Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования

Дорофеева Татьяна Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АННОТАЦИЯ к выпускной квалификационной работе студента магистратуры по программе «Правовое регулирование природопользования» Дорофеево й Татьяны Алексеевны Тема выпускной квалификационной работы: «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования» Цель и задачи исследования: Основная цель работы состоит в изучении правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявлении его проблемных аспектов и формулировании предложений по их разрешению Автор ставит задачами: – представить общую характеристику правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России; – изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде; – выявить тенденции и проблемы развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде; – исследовать существующий организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации. Выводы, сделанные по результатам исследования: – определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются – выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда; – для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование; – в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта; – в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации; – требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда. – на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»; – следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект; – в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом; – в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус “накопленного” необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель; – требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет; – новый административно-правовой подход в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечивает долговременное осуществление учета и ранжирования загрязненных и деградированнных объектов на устойчивой основе; – эффективность правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде может быть снижена, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проведение мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, организации работ по ликвидации накопленного вреда в обязанность не вменяется.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
1.1. Общая характеристика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России 7
1.2. Зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде 19
Глава 2. Современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
2.1. Тенденции развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде 26
2.2. Терминология закона и определение предмета правового регулирования общественных отношений по ликвидации накопленного вреда окружающей среде 37
2.3. Организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации 45
Заключение 57
Список использованной литературы 60

Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций является необходимым условием устойчивого развития общества и улучшения качества жизни и здоровья населения.
Согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» на протяжении многих лет в местах проживания большого количества людей сохраняется низкое качество окружающей среды, что напрямую влияет на формирование неблагоприятных условий для жизни миллионов россиян.
Причины этого кроются не только в новых проблемах в сфере экологии. Усугубление современного экологического кризиса связано в том числе с неблагоприятным экологическим наследием советской и даже предшествующей ей эпох. Они прошли под эгидой увеличения прибыли, мощностей, но не устойчивого развития и экологичности производственного процесса. Территория самой большой страны мира позволяла загрязнять тысячи гектар земель и создавать хранилища опасных отходов, не предусматривая средств на их обезвреживание и уничтожение.
В связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных, военных и других опасных объектов в течение последних десятилетий проблемы, связанные с накопленным вредом окружающей среде, резко обострились и потребовали своего решения. Они стали причиной сдерживания экономического роста, снижения экологических рейтингов территорий и, как результат, барьером для наращивания иностранных и отечественных инвестиций. Помимо этого, полигоны, свалки, накопленные шламы, отвалы, другие отходы промышленных предприятий, почвы и воды, загрязненные химическим компонентами, бактериями, грибами, вирусами и паразитами, стали создавать значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них. Одной из основных причин возникновения болезней органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы, инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, формирования врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений сегодня является санитарно-гигиенический фактор.
Реализация комплекса мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, на данный момент отнесена к числу приоритетных задач экологической политики Российской Федерации. Длительное время практические действия по решению этой проблемы носили ограниченный характер. Ликвидация накопленного вреда осуществлялась в «ручном режиме» путём принятия актов, где в качестве объектов с выявленным историческим загрязнением, значились только конкретные территории и акватории с таким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, которое требовало принятия самых неотложных мер. Только с 2017 года с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а впоследствии и ликвидации такого вреда, стало осуществляться на уровне закона.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения эффективности экономики, инвестиционной привлекательности страны, отдельных территорий и предприятий, обеспечения высокого качества жизни людей, их здоровья за счет ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что должно сопровождаться созданием соответствующих нормативно-правовых условий.
Целью работы является исследование правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявление его проблемных аспектов и формулирование предложений по их разрешению.
Объектом исследования являются общественные отношения по осуществлению выявления, оценки, учёта объектов накопленного вреда окружающей среде и по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Предмет исследования составляют нормы федерального законодательства, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде, нормы зарубежного законодательства, научно-теоретические взгляды на указанные отношения.
Задачи исследования:
– представить общую характеристику правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России;
– изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
– выявить тенденции и проблемы развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
– исследовать существующий организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе на основе комплексного анализа теории и практики правового регулирования общественных отношений в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде выявлены соответствующие тенденции и проблемы развития российского законодательства, внесены предложения по его совершенствованию.
Методы исследования. Основу исследования составил всеобщий диалектический метод. Также использовались общенаучные (метод сравнительного и системного анализа, метод абстрагирования) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, системный, технико-юридический) методы. Они использовались в сочетании с такими логическими приемами, как анализ, синтез, дедукция и индукция.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на 57 страницах компьютерного текста. Список использованной литературы включает 63 наименования.

В процессе исследования автор руководствовался целью изучения правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявления его проблемных аспектов и формулирования предложений по их разрешению.
В первой главе работы изучены теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В рамках выполнения задач исследования был сделан ряд выводов:
– определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются – выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда;
– для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование;
– в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта;
– в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации;
– требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Во второй главе проанализирована современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде и представлены выводы, соотносимые с задачами исследования:
– на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»;
– следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект;
– в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом;
– в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус “накопленного”необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель;
– требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;
– новый административно-правовой подход в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечивает долговременное осуществление учета и ранжирования загрязненных и деградированнных объектов на устойчивой основе;
– эффективность правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде может быть снижена, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проведение мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, организации работ по ликвидации накопленного вреда в обязанность не вменяется.

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет