Религиозная философия А.Ф. Лосева
Религиозно-философская концепция А.Ф. Лосева несет на себе печать своего происхождения: она вобрала в себя все богатство своих идейных истоков и претворила его в разветвленную, но целостную систему категорий. Проект абсолютной мифологии призван обновить европейскую культуру и вдохнуть в нее новую жизнь посредством переопределения ее мировоззренческих оснований и базовых понятий. В конечном итоге, этот проект можно рассматривать как своеобразную версию «радикальной ортодоксии», предвосхитившую основные идеи этого направления: критика идеи секулярной автономии, деконструкция основных понятий модерна, стремление переосмыслить святоотеческое наследие в новой исторической ситуации и др. В то же время он имеет и ряд существенных отличий: в то время как представители современной «радикальной ортодоксии» стремятся построить надконфессиональную христианскую теологию, религиозно-философский проект А.Ф. Лосева является сугубо конфессиональным, призванным интегрировать всю историю православной мысли и раскрыть ее философские возможности.
Наследие русских религиозных философов представляет собой уникальную традицию европейской мысли. Ее уникальность заключается в творческом развитии достижений европейской философии на основании другого религиозного и мировоззренческого фундамента, слабо представленного в западной Европе – православия, в свою очередь приводящего к реализации скрытых философских возможностей этой религии. Религиозно-философские проекты русских религиозных философов Серебряного века были направлены на преодоление кризиса европейской культуры и поиска ее новых оснований.
Религиозно-философская концепция А.Ф. Лосева несет на себе печать своего происхождения: она вобрала в себя все богатство своих идейных истоков и претворила его в разветвленную, но целостную систему категорий. В то же время эта система не является безжизненной абстракцией, поскольку она выступает диалектическим упорядочиванием основных феноменов полноценного и живого опыта («Диалектика – абсолютный эмпиризм, ставший абсолютной мыслью»).
Проект абсолютной мифологии призван обновить европейскую культуру и вдохнуть в нее новую жизнь посредством переопределения ее мировоззренческих оснований и базовых понятий. В конечном итоге, этот проект можно рассматривать как своеобразную версию «радикальной ортодоксии», предвосхитившую основные идеи этого направления: критика идеи секулярной автономии, деконструкция основных понятий модерна, стремление переосмыслить святоотеческое наследие в новой исторической ситуации и др. В то же время он имеет и ряд существенных отличий: в то время как представители современной «радикальной ортодоксии» стремятся построить надконфессиональную христианскую теологию, религиозно-философский проект А.Ф. Лосева является сугубо конфессиональным, призванным интегрировать всю историю православной мысли и раскрыть ее философские возможности. Можно сказать, что религиозно-философский проект А.Ф. Лосева более соответствует названию и сути этого движения, поскольку он представляет собой «радикальное православие», одновременно обращенное к своим историческим корням в виде святоотеческого и библейского наследия и стремящееся интегрировать достижения новоевропейской науки и европейской философии на всем протяжении ее истории: от античности до неклассической философии.
Источники:
Иванов Вяч. И. Две стихии символизма // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. Ст. и прим. В. М. Толмачева. – М.: Республика, 1994. – С. 143 – 169.
Иванов Вяч. И. Мысли о символизме // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. Ст. и прим. В. М. Толмачева. – М.: Республика, 1994. – С. 191 – 198.
Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы» // Иванов В.И. Собрание сочинений: в 4 т. Т.4. – Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. С. 437 – 444.
Иванов Вяч. И. Символизм // Иванов В.И. Собрание сочинений: в 4 т. Т.2. – Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. – С. 652 – 669.
Лосев А.Ф. 11 тезисов о Софии, Церкви, Имени // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 243 – 246.
Лосев А.Ф. Абсолютная диалектика – Абсолютная мифология / Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 263 – 298.
Лосев А. Ф. Анализ религиозного сознания // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 265 – 269.
Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос/Сост. и ред. А.А. TaxоГоди.—М.: Мысль, 1993. С. 61 – 612.
Лосев А.Ф Владимир Соловьев и его время / А.Ф.Лосев: предисл. А.А. Тахо-Годи. – 2-е изд., исправл. –М.: Молодая гвардия, 2009. – 617 [7] с.: ил.
Лосев А.Ф. Высший синтез как счастье и ведение // Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х – начала 1920-х годов / Общая ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. – М.: Прогресс- Традиция, 2015. С. 63 – 77.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 5 – 216.
Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение/Сост. А. А. Тахо- Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.— М.: Мысль, 1995.— С. 5 – 296.
Лосев А.Ф Дополнения к «Диалектике мифа» // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 377 – 514.
Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О божественных именах» / А.Ф.Лосев; подг. текста и общ. ред. А.А.Тахо-Годи. – СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга – СПб», 2009. – 224 с.
Лосев А.Ф. Из последних воспоминаний о Вячеславе Иванове/ Эсхил Трагедии в пер. Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. С.464 – 466.
Лосев А.Ф. Имяславие // Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х – начала 1920-х годов / Общая ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. – М.: Прогресс- Традиция, 2015. С.593 – 604.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика/Худож.- офор. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 624 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / Худож.- офор. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 960 с.
Лосев А.Ф. История эстетики (фрагмент). Эллинистически-римская эстетика / Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. — М.: Мысль, 2010. С. 573 – 600.
Лосев А. Ф. Краткая история имяславия // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 284 – 288.
Лосев А.Ф. Миф – развернутое магическое имя. // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С.217 – 232.
Лосев А.Ф. Первозданная сущность // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 233 – 262.
Лосев А.Ф. Реальность общего. Слово о Кирилле и Мефодии https://pravzhizn.ru/pravme/2017-05-25-slovo-o-kirille-i-mefodiiinok-andronik.html
Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994.— С. 299 – 526.
Лосев А.Ф Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. – М.: Советский писатель, 1990. – 320 с.
Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос/Сост. и ред. А. А. TaxоГоди.—М.: Мысль, 1993. С. 613 – 801.
Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 246 – 253.
Лосев А.Ф. Я сослан в 20 век…: В 2 т.- Т. 2. – М.: Время, 2002. – 688 с.
Тахо- Годи А.А. Лосев. – 2-е изд., испр. и доп. — М: Молодая гвардия, 2007. – 534 [10] с.: ил.
Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – СПБ.: Питер, 2006. – 430 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!