятся альтернативным источником доходов даже для редакций деловых СМИ. Тем не менее, госконтракты являются для медиакомпаний способом получения заработка. Сложившаяся ситуация устанавливает коммерческие отношения между властью и медиа в регионах, делая последних «зависимыми».
Кроме того, в магистерской диссертации описаны формальные и неформальные механизмы взаимоотношений органов государственной власти и деловых СМИ. Оценена частотность отказов в предоставлении информации редакциям деловых СМИ пресс-службами органов государственной власти, а также выбора деловыми изданиями в качестве информаторов источников из государственных органов власти.
Сегодня существуют традиционные формы работы властных структур со СМИ: оценка профессиональных достижений в виде поощрения сотрудников СМИ именными премиями, организация мероприятий образовательного характера, рассылка анонсов мероприятий, пресс-туры на объекты/ производство.
На основании поисковых выдач сайтов , и отметим следующие тенденции: наиболее закрытые для коммуникаций пресс-службы Министерства энергетики, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства обороны, а также региональных исполнительных органы государственной власти. Тенденцию можно объяснить объективной закрытостью некоторых министерств, например, Министерства обороны, сложными, и, возможно, провокационными вопросами, связанными с комментариями государственной политики или конфликтами интересов.
Одновременно журналисты изданий налаживают активные неформальные связи с сотрудниками данных ведомств, что позволяет им активно использовать формулировки «собеседник из …», «источник, близкий». В контактах редакций деловых СМИ превалируют отказы от комментариев пресс-служб компаний, нежели пресс-служб органов государственной власти. Причина здесь и в соотношении запрашиваемой информации, и в законодательстве, которое обязует дать ответ в течение 7 дней после поступления запроса от редакции. На звонки редакций деловых СМИ чаще не отвечают должностные лица. Однако они же чаще всего становятся анонимными источниками для деловых СМИ. Собеседники из Администрации Президента, аппарата Правительства и региональных исполнительных органов государственной власти, а также из правоохранительных органов в равной степени для трех изданий становились источниками информации. Реже соглашались сообщить информацию сотрудники Министерства экономики и Министерства обороны.
Можно констатировать, что взаимодействие редакций деловых СМИ с институтами государственной власти строится одновременно в нескольких направлениях: работа с пресс-службами из органов государственной власти и общении с сотрудниками этих органов, а также по направлению государственной финансовой поддержки. Участие в подобных программах поднимает проблему этичности, поэтому особенно важно подчеркнуть, что большинство деловых изданий игнорируют возможность заключать гоконтракт или создать субсидированный проект. Тенденцию можно объяснить как разочарованием редакций деловых СМИ в честности проведения конкурса, так и приоритетом поиска альтернативных источников финансирования собственных проектов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Взаимодействие органов государственной власти и редакций деловых СМИ»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет