Роль Германии в рамках становления системы обороны и безопасности Европейского союза на рубеже XX-XXI веков
Работа посвящена анализу роли Германии в процессе становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза. На основании широкого круга источников и литературы было проведено исследование особенностей и эволюции ОПБО с момента ее возникновения, а также предпосылки оформления политики обороны и безопасности в автономное направление деятельности ЕС. Для более глубокого понимания функционирования ОПБО приведена характеристика ее основных институтов и механизмов деятельности. В ходе работы проанализирована нормативно-правовая база, политика Германии в отношении ОПБО и ее конкретные шаги, связанные с развитием данной области. Особое внимание уделяется анализу дискуссий относительно ОПБО ЕС. Наиболее важным элементом ОПБО является участие в миротворческих операциях, именно поэтому в работе проводится исследование участия Германии в миссиях ЕС. Также для создания полноценной картины предлагается характеристика нескольких сценариев дальнейшего развития ОПБО ЕС.
Данная дипломная работа посвящена такому актуальном вопросу как роль Германии в становлении системы безопасности и обороны Европейского союза на рубеже XX— XXI вв. Общая европейская политика обороны и безопасности (ОПБО) является составляющей Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ). Данное направление европейской политики стало новым этапом развития Европейского союза на рубеже XX— XXI вв.
Фактически общая политика обороны и безопасности ЕС была сформирована в качестве отдельного направления деятельности в 1998 году и стала логическим продолжением углубления европейской интеграции в целом и общей внешней политики и политики безопасности ЕС в частности. Возросшая роль Европейского союза на международной арене, как в экономическом, так и в политическом направлении, способствовала необходимости обеспечения безопасности не только внутри Европейского союза, но также и в близлежащих регионах. До 2001 года проблемы безопасности Европейского союза в основном решались в рамках НАТО, хотя предпринимались некоторые попытки самостоятельно решать проблемы в сфере безопасности.
Важным стимулом для построения общей политики безопасности и обороны Европейского союза стало увеличение количества конфликтов нового поколения. Данные конфликты требовали новых методов их урегулирования, в связи с чем у Европейского союза появилась необходимость реформировать сферу безопасности и обороны, делая акцент на миротворческих операциях.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что Германия является одним из ведущих государств-членов Европейского союза в экономической и политической сфере и приверженцем дальнейшего углубления и расширения европейской интеграции. ФРГ оказывает значительное влияние на развитие ЕС, что обусловлено ее возросшей ролью в европейском объединении и на мировой арене. Германия имеет высокий уровень экономического развития и стремится обеспечить себе роль активного участника на политической арене, пытаясь занять место постоянного члена в Совете безопасности ООН. Кроме того, ФРГ была одним из инициаторов формирования Общей европейской политики обороны и безопасности и в настоящее время так же выступает за дальнейшее развитие данного направления европейской политики. Данная позиция государства обусловлена тем, что ФРГ видит обеспечение своих национальных интересов в совмещении национальной и европейской политики в области безопасности. Именно поэтому, изучение роли Германии в становлении ОПБО поможет глубже раскрыть основные тенденции развития ОПБО, вклад ФРГ в формирование основополагающих тенденций данного направления политики и внутренние изменения в государстве с целью формирования общего пространства безопасности.
Степень изученности вопроса определяется наличием работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Актуальность данной темы вызывает довольно широкий научный интерес, что можно объяснить уникальностью самого процесса европейской интеграции и, в частности, отдельных направлений ее политики. Военно-политическая интеграция является важной составляющей европейской политики и занимает особое место в работах отечественных и зарубежных исследователей, преимущественно западных. Данная тема уже достаточно хорошо освещена многими исследователями, которые, однако, в большинстве своем, рассматривали преимущественно только отдельные аспекты. Эти аспекты затрагиваются в исследованиях таких авторов, как И. С. Кузнецова, О. В. Буторина, В. А. Федорцев, М. С. Федоров, С. Ю. Кашкин и др. Кроме того, достаточно много исследовательских работ на данную тематику было написано зарубежными исследователями, такими как М. Ортега, Й. Гайне, Б. Шмитт, А. Маттелаер, М. Дрент и многими другими. Этими и другими исследователями уже был раскрыт широкий круг вопросов по тематике данной дипломной работы, что говорит о достаточно хорошей изученности некоторых аспектов. Однако стоит отметить, что несмотря на довольно широкий спектр работ по отдельным проблемам данной темы, комплексных теоретических исследований, изучающих взаимосвязи между различными аспектами, довольно мало, в особенности отсутствуют комплексные работы, которые бы полностью раскрывали роль ФРГ в процессе построения ОПБО ЕС.
Объектом исследования выступает процесс становления ОПБО на рубеже XX— XXI вв. Предметом исследования является роль Германии в процессе становления и развития ОПБО, ее непосредственное участие в практической деятельности данного направления европейской политики.
Цель исследования – показать роль Германии в процессе становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза и рассмотреть процесс развития ОПБО в структуре ЕС.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, определяющие последовательность и внутреннюю структуру исследования:
выявить предпосылки становления общей европейской политики безопасности и обороны;
рассмотреть основные этапы становления ОПБО;
охарактеризовать основные институты и инструменты ОПБО;
определить роль ФРГ в развитии военно-политических структур безопасности ЕС;
проанализировать дискуссии в Германии по вопросам ОПБО;
определить участие ФРГ в крупных миротворческих операциях;
исследовать основные тенденции дальнейшего развития ОПБО ЕС.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 1990-х гг. по настоящее время. Выбор начальной точки для изучения связан с объединением Германии в 1990-м году, а также появлением предпосылок для формирования ОПБО как отдельного направления деятельности ЕС. Территориальные рамки ограничиваются границами 28 государств-членов ЕС, а также регионов мира, которые непосредственно затрагиваются деятельностью ОПБО ЕС.
В качестве методологической основы в данном исследовании использовались, прежде всего, общенаучные методы, такие как всесторонний анализ источников и литературы, проблемно-логический метод, хронологический, статистический и синтез полученных данных. Системный подход послужил основой для комплексного рассмотрения ОПБО как системы отдельных элементов, связанных друг с другом, ее структуры, эволюции и взаимодействия государств в рамках данного направления политики. Принцип историзма помог выявить основные закономерности развития и эволюцию превалирующих направлений ОПБО. С помощью метода построения сценариев были проанализированы перспективы развития ОПБО ЕС.
Интеграция в области обороны и безопасности является уникальным феноменом, что обуславливает трудности выбора теоретической основы исследования. ОПБО может быть рассмотрена с различных теоретических позиций. Необходимо учитывать не только теории для объяснения интеграции, такие как федерализм, либеральный межправительственный подход, неореализм, неофункционализм и некоторые другие, но также школы исследования проблем безопасности, вопросов взаимодействия акторов на международной арене, внешней политики европейских государств и поведения акторов внутри объединения, например, благодаря таким теориям, как социальный конструктивизм и бихевиористский подход. Каждая из упомянутых теорий содержит свой фокус объяснения процесса становления и эволюции ОПБО ЕС. Для объяснения процесса образования и становления европейской политики безопасности и обороны необходим комплексный междисциплинарный подход, так как данный феномен выходит за рамки традиционных индивидуальных школ и требует комплексных попыток осмысления. Несмотря на это, в данной работе упор будет сделан в большей степени на теорию либерального интерговернментализма, который рассматривает ОПБО как процесс поиска общего решения национальными государствами.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса становления политики обороны и безопасности, как отдельного направления деятельности Европейского союза, а также в изучении роли и оказанном влиянии Германии на развитие данной политики. Рассматриваются инициативы и участие Германии в вопросе определения направления развития ОПБО в разные периоды, прослеживается динамика подхода ФРГ к участию НАТО в ОПБО, а также производится анализ национальных дискуссий в Германии относительно участия государства в общей европейской оборонной политике и политике безопасности. Особое внимание в работе так же уделяется анализу природы самого феномена общей европейской политики обороны и безопасности.
В ходе изучения темы была проработана обширная источниковая база. Источники, которые использовались для написания данной работы, можно разделить на несколько основных категорий – официальные документы институтов ЕС, международные договоры, заявления официальных лиц, а также статистические данные Евростата и справочные материалы. Был проведен анализ некоторых основополагающих договоров и стратегий ЕС, заключающие в себе основы военного и оборонного направления Евросоюза. К данным документам можно отнести Стратегию безопасности ЕС, Стратегию по борьбе с терроризмом, Петерсбергскую декларацию ЗЕС 1992 г., Совместную декларацию по обороне Европы 1998 г., Соглашения «Берлин-плюс» 2002 г., Декларацию ЕС-НАТО по ЕПБО 2002 г. и некоторые другие. Также в работе проводится анализ Белых книг по обороне ЕС за разные годы (1994, 2006, 2016). Отдельного внимания заслуживают речь А. Меркель на Мюнхенской конференции в 2017 году и Коалиционный доклад Христианско-демократического союза Германии, Христианско-социального союза и Свободной демократической партии.
В дипломной работе использованы публикации российских и зарубежных исследователей, которые рассматривали данную проблему с различных сторон и предлагали свои точки зрения по этому вопросу. Рассмотрение ОПБО с точки зрения функционирования институтов и механизмов, а также процесс формирования ОПБО можно найти в диссертации И. С. Годенова «Формирование институтов и механизмов ОПБО ЕС (1992—2008 гг.)», в работах Иванова В. «Состояние и перспективы развития общей политики в области безопасности и обороны Европейского союза», Кашкина С. Ю. «Основные направления общей политики безопасности и обороны, служащие обеспечению национальной безопасности государств-членов ЕС», Кузнецовой И. С. «Этапы формирования общей политики безопасности и обороны Европейского союза», Мацепуро Д. М. «Основные направления развития общей политики безопасности и обороны Европейского Союза (1997 – 2009 гг.).
Ряд исследований посвящен тематике миротворческих операций, проводимых европейским союзом, а также участию в кризисном урегулировании Германии. К таким работам относятся, статья Айрапетяна М. С. «Участие Германии в миротворческих миссиях ООН», исследования Арбатовой Н. К. «Европейский союз и региональные конфликты», Благовещенского А. «Операции и миссии Европейского союза», Жолквер Н. «Что делает бундесвер за пределами Германии?» и др. Также интерес представляют работы, затрагивающие политические аспекты внутри Германии, позицию ФРГ в разные этапы и взаимодействие Германии с другими государствами-членами ЕС и НАТО по проблематике ОПБО. Например, исследования Павлова Н. В. «Внешняя политика “Большой коалиции” 2005—2009 гг.», Родовича Ю. В. «Позиции ФРГ и США по проблемам европейской безопасности: история и современность», работы Семенова О. Ю. «Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ – начала ХХI века на построение и обеспечение европейской безопасности: историко-политический аспект», «Европейская безопасность и интересы Германии в оценках экспертно-аналитического сообщества ФРГ конца ХХ века» и «Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале ХХI века». По этой тематике следует также упомянуть о Трунове Ф. «Германия и НАТО», Михайлиной И. «Германия и Франция подписали Ахенский договор о сотрудничестве», Легоставевой О. В. «Внешняя политика правительств Г. Шредера (1998—2005 гг.)», Авдеенко Е. Г. «Европейская политика ФРГ в период правления «красно-зеленой» коалиции (1998—2005 годы)» и др.
Наибольшего внимания из работ зарубежных авторов заслуживают исследования Дрент М. с работой о гражданском направлении ОПБО, Греко E., написавший о кризисе управления в ЕС, Гайне Й, рассмотревший исторический аспект ОПБО, а также проблему участия НАТО в ОПБО, Ортега M с исследованием относительно миротворческих операций ЕС, Штрук П., рассмотревший основные особенности оборонной политики и некоторые другие авторы. В магистерской работе также были использованы новостные статьи из таких известных изданий как Die Welt и Deutsche Welle.
При рассмотрении работ отечественных и зарубежных авторов, можно выявить, что анализ позиций отдельных европейских стран по отношению к ОПБО в основном находится в работах зарубежных авторов. Российские авторы наибольшее внимание уделяют самому процессу построения и развития ОПБО.
Структура работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя подразделы, посвященные конкретным тематическим аспектам, заключения и списка использованной литературы и источников. Каждая глава посвящена определенному фрагменту изучаемой темы и имеет завершающие логические выводы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, описываются цели и задачи работы, а также объект и предмет, указываются хронологические и территориальные рамки и теоретические и методологические основы. Также во введении предоставляется характеристика примененной источниковой базы и историографический анализ темы исследования.
Первая глава «Эволюция формирования Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» состоит из трех подразделов, которые обозначены как «Теоретические предпосылки становления ОПБО ЕС», «Формирование Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и «Институты, инструменты и основные направления ОПБО». Все три подраздела посвящены проблеме становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза. В первом разделе рассматриваются теории, объясняющие сам феномен ОПБО и причины его возникновения. Во втором разделе обозначены этапы развития ОПБО, начиная с исторических предпосылок к формированию данной политики в качестве отдельного направления деятельности ЕС и первой подписанной декларации между Германией и Францией, заканчивая положением ОПБО в настоящее время. Третий раздел посвящен обзору основных институтов и механизмов, необходимых для реализации ОПБО. Также дается краткая характеристика основных направлений деятельности.
Вторая глава звучит как «Позиция Германии относительно вопроса становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и включает в себя четыре подраздела: «Роль Германии в развитии военно-политических структур безопасности Европейского союза», «Реализация положений Европейской стратегии безопасности во внутреннем законодательстве Германии», «Дискуссии в ФРГ по вопросам Общей политики безопасности и обороны ЕС» и «Вектор НАТО во внешней политике Германии по проблеме европейской безопасности и обороны». Основной задачей данной главы является анализ отношения Германии к процессу становления ОПБО ЕС, а также изучение ее непосредственного участия в развитии данного направления. Первый раздел включает характеристику участия Германии в процессе становления и развития ОПБО ЕС, ее деятельности в данном направлении, описанию ее политики как в отношении Европейского союза, так и НАТО. Второй раздел посвящен Европейской стратегии безопасности и интерпретации Германией положений данной стратегии ЕС во внутриполитических документах по обороне и безопасности. В третьем разделе приводятся мнения и оценки политической верхушки, экспертов, исследователей и представителей политических партий относительно построения ОПБО и вклада ФРГ в данную политику. В четвертом параграфе рассматриваются отношения Германии с НАТО и вклад НАТО в развитие ОПБО ЕС.
Третья глава называется «Деятельность Германии в области реализации европейской Общей политики безопасности и обороны». Она состоит из трех подразделов, которые звучат как «Военный потенциал Германии в рамках кризисного урегулирования», «Участие ФРГ в миротворческих операциях и гуманитарных миссиях ОПБО ЕС» и «Перспективы дальнейшего развития ОПБО ЕС». Данная глава показывает непосредственное активное участие Германии в осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Европейского союза. Изучение производится за счет рассмотрения участия Германии в миротворческих операциях и антикризисном урегулировании, которые рассматриваются в первом и втором разделах. В третьем разделе проводится характеристика основных возможных сценариев развития ОПБО ЕС в ближайшие несколько лет и рассматриваются основные факторы, препятствующие дальнейшему интенсивному развитию политики.
В заключении представляются конкретные выводы, полученные в результате исследования данной темы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!